Открытый урок проект "Шляпочные грибы" (5, 6, 9 класс) биология
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Солдатова Екатерина Викторовна

Данный урок разработан для аттестации и представляет собой не только проектную работу, но и урок, в котором используются игровая, групповая, дифференциальная, интерактивная, компьютерная технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3_proekt_shlyapochnye_griby.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

УРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Шляпочные грибы. Общая характеристика. Составление атласа-определителя»

Целевая аудитория: параллель шестых классов.

Тип проекта:

  • по предметно-содержательной области – межпредметный;
  • по характеру контактов – внутриклассный;
  • по характеру координации – с явной координацией;
  • по доминирующей деятельности учащихся – информационный;
  • по количеству участников – групповой;
  • по продолжительности – краткосрочный (1 урок/1 неделя);
  • по виду конечного продукта – материальный.

Цель проекта: приобрести знания по теме урока, обобщить их в процессе создания предметно-наглядного пособия.

Задачи:

  1. формирование универсальных компетентностей: умения работать в группе, формулировать свою точку зрения, слушать собеседника, планировать свою работу и чётко реализовывать план, ставить и выполнять учебные цели;
  2.  развитие общеучебных навыков: умения работать с новым информационным текстом, умения анализировать информацию, выделять главное, составлять краткий конспективный текст, выбирать материал для наглядного представления;
  3. приращения в ЗУНах: знакомство с многообразием шляпочных грибов, умение их определять и отличать, знание о роли грибов в природном сообществе, формирование осознанного активного природоохранного поведения.

Проектный продукт: стенгазета (альбом) –  по принципу наглядных определителей или по принципу энциклопедии (на выбор).

План работы:

  1. Предварительная подготовка: 1 неделя на поиск и подготовку информации (по группам).
  2. Урок – полный проект (все этапы работы). (Этап глубокой рефлексии можно вывести в индивидуальное послеурочное обсуждение)

Степень сложности: можно предложить 3 степени сложности:

1. низкая – весь материал заранее готовят ученики, этапы проблематизации и целеполагания (в части формулирования цели) проходят на предыдущем уроке;

2. средняя – ученики приходят на урок без знания темы, весь необходимый материал готовит учитель в виде распечатанных выборок информации для каждой группы или ученики без предварительного объяснения цели работы;

3. высокая – ученики приходят на урок без знания темы и без предварительной подготовки, весь необходимый материал готовит учитель в виде подборки энциклопедий, справочников, иллюстрированных биологических журналов и т.п.

Содержание этапов проекта:

этап

содержание

сроки выполнения

1. Проблематизация

Мы изучаем шляпочные грибы и ищем наиболее эффективный способ обобщения знаний.

1й урок –

3 минуты

2. Целеполагание

фронтальная работа с классом

а) формулирование цели проекта

Найти, обработать и обобщить знания, полученные в процессе изучения информации по теме в наглядно-демонстрационной форме.

1й урок –

3 минуты

б) создание образа конечного продукта

Стенгазета или альбом в виде атласа-определителя  шляпочных грибов.

1й урок –

2 минуты

в) формулирование названия темы проекта

«Атлас-определитель шляпочных грибов»

1й урок –

2 минуты

3. Планирование

а) постановка задач,

б) выбор способов работы,

в) определение последовательности и сроков.

работа-обсуждение в группах, обмен идеями – выступление

  1. найти примеры и описание грибов на каждую букву алфавита – используются информационные ресурсы и материалы,
  2. выбрать наиболее яркие или интересные факты,
  3. расположить их в алфавитном порядке,
  4. придумать оформление своей части работы в целом и каждого гриба, найти стиль работы,
  5. оформить работу в конечном виде.

1й урок –  

10 минут

4. Реализация.

Выполнение намеченного плана работы с консультацией у педагога в случае возникновения трудностей.

Презентация получившегося проекта на уроке.

1й урок –

20 минут

5. Рефлексия.

Заполнение дневника ведения проекта (выбрать «секретаря» в каждой группе или ведёт учитель по собеседованию с группой) в течение работы,

краткий отчёт на уроке одного из группы.

1й урок –

каждая группа во время работы,

5 минут в конце урока

Примечания: при необходимости (на оформление и рефлексию) проект можно продлить до 2 недель;  в оформлении альбома можно использовать не только иллюстрации, но и коллаж.

Позиция учителя: 

руководитель проекта в теоретической подготовительной части (активная помощь со стороны учителя в процессе постановки темы и целей, разработки плана работы) и

эксперт в части реализации (в процессе выполнения учащиеся активно работают сами, по мере необходимости обращаясь за советом).

