Доказательства эволюции
презентация к уроку по биологии по теме

Данилова Таисия Викторовна

Конспект урока и презентация по теме "Доказательства эволюции"

Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dokazatelstva_evolyutsii.zip2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Доказательства эволюции

Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.

Задачи урока: создать условия для развития:

1.        предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции

2.        общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3.        ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации (видеофрагмент, учебник) для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи через организацию работы в группах;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урока: урок новых знаний

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: мультимедийная презентация

УМК:  В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева «Биология» :учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 320 с.

Ход урока

Слайд 1

А что такое доказательство?

Где вы слышали это слово?

Где используются доказательства?

Что нужно доказывать?

 Как выглядит процесс доказательства?

Скорее всего, учащиеся установят ассоциативную связь с криминальной тематикой, доказательством вины и невиновности.

В процессе обсуждения надо подвести группу к мысли, что доказательство – это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой – процесс установления истины.

        Исходя из того, что мы сейчас с вами  обсудили, сформулируйте цель сегодняшнего урока?

  • А существования чего мы будем доказывать? Что такое эволюция?
  • Используя уже имеющиеся у Вас знания, постарайтесь привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.

Слайд 6-12

Палеонтологические доказательства .

Существуют ли прямые доказательства развития органического мира?

  ( Ископаемые останки.)

Самостоятельная работа с текстом на с.258 и рис.132 на с.259 «Эволюция лошади»- для ознакомления с работой отечественного палеонтолога В.О. Ковалевского, воссоздавшего филогенетический ряд лошади.

Слайд 13-21

Биографические доказательства.        

По этому вопросу выступают два ученика с сообщениями, заостряя внимание на основных положениях доказательств и делая вывод об их роли, как доказательствах эволюции.

Останавливаясь на фауне островов, следует подробнее рассказать о наблюдениях Ч. Дарвина, сделанных на Галапогосском архипелаге, и значении их в создании теории о происхождении видов.

Вывод: чем теснее связь континентов, тем более родственные формы там обитают, чем древнее изоляция частей света друг от друга, тем больше различия между их поселением.

Слайд 22-31

Морфологические доказательства.                        

В основе морфологических доказательств лежат данные науки сравнительной анатомии.

 Сравнительная анатомия – наука, изучающая и сравнивающая внутреннее и внешнее строение  живых организмов.

К доказательствам эволюции этой группы относятся:

 1) наличие в современной флоре и фауне переходных форм, являющихся родоначальниками нескольких систематических групп и сочетающих в себе признаки этих групп организмов

 Переходные формы свидетельствуют о преемственности в эволюции и о том, что низшие дали начало высшим;

2) наличие в пределах класса, типа гомологичных органов, образований, сходных друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

 Гомология связана с наличием у разных видов одинаково действующих наследственных факторов, доставшихся от общего предка.

3) Известно, что Дарвин придавал особенное значение рудиментам и атавизмам, как наиболее убедительным доказательством происхождения  организмов от общих предков

Слайд 32-38

Эмбриологические доказательства.

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относятся:

1. Все многоклеточные организмы, способные к половому размножению, развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетке (зиготы).

2. Закон зародышевого сходства Карла Бэра.

    Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения организмов К. Бэр обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательного класса, отряда, наконец, вида.

3. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера, указывающий на связь индивидуального (онтогенеза) и исторического (филогенеза) развития.

  Закрепление изученного материала

Доказательства эволюции

Наука

Доказательства

Примеры

1. Палеонтология

- ископаемые переходные формы

археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры

- филогенетические ряды

ископаемые формы лошадей

2. Эмбриология

- биогенетический закон

развитие лягушки, бабочки

- закон зародышевого сходства

на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки

3. Сравнительная анатомия, морфология

- гомологические ряды

передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека

- рудименты

копчик, третье веко

- атавизмы

хвост, многососковость у человека

- сравнительные переходные формы

латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая

- общий план строения позвоночных животных

головной мозг хордовых

- клеточное строение

растения, животные имеют клеточное строение

4. Биогеография

- сравнение флоры и фауны континентов

флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства

- островные флора и фауна:

а) материковые

б) океанические

флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента

Галапагосские острова


Тест “Доказательства эволюции”

1. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?

  1. Морфологические.
  2. Эмбриологические.
  3. Палеонтологические.
  4. Биогеографические.

2. Какие организмы являются переходными формами?

  1. Кистепёрые рыбы.
  2. Семенные папоротники.
  3. Археоптерикс.
  4. Прыткая ящерица.

3. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?

  1. Конечности.
  2. Сердце.
  3. Пищеварительный тракт.
  4. Размеры тела.

4. Кто установил филогенетические ряды?

  1. А.Н.Северцев.
  2. В.О.Ковалевский.
  3. Ж.Б.Ламарк.
  4. К.Ф.Рулье.

5. Назовите гомологичные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

6. Назовите аналогичные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

7. Назовите рудиментарные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека

8. Назовите атовизмы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

9. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?

  1. Островные фауна и флора.
  2. Единства происхождения органического мира.
  3. Морфологические.
  4. Эмбриологические.

10. На каких этапах развития зародыши позвоночных обнаруживают наибольшее сходство между собой?

  1. На ранних этапах развития.
  2. На поздних этапах развития.
  3. На протяжении всего эмбриогенеза.
  4. Не обнаруживают никакого сходства.

11. Кто сформулировал биогенетический закон?

  1. Ч.Дарвин.
  2. А.Н.Северцев.
  3. Мюллер и Геккель.
  4. К.Линней.

12. Какие доказательства эволюции основаны на данных эмбриологии?

  1. Островные фауна и флора.
  2. Единства происхождения органического мира.
  3. Морфологические.
  4. Эмбриологические.

13. Сколько зоогеографических областей выделил А.Уоллес?

  1. 4.
  2. 5.
  3. 6.
  4. 2.

Домашнее задание: стр. 188-189; приготовиться к фронтальному опросу о доказательствах эволюции

 

Список литературы, использованной при подготовке урока:

1.        Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

2.        Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: пособие для учащихся 6 - 7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1998. - 272 с.

3.        Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2002. – 160  с.

4.        Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. -  Фрязино: «Век 2», 2009. - 144 с. научный редактор С.В.Наугольных

Источники иллюстраций для оформления презентации:

1.        http://tana.ucoz.ru/

2.        http://homepage.newschool.edu

3.        http://www.vokrugsveta.ru

4.        http://murzim.ru

5.        http://www.caribbeanedu.com

6.        Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007

7.        Учебное электронное издание  «Лабораторный практикум. Биология  6 - 11 класс» (2CD)

 

         

                                     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....

презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"

В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Доказательства эволюции животных".

Презентация "Доказательства эволюции животных" была разработана для учителей, работающих по программе и учебнику Латюшкина. Презентация используется при объяснении нового материала в процессе всего ур...

Доказательства эволюции животных. 7 класс

Доказательства эволюции животныхФилогенез – историческое развитие организма.Эволюция животного мира – историческое развитие животного мира.Любой вид животных появляется, распространяется, живет ...

Доказательства эволюции.

Биология 9,11 класс. Раздеп "Эволюционные учения". Макроэволюция....