рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

разработка программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc_rabochaya_programma.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Рабочая программа

                                       по природоведению

                                             5 класс

                                                                                         2013-14 уч.г.

 Составила: учитель биологии Шиляева В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
      Основными задачами курса «Природоведение» являются:
      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
      • воспитание социально значимых качеств личности.
      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
    Изучение природоведения в начальных классах школы 8-го вида  направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире. полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный пред мет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-слсдственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся   имеет  непосредственно большое значение  для  коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие  знания  помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.

Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  • «Окружающий нас мир»; наша местность (дом, адрес, школа, природа вокруг нас);
  • «Сезонные изменения в природе»;
  • «Наша страна» (расположение на карте, население, столица);
  • «Природа нашей Родины»:
  • «Неживая природа» (рельеф, вода, воздух, полезные ископаемые);
  • «Живая природа» (растения, грибы, животные, человек; природные сообщества: лес, сад, огород, поле, луг, болото, водоем);
  • «Охрана здоровья человека»;
  • «Охрана природы и экология»;
  • «Труд на пришкольном участке».


      При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах.

Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
      Раздел «Охрана здоровья человека» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
       Раздел «Наша страна». В  процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
      
      Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
      Учителю рекомендуется проводить
экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
      В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
      В программе выделены основные виды
практических работ по всем разделам.
      
      На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В  5  классе предлагается лишь проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»).
      Курс  «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как
корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Наша страна» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными

на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

Коррекционная работа.

1. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного биологического словаря

3. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

4. Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебного материала.

5.Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

6. Развитие способности обобщать и делать выводы.

7. Развитие умения устанавливать причинно-следственной зависимости.

8. Коррекция и развитие словесно- логического мышления.

9 . Активизация мыслительных процессов.

10. Коррекция устойчивости внимания.

11. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Основное содержание программы

Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, огород, лес, сквер, парк, воздух, которым мы дышим).

Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы и  высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, Окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка). Подкормка животных зимой. Зимние праздник Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы — весенние цветущие травы, распускающиеся почки, Парные листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц,  поведение разных животных весной). Весенние заботы человека(работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки  лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее

солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Весенние праздники. Народные приметы.

Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва — столица нашей

Родины)Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади   исторические   и   культурные   памятники,   парки,   улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами и  транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и   лед.

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

 Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Садовая земляника — клубника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные — лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, божьи коровки, жабы, лягушки); враги (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.

Растения и животные луга.

Растения луга — травы: клевер, колокольчик, нивяник (ромашка), мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик и др.).

Использование лугов как пастбища и для сенокоса.

Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи,  багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, и.кскомые.

Растения  и  животные  водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья и человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, внесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.

Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

 Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения  за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу и проведение этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), а местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников  наблюдений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

—        обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Календарно -тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Форма урока

 Информационное сопровождение

Наглядность. Оборудова-ние

Дата проведения

По плану

фактически

1

Человек и природа

сообщение новых знаний

Вводная беседа.

Иллюстр.города и села,редких животных.

2

Окно в природу. Далёкий остров.

комбинированный

Заочное путешествие

Иллюстр.

животных заповедника.

3

Календарь природы.

комбинированный

Практическая работа

Календарь, табл. «Тела солнечной системы.

4

Погода.

закрепление изученного

Экскурсия в природу.

Условные обозначения.

5

Температура воздуха.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Термометр и его подвижный макет.

6

Вода в воздухе. Осадки.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией опытов.

Иллюстр. различ-ных видов осадков.

7

Ветер .«Определение силы и направления ветра.»

комбинированный

Практическая работа

флюгер

8

Прогноз погоды.

комбинированный

Практическая работа

Схемы погоды.

9

Человек и его здоровье. Погода и мы.

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

Иллюстр.сезонной одежды.

10

Смена дня и ночи.

сообщение новых знан знаний

Рассказ с демонстрацией

Глобус

карта полушарий

11

Суточные часы.

комбинированный

Устный журнал.

Табл. «Суточные ветры».

12

Человек и его здоровье. Режим дня школьника.

комбинированный

Практическая работа

Табл. «Режим дня школьника.»

13

Сутки в жизни растений и животных.

комбинированный

Беседа с моделированием ситуаций.

Иллюстр.

животных разных суточных ритмов.

14

Человек и его здоровье. Утренняя зарядка.

комбинированный

Практическая работа

15

Смена времён года.

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Глобус, карта полушарий,

картины «Времена года»

16

Осень.

закрепление изученного

Экскурсия в природу.

17

Зимние изменения в природе.

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Картины зимы.

18

Весенние изменения в природе.

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Картины  весны

19

Летние изменения в природе.

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Картины лета

20

Тестовая работа по теме «Смена времена года»

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

тестовые задания

21

Человек и его здоровье. Без болезней круглый год.

закрепление изученного

Практическая работа.

Табл. «Витамины».

22

Многолетние изменения в природе.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  опорных схем.

Опорные схемы.

