Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по биологии на тему

Соколова Светлана Вячеславовна

Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья   школьника. Программа «Здоровьесберегающая деятельность школы в   учебно – воспитательном  процессе »  предназначена для руководства работой школы в режиме инновационного развития, обеспечения безопасной и здоровой  среды жизни школьников в  условиях осуществления  УВП сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_shkoly.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А. Я. Тимова - победитель конкурса ОУ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.С 2004 года школа является активным участником ПНП «Образование». За этот период она стала ресурсным центром, «Школой здоровья», получила статус муниципальной экспериментальной площадки.

  Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья   школьника. Программа «Здоровьесберегающая деятельность школы в   учебно – воспитательном  процессе »  предназначена для руководства работой школы в режиме инновационного развития, обеспечения безопасной и здоровой  среды жизни школьников в  условиях осуществления  УВП сельской школы.

Образовательные учреждения являются единственной системой  общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода всех детей и подростков страны. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к  воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов среды.

 Стремительное ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Наука и медицина свидетельствует, что только 11% учащихся выходят из стен школы здоровыми.

Ухудшение здоровья детей прогрессирует. Снизились показатели физического развития детей (замедлился рост, увеличилось число низкорослых детей, детей с  низкой массой тела), замедлились темпы полового созревания, ухудшилась их физическая работоспособность.

Результаты анкетирования нашей школы показывают, что только 45% детей оценивают свое здоровье как хорошее. При этом каждый шестой затрудняется в оценке своего здоровья.

Чтобы воспитать у детей ответственное отношение к собственному здоровью, необходимо уходить  от роли менторов, поучающих ребят, как жить, что есть, как  двигаться. Выбор такой миссии школы  предусматривает демократический подход в обучении. Ребенок сам решает, нужны ли ему знания, умения и навыки для сохранения здоровья.

Среди учебных  школьных дисциплин есть целый ряд предметов, где ученик может получать какие – либо знания о здоровье и здоровьесбережении. Но знания не есть умения и навыки. Поэтому из-за формального, отстраненного от жизни обучения эти знания мало  применяются  школьниками.

В ходе реализации программы организация учебно – воспитательного процесса в школе строиться на:

  • пропаганде здорового образа жизни ученика, педагога;
  •  создании условий для ликвидации перегрузок учащихся;
  • обеспечении равных возможностей в достижении прочных качественных знаний;
  • стремлении учащихся к успеху, творчеству, к достижению высоких результатов;
  •  создании условий для духовного роста педагогов, учеников, их саморазвития;
  • выявлении основных направлений воспитания личности гражданина России и малой  Родины;
  •  обучении, ориентированном на результат.

Ожидаемая модель выпускника школы

Школа ставит цель: к окончанию школы должна быть сформирована личность

  •  физически и духовно здоровая;
  •  свободная;
  •  творчески мыслящая, интеллектуальная,  способная переживать и сопереживать, участвовать в духовом  развитии общества;
  •  способная к самосовершенствованию и поиску смысла жизни, своего предназначения;
  •  обладающая культурой мыслей, чувств, речи;
  •  руководствующаяся в совей деятельности общечеловеческими  ценностями и нормами;
  •  готовая к осознанному выбору и предложению образования;
  •  отказывающаяся от заблуждений жизни.

Достижение целей, поставленных в программе, предполагается путем решения следующих задач:

  1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья учащихся:
  • разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физические аспекты);
  • диагностика состояния здоровья учащихся с первого класса до окончания школы;
  • диагностика среды  жизнедеятельности учащихся (в школе, на  улице, дома, семейную среду и экологию);
  • создание информационного банка по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно – гигиеническим и медицинским составляющим состояния  здоровья учащихся;
  •  выявление «группы риска» по школьной и социальной дезадаптации;
  • выявление учебных возможностей и затруднений учащихся, их анализ и пути преодоления затруднений;
  • изучение санитарно -  гигиенических условий  питания и принятия мер для организации горячего питания, диетического питания, внедрение сбалансированного питания.

