Конспект модульного урока "Тип позвоночные. Класс Пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Безменова Галина Степановна

 Конспект урока состоит из шести модулей. В каждом модуле есть задания для самостоятельного изучения материала - органов и систем органов пресмыкающихся. Первый модуль посвящён тестовому опросу. Каждый следующий модуль обязательно включает в себя вопросы по пройденноиу материалу. В заключение задание предусматривает вставить пропущенные слова обучаемыми в  небольшом тексте по пройденной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение                             «Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                        Г. Емва

                                            Модульный урок по зоологии

                                                       7 класс

                      Тема: « Тип Хордовые.  Класс Млекопитающие».

                                                Урок составлен учителем биологии                                                

                                                                   Безменовой Г.С.

                                           

                                    Г.Емва, Княжпогостский р-он, Республика Коми  2012г.

                                                         

МОДУЛЬ.

Технология. Модульный урок, урок входит в систему уроков по теме самообразования.

Тема.   Тип Хордовые  Класс Пресмыкающиеся.

Цель.  Познакомить обучаемых со строением и процессами  жизнедеятельности систем органов животных Класса Пресмыкающихся.

Задачи урока.

 Образовательные – сформировать знания о строении и жизнедеятельности пищеварительной, кровеносной, дыхательной и выделительной систем.

Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно получать знания из учебной литературы, заполнять сравнительные таблицы, анализировать и формулировать выводы, умение объективно оценивать свои знания, критически относиться к себе.

Воспитательные – продолжить воспитывать у обучаемых материалистические взгляды на животный мир, самостоятельность, чувство помощи и уважения к своему однокласснику, чувство ответственности и исполнительности.

Структура урока:

1.Организационный момент – 1мин.                                                           2.Установление логической взаимосвязи – 1мин.

3.Входящий контроль (проверка домашнего задания) – 10мин.

4.Изучение нового материала – 30мин.

5.Домашнее задание, итоги урока – 3мин.

План модуля.

1.Получение представления о строении органов и систем животных Класса Пресмыкающихся.

2.Изучение строения  органов, систем и процессов, происходящих в        :                        а.пищеварительной системе,                                                                        б.кровеносной системе,                                                                                в.дыхательной системе,                                                                        г.выделительной системе.

3.Установление взаимосвязи между строением и функциями органов и систем.

4.Закрепление пройденного материала.

5.Подведение итогов урока.

Методы: словесные, наглядные, практические.                                

Оборудование: таблицы, схемы, муляжи, учебник  В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф», 2003год.

                                                            Модуль.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ0.

Цель. В результате овладения учебным материалом модуля вы должны:

- на примере ящерицы прыткой изучить и усвоить                                             строение, кровеносной, дыхательной и выделительной систем организма;

-продолжить развивать умение заполнять сравнительную таблицу, находить сходство в строении систем органов амфибий и рептилий и работать с учебной литературой;

-выявить ароморфозы у пресмыкающихся;

-уметь объективно оценивать свою деятельность на уроке, подсчитывать баллы.

Тема и цель урока записаны на доске и объявляются учителем.

УЭ1.

Цель. Проверить знания по предыдущей теме «Общая характеристика рептилий, их среда обитания. Внешнее строение рептилий на примере ящерицы прыткой, строение скелета. Убедиться, что готовы к изучению нового материала.

Задание I. Тест. Внимательно прочитайте суждение, выберите правильное, выписав номера, 6баллов1. У рептилий третье веко – это

а- перепонка, защищающая глаза от механических повреждений, б-перепонка, увлажняющая глаза, в- подвижное веко, закрывающее глаза, г-третьего века нет.

2.Число пальцев у ящерицы равно

а-пяти на всех конечностях, б-пяти только на передних конечностях, в-пяти только на задних конечностях, г-4-м на передних  и пяти на задних конечностях.

3.У ящериц имеется

а- всегда 2 пары конечностей, б-у некоторых видов может быть только передняя пара конечностей, в-у некоторых видов конечности могут отсутствовать.

4.У змей глаза закрыты

а – одной парой подвижных непрозрачных век,

б – двумя парами подвижных непрозрачных век,

в – сросшимися прозрачными веками.

5.Жало ядовитой змеи – это

а– орган осязания и вкуса, б –орган обоняния,

в– орган, содержащий ядовитые железы.

