Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир пернатых"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 класса. Данное мероприятие можно проводить на неделе биологии или на День птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_pernatykh.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Марина Андреевна, учитель биологии МБОУ «Хлебодаровская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

 

Внеклассное мероприятие по биологии

Путешествие в «Мир пернатых».

Ведущий. Птицы – это наиболее многочисленная группа, объединяющая около 8600 видов. Много пользы и радости приносят птицы людям. Нас радует их удивительное пение и дивное оперение, и их  волшебное искусство строить гнезда. Трудно переоценить значение птиц в природе.  Дрозды, кедровки и сойки распространяют семена растений, нектарницы, колибри, медососы, питаясь нектаром цветков растений, обеспечивают их перекрестное опыление. Хищные птицы, поедая мелких зверьков, ящериц и лягушек, регулируют их численность в природе. Насекомоядные птицы уничтожают насекомых -вредителей и их личинок. Как много можно рассказать о наших пернатых друзьях. Каждая пташка заслуживает особого отношения к себе. О каждой птице можно рассказать много интересного и удивительного. Сегодня мы с вами  проведем  путешествие в страну Птиц.  

1 этап.  Разминка.

Командам по очереди задаются вопросы. Если команда не отвечает, право на ответ имеет  другая команда. За каждый правильный ответ команда получает очко.

1. Какая наука изучает птиц? (Орнитология)

2. Звери ходят на четырех ногах, а птицы на…(Двух).

3. Какова температура тела птиц? (+40..+420С)

4. Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)

5. Звери покрыты шерстью, а птицы …(Перьями)

6. Кто два раза родится? (Птица)

7. У какой птицы два пальца на ногах? (У африканского страуса)

8. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают? (Стрижи)

9. Когда выводит клест своих птенцов? (В феврале)

10. Какая птица носит название фамилии великого русского писателя?  (Гоголь)

11. Какой город летает? (Орел)

12. Какая певчая птичка в поисках корма может нырять и бегать под водой.(Оляпка)

13. Откуда плывет утка? (От берега)

14. Какая птица может измерять температуру клювом? (Сорные куры)

15. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри)

16. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

17. Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)

18. какая птица носит название корабля? (Фрегат)

19. какие птицы носят названия грибов? (Поганки - чомги)

20. У какой птицы гнездо выстлано рыбьими костями? (У зимородка)

21. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)

22. С помощью,  какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклана)

2 этап. Головоломка «Систематика современных птиц»

Дается карточка, в которой написаны семнадцать семейств птиц. Нужно найти эти семейства. Зачеркивать можно только под прямым углом. Время выполнения 5 минут

К

А

К

И

Н

Ж

У

Р

К

У

Ш

К

У

З

У

Р

Ы

Л

В

А

У

К

П

И

А

Р

Ы

Г

Е

И

Н

Ы

Е

С

О

П

К

И

В

О

И

Н

К

Ы

В

О

Г

У

О

П

И

А

Ц

Ы

У

К

О

З

А

И

Г

А

Н

Ф

Л

И

Л

Д

Я

О

Д

О

Б

И

К

М

А

К

Ч

И

Т

Л

О

И

У

С

Т

И

Н

И

А

Б

О

Г

В

Ы

Р

Е

Н

И

Г

К

Й

У

Л

Г

Н

Е

Е

В

И

К

О

И

Ы

Н

И

В

И

П

Ответ: казуары, куриные, журавлиные, кукушки, попугаи, совы, гоацины, киви, поганки, буревестники, фламинго, кулики, чайки, дятловые, пингвины, голуби, козодои.

3 этап  «Чьи это клювы и  ноги?»

Ведущий. От чего зависит форма клюва у птиц? От чего зависит форма ног у птиц? Попробуйте по клюву догадаться, кто здесь змеешейка, вальдшнеп, фламинго, тукан, певун, ножеклюв, клест, дятел, дубонос, сокол.  