Выделенные группы: (5-6-7 групп)

  1. Научный подход:
  1. общая характеристика грибов,
  2. съедобные грибы,
  3. ядовитые грибы,
  4. грибы-паразиты (на усмотрение);
  1. Творческий подход:
  1. иллюстрации (при домашней подготовке учащихся),
  2. загадки, ребусы;
  3. пословицы и поговорки.

Подготовка к уроку детей (при низкой сложности проекта), учителя:

  1. Поиск (и распечатка) информации по заданной группе грибов.
  2. Поиск (и распечатка) или самостоятельная подготовка иллюстраций.
  3. Поиск (и распечатка/запись) загадок, пословиц и поговорок.
  4. Подготовка таблиц «верю-не верю», «дорога» на доску (написание на доске или распечатка).
  5. Распечатка карточек на каждую группу: с названием группы, с вопросами для «верю-не верю», с планом ответа, рефлексивных (для секретарей), с критериями оценки.
  6. Подготовить папку-скоросшиватель и файлы для оформления работы в альбом.
  7. Магниты/наклейки для заполнения таблицы «верю-не верю»  и дороги.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(2й вариант сложности – работа с новым материалом, подготовленным учащимися)

Этап урока

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный

Приветствие, рассадка по рабочим группам, проверка присутствия, подготовка к уроку.

1’

2. Изучение нового материала

1. Проблема-тизация

- Сегодня на уроке мы проведём интересную работу по знакомству с необычным миром организмов. Наш путь по освоению темы будет отображать дорожный навигатор на доске. Сейчас мы – в начале пути. Ставлю значок на пункт «начало пути».

- Тема нашего урока зашифрована в ребусе на доске. О чём сегодня мы узнаем больше?

- А что мы сейчас знаем о них? Давайте ответим на вопросы блиц-анкеты. (Заполнение карточки «верю-не верю» на доске)

- О шляпочных грибах.

фронтальные ответы

2’

2. Целеполагание

а) форму-лирование цели проекта

Ставлю значок на пункт «цель»

- Мы увидели, что по некоторым вопросам у нас есть расхождение. Как мы преодолеем проблему?

- Какие цели у нас появились?

- Лучше изучим материал и представим наши знания.

- Изучить материал о грибах в своей группе, представить его другим группам, чтобы у всех были правильные знания.

2’

б) создание образа конечного продукта

- Мы уже делали с вами подобные работы. Какой способ лучше подойдёт для представления многообразия грибов?

- Наглядный альбом с иллюстрациями и информацией.

1’

в) форму-лирование названия

- Как мы назовём результат нашей работы?

Запись названия на доске.

Предложение вариантов названий. Выбор 1 названия.

2’

3. Плани-рование

а) поста-новка задач,

б) выбор способов работы,

в) опреде-ление последова-тельности и сроков.

Ставлю значок на пункт «план»

- Вы рассажены на малые группы по узкой теме – каждая группа получает своё задание и материал для подготовки ответа.

Раздаётся материал и выставляются карточки с названием направления работы.

Сейчас вам нужно выработать план работы для того, чтобы наиболее точно и красиво пред-ставить классу свою часть знаний о грибах. Для этого вам надо сейчас определить последователь-ность вашей работы и то, что каждый из вас будет делать во время подготовки материала. На планирование вашей работы – 3 минуты.

Консультативная организационная помощь в работе групп по просьбе учащихся.

Рассаживание в соответ-ствии с организацией учителя.

Определение роли каждого в предстоящей работе, распределение материала, назначение секретаря.

3’

4. Реализация.

Ставлю значок на пункт «работа»

- А сейчас пора приступать к самой работе. На подготовку материала для выступления у вас 10 минут. Группа иллюстрации сегодня – особая. Ваша задача – подобрать из представленных рисунков полезные иллюстрации к материалам каждой работающей группы или создать свои.

Общий контроль над работой групп, решение организационных вопросов, помощь при учебных затруднениях.

Активное учебное общение, работа по анализу и выборке материала для представления, подготовка ответа – презентации.

Группа иллюстрации (6 человек – по 1 на каждую рабочую группу) подходит к другим работающим группам для отбора иллюстраций к разделу.

Секретари фиксируют идеи и затруднения при работе своей группы.

10’

3. Обобщение изученного

- Ваша работа готова. Пора её представить классу.

Ставлю значок на пункте «презентация».