23

Многообразие живых организмов.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  опорных схем

Табл. «Многообразие живых организмов».

Наша родина - Россия.

24

Российская федерация.

комбинированный

урок-путешествие

Политическая карта мира.

25

Города и сёла.

комбинированный

Экскурсия в посёлок.

26

Один день нашей Родины.

комбинированный

Урок-путешествие.

Физическая карта России

27

Москва — столица России.

комбинированный

Рассказ-описание.

Иллюстр. города.

28

Разнообразие поверхности.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  опорных схем.

Физическая карта России.

29

Полезные ископаемые.

комбинированный

Деловая игра

коллекция полезных ископаемых.

30

Природа России.

обобщение и систематизация

Устный журнал.

Табл. «Природные зоны».

31

Заповедники и национальные парки.

комбинированный

Рассказ-описание с использованием  ИКТ.

Иллюстр.

Животных

32

Окно в природу. Полуостров Кони.

комбинированный

Урок-путешествие.

Иллюстр.

Животных.

Живая природа

33

Природное сообщество: лес.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание.

Иллюстр. животных и растений  леса.

34

Растения леса. Хвойные и лиственные растения.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.

Растения леса: ель,

сосна, лиственница, рябина,

береза, дуб,

осина, клен.

36

Грибы леса. Сравнение съедобных и несъедобных грибов.

комбинированный

Практическая работа

Иллюстр. съедобных и несъедобных грибов.

37

Лесной дом и его обитатели животные.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр. различ-ных

животных леса.

38

Птицы леса.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.различ-ных

птиц леса.

39

Змеи и ящерицы.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.

змей и ящериц

40

Насекомые леса

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.различ-ных

насекомых  леса.

41

Человек и его здоровье. Встречи в лесу.

комбинированный

Практическая работа

 Иллюстр. различ-ных

опасных животных   леса.

42

Сообщество луг.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  ИКТ.

Иллюстр. живот-ных и растений  луга.

43

Луговые травы.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.  растений  луга.

44

Животный мир луга.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.

Животных.

45

Насекомые луга и особенности их жизнедеятельности.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.различ-ных

насекомых  луга.

46

Обитатели почв.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  ИКТ.

Иллюстр.различ-ных

насекомых и червей,оби-тающих в почве,крот.

47

Болото и растения болот,

особенности их произрастания.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.различ-ных

растений болота.

48

Животные болот: птицы ,

лягушки, насекомые и особенности их жизнедеятельности.

комбинированный

Беседа с моделированием ситуаций.

Иллюстр.различ-ных

животных  болота.

49

Вода на Земле.

комбинированный

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

Иллюстр.

50

Животные морей и океанов.

комбинированный

  Беседа .

Иллюстр. различ-ных

животных  морей и океанов.

51

Жизнь на границе двух сред

комбинированный

  Беседа.

Иллюстр. различ-ных

животных

52

   Тестовая работа

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

тестовые задания

                                                                                                          Рядом с нами

53

Культурные растения.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

       Гербарий

54

Сад

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.растения и животные сада.

55

Растения огорода и условия их выращивания.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.растения

огорода,7,5

55

Растения поля и их значение для сельского хозяйства.

комбинированный

Беседа с практическими упражнениями.

Иллюстр.растения

поля,гербарий зерновых,7,5

Охрана природы и здоровья человека.

56

Человек и разрушения в природе.

Экологические катастрофы.

сообщение новых знаний

Просмотр и обсуждение фильма

Видеофильм

57

Охрана лесов, лугов,

растительного и животного мира.

комбинированный

Деловая игра

Рисунки уч-ся

58

Строение тела человека и уход за своим организмом.

комбинированный

Практическая работа

Табл. «Строение человеческого организма».

59

Органы чувств человека и их гигиена.

комбинированный

Практическая работа

Табл. «Органы чувств человека ».

60

Предупреждение

 заболеваний.

Вред курения и алкоголя

 на организм человека.

комбинированный

Практическая работа

Рисунки уч-ся.

61

Взаимосвязь растительного,

животного мира и жизни человека.

комбинированный

Урок-моделирование ситуаций.

Физическая карта России.

62

Уход за комнатными растениями

применения знаний

Практическая работа

Комнатные растения

63

 Весенняя обработка почвы.

применения знаний

Практическая работа

Садовый инвентарь

64

Посев и посадка растений

применения знаний

Практическая работа

Садовый инвентарь

65

Увлекательное путешествие в мир природы.

закрепление изученного

Заочная экскурсия

Табл. «Природные сообщества».

66

 Живая природа.

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

Тестовые задания

67

Уход за растениями :полив,

прополка.»

закрепление изученного

Практическая работа

Садовый инвентарь

68

Природа и наше будущее.

обобщение и систематизация

Деловая игра

Иллюстрации  растений и животных различных сообществ

Ресурсное обеспечение  рабочей    программы:

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, под редакцией В. В. Воронковой
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
  3. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания  умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
  4. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
  5. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и  воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
  6. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2.
  7. Учебник «Природоведение»О.А Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов   Владос 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...