Значение листьев в жизни растений
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Кучина Ольга Анатольевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_listev_v_zhizni_rasteniy.docx195.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Значение листьев в жизни растений.

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся знаний о функциях листа (основных - испарение воды, фотосинтез, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями);
  • развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, формулировать вопросы, работать с текстом учебника, работать в заданном темпе;
  • осуществлять экологическое воспитание, воспитывать коммуникативную культуру, взаимное уважение в ситуации соперничества, формировать интерес к предмету.

План урока:

  1. Организационный момент ( )
  2. Изучение нового материала ( )
  3. Закрепление ( )
  4. Рефлексия ( )
  5. Домашнее задание ( )
  6. Итог урока ( ).

 

Д-ть учителя

Ход урока

Деят-ть учащихся

  1. Организационный момент

  1. Изучение нового

Черный ящик

?

После того, как дети сказали, что это лист. Подхожу к каждому с открытой коробкой и они вытягивают по одному листу.

Перед вами стоит задача, доказать ребятам, что лист являясь частью растения выполняет жизненно важные функции, без него растение погибнет.

 

   ?

Пишу варианты на доске.

Каждая группа вытягивает задания и читает его вслух всем.

? ? ?

Если не ответят

? ? ?

? ? ?

? ? ?

? ? ?

При системном подходе понятие функция используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами.

Подвести детей к тому, что кислород поддерживает горение.

Приветствуем друг друга!

Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Я вам предлагаю определить, что это за предмет, для этого я буду проговаривать утверждения, а вы говорить достаточно ли этих сведений для точного определения объекта.

                 

● В ящике располагается орган растения;

● Это вегетативный орган растения;

● Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму

- ДА, действительно это лист. Раздаю листья из коробки детям.

Как вы думаете для чего нужны листья растениям? (листья дают нам кислород, которым мы дышим.)

А если на минуту представить, что листьев на деревьях нет, нет деревьев. Что произойдет?

 (если вырубить все деревья, наша планета погибнет, все живое на нашей планете погибнет)

Ребята, даже в нашей школе постоянно возникают ситуации, когда ваши одноклассники или учащиеся нашей школы развлекаясь, обрывают листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растениям.

 

ЧТО ВЫ ИМ СКАЖЕТЕ НА ЭТО? (варианты детей)

Но зимой листьев на деревьях нет, но мы ведь дышим… (есть хвойные деревья)

ОНИ ВАМ СКАЖУТ ДОКАЖИ, ЧТО ЛИСТ ВАЖЕН ДЛЯ РАСТЕНИЯ.

СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ГРАМОТНО ЭТО ДОКАЗАТЬ?

(НЕТ)

Почему? (мы не знаем как происходит процесс фотосинтеза и т.д)

Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ побывать в роли  УЧЕНЫХ- ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И поработать над темой: Значение листьев в жизни растений.

-Объект исследования будет, что как вы думаете?

ЛИСТ

Для этого скажите:

Что вы должны знать о листьях? (мы знаем их внешнее строение, что они бывают простые и сложные, виды расположения жилок и т.д.)  

Что вы хотите узнать о листьях?

(внутреннее строение, какие функции выполняет лист и связать их с главной ролью на нашей планете и т.д.)

Вы одна большая лаборатория, но исследовательская работа – это очень трудоемкая работа. Я предлагаю вам разделиться на мини-лаборатории. Каждая мини-лаборатория будет проводить свои исследования. Ту информацию, которую вы добудете, вы должны поделиться с вашими коллегами (поделиться друг с другом).

 

Посмотрите на листья у вас  в руках. Найдите среди своих товарищей, у кого точно такие же листья–это ваша мини-лаборатория, в которой вы будете работать.

-По каким признакам вы разделились на группы?

Похожи по внешнему строению (простые, сложные, без черешковые).

-А внутреннее строение вы знаете, а как мы заглянем внутрь листа? (с помощью микроскопа).

Каждый учащийся получает опорный конспект, который он будет заполнять в течение урока.

Каждая мини-лаборатория работает со строением определенной части листа, но конечным результатом вашей работы будет запись в опорном конспекте и листе ответов.

1 мини-лаборатория

1.Рассказать о строении и значении кожицы у листьев.

2 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении мякоти листа.

3 лаборатория

1.Рассказать о строении и значении проводящей ткани листа.

С чего вы начнете исследование (посмотрим в микроскоп).

Я предлагаю вам начать с внутреннего строения.

Как заглянуть внутрь листа

Как вы проведете исследование?

Что вам поможет?  МИКРОСКОП

Настраивают микроскоп и смотрят на микропрепарат.

ПОСМОТРЕЛИ в микроскоп, что вы увидели в микроскопе?

Можете объяснить, что вы увидели? (НЕТ)

Где вы можете найти информацию об этом микропрепарате? (В УЧЕБНИКЕ, ПОСМОТРЕТЬ В КЕЙСЕ)

 

ЧИТАЮТ В УЧЕБНИКЕ ИЛИ В ТЕКСТЕ КЕЙСА, отвечают на предложенные вопросы после текста.

Ребята время вышло, готовится отвечать 1 мини-лаборатория.

