КТП по ФГОС "Биология 5 класс" Линия И.Н.Пономаревой
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Хохлова Марина Николаевна

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса линии И.Н.Пономаревой  разработано с учетом требований ФГОС. В планировании указаны темы уроков, домашнее задание включает проектную деятельность, кратко указана деятельность учителя на уроке, деятельность ученика и планируемые результаты урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование к учебнику  И.Н.Пономаревой «Биология. 5 класс».

Составил: Хохлова М.Н. Учитель МАОУ СОШ № 35 пгт.Новомихайловский Туапсинского района

п/п

Содер-жание

Темы

Тема урока

Дата

Колич.часов

Деятельность

учителя

Деятель-ность ученика

Фомирование

результатов

Оборудо-вание

Примеча-ние, дом.

задание

план

факт

1.

Тема 1

Биоло-гия—наука о живом мире

 (8 ч)

Биология.Роль биологии в практической деятельности

1

1

Беседа, организация обсуждения,

работы с учебни-ком, обощение

Выявлять вза-имосвязи в природе, при-водитьпримеры, анализир.

Систематизвция знаний,знакомство с учебником и разнообразием живого

 Таблицы, живые объекты, учебник

§ 1, задания в конце §

2

Отличительные признаки живых организмов

1

1

Беседа, показ, демострация, организация наблюдения и обсуждения

Характеризовать, сранивать, анализи-ровать, формулировать

Понимание при-знаков живого, взаимосвязи  органов в организме

Таблицы, живые объекты

§ 2, задан. в конце §, сообщ. о движении растений

3

Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение,измерение,эксперимент.Лаб. работа № 1 «Изучение уст-ройства увеличи-тельных приборов

1

1

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

Знание методов био-логических исследо-ваний, понимание задач науки биологии

Работа с рисунками учебника как источ-никами информации.

Портреты ученых

§ 3, задания в конце §,

сообщ. о наблюде-ниях в природе

4

Клеточное строение

организмов.

Многообразие клеток.

1

1

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, сравнение, обобщение

Углубление знаний о методах биологии, умение работы с микроскопом

Таблица, лупа, шта-тивная лу-па, микро-скоп, мик-ропрепар.

§ 4, задан. в конце §, сообщения об электр. Микроско-пах

5

Методы изучения клетки

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

1

1

Постановка про-блемы, организа-ция работы с учебником, с микроскопом объяснение

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

Представление о клетке и тканях, умение готовить микропрепараты применять эти знания в быту

Таблица, лупа, шта-тивная лу-па, микро-скоп, лук, яблоко

§ 5, задан. в конце §

изготовить модель-ап-ликацию клетки

6

.Особенности хими-ческого состава живых организмов: неорга-нические и органи-ческие вещества, их роль ворганизме

1

1

Постановка проблемы, организация наблюдения опыта, обсужде-ния результатов

Анализировать различные виды информации: опыт, учебник, делать выводы

Умение обнаружить вещества в живых организмах, понимать их значение в организме

Таблицы, живые объекты: семена, растения

§ 6, задан. в конце §

сообщ. о масличных культурах

7

Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнеде-ятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

1

1

Беседа, показ, демострация, организация наблюдения и обсуждения

Характеризовать, сранивать, анализи-ровать, формулировать

Отмечать проявления процессов жизнеде-ятельности, понимать деление клетки как размножение

Таблицы, презента-ция

§ 7, задания в конце §

оформить рисунок клетки

8

Биология как наука. Обощение и стематизация знаний по теме №1

1

1

Организация об-общения знаний, постановка проблемных вопросов

Выделять главное, обсуждать, оценивать

Понимать значение деятельности ученых  выявлять связь биологии с другими науками

Таблицы, живые объекты, учебник

Задания на стр.33-34

9

Тема 2. Много-образие живых организ-мов

 (11 ч)

.Разнообразие орга-низмов. Принципы классификации. Отли-чительные признаки представителей  царств живой природы

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать,

формулировать, вы-делять особенности

Знать основные группы живых организмов, понимать особен-ности вирусов

Презента-ция, объекты живой природы

§ 8, задания в конце §

подготовка вопросов

10

Бактерии. Многообразие

бактерий

1

1

Беседа, органи-зация работы с учебником, интерактивной доской

Описывать, различать,

характеризовать

сравнивать,

оценивать

Умение формулиро-вать определения, понимать особен-ности бактерий, создавать апликацию

Презента-ция, плас-тилин, картон

§ 9, задан. в конце §

сообщ. о значении бактерий

11

Бактерии. Многооб-разие бактерий. Бакте-рии- возбудители забо-леваний. Меры профи-лактики заболеваний. Роль бактерий в при-роде и жизни человека

1

1

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять,

различать

пользу и вред бактерий

Знать значение бак-терий в формирова-нии атмосферы и почвы, усвоить гигиенические нормы

Таблица, презента-ция, коло-нии бакте-рий

§ 10, задания в конце §

сообщ. о значении бактерий

12

Растения. Многообразие рас-тений. Значение растений в природе ижизни человека

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать,

формулировать,

 выделять особенности

Представлять особенности систематических групп растений, видеть части цветкового растения

Таблицы, гербарии, живые растения, иллюстра-ции

§ 11, задан в конце §

сообщ. о

древних папоротн.