6.У ящерицы грудная клетка

а – замкнутая, б – рёбра свисают свободно, в – грудной клетки нет.

Задание II. Решить логическую задачу. 4балла.

В Средней Азии обитает около 65 видов рептилий, в средней части Европы – 15видов, а у Северного полярного круга – всего 2 вида. Объясните эту закономерность изменения многообразия видов пресмыкающихся.

За проверку домашнего задания поставьте себе оценку. Если набрали 10б. – отлично,

8-9б. – хорошо,

6-7б. – удовлетворительно,

менее 6б. – неудовлетв.

Данные баллы занесите в лист учёта знаний.

Проверьте правильность теста, сверьте с ответами учителя. Выполнив тест переходите к следующему заданию.  Решение логической задачи озвучьте, подняв руку. Правильность ответа проверьте путём фронтальной беседы с учителем. За полный содержательный ответ – 5б. За неполный – 3б. Неверный ответ – 2б.

УЭ2.Изучение нового материала.

Цель. Изучить строение и функции пищеварительной системы рептилий.

Задание I.

а. прослушайте объяснение и рассказ учителя о строении и функциях пищеварительной системы;

б. самостоятельно прочитайте в §41 текст о строении и функциях пищеварительной системы пресмыкающихся, изучить рис.145 на стр.195, выпишите ароморфозы;

в. Сравните пищеварительную систему амфибий и рептилий.

Задание II. Ответьте на вопросы устно.

1.Каково строение пищеварительной системы рептилий?

2.Какого происхождения зубы у рептилий?

3.Какое значение имеет язык в ротовой полости?

4.Какие функции выполняет печень?

Проверьте самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитайте количество баллов (каждый правильный ответ – 1балл) и занесите данные в лист учёта.

Самостоятельно. Работайте в паре.

УЭ3.изучение нового материала.

Цель. Самостоятельно изучить строение и функции дыхательной и выделительной систем.

ЗаданиеI. 1.Прочитать самостоятельно в§41 о строении и функциях дыхательной и выделительной систем.

2.Изучить рисунок 145, стр. 195.

3.Выписать ароморфозы данных систем.

4.Выписать основные термины в словарик.

ЗаданиеII. (6 баллов).

1.Каково строение дыхательной системы рептилий?

2.Расскажите, чем отличается дыхательная система рептилий от дыхательной системы амфибий?

3.Где происходит газообмен у рептилий?

4.Какие ароморфозы появились в дыхательной системе рептилий?

5.Из каких органов состоит выделительная система у рептилий?

6.Какие вещества выделяются из организма?

Ответив на вопросы, оцените себя, выставив баллы в лист учёта.

Выполнять самостоятельно.

Записи делать самостоятельно, работаете в паре.

УЭ4 изучение нового материала.

Цель. Изучить строение и функции кровеносной системы.

Задание I.

  1. Прослушать объяснения и рассказ учителя о строении и функциях кровеносной системы рептилий.
  2. Самостоятельно изучить материал о кровеносной системе рептилий в§41 , рассмотрите рисунок 146, стр.196. Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий?
  3. Выпишите ароморфозы рептилий, появившиеся в кровеносной системе пресмыкающихся.
  4. Объясните новые понятия.

Промежуточный контроль. 4балла.

1.Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий по сравнению с земноводными?

2.Из каких органов состоит кровеносная система?

3.Какое строение имеет сердце у пресмыкающихся?

4.Через какие органы течёт артериальная кровь?

5.Где происходит газообмен?

6.Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме.)

7.Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме).

8.Что такое артерия, вена?

Сделайте вывод о преимуществе кровеносной системы рептилий перед кровеносной системой амфибий.

Определите количество правильных ответов, подсчитайте и внесите в лист учёта.

Работайте в парах.

Самостоятельно записывайте новые понятия.

Работа с учителем. Правильный ответ – 1балл.

Учитель слушает ответ обучаемого.

УЭ5

Цель. Закрепление изученного материала.

Задание I. Установите взаимосвязь между строением систем органов и их функциями, заполняя сравнительную таблицу строения и функций систем органов амфибий и рептилий – 4балла.

Название систем.