Выступает 2 мини-лаборатория.

Выступает 3 мини-лаборатория.

-Мы продвинулись в нашем исследовании?

-Мы что-то можем рассказать другим ребятам о роли растений?  (НЕТ)

-Что мы еще должны исследовать?

(дети: мы должны исследовать функции листа)

                                                                                         

Предлагайте, как мы можем их исследовать? Что такое функции? – это то, что происходит в листьях (прочитать в учебнике)

На прошлом уроке мы заложили опыты. Но не знали, для чего это делали. Вас это заинтересовало? (ДА)

1) Вы надели пакет на ветку розана и завязали его? Что мы видим сейчас? (мы видим капельки воды на пакете).

Вы можете сказать, откуда взялась вода? (ответы детей)

1 мини-лаборатория будет работать над этим с учебником.

2)Следующий опыт: мы поставили в прозрачный сосуд комнатное растение, сосуд плотно закрыли. Как вы думаете, что можно выяснить этим опытом? (варианты детей). 2 мини-лаборатория будет работать над этим вопросом с учебником.

3) Мы поместили растение в темный сосуд и тоже плотно закрыли его. Как вы думаете, что произойдет в этом сосуде?

3 мини-лаборатории предлагаю посмотреть этот материал в учебнике или кейсе и ответить на вопросы в информационном листе.

 

Каждая лаборатория готовится по своей теме. (7 минут)

Выступает 1 лаборатория - Образование органических веществ на свету.

Выступает 2 лаборатория - Испарение воды листьями.

Выступает 3 лаборатория - Газообмен между растением и окружающей средой.

Остальные учащиеся по ходу выступления заполняют опорные конспекты.

После выступления всех лабораторий.

- Вы продвинулись в своих исследованиях?

- Вы сможете доказать учащимся нашей школы, что растения играют важную роль на нашей планете? (ДА)

-А чтобы вас услышали не только учащиеся нашей школы, а все жители нашего микрорайона. Как привлечь внимание людей к этой экологической проблеме? Будете ходить и каждому объяснять? (НЕТ, развесим листовки, газеты и т.д.)

-За одну минуту придумайте призыв к картинкам, которые я вам раздаю.

- Как вы думаете, откликнутся на такой призыв учащиеся нашей школы? (задумаются).

Мы тоже не должны оставаться безучастными к этой проблеме. А сейчас попробуем в теории закрепить полученные знания. Давайте проговорим, что мы с вами сегодня исследовали.

Я предлагаю составить синквейн по теме урока.

Вы знаете, что синквейн включает в себя:

  1. Понятие (слово);
  2. Прилагательные (2 слова);
  3. Глаголы (3 слова);
  4. Предложение (из четырех слов)

фотосинтез

 хлорофильный,  бесхлорофильный

 поглощают, превращают, образуют

 органические вещества из углекислого газа и воды на свету

                                                                       

Дыхание

Необходимое, постоянное

Происходит, обеспечивает, влияет

Дыхание –свойство живых организмов

Лист

Зеленый, живой

Растет, дышит, очищает

Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении

На доске нарисовано дерево. Оно без листьев. На моем столе лежат листья зеленые и желтые.

Если вы поняли какую роль лист играет в жизни растений и сможете это доказать, то возьмите з е л е н ы й  лист и приклейте его на дерево.

А если поняли, но не сможете доказать, то возьмите желтый лист и приклейте его на дерево.

Теперь я вижу, что дерево ожило. Многие из вас могут рассказать и доказать, что лист играет важную роль в жизни растений.

Подводя итог нашим исследованиям – каждый оцените себя, и то какую роль вы сыграли в исследованиях.  

Кого бы вы выбрали главным в лаборатории, т.е. кто оказал мини-лаборатории наибольшую помощь.

Домашнее задание: параграф 19, прочитать и рассказать по опорному конспекту. Нарисовать листовки или газеты с призывами о бережном отношении к природе.

Я благодарю вас за урок. До свидания!

Должны ответить, что это лист.

Берут по одному листу и отвечают на мои вопросы.

Говорят свои варианты

Заполняют ОК

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема урока: Значение листьев в жизни растений    

Мини-лаборатория №1

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 71, выполните задания в карточке и расскажите о процессе образования питательных веществ в листьях остальным командам.

  1. Одна из основных функций листа - это ________________________________________ _______________________________________________________________________________

  1. Она осуществляется в (каких органоидах клеток?) ____________________________________

  1. Дополните схему протекания фотосинтеза  

(какие вещества поглощает лист, какие вещества выделяются в процессе фотосинтеза, какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?)

Тема урока: Значение листьев в жизни растений 

Мини-лаборатория №2

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 71, выполните задания в карточке и расскажите об испарении воды листьями остальным командам.

  1. Испарение воды в жизни растения имеет следующее значение _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Регуляция испарения воды у растений происходит с помощью открывания и закрывания  _________________________________________________________________

  1. Какие факторы влияют на испарение воды листьями? Распределите их в 2 группы:

             

            Усиливают испарение                                             Уменьшают испарение

____________________________                              ____________________________

____________________________                              ____________________________

____________________________                              ____________________________


Тема урока: Значение листьев в жизни растений 

Мини-лабораторная №3

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 71, выполните задания в карточке и расскажите о газообмене между растением и атмосферой остальным командам.