13

Методы изучения жи-вых организмов: наб-людение, измерение, эксперимент. Лаб. ра-бота № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения»

1

1

Организация выполнения лабораторной работы

Различать,

характеризовать сравнивать устанавливать связь строения и функций

Знать строение цветкового и голосеменного растения, харак-теризовать функции органов

Ветка то-поля, сосны с шишкой, лупа, ли-нейка

§ 11, задан в конце §

подборка фотогра-фий

деревьев

14

Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать,

формулировать, выделять особенности

Представлять особенности систематических групп животных,

Таблицы, чучела, иллюстра-ции

§ 12, задан в конце §

список ох-

раняемых в регионе животных

15

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измере-ние,эксперимент.Лаб. работа № 4 «Наблюде-ние за передвижением животных»

1

1

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение

Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом

Наблюдать за дви-жением животных,

отмечать скорость  направление дви-жения, сравнивать передвижение

двух-трёх особей. 

Микрос-коп культура с водными организмами

§ 12, задания в конце §

16

Грибы. Многообразие грибов.

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать, формулировать, вы-делять особенности

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными, описывать строение

Таблицы, набор му-ляжей, плесневые грибы, мик роскоп

§ 13, задан в конце §

сообщ. об

открытии пеницил-лина

17

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съе-добные и ядовитые грибы.Оказание первой помощи при отравлении грибами

1

1

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником

Устанавливать связь, характеризо-вать сопоставлять,

различать пользу и вред грибов

Знать особенности  различных групп грибов, уметь оказывать первую помощь

Презента-ция

§ 14,задан в конце §

найти ин-формацию о лищай-никах

18

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать,

формулировать, вы-делять особенности

Понимать осо-бенность лишайника как симбиоз двух организмов, значение лишайников

Презента-ция, живые объекты

§ 15,задан в конце §

схема «Че-ловек и живые организмы

19

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать, формулировать, вы-делять особенности

Определать значение живых организмов, доказывать на приме-рах ценность биоло-гического разнооб-разия, оценивать свои достижения

Таблицы, гербарии, живые растения, чучела животных

§ 16,задан в конце §

сочинение об охране природы в регионе

20

Значение  живых  организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

1

Формирование навыков само-контроля и само-оценки. Опрос  по итоговым за-даниям учебника Организация работы   в малых группах

Приводить убедительные доказательства. Рассматривать изображения животных и расте-ний, определять их

значение.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Таблицы, фото, гербарии, живые растения, чучела животных,иллюстра-ции

§ 17, любое  изображе-ние исчезаю-щего растения или животного

21

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля 

(7 ч)

Среды жизни планеты Земля

1

1

Постановка про-блемы, организа-ция  обсуждения результатов,ра-бота с учебни-ком, фронталь-ная и индивиду-альная работы

Устанавливать связь, характеризовать сопоставлять среду обитания и особенности организма

Приводить примеры обитателей организменной среды  паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Презента-ция, видео

фрагменты

§ 18, задания в конце §, подготовка вопросов

22

Экологические факторы среды

1

1

Организация работы с учебником, закрепление навыков формулированя определений

Давать определения понятий факторов:

«экологический»,

«неживой приро-ды»,« живой при-роды»,«антро-погенный».

Выявлять действие факторов среды на организмы. Наблю-дать действия факто-ров природы. Харак-теризовать роль человека в природе.