Земноводные

Рептилии

Основные органы

Функции

Основные органы

Функции

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Выделительная

Для заполнения таблицы обратитесь к §37, §41.Заполнение таблицы обсудите в паре и оцените свою работу

Задание II. 5баллов.

Укажите признаки, характерные для той или иной системы органов (поставьте напротив букв соответствующие цифры).

А – кровеносная система, Б – дыхательная, В – пищеварительная система, Г – выделительная система.

1.Связь организма с окружающей средой.

2.Снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами.

3.Выведение из организма продуктов распада.

4.Терморегуляция

5.Осуществление газообмена.

6.Располагаются в грудной полости.

7.Располагаются в брюшной полости.

8.Система представлена одним органом и сосудами.

9.В систему входят железы внешней секреции.

Набранное количество баллов занесите в лист учёта.

Работу выполняйте самостоятельно в тетради.

Самостоятельно.

Ответы сообщает учитель.

УЭ6.Подведение итогов урока.

Цель.  Определите, усвоили ли вы тему  урока. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Задание I.  3балла. Впишите в текст недостающие по теме слова.

-Система органов, в состав которой входит…,…, мочевой  пузырь, клоака, называется… .

-Так, как у … … смешанная, обмен веществ у них… .

- Строение органов соответствует … … .

- Опорно- …система выполняет …, …,…, функции.

Домашнее задание. Если вы выполнили закрепление учебного  материала на 12баллов, то у вас нет домашнего задания. Если у вас были трудности при заполнении таблицы, при запоминании, допустили много ошибок, вам читать §41.

Если вы за урок набрали  32балла и более – оценка –«5»

31-26баллов –«4»

25-18баллов-«3»

Менее-18баллов-«2».    

                                         Приложение №1

Лист  учёта  знаний.

Фамилия. Имя________________________________________

Учебный элемент

Количество баллов по заданиям

1

2

3

4

5

6

7

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ5

УЭ6

О Т В Е Т Ы.

УЭ1.Тест. 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а, 6-а.

УЭ5. Задание II. А -2,4,5,6,8.

Б -1,2,4,5,6.

В- 1,2,3,7,9.

Г-1,3 ,7

УЭ6. Почки, мочеточники, выделительная система.

Рептилий кровь, низкий.

Выполняемым функциям.

-двигательная, опорную, защитную, двигательную, соединительную.



Предварительный просмотр:

                           Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение                             «Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                        Г. Емва

                                            Модульный урок по зоологии

                                                       7 класс

                      Тема: « Тип Хордовые.  Класс Млекопитающие».

                                                Урок составлен учителем биологии                                                

                                                                   Безменовой Г.С.

                                           

                                    Г.Емва, Княжпогостский р-он, Республика Коми  2012г.

                                                         

МОДУЛЬ.

Технология. Модульный урок, урок входит в систему уроков по теме самообразования.

Тема.   Тип Хордовые  Класс Пресмыкающиеся.

Цель.  Познакомить обучаемых со строением и процессами  жизнедеятельности систем органов животных Класса Пресмыкающихся.

Задачи урока.

 Образовательные – сформировать знания о строении и жизнедеятельности пищеварительной, кровеносной, дыхательной и выделительной систем.

Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно получать знания из учебной литературы, заполнять сравнительные таблицы, анализировать и формулировать выводы, умение объективно оценивать свои знания, критически относиться к себе.

Воспитательные – продолжить воспитывать у обучаемых материалистические взгляды на животный мир, самостоятельность, чувство помощи и уважения к своему однокласснику, чувство ответственности и исполнительности.

Структура урока:

1.Организационный момент – 1мин.                                                           2.Установление логической взаимосвязи – 1мин.

3.Входящий контроль (проверка домашнего задания) – 10мин.

4.Изучение нового материала – 30мин.

5.Домашнее задание, итоги урока – 3мин.

План модуля.

1.Получение представления о строении органов и систем животных Класса Пресмыкающихся.

2.Изучение строения  органов, систем и процессов, происходящих в        :                        а.пищеварительной системе,                                                                        б.кровеносной системе,                                                                                в.дыхательной системе,                                                                        г.выделительной системе.

3.Установление взаимосвязи между строением и функциями органов и систем.

4.Закрепление пройденного материала.

5.Подведение итогов урока.

Методы: словесные, наглядные, практические.                                

Оборудование: таблицы, схемы, муляжи, учебник  В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф», 2003год.

                                                            Модуль.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ0.

Цель. В результате овладения учебным материалом модуля вы должны:

- на примере ящерицы прыткой изучить и усвоить                                             строение, кровеносной, дыхательной и выделительной систем организма;

-продолжить развивать умение заполнять сравнительную таблицу, находить сходство в строении систем органов амфибий и рептилий и работать с учебной литературой;

-выявить ароморфозы у пресмыкающихся;

-уметь объективно оценивать свою деятельность на уроке, подсчитывать баллы.

Тема и цель урока записаны на доске и объявляются учителем.

УЭ1.

Цель. Проверить знания по предыдущей теме «Общая характеристика рептилий, их среда обитания. Внешнее строение рептилий на примере ящерицы прыткой, строение скелета. Убедиться, что готовы к изучению нового материала.

Задание I. Тест. Внимательно прочитайте суждение, выберите правильное, выписав номера, 6баллов1. У рептилий третье веко – это

а- перепонка, защищающая глаза от механических повреждений, б-перепонка, увлажняющая глаза, в- подвижное веко, закрывающее глаза, г-третьего века нет.

2.Число пальцев у ящерицы равно

а-пяти на всех конечностях, б-пяти только на передних конечностях, в-пяти только на задних конечностях, г-4-м на передних  и пяти на задних конечностях.

3.У ящериц имеется

а- всегда 2 пары конечностей, б-у некоторых видов может быть только передняя пара конечностей, в-у некоторых видов конечности могут отсутствовать.

4.У змей глаза закрыты

а – одной парой подвижных непрозрачных век,

б – двумя парами подвижных непрозрачных век,

в – сросшимися прозрачными веками.

5.Жало ядовитой змеи – это

а– орган осязания и вкуса, б –орган обоняния,

в– орган, содержащий ядовитые железы.

6.У ящерицы грудная клетка

а – замкнутая, б – рёбра свисают свободно, в – грудной клетки нет.

Задание II. Решить логическую задачу. 4балла.

В Средней Азии обитает около 65 видов рептилий, в средней части Европы – 15видов, а у Северного полярного круга – всего 2 вида. Объясните эту закономерность изменения многообразия видов пресмыкающихся.

За проверку домашнего задания поставьте себе оценку. Если набрали 10б. – отлично,

8-9б. – хорошо,

6-7б. – удовлетворительно,

менее 6б. – неудовлетв.

Данные баллы занесите в лист учёта знаний.

Проверьте правильность теста, сверьте с ответами учителя. Выполнив тест переходите к следующему заданию.  Решение логической задачи озвучьте, подняв руку. Правильность ответа проверьте путём фронтальной беседы с учителем. За полный содержательный ответ – 5б. За неполный – 3б. Неверный ответ – 2б.

УЭ2.Изучение нового материала.

Цель. Изучить строение и функции пищеварительной системы рептилий.

Задание I.

а. прослушайте объяснение и рассказ учителя о строении и функциях пищеварительной системы;

б. самостоятельно прочитайте в §41 текст о строении и функциях пищеварительной системы пресмыкающихся, изучить рис.145 на стр.195, выпишите ароморфозы;

в. Сравните пищеварительную систему амфибий и рептилий.

Задание II. Ответьте на вопросы устно.

1.Каково строение пищеварительной системы рептилий?

2.Какого происхождения зубы у рептилий?

3.Какое значение имеет язык в ротовой полости?

4.Какие функции выполняет печень?

Проверьте самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитайте количество баллов (каждый правильный ответ – 1балл) и занесите данные в лист учёта.

Самостоятельно. Работайте в паре.

УЭ3.изучение нового материала.

Цель. Самостоятельно изучить строение и функции дыхательной и выделительной систем.

ЗаданиеI. 1.Прочитать самостоятельно в§41 о строении и функциях дыхательной и выделительной систем.

2.Изучить рисунок 145, стр. 195.

3.Выписать ароморфозы данных систем.

4.Выписать основные термины в словарик.

ЗаданиеII. (6 баллов).

1.Каково строение дыхательной системы рептилий?

2.Расскажите, чем отличается дыхательная система рептилий от дыхательной системы амфибий?

3.Где происходит газообмен у рептилий?

