Рабочая программа НОУ "Исток"
рабочая программа по биологии по теме

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turistskoe_puteshestvie_i_ekologiya.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия села  Ивантеевка

Ивантеевского района Саратовской  области»

            «СОГЛАСОВАНО»

       Методический совет

       Протокол № _____

от «____» __________2011 г.

                     «УТВЕРЖДЕНО»

 Директор МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»

 ____________________ Н.В.Джавадова

 Приказ № ___________

 от « _____»_________________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологической бригады « ИСТОК»

для учащихся 7 – 10  классов

на 2011-2012 учебный год

 

Срок реализации: 1 год

Автор: Корсакова Л.И.

                                                                               учитель биологии, экологии

             Рассмотрено:

на заседании МО учителей

по работе с одаренными детьми              

Протокол №  от «___» _________2011 г.

Руководитель МО: _______________

Ивантеевка – 2011

Пояснительная записка

Адресована учащимся 7 – 10  классов муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия села  Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской  области».

Образовательная программа «Туристское путешествие и экология» реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности с элементами экологической и естественно - научной направленностей. При разработке данной программы,  использовалась программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы». Программа была переработана в соответствии со спецификой занятий объединения школьников в объеме 1-часовой учебной нагрузки в неделю.

Автор составитель: Корсакова Любовь Ивановна, учитель биологии и экологии.

Название кружка:экологическаябригада «Исток».

Актуальностьданной программы заключается в том, что занятия туризмом с элементами экологии – эффективное средство воспитания, физического оздоровления и развития подростков. В условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды в большом городе и все возрастающей гиподинамии школьников, очень важно то, что воспитание, обучение и развитие происходит в непосредственном контакте с природой, в форме походов выходного дня, однодневных, и целевых турпоходов. В данном случае, именно занятия туризмом помогают сохранить здоровье детей.
Новизнапрограммы заключается в ее модификации с учетом введения материала по истории путешествий и географических открытий, усиления экологического и краеведческого блоков. Для воспитания молодого поколения очень важен пример мужественных и самоотверженных первооткрывателей и путешественников, их упорство в достижении своей цели. Большое значение имеет привитие детям, обучающимся по данной программе, навыков здорового образа жизни в тесном общении с природой, исключающих вредные привычки. Поэтому в программу введены несколько тем, посвященных вредному воздействию на организм наркотиков, алкоголя и табака.
Педагогическая целесообразность видитсяв возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения в условиях освоения магистральной направленности — туристско-краеведческой деятельности. Сочетание коллективных действий в туристском путешествии на маршруте или на туристских соревнованиях, воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге – дает уверенность в своих силах. Туристская деятельность ценится педагогами как мощный сплачивающий группу инструмент, как дело, отвечающее тяге молодежи к романтике и дающее возможность проявлять свои лучшие качества в реальной ситуации. Объединение экологии и туризма в одной программе позволяет проявиться различным способностям детей и подростков, придает их деятельности общественно полезную направленность.
Цели программы:
Обучение основам туристических знаний, развитие навыков, необходимых для совершения туристических походов первой и второй категории сложности, а также экологическое воспитание личности, способной правильно оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.
Задачи программы:
обучающие:
— обучить самостоятельной работе с компасом и картой;
— обучить туристским навыкам, таким как: укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра; вязание узлов;
— обучить оказанию первой доврачебной помощи;
— обучить правилам пользования аптечкой;
— обучить распознаванию и применению наиболее распространенных растений.
развивающие:
— развить у обучающихся умение творчески подходить к решению возникающих проблем, как во время занятий, соревнований, так и в путешествии
— сформировать потребности к самопознании;
— сформировать у детей устойчивые понятия взаимосвязей в природе;
— сформировать навыки необходимые для совершения похода (укладка рюкзака, разведение костра, установка палатки и т. п.)
развить такие деловые качества, как самостоятельность и, соответственно, самоконтроль и самодисциплину умение ориентироваться, как в пространстве, так и в экстремальной ситуации.
воспитательные:
— воспитать у детей бережное отношение к природе;
— сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию, культуру общения в коллективе и здоровый образ жизни

Направленность:

- Исследовательская работа;

-Участие в районных и областных конференциях, туристических слётах;

-Организация школьных экологических праздников;

-Участие в школьных и районных олимпиадах;

-Работа с научной и научно - популярной литературой.

