Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся
статья по биологии по теме

 В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdenstvenskie_chteniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся

                                                                                                           

Горшкова Е.В.

“Через красивое – к человечному

такова закономерность воспитания”

В.А. Сухомлинский

          В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий.

        Слово «экология» в переводе с греческого,  означает «дом, жилище». Овладевать знаниями о нашем «доме» - планете Земля,  надо начинать с детства. Первая встреча с речкой, лугом, цветком, бабочкой происходит раньше, чем ребёнок переступит порог школы. Первые слова о красоте природы, её удивительном многообразии, ранимости и хрупкости, ребёнок должен услышать от родителей, а потом – на школьных уроках. 
        Более глубокое экологическое образование призвана дать школа и, конечно же, такие школьные предметы, как биология и химия. На уроках и внеклассных мероприятиях обучающиеся входят в мир наук о природе, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и с окружающей средой, накапливают экологические знания, умения и навыки. Природа познаётся не только созерцательно, но и осмысленно. Но одних знаний, умений и навыков недостаточно. Экологическое образование должно сочетаться с экологическим воспитанием. Настойчиво и умело, целенаправленно и на нравственной основе.
        Основными целями обучения химии и биологии является осознанное усвоение фундаментальных знаний, в том числе и экологических, и обобщённых приёмов, самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях. Одна из ролей школьных предметов биологии и химии в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы. Биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем.  
        Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитие новой морали. Весь смысл экологической культуры человека – уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними своё поведение и деятельность. 
        Для решения этих поставленных целей и задач необходимо использовать различные технологические приёмы. 
Эпиграфом для некоторых уроков в старших классах по экологическим проблемам можно использовать изречение одного журналиста «Чем больше окружающей среды, тем меньше окружающей природы». Экология – это, прежде всего гласность. 
        Учитель должен воспитать в школьниках умение видеть экологические проблемы, принимать активную жизненную позицию в сохранении природы. Одной из форм работы, позволяющей осуществлять экологическое образование, являются уроки,
экскурсии, природоохранные акции, викторины, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления.  Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

        При изучении новых тем в старших классах для формирования информационной компетентности используются иные формы работы - интегрированные уроки: "Современное экологическое состояние окружающей среды», «Глобальные экологические проблемы и пути их решения». Во внеклассной работе, при проведении школьных конкурсов, олимпиад играют важную роль вопросы экологической направленности. Например. Какое влияние на живую природу может оказать разрушение озонового слоя атмосферы? Как влияет жизнь в крупных городах на здоровье людей? К каким экологическим последствиям ведёт применение большого количества удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве? 
Использование исследовательского метода во внеурочной деятельности учителя способствует реализации задач биологии и химии. Они помогают приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно познания действительности, что позволяет подготовить всесторонне образованную личность, обладающую экологическим стилем мышления, ориентирующуюся в научной картине мира, усвоившую понятия и методы химического и биологического познания, умения эффективно использовать знания о здоровом образе жизни, об охране окружающей среды . Кроме этого формируются такие умения, как создание презентаций, работы на компьютере. 
В связи с переходом на новые образовательные стандарты предполагается развитие у обучающихся ключевых компетенций:
- разрешения проблем которая заключается в умении определять проблему, принимать решение; ставить цель своей деятельности, планировать; осуществлять оценку своей деятельности и результатов; 
- информационной компетенции, которая заключается в принятии решений на основе критически осмысленной информации; самостоятельной постановке целей, планировании; самостоятельном анализе, отборе, преобразовании, сохранении и переносе информации, её использовании для планирования; 
- коммуникативной компетенции, которая заключается в использовании разнообразных средств устной и письменной коммуникации; в отборе стилей и жанров, адекватном решении задач; выражении своей точки зрения; осуществлении продуктивного взаимодействия; в построении коммуникации в группе с людьми для получения общего результата. 
        В судьбе природы – наша судьба. Это не лозунг. Это истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений.

Список литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

2.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9.

3.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981.

4.Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977.

5.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980.

6.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

7.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.

8.Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

9.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

10.Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993.    

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Реализация регионального компонента как одного из направлений духовно-нравственного воспитания во внеклассной работе по английскому языку.

Сегодня регионоведческий компонент при преподавании английского языка играет важную роль в духовно- нравственном воспитании. этому способствует коммуникативная направленность предмета....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Выступление на тематическом педагогическом совете "Подготовка защитника Отечества - одно из главных направлений духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе"

Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Колпашевский кадетский корпус, организовывая учебно-воспитательный процесс, уделяет большое внимание данному...

Статья «Приобщение воспитанников к народной культуре как одно из направлений их духовно-нравственного воспитания»

Роль воспитателя как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача педагога – определить: чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прош...