Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

кабанова татьяна леонидовна

Данный конспект  рекомендуется для проведения урока в 9 классе в разделе "Эволюция живых организмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc59 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока биологии в 9 классе  

по теме «Вид. Критерии вида»

Тип урока: урок изучения нового материала

Целевая аудитория:  учащиеся  9-го класса

Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:  

  •  Изучить понятия «вид», «критерии вида»
  •  Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.
  • Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
  • Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом
  • Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с  различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении  
  • Воспитание культуры общения при работе в мини группах
  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Подготовительная работа:

  • Создание компьютерной презентации к уроку
  • Подготовка раздаточного материала  
  • Создание алгоритма работы по проекту

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения»  2 мин

Слайд № 1

 Учитель: 

 Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы  встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок  пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны   при выполнении заданий. Договорились?

* Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения». 2 минуты  Продолжите мою фразу:

У меня хорошее настроение потому что, …………………………………………

  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин (Слайд №2)
  • Проблемный вопрос .  

 Учитель: 

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.  

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание:  Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии

РАБОТА ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее  знакомы

 3. Изучение нового материала Учитель:

Молодцы ребята, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия. Основным понятием в современной эволюционной теории, является положения о виде  и его критериях.   Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Вид и его критерии»".

Слайд № 3

РАБОТА С КЛАСТЕР  - ПРОЕКТОМ

Хорошо, молодцы! Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз  изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью,  в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты..

  1. Морфологический
  2.  Физиологический
  3. Биохимический
  4. Генетический
  5. Экологический
  6. Географический
  7. Этологический

Ребята, какую еще особенность  мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид?  (НИКАКОЙ - ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)

  1. Динамическая пауза (проводится в середине урока)  1 мин

Слайд № 5

  1. Закрепление 4 мин

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание: на слайде появляются фразы,  вам  нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование  листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens,  хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю) 

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией                                                А) морфологический

2. раковина имеет две створки                                       Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах                                       В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

Я заметила, что суждение под цифрой 3 вызвало наибольшие затруднения, давайте вместе проанализируем, почему здесь возникли трудности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 Ребята какие виды животных  и растений были рассмотрены нами на уроке? А что между ними общего – ОБИТАЮТ У НАС. На какие мысли вас это наталкивает?

 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин

 Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Слайд № 8

Информация о домашнем задании. 2минОписание вида согласно критериям. Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, а то маленькое, к чему пришел ты сам. Харуки Мураками

Слайд 2

Минутка настроения

Слайд 3

Подумай и сравни!

Слайд 4

Вид. Критерии вида.

Слайд 5

Работа в парах Задание: Используя материал учебника, раздаточный материал, изучите особенности критерия вида, ответ подтвердите на примере паука -крестовика. Вывод о проделанной работе пометите в кластер – проект на доске.

Слайд 6

Критерии вида Морфологический Физиологический Биохимический Экологический Генетический Географический Этологический

Слайд 8

Лось Подтвердите верность суждения Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия Нерест осетра – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию Как известно у вида Homo sapiens хромосомный набор в соматических клетках равен 46, в репродуктивных – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию Влажные тропические леса являются местом обитания для многих эндемичных видов орхидей, что соответствует географическому критерию

Слайд 9

Установите соответствие между признаками вида обыкновенная беззубка и критериями 1. Тело покрыто мантией А. Морфологический 2. Раковина имеет две створки Б. Экологический 3. Обитает в пресных водоемах В. Физиологический 4. Кровеносная система незамкнутая 5. Питается, фильтруя воду 6. Можно встретить преимущественно на дне водоемов 1 2 3 4 5 6 А А Б А В Б Готовимся к экзаменам

Слайд 10

Я хорошо усвоил, что………………… Теперь я смогу сам и научу других……………… Меня удивило, что ………………………………………. Мне пригодится в дальнейшем ………………….. Моя высота

Слайд 11

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 8 классе школы VIII вида

Конспект комбинированного урока биологии по теме "Приматы" ознакомительного характера. В конспекте представлена информация об отдельных представителях Приматов с описанием их внешнего вида и образа жи...

Урок биологии в 9 классе"Вид.Критерии вида"

Комбинированный урок с элементами работы в группах. ...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида".

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса ...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида"

Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса  учащихся через употребление в речи деепр...