Возраст детей участвующих в реализации программы: 12 – 16 лет

Срок реализации:1 год(2011 – 2012 учебный год)

Формы и режим занятий: В структуру работы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические и теоретические работы в лабораториях, экологические акции. Занятия проходят по четвергам -1 час.

Ожидаемые результаты и формы их проверки:

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы экологического воспитания;
- обогащение содержания экологического воспитания;
- вовлечение в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за сохранение природы родного края, формирование ответственного отношения за сопричастность к деяниям предыдущих  и будущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в социуме, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил экологии.

 Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и экологическое  сознание обучающихся, как основа личности будущего экологически грамотного поколения.

Формы подведения итогов реализации дополнительного образования:участие в проектной деятельности, фестивалях, туристических слётах, научно – практической конференции «Шаг в будущее».Первый год обучения: топографические диктанты и зачетные занятия по туристским навыкам. Прошедшие 70 км.пешеходных маршрутов награждаются удостоверением и значком «Юный турист»
Второй год обучения:успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 2 степени сложности. Прошедшим маршрут присуждается 2 юношеский разряд по туризму.
Третий год обучения: успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 3 степени сложности. Прошедшим маршрут присуждается 1 юношеский разряд по туризму.
Четвертый год обучения: успешное участие в осеннем и весеннем слетах юных краеведов.
Зачетный турпоход 1 категории сложности. Прошедшим маршрут присуждается 3 взрослый разряд по туризму.
Итоговая аттестация освоения содержания программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца, с вручением удостоверений и свидетельств.

Устав экологической бригады «Исток»:

1.Юным экологом может быть любой учащийся гимназии, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

2.Юные экологи обязаны:

  • Принимать участие в охране окружающей среды;
  • Соблюдать требование природоохранительного законодательства;
  • Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • Изучать и приумножать природные богатства родного края;
  • Постоянно повышать уровень своих экологических знаний.

З.Юные экологи имеют право:

•        Принимать   участие   в   международных,   всероссийских,   областных, и районных экологических акциях и мероприятиях;

  • Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;

•        Требовать от соответствующих органов, предоставления своевременной,
достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды.

4. Юный эколог всегда должен помнить:

Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система;

От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.


Учебно-тематический план занятий

№п/п

Тема

Количество часов

Содержание

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

Правила поведения на улице, во время движения к месту соревнований и к месту сбора туристов перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий.

2

Рекреационные возможности с.Ивантеевка.

2

Туризм – спорт и отдых. Наиболее интересные места для проведения походов и экологических экскурсий.

3

Экологические связи в живой природе.

1

1

Формы охраны природы в с.Ивантеевка и Ивантеевском районе. Защитные приспособления у растений и животных.

Знакомство и определение растений

4

Организация похода выходного дня.

0.5

0.5

План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе.

Проведение похода выходного дня

5

Туристское снаряжение.

1

1

Групповое и личное снаряжение для походов выходного дня и требования к нему. Аптечка. Компас, планшет, дневник наблюдений.

Правила укладки рюкзака. Подготовка снаряжения к походу. Подготовка ремонтного набора. Укладка аптечки

6

Формы охраны природы.

2

1

Заповедники и заказники. Национальные парки и лесопарки.

Знакомство со святым источником Вавилов Дол.

7

Питание в туристском походе. Съедобные и ядовитые растения Ивантеевского района.

3

Подбор продуктов для похода выходного дня. Режим питания в походе. Съедобные и ядовитые растения Ивантеевского района. Употребление съедобных растений.

8

Влияние деятельности человека на окружающую среду.

