Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otdel_mokhovidnye._5.docx94.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений »6 класс

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • показать черты усложнения  в организации мхов по сравнению с водорослями.
  • познакомить со средой обитания и распространения мхов.
  • раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
  • познакомиться с видами мхов занесенных в  Красную книгу
  • познакомиться с многообразием мхов Краснодарского края.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации,
  • научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,
  • Развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,
  • Оценивать свои знания и умения.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма,
  • Формировать умения работать в парах и группах,
  •  Воспитывать ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.

Средства обучения:

  • Гербарии мхов (сфагнум, кукушкин лён, плеурозий, птилиум).
  • Красная книга

Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2.  Этап проверки домашнего задания
  3. Этап постановка темы и цели урока
  4. Этап изучения нового материала
  5. Этап обобщения знаний
  6. Этап постановки проблемы
  7. Этап домашнего задания
  8. Этап рефлексии

Ход урока:

  1. Организационный момент, психологический настрой
  2. Этап проверки домашнего задания
  • Фронтальный опрос по теме «Многообразие пресноводных и морских водорослей»

Выполнение теста по водорослям

 Тест

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А. улотрикс

В. носток

С. хламидомонада

3. Водоросли относят к низшим растениям потому что у них нет:

А. корней

В. стеблей

С. всего перечисленного

4. Хроматофор в виде пояска у:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

5. Водоросль которая вызывает цветение воды в прудах:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

. К сине-зеленым водорослям относится:

А. хлорелла

В. хламидомонада

С. носток

7. Водоросли имеющие панцирь из кремнезема:

А. сине-зеленые

В. зеленые

С. диатомовые

8. Какой признак является видовым

А. форма хроматофора

В. наличие жгутиков

С. место обитание

9. Водоросль которую можно найти в обыкновенной луже:

А. носток

В. вольвокс

С. хлорелла

10. Колониальная одноклеточная водоросль:

А. носток

В. вольвокс

С. Хлорелла

Перекрестная проверка теста Ответ:  САСАСССАСВ

3. Этап  постановки темы и цели урока

  • Фронтальный опрос

Чем отличаются высшие растения от низших растений?

Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений  есть сформированные  органы  (корень, стебель, лист, цветок).

Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?

Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

Так какая у нас сегодня тема урока?

Тема нашего сегодняшнего урока  Отдел Моховидные.  Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.  .Слайд №1

Какую цель мы сегодня будем преследовать?

Цель нашей работы  дать общую характеристику мхов как высших споровых растений, изучение видового состава мхов .Слайд №2

4. Этап изучения нового материала

  • Интерес к новому материалу вызываю несколько необычным для учащихся вступлением — чтением стихотворения В. Рождественского «Мох» (иногда это делает заранее подготовленный ученик).

Меж клюквы и морошки

 Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

 Куда ни глянь — растет.

Он снизу — беловатый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

    Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны 

Лечил в глуши лесной.

Прочитав стихотворение, я сообщаю ребятам, что в нем говорилось о торфяном мхе — сфагнуме, знакомлю с изображением этого растения Слайд №4,5. Рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свойствами, в чем они сами смогут убедиться, если проведут небольшую практическую работу. Раздаю кусочки высохшего мха, предлагаю внимательно рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После того как учащиеся заложили опыт, предлагаю им посмотреть на классную доску, на которой заранее было написано стихотворение. Перед школьниками вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчеркнутые словосочетания. Приступая к разбору содержания стихотворения, задаю вопрос: «Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?»

  Как правило, учащиеся не могут ответить на этот вопрос: им не хватает знаний. Возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Для решения проблемы предлагаю послушать мой рассказ, попытаться найти в нем ответы для объяснения смысла подчеркнутых слов.

Рассказываю учащимся о строении сфагнума, обязательно подчеркиваю, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент — хлорофилл — в них разрушен («снизу — беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше — зеленей»).

После объяснения этой части учебного материала предлагаю шестиклассникам рассмотреть положенный в воду мох и сделать выводы. Учащиеся на основании результатов проделанной работы отмечают, что сухой мох, опущенный в воду, быстро впитывает в себя большое количество влаги и значительно увеличивается в весе. В целях закрепления учебного материала, изученного на этой части урока, учитель заключает, что мох обладает высокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»).

Общая характеристика мхов (рассказ с элементами беседы, необходимая информация записывается в виде краткого конспекта).

Подцарство:         Высшие (споровые) растения.

Отдел:                   Моховидные (20 000-25 000 видов).

Представители:   Мхи.  Слайд №3.

  • Рассказ учителя о количестве видов мхов произрастающих в Краснодарском крае.
  • Фронтальная работа по гербарию мхов (сфагнум, кукушкин лён).
  • Выполнение Лабораторной  работа №14. «Изучение внешнего строения моховидных»

Выданные  2  первых гербария  вам знакомы. Давайте назовем их и перечислим основные отличительные признаки каждого.

Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах. Слайд №10.

Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами. Слайд №11,7,8,9.

Озвучивание выводов проделанной работы.

  • Индивидуальная работа по определению видов мхов.     

 «Зелёный мох – кукушкин лен», прошу обратить внимание на особенности строения мха, важнейшие жизненные свойства.

Для закрепления изученного материала детям даются вопросы.

1.На слайде «Зелёный мох кукушкин – лён» найти главные части мха.

2. Рассмотрите верхушки растений, найдите женские и мужские растения (спорофит, гаметофит).

3. Рассмотрите коробочку со спорами, вспомните ещё раз термин «спора» и каково значение спор в жизни растений? Слайд №11

4. Цикл развития зеленого мха записываем в виде краткого конспекта.

Слайд №12,13.

  • Фронтальное составление таблицы

  • Показ учащимся видов мхов Занесенных в Красную книгу.
  • Групповая работа по заполнению таблицы положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.

Слайд №14,15.

Положительное значение

Отрицательное значение

  • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
  • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
  • Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
  • Мхи (сфагнум) используются в строительстве
  • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
  • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

5. Этап обобщения знаний

Индивидуальное прогнозирование оценки знаний

Спрогнозируйте, на какую отметку вы усвоили материал урока.

(прогнозируют отметку «3», «4», «5»)

Диалог вопрос – ответ

1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)

2. Самые распространенные мхи в Краснодарском  крае? (сфагнум, кукушкин лён).

3. Какое положительное значение имеют мхи?

Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

Мхи (сфагнум) используются в строительстве

    4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен?Леса - зеленомошники

5. Почему мхи относятся к высшим растениям?У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

Какие отметки вы поставили бы себе за  изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)

     6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока .

Подведение итогов. (выставление оценок)

7. Этап домашнего задания

Записи в тетради.

     §38(с.139-142),

     отв. на в: с. 143.

     Приготовить дополнительный материал по теме

 «Мох – сфагнум» в виде презентации. Слайд №16

8. Этап рефлексии Слайд №17.

Ответы на вопросы:

Понравился ли вам урок?

Что вы узнали нового?

Чем на уроке вам было интересно заниматься?

Какие виды работ вы хотели бы проводить на последующих уроках?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Энциклопедия растения М. «Дрофа», 2005

Красная книга РФ, М. «Промиздат»,1994

www/ briofita.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"...

Конспект и презентация к уроку биологии в 6 классе. Мхи - высшие споровые растения.

Разработка и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: Мхи - высшие споровые растения. Строение и значение....

Презентация по биологии на тему "Отдел Моховидные" 6 класс

Презентация разработана по теме "Отдел Моховидные" по учебнику Пономаревой И.Н....

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...