Статья "Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс"
статья по биологии (5 класс) на тему

В статье представлен опыт по формированию исследовательских умений у учащихся на уроках биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nurieva_e.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Нуриева Е.В.

                                           учитель биологии СОШ №41 г.Борзя

Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс

Одна из целей изучения  предмета биология  - всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний  и умений в повседневной жизни . Предмет биология в школьном курсе имеет исследовательский характер    содержания, следовательно имеет все возможности для развития у обучающихся исследовательских умений.

Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом виде».
Савенков А.И. выделяет следующие общие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи [2].

  Развития исследовательских умений на уроках биологии в пятом классе  включает: определение для каждого урока задач по развитию исследовательских умений; насыщение уроков  заданиями проблемно-исследовательского характера; организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников; демонстрация опытов и экспериментов с их последующим обсуждением.

Наиболее эффективные методы и методические приемы, включение которых в уроки биологии обеспечивает развитие исследовательских умений: проведение поисковых бесед, обмен мнениями, частично-поисковые и исследовательские наблюдения, опыты и эксперименты; выполнение практических заданий, творческая самостоятельная работа, самонаблюдения; проведение практических и лабораторных работ; создание проблемных ситуаций; сравнение, анализ, выводы, доказательства, составление плана.

 За основу развития исследовательских умений берём модель Мухамбетовой А.Б.[1].

Социальный заказ

Гуманистическая парадигма

Возможности курса биологии

Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии

Исследовательские умения —

 это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение  процессов, фактов, явлений.

ПОДХОДЫ

Личностный

Личностно-деятельностный

Деятельностный

Учебное биологическое содержание

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ  

Исследовательские умения

КОМПОНЕНТЫ

Мотивационный

Содержательный

Операционный

Педагогические условия

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы развития исследовательского умения

Постановка цели

Знакомство с выполнением действия

Усвоение или восстановление знаний

Показ образца данного действия

Практическое овладение действием

Самостоятельное и систематическое упражнение

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Практические и лабораторные работы

Создание проблемных ситуаций

Выполнение  практических заданий, решение проблемных задач

Исследова-тельские наблюдения и опыты

Поисковая беседа, дискуссий

Самонаблюдения

Свободное общение, обмен мнениями

Использование  оборудования, средств, материалов для исследования.

Творческая  самостоятельная работа

Фронтальная, групповая работа с классом

Методы и приемы

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Дидактические средства

Анкетирование

Тестирование

Творческие работы

Контрольные срезы

Наблюдения за учащимися

Диагностика развития исследовательских умений

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

 Критерии развития исследовательских умений

Уровни развития исследовательских умений

Результат

Развитие исследовательских умений

   Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в 5 классе. Организация исследовательской деятельности на уроке предполагает развития у школьников предметных (биологических) умений: умение пользоваться увеличительными приборами (тема «Устройство увеличительных приборов»); умение готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом ( приготовление препарата кожицы чешуи лука, пластиды в клетках томата и листа элодеи); умение ставить простейшие опыты (выявление наличия органических и минеральных веществ в клетках растений); умения проводить наблюдения ( выращивание культуры  картофельной и сенной палочки) и самонаблюдения ( развитие побегов  из почек).  Выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования  происходит в форме диалога,  который предполагает обмен   информацией  о ходе исследования  и его результатах. У учащихся формируются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать.

Для того, чтобы процесс развития исследовательских умений был эффективным, необходимо организовать определенные последовательные этапы овладения данными умениями: постановка цели (мотивационный); знакомство с  выполнением действия, которым надо овладеть; усвоение или восстановление знаний, на основе которых будут вырабатываться эти умения,  формулировка правил осуществления действия; показ образца данного действия; практическое овладение действием, выработка правильного умения; самостоятельные и систематические упражнения.

 Самостоятельное открытие – это вера в собственный успех .Ученик самоутверждается как личность. Возникает интерес  к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания , мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.

Литература

  1. Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. - № 2. – С. 109-114.
  2.  Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  3. Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. ООО «Глобус, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие исследовательских умений» для учащихся 6 классов .

В данной презентации предлагаются задания,позволяющие учащимся самостоятельно выяснить пропорциональную зависимость величин,связанных с движением....

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"

Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....

Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.

В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...

Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.

Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....