Содержание учебного предмета в рабочей программе 10 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме

Громова Татьяна Ефремовна

Сведения о программе

Рабочая  программа по биологии составлена на основе

·         Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  образования.

·         образовательной программы среднего (полного) образования утвержденный приказом №101 МБОУ «Гимназия №2» от 08.08.2012 г.

·         УМКПономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_uchebnogo_predmeta_biologiya_10kl.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

№ п\п

Тема

Содержание

Количество часов

Планируемый  предметный результат

Виды и формы текущего и итогового  контроля

1.

Введение в курс общей биологии

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Содержание понятия «культура» и противопоставление его понятию «натура». Культура и цивилизация. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Лабораторная работа 1.

«Определение и морфологическое описание вида»

Экскурсия:» Осенние явления в живой природе»

12 часов

Знать, понимать:

  • общие свойства живого;
  • многообразие форм жизни;
  • уровни организации живой природы 

У  Уметь:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека;
  • давать характеристику уровням организации живой природы;

термины и понятия,  которые необходимо знать

  • самовоспроизведение
  • автотрофы
  • гетеротрофы
  • рост
  • развитие
  • биосистема
  • уровни организации жизни

тестирование по теме «Введение в биологию»

Лабораторная работа 1:

«Определение и морфологическое описание вида»

Экскурсия: «Осенние явления в живой природе»

2.

Биосферный и уровень организации жизни

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосферы. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.

Мир живой биосферы в литературе. Естественное и духовное. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры.

Лабораторная работа 2.Оценка состояния условий окружающей среды

15 часов

  • Знать:
  • что такое биосфера;
  • границы биосферы;
  • биомассу поверхности суши и Мирового океана;
  • функции живого вещества;
  • роль человека в биосфере

Уметь:

  • выявлять признаки приспособленности видов;
  • определять границы биосферы;
  • описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;
  • прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ;
  • предлагать пути преодоления экологического кризиса

тестирование по теме «Биосферный уровень организации жизни»

Лабораторная работа 2. «Оценка состояния условий окружающей среды»

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экологические законы природопользования.

Образ леса в художественных произведениях и народном творчестве. Лес как основа формирования мировоззрения многих народов России, этического отношения к живому миру, к окружающей среде, к природному богатству страны; как источник развития культуры, видов искусства и народного творчества. Лес как достояние страны и всего народа; проблемы гибели леса, сохранение и восстановление леса как показатели культуры человека и общества.

Лабораторная работа 3.

«Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов)».

17 часов

Знать:

  • предмет и задачи экологии;
  • что такое биоценоз, биогеоценоз, экосистема;
  • основные экологические факторы;
  • структуру и функции биогеоценозов;
  • основные пищевые цепи;
  • что такое сукцессия

Уметь:

  • пользоваться научной терминологией;
  • характеризовать экологические факторы;
  • приводить примеры биогеоценозов;
  • составлять цепи питания;
  • приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

тестирование по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Лабораторная работа 3.

«Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов)».

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основана единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие рабы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биологическое разнообразие-современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биоразнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Охрана редких и исчезающих видов. Понятия «редкие», исчезающие и охраняемые виды. Проблема сохранения биологических видов на Земле в международных программах XXI в. Идеи сохранения видов в естественнонаучных и философских дискуссиях. Значение культуры личности и общества в целом в защите разнообразия видов на Земле.

Лабораторная работа

Изучение морфологических критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии коллекциях животных.

24 часа

Знать:

  • эволюционную теорию

Ч. Дарвина;

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;
  • доказательства эволюции органического мира:
  • сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические;
  • вид, его критерии;
  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции;
  • формирование приспособлений в процессе эволюции;
  • видообразование: географическое и экологическое;
  • главные направления эволюции: прогресс и регресс;
  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Уметь:

  • пользоваться научной терминологией;
  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида;
  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции;
  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

тестирование по теме «Популяционно – видовой уровень организации жизни»

Лабораторная работа 4.

«Изучение морфологичес-ких критериев вида на примере живых комнатных растениях или гербарии,коллек-циях животных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание учебного предмета. Природоведение «Неживая природа» 6 класс

№Содержание предметаКол-во часов1Введение.42Вода143Практическая работа «Измерение температурыводы.14Лабораторная работа «Фильтрование воды»14Воздух135Полезные ископаемые156Практическая работа «Распозн...

Содержание учебного предмета.География 9 класс

Содержание учебного предмета География9 класс    №Содержание предметаКол-во часов1Политическая карта Евразии12Европа. Западная Европа63Южная Европа54Северная Европа35Восточная...

Рабочая программа по немецкому языку 2-4 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)

  Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной...

Рабочая программа по немецкому языку 5-9 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)

Рабочая программа  учебного предмета «Иностранный язык» составлена на основе следующих нормативных документов:1.   ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российск...

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 2017 – 2018 уч.гг (5 – 9 классы)

Каждый учитель, готовясь к новому учебному году, составляет рабочую программу. Будет ли она составлена самостоятельно, возможно, использование авторских программ, возможно, будет дополнена важным, нео...

Алгебра 7 класс ,УМК Никольский , содержание учебного предмета .

Материал  по алгебре 7 класса  : "Содержание учебного предмета"  ...