  1. Газообмен между растением и атмосферой осуществляется через _____________ _______________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

в таблицу запишите, что поглощается, а что выделяется при фотосинтезе и дыхании

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Кислород

Углекислый газ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Значение листьев в жизни растений.

Внутреннее строение листа:

1. Строение кожицы листа.

  1. Лист покрыт_______________ она выполняет ______________ функцию.

  1. Кожица состоит из _________________, которые лучше пропускают ___________ лучи.

  1. В клетках кожицы есть парные зеленые клетки ___________.
  2. Через устьица происходит _______________ и ____________________ .

2.Строение мякоти листа.

  1. Мякоть листа состоит из ______________________ и _____________________ ткани.

  1. Столбчатая ткань обеспечивает функцию _________________________ .
  2. Губчатая ткань обеспечивает функцию __________________________ .

3.Строение проводящей ткани листа.

  1. Проводящая ткань листа состоит из _________ , ___________ и ____________ ткани.

  1. Сосуды обеспечивают приток ________ и ____________________ от корней к листьям.
  2. Ситовидные трубки обеспечивают поступление ______________________ из листа в другие органы растения.

Испарение воды в жизни растения имеет следующее значение _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Регуляция испарения воды у растений происходит с помощью открывания и закрывания  _________________________________________________________________

Факторы, влияющие на испарение воды листьями:

     Усиливающие испарение                                           Уменьшающие испарение

_________________________                                     ___________________________

_________________________                                     ___________________________  

  1. Газообмен между растением и атмосферой осуществляется через _____________

_______________________________________________________________________________

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания:

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Кислород

Углекислый газ

     

Текст кейса.

«Строение и функции тканей листа»

Функции тканей листа

Лист покрыт кожицей. Кожица состоит из живых прозрачных клеток покровной ткани, не способных к поглощению углекислого газа (кроме клеток устьиц). Защищает лист от неблагоприятных факторов внешней среды, регулирует поток света, чтобы свету было легче проникать внутрь листа. На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся парные зеленые клетки, между которыми есть щель – эти клетки называются устьицами. Раздвигаясь и смыкаясь, эти клетки то открывают, то закрывают устьица. Через устьица происходит газообмен и испарение влаги.

Функции тканей листа

Под кожицей находится мякоть листа.

Мякоть листа состоит из клеток двух типов. Клетки, которые образуют столбчатую и губчатую ткань.

Столбчатая тканьнаходится под кожицей, обращена к свету, содержит большую часть хлоропластов листа, выполняет основную работу в процессе поглощения света и выделении углекислого газа – то есть в фотосинтезе.

Губчатая тканьсостоит из межклеточного вещества заполненного воздухом. Через губчатую ткань происходит газообмен и испарение воды.

Функции тканей листа

Проводящая ткань состоит из сосудов, ситовидных трубок и механической ткани. Они образуют сложную разветвленную систему в листе.

Сосуды обеспечивают приток воды и минеральных солей (из корней к листьям), она выполняет также опорную и механическую функции.

Ситовидные трубки  обеспечивают поступление продуктов фотосинтеза (органические вещества) из листа в другие органы растений.

Механическая ткань (представлена в виде больших жилок).

Тема урока: Значение растений в жизни растений.

Мини-лаборатория № 1.

ЗАДАНИЕ: прочтите текст кейса и выполните задания в карточке и расскажите о строении и значении кожицы у листьев.

  1. Лист покрыт_______________ она выполняет ______________ функцию.

  1. Кожица состоит из _________________, которые лучше пропускают ___________ лучи.

  1. В клетках кожицы есть парные зеленые клетки ___________.

  1. Через устьица происходит _______________ и ____________________ .

Тема урока: Значение растений в жизни растений.

Мини-лаборатория № 2.

ЗАДАНИЕ: прочтите текст кейса и выполните задания в карточке и расскажите о строении и значении мякоти листа.

  1. Мякоть листа состоит из ______________________ и _____________________ ткани.

  1. Столбчатая ткань обеспечивает функцию _________________________ .

  1. Губчатая ткань обеспечивает функцию __________________________ .

Тема урока: Значение растений в жизни растений.

Мини-лаборатория № 3.

ЗАДАНИЕ: прочтите текст кейса и выполните задания в карточке и расскажите о строении и значении проводящей ткани листа.

  1. Проводящая ткань листа состоит из _________ , ___________ и ____________ ткани.

  1. Сосуды обеспечивают приток ________ и ____________________ от корней к листьям.

  1. Ситовидные трубки обеспечивают поступление ______________________ из листа в другие органы растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...

Значение листа в жизни растения.

Цель урока:  сформировать понятие о функциях листа;  раскрыть значение основных функций; показать листопад и видоизменение листьев как результат  приспособления к условиям обитания...

Значение листа в жизни растения

Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....

Значение листа в жизни растения

Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....

Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.

Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2.  Приложения к уроку. 3. Награждения....

Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"

Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида....