Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekivnyy_kurs.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ п. ИЛИР

                                    Комнатные растения

Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Автор разработки:

Павленко Марина Васильевна

Илир 2011 г

Пояснительная записка.

        Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов специальных (коррекционных)  школ VIII вида  и ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.

        Комнатное цветоводство является источником счастья для множества людей. Если вдруг исчезнут комнатные растения, наша жизнь станет беднее, в ней появится пустота, которую нечем будет заполнить. С другой стороны, когда мы всё чаще говорим о необходимости формирования экологического мышления человечества, то цветоводство начинает играть всё более важную воспитательную роль. Почти все дети в какой-то момент начинают интересоваться природой и страстно мечтать о собственной собаке, об аквариуме или кактусе. У одних это стремление быстро проходит, но иногда оно предопределяет выбор будущей профессии. Нет, конечно, не все дети становятся биологами или натуралистами, но детские впечатления сохраняются у них на всю жизнь.

         Человек, привыкший с детства заботится о растениях или других живых существах, переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему миру. Повзрослев, он не будет ради сиюминутной выгоды рубить леса, поворачивать вспять реки и строить никому не нужные водохранилища. Скромный цветок на подоконнике даст ему ощущение контакта с природой, наглядно покажет её ранимость, хрупкость и беззащитность. Может быть это и есть то главное, что может дать всем выращивание комнатных растений?

       Цветы украшают быт людей и создают в домах здоровые гигиенические условия. Выращивание цветов приносит много радости взрослым и оказывает огромное воспитательное значение на детей. Выращивание растений не только приучает учащихся  к самостоятельному труду, но и развивает их эстетические наклонности, учит внимательно и заботливо относиться к живому организму. Цветы – любимые спутники человека с давних времён. Они не только ласкают взор, но и облагораживают людей. Разведение цветов и уход за ними, заполняя досуг, доставляют нам большое удовольствие.

      Человек должен ощущать связь с природой,  эту связь можно осуществить через общение с комнатными растениями. Давно подмечено, да и доказано,  что комнатные растения оказывают положительное воздействие не только на настроение человека, но и на его здоровье – как физическое, так и психическое. Для того, чтобы правильно выращивать растения в помещении, следует иметь определенные знания.

       Данный курс расширяет кругозор учащихся, формирует навыки грамотного ухода за растениями, выявляет важную роль комнатных растений в жизни человека.

      Знания, умения и навыки, приобретенные во время занятий, будут полезны самому широкому кругу учащихся в их дальнейшей жизни.

       Курс призван вооружить учащихся теоретическими знаниями по комнатному цветоводству и научить реализовывать полученные знания в повседневной жизни

        Организация познавательной деятельности планируется в форме лекционно-практических занятий с организацией наблюдений и проектной деятельностью.

Цель -познакомить учащихся с многообразием комнатных цветов; о способах их разведения; с первой помощью комнатным растениям.

Задачи:

  • углубление и конкретизация знаний о значении и классификации комнатных растений; умение применять теоретические знания по их разведению, мерами ухода за ними;
  • Развивать кругозор учащихся о  комнатном   цветоводстве  – как источнике познания мира и эстетического наслаждения для человека;
  • Способствовать развитию интереса к трудовой деятельности как виду творчества, формированию навыков гигиены и охраны труда при работе с растениями.
  • Воспитания желания заниматься выращиванием комнатных растений; формирование личности учащихся, способных любить  прекрасное.

На занятиях используются словесные, наглядные и практические методы. Объяснение материала дается в форме беседы, беседы-рассказа с демонстрацией изучаемых объектов, с применением компьютерной техники. Дополнительная информация берется из электронного пособия, подготовленного к занятиям.

Особое внимание уделяется словарной работе. Трудные для понимания,  малознакомые слова разбираются по следующей схеме ( прочтение слова, произношение вслух, показ картинки или иллюстрации, пояснение).

        Инструктаж сопровождается  показом приемов работы или показом мультимедийных материалов.

Учащиеся должны знать:

  • Основные группы комнатных растений
  • Комнатные растения нашей школы.
  • Способы размножения комнатных растений.
  • Правила по подбору растений и определению декоративности
  • Как правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • Заболевания растений, причины их вызывающие.

Учащиеся должны  уметь:

  • Определять комнатные растения
  • Наблюдать за комнатными растениями
  • Готовить почвенные смеси и производить пересадку растений
  • Вести правильный уход за растениями
  • Проводить размножение растений, используя различные способы
  •  Обрабатывать растения от вредителей и болезней
  • Объяснять роль комнатных растений в жизни людей
  • Оформлять  помещений, используя правила декора

На прохождение курса отводится 34 часа (28- теоретических, 6- практических).

Учебно – тематический план

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

       Энциклопедия комнатных растений

1

Из истории комнатного цветоводства

1

+

Беседа, дискуссия

2-3

Растения с зелеными листьями

2

+

Рассказ, обсуждение

4-5

Растения с  пестрыми листьями

2

+

Рассказ, обсуждение

6-7

Цветущие и  плодоносящие растения  

2

+

Рассказ, обсуждение

8-9

Кактусы и суккуленты

2

Рассказ, обсуждение

10

Лекарственные  комнатные растения  

1

+

Рассказ, обсуждение

11

Форма листьев

1

+

Рассказ, обсуждение

12

Фактура листьев

1

+

Рассказ, обсуждение

13

Окрашенные листья

1

+

Рассказ, обсуждение

14

Пряные культуры

1

+

Рассказ, обсуждение

15

Луковичные

1

+

Рассказ, обсуждение

16

Душистые цветы

1

+

Рассказ, обсуждение

17

Опасные растения

1

+

Рассказ, обсуждение

18

Пищевые растения

1

+

Рассказ, обсуждение

19

Домашний водоем

1

+

Рассказ, обсуждение

20

Колючки и щетинки

1

+

Рассказ, обсуждение

               

                        Под одной крышей с растениями  

21

Размещение

1

+

Беседа, дискуссия

22

Комнатные растения в интерьере помещения  

1

+

Рассказ, обсуждение

23

Аранжировка растений

1

+

Рассказ, обсуждение

                     Уход за растениями

24

Цветочные контейнеры

1

+

Рассказ, обсуждение

25

Субстраты

1

+

Практическое ознакомление.

26-27

Пересадка .

2

+

+

Практическое ознакомление.

28

Полив.

1

+

Практическое ознакомление.

29-30

Подкормка , обрезка

1

+

+

Практическое ознакомление.

31-32

Размножение растений

1

+

+

Практическое ознакомление.

                   Первая помощь комнатным растениям

33

Вредители, болезни. Кто виноват и что делать.  

1

+

Практическое ознакомление.

34

Обобщающее занятие

1

+

КВН

Список  литературы

  1. Джейн Куртьер « Энциклопедия комнатного цветоводства», - Москва: Мой мир, 2006 г.
  2. Бердникова О.В. « Цветы на подоконнике» ,-  Москва : Мой мир,2005г.
  3. Журнал «Цветоводство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Экономическая математика в жизни" (9 класс, предпрофильная подготовка)

Предлагаемый элективный курс «Экономическая математика в жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рыночной экономики ...

Введение в основы механизации сельского хозяйства Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки)

В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с  высокой кул...

Столярное дело в сельском хозяйстве Элективный курс (для 6-9 класса предпрофильной подготовки)

Элективный курс "Столярное дело в сельском хозяйстве" направлен на применение знаний и умений учащихся специальной (коррекционной) школы с 6 по 9 классы по обработке древесины, посредством котор...

Элективный курс по физике для 9 классов "Предпрофильная подготовка учащихся"

Создание данного элективного курса  дает учащимся более осознанно выбирать ту или иную профессию.Материал подобран таким образом, что ученики могут познакомиться с различными видами профессий на ...

Элективный курс" Основы садоводства"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Основной целью программы является: Формирование у детей готовности к ведению садового хозяйства, пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой. Формы проведения з...

Элективный курс" Основы садоводства"(для 9 класса предпрофильной подготовки) конспекты занятий

Основной целью программы является: Формирование у детей готовности к ведению садового хозяйства, пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой. Формы проведения з...

Предметный элективный курс по физике для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов "КАК ПОЯВИЛИСЬ РАКЕТЫ?"

В современном курсе дисциплин, преподаваемых в средних общеобразовательных учреждениях, нарушена связь между гуманитарными и естественными науками. Поэтому актуальной является задача проведения отдель...