Эволюция дыхательной системы 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Эволюция дыхательной системы 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_dykhatelnoy_sistemy_7_kl.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок: «Эволюция дыхательной системы»

7 класс

МБОУ СОШ №25

учитель биологии

Малышева Е.М.

Г. Новошахтинск

2013-2014 уч. год

  1. Тема урока: «Эволюция дыхательной системы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Применение и совершенствование знаний (урок-поиск)

Цели:

- углубить знания о строении и функциях дыхательной системы;

- развивать умение устанавливать связь между средой обитания, строением и функциями;

- развивать умение сравнивать объекты, выделять главное, работать в группах

- воспитывать понимание необходимости получения глубоких знаний по биологии, интерес к предмету.

Оборудование: таблицы строения дыхательных систем. Мультимедийное пособие «Эволюция систем органов»

Ход урока.

1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Фронтальный опрос.

  1. Для чего животным нужен кислород?

  2. Каким образом кислород поступает в организм?

  3. Причина возникновения системы транспорта кислорода к органам?

  4. Отличается ли дыхательная система водных животных от дыхательной системы наземных? Чем объясняются эти различия?

  3. Изучение нового материала.

А) Изучив текст параграфа 39, перечислите пути поступления кислорода в организм

1) через поверхность тела

2) жабры

3) легочные мешки и трахеи

4) легкие.

Б) Какие физические процессы обеспечивают поступление кислорода в клетки тела?

В) Вспомните и назовите группы животных, дышащих всей поверхностью тела.  Что общего в дыхании морских кольчатых червей, водных членистоногих и моллюсков?

Г) Какова роль крови в процессе дыхания?

4. Работа с раздаточным материалом. Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. По итогам проведенной работы делаем вывод о путях эволюции дыхательной системы.

  1. Тип Членистоногие. Дыхательная система

Класс Ракообразные

Органы дыхания представлены жабрами, которые находятся под головогрудным щитом и представляют собой выросты кожных покровов. Вода постоянно омывает их. Растворенный в воде кислород проникает через жабры в кровь, а накопившийся в крови углекислый газ через жабры выводится наружу.

Почему у ракообразных в дыхании не участвует вся кожа?

Класс Паукообразные.

В передней части брюшка лежит пара легочных мешков, сообщающихся с окружающей средой. Стенки мешков образуют многочисленные листовидные складки, внутри которых циркулирует кровь. Она обогащается кислородом. Легкие представляют видоизменённые выросты кожи. Кроме пары лёгочных мешков у пауков имеются трахеи.

Какие органы дыхательной системы появились у пауков?

Класс Насекомые.

Воздух поступает в тело насекомых через дыхальца (отверстия на брюшке). От дыхалец внутрь тела отходят хитиновые дыхательные трубочки – трахеи. Они многократно разветвляются, оплетают все внутренние органы, доходят до кончиков ног, усиков, щупиков. Наблюдая за каким-нибудь крупным насекомым, можно видеть. Что его брюшко то втягивается, то сжимается. При сокращении мышц брюшка воздух выталкивается из трахей, а когда брюшко вновь расширяется, в дыхательную систему поступает свежий воздух.

Участвует ли кровь в транспорте кислорода у насекомых?

Закончить схему.

                                    ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ЧЛЕНИСТНОГИХ

  1. Тип Хордовые. Класс Рыбы.

Рыбы дышат растворенным в воде кислородом.

Рыба постоянно заглатывает воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, которыми пронизаны стенки глотки. И омывает органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами – капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород, растворенный в воде, а из крови в воду уходит углекислый газ.

Высохшие жаберные лепестки не могут пропускать кислород и углекислый газ.

Почему рыба погибает вне воды?

                                             Органы дыхания рыб

  1. Тип Хордовые.  Класс Земноводные.

Лягушки дышат атмосферным воздухом. Для дыхания служат лёгкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых происходит газообмен. В следствии отсутствия у лягушки грудной клетки (нет рёбер) воздух заглатывается, а не всасывается. Лёгкие развиты слабо, и кожное дыхание для неё очень важно. Через кожу поступает от 60 до 70 процентов кислорода. Но газообмен возможен только при влажной коже.

Каким образом лягушка дышит в воде?

Чем представлены органы дыхания у личинок Земноводных?

                                  Органы дыхания земноводных

  1. Тип Хордовые.  Класс Рептилии.

Лёгкие пресмыкающихся сохраняют мешкообразное строение. Но их внутренне строение много сложнее. Чем у земноводных. Внутренние стенки лёгочных мешков имеют складчатое ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. Что значительно увеличивает дыхательную поверхность.

Для Пресмыкающихся характерно дыхание всасывающего типа. Они вдыхают и выдыхают воздух через ноздри путём расширения и сужения грудной клетки.

С чем связано отсутствие кожного дыхания у Пресмыкающихся?

                                 Органы дыхания пресмыкающихся

  1. Тип Хордовые.  Класс птицы (стр206-207)

Значение двойного дыхания для птиц.

                                             Органы дыхания птиц

                                                     

  1. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие (стр207)

Известно. Что общая площадь легочных мембрану млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?

                                    Органы дыхания млекопитающих

5. Вывод:

Эволюция органов дыхания шла по пути:

1 увеличения площади лёгочных перегородок

2 совершенствования транспортных путей доставки кислорода к клеткам

3 развитие систем вентиляции органов дыхания

6. Подведение итогов урока.

7. Домашние задание: 39.вопросы стр 208


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Инструктивная карта для 7 кл. Эволюция дыхательной системы.

задания и  вопросы для  проработки темы: "Эволюция дыхательной системы"...

Таблица «Эволюция дыхательной системы»

Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...