4.Какие ароморфозы появились в дыхательной системе рептилий?

5.Из каких органов состоит выделительная система у рептилий?

6.Какие вещества выделяются из организма?

Ответив на вопросы, оцените себя, выставив баллы в лист учёта.

Выполнять самостоятельно.

Записи делать самостоятельно, работаете в паре.

УЭ4 изучение нового материала.

Цель. Изучить строение и функции кровеносной системы.

Задание I.

  1. Прослушать объяснения и рассказ учителя о строении и функциях кровеносной системы рептилий.
  2. Самостоятельно изучить материал о кровеносной системе рептилий в§41 , рассмотрите рисунок 146, стр.196. Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий?
  3. Выпишите ароморфозы рептилий, появившиеся в кровеносной системе пресмыкающихся.
  4. Объясните новые понятия.

Промежуточный контроль. 4балла.

1.Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий по сравнению с земноводными?

2.Из каких органов состоит кровеносная система?

3.Какое строение имеет сердце у пресмыкающихся?

4.Через какие органы течёт артериальная кровь?

5.Где происходит газообмен?

6.Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме.)

7.Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме).

8.Что такое артерия, вена?

Сделайте вывод о преимуществе кровеносной системы рептилий перед кровеносной системой амфибий.

Определите количество правильных ответов, подсчитайте и внесите в лист учёта.

Работайте в парах.

Самостоятельно записывайте новые понятия.

Работа с учителем. Правильный ответ – 1балл.

Учитель слушает ответ обучаемого.

УЭ5

Цель. Закрепление изученного материала.

Задание I. Установите взаимосвязь между строением систем органов и их функциями, заполняя сравнительную таблицу строения и функций систем органов амфибий и рептилий – 4балла.

Название систем.

Земноводные

Рептилии

Основные органы

Функции

Основные органы

Функции

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Выделительная

Для заполнения таблицы обратитесь к §37, §41.Заполнение таблицы обсудите в паре и оцените свою работу

Задание II. 5баллов.

Укажите признаки, характерные для той или иной системы органов (поставьте напротив букв соответствующие цифры).

А – кровеносная система, Б – дыхательная, В – пищеварительная система, Г – выделительная система.

1.Связь организма с окружающей средой.

2.Снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами.

3.Выведение из организма продуктов распада.

4.Терморегуляция

5.Осуществление газообмена.

6.Располагаются в грудной полости.

7.Располагаются в брюшной полости.

8.Система представлена одним органом и сосудами.

9.В систему входят железы внешней секреции.

Набранное количество баллов занесите в лист учёта.

Работу выполняйте самостоятельно в тетради.

Самостоятельно.

Ответы сообщает учитель.

УЭ6.Подведение итогов урока.

Цель.  Определите, усвоили ли вы тему  урока. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Задание I.  3балла. Впишите в текст недостающие по теме слова.

-Система органов, в состав которой входит…,…, мочевой  пузырь, клоака, называется… .

-Так, как у … … смешанная, обмен веществ у них… .

- Строение органов соответствует … … .

- Опорно- …система выполняет …, …,…, функции.

Домашнее задание. Если вы выполнили закрепление учебного  материала на 12баллов, то у вас нет домашнего задания. Если у вас были трудности при заполнении таблицы, при запоминании, допустили много ошибок, вам читать §41.

Если вы за урок набрали  32балла и более – оценка –«5»

31-26баллов –«4»

25-18баллов-«3»

Менее-18баллов-«2».    

                                         Приложение №1

Лист  учёта  знаний.

Фамилия. Имя________________________________________

Учебный элемент

Количество баллов по заданиям

1

2

3

4

5

6

7

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ5

УЭ6

О Т В Е Т Ы.

УЭ1.Тест. 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а, 6-а.

УЭ5. Задание II. А -2,4,5,6,8.

Б -1,2,4,5,6.

В- 1,2,3,7,9.

Г-1,3 ,7

УЭ6. Почки, мочеточники, выделительная система.

Рептилий кровь, низкий.

Выполняемым функциям.

-двигательная, опорную, защитную, двигательную, соединительную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

"Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение и особенности скелета пресмыкающихся"

Данный урок разработан на основе системно - деятельностного подхода....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....

К уроку Класс Пресмыкающиеся Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf

Презентация   Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...