Презента-ция, живые растения, чучела живтотных

§ 19, задания в конце §, рисунки водных животных

23

Приспособления   организмов    к жизни в природе

1

1

Создание неста-ндартных ситуа-ций при исполь-зовании знаний учащимися, зак-репление умений работы в паре

Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и рас-тений к среде обитания

Выявлять признаки приспособленности животных и растений, прогнозировать приспособленность

Презента-ция, живые растения, чучела животных

§ 20,задан в конце §,  сообщ. о сообщест-вах Черно-морского побережья

24

Природные сообщества

1

1

Развитие качеств: воспри-ятие, внимание, воображение, мышление, па-мять, речь, работа с рисунком

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

Объяснять роль раз-личных организмов в круговороте веществ, сущность понятий: «производители», «потребители»,«раз-лагатели», «природ-

ное сообщество»

Презента-ция,

§ 21,

задания в конце §,

25

Природные зоны России

1

1

Беседа, организация работы с учебником, с объектами, обсуждения

Объяснять, характеризовать,

формулировать,

выделять особенности природных зон

Определять особенности природной зоны и ее нахождения

 Карта России Таблицы, иллюстра-ции

§ 22,задан в конце §

сочинение об охране природы в регионе

26

Жизнь организмов на разных материках

1

1

Постановка проблемы, орга-низация  обсуж-дения результа-тов, работа с учебником

Устанавить связь, характеризовать сопоставлять,различать особенности организмов на разных материках

Знать особенности  различных групп организмов

Карта мира

§ 23,задан в конце §

найти ин-формацию о Антарк-тиде

27

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

1

Организация об-общения знаний,

работа в паре

Выделять главное, обсуждать, выслушивать мнение,  оценивать

Понимать и объяснять причины разнообразия живых организмов на Земле

Таблицы, живые объекты, учебник

 

28

Тема 4. Человек на планете Земля

(6 ч)

Как появился человек на Земле.

1

1

Организация  фронтальной, групповой и индивидуаль-ной работы

Приводить  доказа-тельства.Описывать внешний вид ран-негочеловека,срав-нивать его с обезья-ной и современным человеком.

Знать признаки со-

временного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Презента-ция, череп человека, модель головного мозга человека

§24, сообщ. о месте происхождения человека.

29

Как человек изменял природу

1

1

Организация индивидуальнойработы и в паре, обеспечение условий для высказывания и обсуждения

Анализировать пу-ти расселения чело-века, приводить до-казательства изме-нения природы че-ловеком, высказы-вать предположе-ния о путях сохра-нения природы

Понимать причины сокращения лесов и ценность лесопоса-док. Осознавать зна-  чимость знания зако- нов развития приро-ды для охраны живо-го мира на Земле

Презента-ция, карта мира

§25, задан в конце §

Фото бере-га реки, опрных стен, пляжа  и т.д.

30

Важность  охраны  живого   мира планеты

1

1

Реализация раз-вивающей функ-ции обучения. Самостоятельная работа с учебни-ком.  Отработка навыка выступ-ления перед аудиторией

Составлять неболь-шие устные моно-логические выска-зывания, «удержи-вать» логику пове-ствования, приво-дить убедительные доказательства;на- ходить примеры, аргументировать

Знать причины сок-ращения и истребле-ния некоторых видов

Понимать значение Красной книги, запомить названия исчезнувших и ис-чезающих видов

Презента-ция, разда-точный материал, выдержки из закона РФ об охране природы

§26, задан в конце §

Провести опрос об изменении ландшафта поселка

31

Сохраним богатство живого мира

1

1

Организация оз-вучивания отче-тов об опросе. Постановка про-блемы.Организа-ция обсуждения и формулирова-ние вывода

Самостоятельное  добывание знаний и овладении способа-ми действий.Обсу-ждать ценность би-ологического раз-нообразия. Оцени-вать роль  человека в природе. Расска-зывать о своей дея-тельности в прирде

Приводить примеры заботливого отноше-нияк растениям и жи-вотным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул

Презента-ция,

§27, фото окрест-ностей поселка

32

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

1

Организация об-общения знаний, постановка проблемных вопросов

Выделять главное, обсуждать, оценивать выступления , показывать знания

Понимать свою роль и место в природе

Таблицы, живые объекты, учебник

Изучить итоговые задания в учебнике

33

Проверка знаний по курсу биологии

1

1

Формирование навыков само-контроля и само-оценки. Опрос учащися с испо-льзованием ито-овых заданий учебника.

Приводить убеди-тельные доказа-тельства, слушать, аппонировать, формулировать выводы

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Таблицы, фото, гер-барии, жи-вые расте-ния, чуче-ла живот-ных,иллюстрации

Подготов-ка к экскурсии

34

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

1

1

Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память.

Соблюдать правила поведения в при-роде. Выбирать задание на лето, анализировать его

содержание

Наблюдать и фикси-ровать природные явления, делать вы-воды.Систематизировать и обобщать зна-ния о многообразии живого мира.

Блокнот для запи-сей,каран-даш, ручка

фотоап-парат

Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой

Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК Пономарева ФГОС

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК ПОНОМАРЕВА ФГОС  2 часа в неделю...

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Пономарева ФГОС

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс 1 час в неделю...

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пономарева ФГОС

Рабочая программа 6 класс 1 час в неделю ФГОС...