2

1

Влияние загрязнений на здоровье человека. Стихийные бедствия. Лесные пожары. Виды пожаров. Влияние стихийных бедствий на природу. Понятие о Красной книге.

Ознакомление с растениями «Красной книги».

9

Элементы топографии и ориентирования на местности.

1

1

Карта географическая и топографическая. Масштаб линейный и численный. Рельеф и горизонтали. Основные условные знаки.

Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по местным признакам. Спортивные игры с элементами ориентирования

10

Как человек изменял мир. Астрономия – самая древняя наука.

2

1

Великие путешествия и путешественники древнего мира и средних веков. Ориентирование по небесным телам. Как развивалась наука астрономия и как она помогала путешественникам?

Наблюдение небесных тел, видимых невооруженным глазом.

11

Основы техники пешеходного туризма.

1

1

Препятствия в пешем походе выходного дня. Рациональная техника ходьбы.

Приемы передвижения на подъемах и спусках по травянистым и лесным пологим склонам. Преодоление легкопроходимых заболоченных участков.

12

Организация туристского бивуака. Экология и бивуачные работы

1

Выбор места бивуака. Последовательность бивуачных работ.

13

Если ты заблудился (зачетные занятия).

1

1

Организация временного укрытия. Виды костров. Костер для человека – польза и вред. Ориентирование по небесным телам и местным признакам.

Определение растений Ивантеевского района: съедобных и ядовитых. Лекарственные растения Ивантеевского района. Разведение сигнального костра.

14

Основы гигиены и здорового образа жизни. Первая доврачебная помощь.

2

1

Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в городских условиях и в походе. Умывание, купание, закаливание, зарядка. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях. Основы здорового образа жизни. Как влияют на здоровье вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания).

Оказание первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях. Наложение повязок

15

Наблюдения в туристском походе.

1

Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Экологические, метеорологические, астрономические, геологические, ботанические наблюдения. Необходимость бережного отношения к природе. Нормы экологической безопасности в походе.

16

Туристские соревнования.

1

Виды туристских соревнований. Этапы соревнований: контрольный туристский маршрут, техника пешеходного туризма, туристское ориентирование, конкурсная программа. Положение о соревнованиях. Условия соревнований, изменение этапов соревнований. Меры обеспечения безопасности на соревнованиях.

17

Специальная подготовка к летнему пешему походу выходного дня.

1

Основные этапы подготовки: разработка маршрута похода, распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка снаряжения. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов.

18

Формы отчетов о походе.

1

1

Основные этапы подготовки: разработка маршрута похода, распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов.

Подготовка отчетов и фотоотчетов по итогам походов.

19

Итоговое занятие.

1

Зачетное занятие по туристским навыкам. Викторины, кроссворды. Конкурс эрудитов

Итого:

36 часов





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога:
Асмолов А. Г.
Психология личности. – М., 1990
Белов М. И.
По следам полярных экспедиций. – М., 1979
Бызов Б. Е. Коваленко А. Н.
Военная топография. – М., 1990
Волович В. Г.
Человек в экстремальных условиях. – М., 1980
Константинов Ю. С.
Туристские соревнования учащихся. – М., 1995
Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А.
Лето, дети и туризм. – М., 1997
Несбит П.
Один на один с природой – М., 1974
Последняя экспедиция Р.Скотта /Под редакцией Болотникова. – М., 1955
Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000г.г. – М., 1998
Шальков Ю. Л.
Здоровье туриста. – М., 1995
Школа альпинизма. Начальная подготовка. /Сост. П. П. Захаров, Т. В. Степенко. — М., 1989
Шпаро Д., Шумилов А.
К полюсу. – М., 1987

Для обучающихся:
Алексеев А. А.
Питание в туристском походе. – М.: ЦДЮТур, 1996
Берман А.
Юный турист. — М., 1977
Бомбар А.
За бортом по своей воле – М., 1975
Верзилин Н.
По следам Робинзона – М., 1957
Ингстрем А.
В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Ч.1. – М., 1979
Нурмимаа В.
Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897-1997). – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...