Ведётся общее организационное руководство выступленииями (порядок, дисциплина).

При выступлении группы «Общая характеристика грибов» показываю презентацию.

Выступления учащихся в предлагаемом учителем порядке: презентация работы по заданию группы.

Ученики на местах конспективно записывают основные данные.

18’

5. Рефлексия

- Теперь ещё раз ответим на вопросы блиц-анкеты. Посмотрим, многое ли поменялось в вашем представлении о шляпочных грибах. Раздаю вопросы на карточках. Собираю работы.

- Почему некоторые ваши ответы изменились?

фронтальная письменная работа

- Мы больше узнали, стали лучше понимать тему.

3’

4. Итог

- А сейчас время для обобщения.

Ставлю значок на пункт «итог пути».

- Какими результатами своей работы вы хотели бы поделиться? Проанализируйте, выскажитесь по вашей работе, используя предло-женные критерии.

- Какие оценки за работу можно вам поставить?

- Ваше д/з записано на доске – запишите его в дневники.

- Спасибо вам за урок. Урок окончен.

Используя карточки «Ведение работы», группы анализиру-ют свою работу на уроке, используя выданные критерии, оценивают себя, другие группы внимательно слушают и при необходимости комментируют результаты самоанализа.

7’

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Оформление доски.

2. Задание «верю-не верю».

3. Планы ответов групп.

4. Карточка рефлексивная «Ведение работы».

5. Критерии оценки.

Приложение 1.

Оформление доски.

плакат с ребусом/анаграммой

Д/з

§  8  , рис.  22  ,

зад.      стр.

Шляпочные грибы.

(тема пишется учителем после постановки её на уроке)

(таблица «Верю-не верю)

ДА

НЕТ

Наш путь.

(таблица «Дорога»)

начало пути

цель

план

работа

презентация

итог пути

Приложение 2.

        Карточка актуализации и проверки знаний «Верю – не верю».

        

Шляпочные грибы.

Верю-не верю.

Задание: Отметьте в клетке ДА или НЕТ ваше отношение к высказываниям.

  1. Грибы – это вид растений.
  2. Грибы размножаются спорами.
  3. У грибов есть признаки как растений, так и животных.
  4. Не все грибы – шляпочные.
  5. У грибов есть тело и называется оно грибница.
  6. «Пенёк» - это часть гриба.
  7. Среди грибов есть двойники.
  8. Грибы могут жить совместно с другими организмами.
  9. Грибы можно выращивать самим.
  10. Ядовитые грибы – полезны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДА

НЕТ

                           Фамилия___________________________

Приложение 3.

Планы ответов групп.

Группа «Общая характеристика».

План ответа.

  1. Определение грибов. Признаки.
  2. На какие группы делят грибы.
  3. Особенности каждой группы.
  4. Интересные факты. Симбиоз.
  5. Польза в природе и для человека.

Группы по разновидностям грибов.

План ответа.

  1. Определение. Общие признаки.
  2. Примеры грибов группы.
  1. Название.
  2. Отличительные признаки.
  3. Место обитания.

Группы пословиц и загадок.

План ответа.

  1. Введение.
  2. Примеры пословиц/загадок.

Приложение 4.

Карточка рефлексивная «Ведение работы». Фамилии___________________________

Что не понятно, в чём возникают затруднения.

Как решаем проблему.

Интересные идеи.

Приложение 5.

Критерии оценки.

Критерий 1. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема не раскрыта 0

Тема раскрыта фрагментарно 1

Тема раскрыта, участники группы представили хорошее знание темы 2

Тема раскрыта исчерпывающе, продемонстрированы глубокие знания 3

Критерий 2. Личная заинтересованность, творческий подход к работе (максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение 0

Группа проявила незначительный интерес, но не продемонстрировала самостоятельности в работе, не использовала возможности творческого подхода 1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность, предпринята попытка представить личный взгляд, применены элементы творчества 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением группы к идее проекта 3

Критерий 3. Качество проведения презентации (максимум 3 балла):

Презентация не проведена 0

Речь выступающих не соответствует требованиям проведения презентации 1

Речь выступающих соответствует требованиям проведения презентации, но  нет владения культурой общения с аудиторией или выступление не уложилось в рамки регламента 2

Речь выступающих соответствует требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, показано владение культурой общения с аудиторией, удалось вызвать большой интерес аудитории 3

Получение оценки: 7-9 баллов – отлично, 4-6 баллов – хорошо, 1-3 балла – удовлетворительно, 0 баллов – неудовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой

план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...