2. Разработка комплексных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья, здорового образа жизни   (валеологическое образование):

  • создание материальной базы для деятельности, связанной с реализацией программы;
  • использование различных методов содействующих здоровью: медицинские (профилактика близорукости, дотация витаминов, санация ротовой полости и т.д.),  психологические (коррекция дисграфии, дисплексии и т.д.), педагогические (уроки «здоровья», виды физической активности, ЛФК и т.д.);
  • организация подготовки классных руководителей и учителей в овладении метолов работоспособности, преодоление утомления и  технологических методов коррекции и реабилитации с нарушением физического и психологического развития;
  • разработка профилактических мероприятий, уменьшающих риск возникновения хронических заболеваний;
  • адаптация и внедрение  социальных технологий, направленных на уменьшение  видов  насилия в семье, школе;
  • введение в учебно – воспитательный процесс фитопрограмм.

Необходимые условия проведения

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс с обеспечением профильного обучения стал главным ориентиром развития. В школе за эти годы был накоплен определенный  опыт работы,  как с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими. Учитывая наличие в школе предпрофильных и профильных классов, обучения на дому  больных детей, учителями – предметниками разработан и обобщен опыт работы  по разноуровневому обучению и сохранению психологического здоровья детей.

В практику работы нашей школы прочно вошли обязательное проведение «Зарницы», «Дня здоровья», турниры для учащихся 1-11 классов, месячников «За здоровый образ жизни»,  внутришкольных спартакиад, учащиеся ведут исследовательскую работу по вопросам охраны окружающей среды, здоровья (результаты исследований предоставлены в реферате), конкурсы «Говорим о правильном  питании».

Модель здоровья школьника:

  • Здоровье физическое: 

совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

  • Здоровье социальное:  

моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «Я», самоопределение.

  • Здоровье психическое:

высокое  сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к  действию.

Главное условие для успешного решения валеологической проблемы – воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

  •  культуры физической – управление движением;
  • культуры физиологической – управление процессами в теле;
  • культуры психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
  •  культуры интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями.

Методы и формы здоровьесберегающей деятельности школы:

  1. Анализ инфраструктуры и внутришкольной среды;
  2. Анализ организации учебного процесса;
  3. Анализ организации двигательного режима и физкультурно – оздоровительной работы;
  4. Анализ организации  работы по формированию ценности здоровья  и здорового образа жизни;
  5. Анализ состояния медицинской помощи, состояния здоровья школьников;
  6. Выделение школьных факторов риска;
  7. Определение комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей  деятельности по каждому направлению.
  8. Организация системной работы;
  9. Мониторинг состояния здоровья школьников;
  10. Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Сохранение физического и психологического здоровья.

Подготовка выпускников школы, владеющими знаниями о здоровом образе жизни и осознающими ответственность за свое здоровье, видящими прямую связь между своим поведением и здоровьем.

Разработка программы и создание системы медико – профилактической работы в школе.

Разработка программы образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни.

Разработка модели здоровьесберегающего обучения.

Разработка системы работы по созданию единого валеологического поля.

Принципы:

  1. Усвоение учащимися гигиенических и медицинских знаний и соответствующих физиологическим, биоэнергетическим, нейропсихологическим  особенностям возраста;
  2. Познание элементарных законов психического духовного, эмоционального и интеллектуального развития человека;
  3.  Развитие жизненно важных функциональных резервов организма;
  4. Снятие у учащихся чувства тревожности, предупреждение неврозов, интеллектуальное возвышение учащихся;
  5. Познание окружающего мира через познание человека, его соотношение с самим собой, обществом, природой;
  6. Валеологические подходы к современному уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

Эффективное использование ресурсов информационного центра школы в учебно-воспитательном процессе.

ИЦШ МОУ «СОШ №5» города Ржева начал свою работу 16 марта 2009 года. Центр работает ежедневно с 8-30 до 17-00, в субботу до 13-30. ИЦШ состоит из трёх зон – зоны групповой работы и зоны индивидуа...

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"

В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.

  Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Общее самочувствие ─  это и физические характеристики организма, и лич...

Информационный сборник "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

   Информационный сборник включает в себя: тезаурус, классификатор описание здоровьесберегающих технологий, список литературы. Представленные материалы могут быть использованы в практ...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...