Ответ : 1 – клест; 2- дятел; 3 – сокол; 4 – дубонос;  5 – фламинго; 6- ножеклюв; 7 – певун;

              8- тукан; 9 –вальдшнеп; 10- змеешейка

Определите по этим рисункам, какие ноги у африканского страуса, лысухи, цапли, воробья, фазана, куропатки, утки, орла и дятла.

Ответ:  1 – лысуха;  2- орел;  3 – дятел;  4- утка;  5 – фазан;  6 – воробей;  7 – цапля;   8 – куропатка;  9 – африканский страус

 4 этап «Математический»

Команды путем жеребьевки выбирают задачи. На решение задачи дается 5 минут.

1. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя равна 3,2 г. какую массу желудей сойка перенесет за один полет? Сколько полетов сойка должна совершить, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди и где она их прячет? (3,2 х 6= 19,2 г;  4000/19,2 =208 полетов. Сойка переносит желуди в подъязычном мешке, а прячет их в кладовых под кочками, подстилкой из листьев, мхом)

2. В течение одного часа самка мухоловки пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние от гнезда к месту охоты и обратно, равное 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка пеструшка по 18 час. в сутки. Период вскармливания птенцов 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров пролетает мухоловка пеструшка за весь период выкармливания детенышей? (2,5х18=45км;   45х18=810км)

3.  Золотистая ржанка, гнездящаяся на Аляске, вынуждена при миграции на Гавайские Острова преодолевать без посадки 3500 км. Со средней скоростью 50км/ч. Сколько суток пребывает ржанка в полете?

4. одна пара ласточек в период вскармливания прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов три пары?  (12 кг )

5 этап. «Почемучка»

1. Почему голова и шея грифов лишены перьевого покрова? (Грифы питаются падалью.

  Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее

  облегчает им проникновение внутрь трупа животного)

2. Еще светло перед окном,

    В разрывы облак солнце блещет,

    И воробей своим крылом,

    В песке купаяся, трепечет…(А.Фет)

Почему воробьи принимают песочные ванны? (Купание воробьев в «песочных» ваннах избавляет их от паразитов – блох, вшей, пухоедов и клещей, которые находятся на поверхности кожи и перьев.)

3. «Тысяча воронков, слетевшись с разных сторон, повисла двумя черно – белыми гирляндами над широкой улицей чуть выше крыши домов. Издали провода на которых сидят ласточки, видны только своим блеском, и кажется, что птицы держатся в воздухе не сверкающем луче». Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач? (Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи,  и ток пройдет через тело птиц)

4. Памятник, воздвигнутый чайкам в г.Солт-Лейт-Сити (США), - единственный в мире. Почему жители города поставили чайкам памятник? (Чайки спасли первых переселенцев от голодной смерти: они уничтожали полчища саранчи, пожиравшей посевы)

5. Он упивался раннею весной,

    Он щелкал соловьем, кричал вороной…

    И пел, и трепетал влюблено надо мной,

    И славил мир, красивый и зеленый.(В.Семенов)

    Кто это? Почему? (Скворец. Он не имеет своей индивидуальной песни, но мастерски

    копирует пение птиц, лай собак, скрип дверей)

6. высоко в горах обитает черная и красноклювая клушница.  Так, в Гималаях клушница была обнаружена на высоте 8100м. чаще всего эта птица встречается там, где пасутся отары овец (до5000 м). Овцы и птицы хорошо уживаются. Почему клушницы не пугают овец, а овцы позволяют садится птицам на свою спину? (В горах птицам трудно найти необходимую пищу. Поэтому клушница приспособилась питаться паразитами, находящимися на коже овец. Овцы довольны, что птицы клювом и когтями чешут им спины и, склевывая насекомых, помогают избавиться от докучливых паразитов)

6 этап «Легендарные птицы»

Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем – то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о птицах. Постарайтесь угадать, о какой птице сложена та или иная легенда.

1. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие проклинали. В Китае она считалась символом благосостояния, полинезийцы считали ее ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века Церковь объявила эту птицу «нечистым  животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)

2. Когда Христос был на кресте, эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди. За это Бог пожаловал им перекрещивающиеся клювы и причислил их к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы. Угадали,  кто эти птицы? (Это клесты)

3. в одной из распространенных легенд об этой птице говорится о женщине, погубившей своего мужа и в наказание превращенной в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой», а какое же настоящее этой птицы? (Кукушка)

4. Эта птица ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, неприспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рот. По вечерам эта птица вьется около стад и зачастую шныряет у самого вымени коз и коров. В Испании ее называют «обманщиком пастухов». А как ее называют у нас? (Это козодой)

7 этап  «Пословицы и поговорки о птицах»

Ведущий. Много разных пословиц и поговорок связаны с птицами. Сейчас послушаем, как вы, ребята знаете пословицы о птицах.

 Закончите пословицы:

1. Старого воробья …( на мякине не проведешь).

2. На обед пичужке …(довольно и мушки).

3. Невелика птичка, ……(да коготок востер) 

4. Кулик не велик, …(а все – таки птица)

5. Ворона да кукушка обе в перьях, …(да голоса разные)

6. Синица в избе - …(зима на дворе)

7. Гусь летит -…(зимушку на хвосте тащит)

8 этап «Черный ящик»

1. В «черном ящике » находится аналог «молнии» - застежки, нашедшей широкое применение при изготовлении одежды и обуви. Автор «молнии» - застежки американец В.Джудсон – получил с 1893 по 1905 годы пять патентов за ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» находится в «черном ящике»? (Контурное перо птицы)

2. В «черном ящике» находится фотография птицы, которую кубинцы называют «пахро - моска»- птица – муха. Какая птица изображена на фотографии «черного ящика»?(Кубинский колибри)

3. В «черном ящике» находятся  фотографии трех видов птиц, голоса которых используются в одной опере знаменитого русского композитора Н.А.Римского – Корсакова. Как называется эта опера? Голоса,  каких птиц использовал композитор? (Опера «Снегурочка». Голоса кукушки, дрозда – белобровика, снегиря)

Ведущий. Вот и закончилось наше мероприятие. Пока жюри подводит итоги я, хочу прочитать вам стихотворение С.Я.Маршака.

   Не знаю, когда прилетел соловей,

   Не знаю, где был он зимой,

   Но полночь наполнил он песней своей,

   Когда воротился домой.

   Весь мир соловьиною песней прошит:

   То слышится где - то свирель,

   То кто – то рокочет, журчит и стучит

   И вновь рассыпается в трель.

   Ты издали дробь соловья улови –

   И долго не сможешь уснуть.

   Как будто счастливой тревогой любви

   Опять переполнена грудь.

 Подведение итогов

                             Использованная литература

  1. А.Э Брэм. Жизнь животных. Птицы.        Том 2 Москва, Терра, 1996
  1. Е. Н. Дмитров Познавательные задачи по зоологии  животных,  Тула, Родничок, 1999.

     3. П.Р.Ляхов, под ред О.Г.Хинн Я познаю мир.    Животные, Москва, АСТ,1997

  1. А.Теремов, В.Рохлов, Занимательная    зоология, М. «АСТ –  ПРЕСС». 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие-викторина "Интересное о пернатых"

Внеклассное мероприятие "Викторина о птицах"...

Эколого-биологического массового внеклассного мероприятия, посвященному Международному Дню птиц. Тема «Помогите пернатым». Для учащихся7-8 классов.

Цель мероприятия: развитие у обучающихся творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.Задачи: пропаганда идей охраны птиц; воспитание чувства любви и милосердия ко всему живому;вовле...

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья" для учащихся 6-8 классов...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Сценарий игры «Наши пернатые друзья».7-8 классы Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья АндреевнаЦели:1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.2. Воспитание экологическо...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Цель: Формирование познавательного интереса обучающихся и бережногоотношения к природе.Задачи: -  Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  б...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс "Птицы - наши пернатые друзья!"

Внеклассное мероприятие по биологии "Птицы - наши пернатые друзья!" расчитано для учащихся 6-7 классов в ООШ. Его можно использовать для проведения праздника "День птиц"...