рабочие программы по биологии 5-9 класс коррекционной школы VII вида
рабочая программа по биологии по теме

Ванина Ольга Константиновна

рабочие программы по биологии авт. А.А. Плешакова, Н.И. Сонина  5 класс коррекционной школы интернат для детей с задержкой пихического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc132.5 КБ
Microsoft Office document icon 6_kl.doc137.5 КБ
Microsoft Office document icon 7_kl.doc160 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl.doc151 КБ
Microsoft Office document icon 9_kl.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии. 5 класс

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и основного минимума содержания основных образовательных программ, федеральной программы авт. А.А. Плешакова, Н.И. Сонина и рекомендаций методического пособия.

Цели обучения природоведению следующие:

– освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

– овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

– развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

– воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремление действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

– применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатныхрастений и т.д.;

– обобщение и корректирование знаний, полученных при изучении курса «Окружающий мир».

Курс предназначен для изучения основ естествознания и является пропедевтическим. Рассматриваемые вопросы в дальнейшем находят отражение во всем естественнонаучном цикле, изучаемом в средней школе. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: Вселенная, Земля, жизнь на Земле, человек на Земле, а также материал по сохранению здоровья человека и безопасности его жизнедеятельности. Эти теоретические положения конкретизируются при рассмотрении модели Вселенной, гипотез о возникновении Земли, царствах живой природы, сохранении жизни на Земле.

Выводы после каждого раздела и обобщение после каждой темы особенно важно для обучения детей с ЗПР.

Для учащихся с ЗПР предлагаются творческие задания, что помогает не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и способствует установлению межпредметных связей. В темы курса естествознания включен материал по краеведению, знания которого позволяют расширить кругозор учащихся с ЗПР, повышает доступность и наглядность изучаемого, повышает заинтересованность детей к предмету. Сведения по Тульской области входят не только в специально отведенные уроки, но и при изучении многих тем курса. Наличие практических работ позволяет обогатить эмпирическую сферу учащихся, углубить знания, привить умения и навыки самостоятельной работы.

Программа соответствует требованиям образовательного стандарта основного общего образования по природоведению к уровню подготовки вышеуказанного образования. Домашние задания носят дифференцированный характер с учетом возраста, возможностей и способностей учащихся с ЗПР.

 Общее количество часов – 70


В результате изучения природоведения ученик должен

знать

  • примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов
  • растений и животных; физических явлений; явлений превращения веществ; приспособления растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам; воздействия человека на природу;
  • простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды, основные составляющие здорового образа жизни;

уметь

  • излагать результаты собственных наблюдений или опытов;
  • различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
  • использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию;
  • выделять в тексте описание природных явлений;
  • пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;
  • измерять рост, температуру и массу тела;
  • различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;
  • уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

5

2

Сборник нормативных документов. Природоведение. – М., Дрофа, 2007

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. – М., Дрофа, 2005.

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

– Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007

– Парфилова Л.Д. Тематическое планирование по природоведению. 5 класс. – М., Экзамен, 2005


Рабочая программа. Природоведение. 5 класс

(2 ч в неделю, всего –70 ч)

№ урока

Дата проведения

Содержание

(тема урока)

Примечания

I четверть

1

Введение. Науки о природе.

Инструктаж по охране труда

Тема: МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ (49 ч)

2

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

3

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей)

4

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Николай Коперник)

5

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Дж. Бруно и Г. Галилей).

6

Строение Солнечной системы. Планеты земной группы. Спутники планет

7

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

8

Астероиды. Кометы

9

Метеоры. Метеориты

10

Звезды. Представление о Солнце как одной из звезд.

11

Звездное небо. Пр. № 1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с картой звездного неба

Пр1

12

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

13

Контрольно-обобщающий урок № 1 по теме «Вселенная».

К.р.1

14

Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Пр. № 2. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Пр2

15

Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление). Пр. № 3. Наблюдение признаков химической реакции

Пр3

16

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

17

Практическое изучение нескольких физических явлений

18

Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли

II четверть

19

Внутреннее строение Земли

20

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

21

Р.к. Рельеф и полезные ископаемые Тульской области.

Р.к.1

22

Землетрясения

23

Вулканы

24

Суша планеты

25

Суша планеты

26

Атмосфера Земли

27

Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер).

28

Пр. № 4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра в г. Туле

Р.к.2, пр.4

29

Влияние погоды на организм человека

30

Гидросфера Земля, ее части. Мировой океан

31

Воды суши

32

Р.к. Воды суши Тульской области

Р.к.3

III четверть

33

Уникальность планеты Земля

34

Обобщающий урок по теме «Земля»

35

Контрольно-обобщающий урок № 2 по теме «Земля»

К.р.2

36

Развитие жизни на Земле. Животные прошлого

37

Живые клетки. Разнообразие клеток

38

Царства живой природы. Разнообразие живых организмов

39

Р.к. Домашние и дикие животные Тульской области

Р.к. 4

40

Р.к. Культурные и дикорастущие растения Тульской области

Р.к. 5

41

Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов

42

Р.к. Редкие и охраняемы растения и животные Тульской области

Р.к. 6

43

Среды обитания организмов. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности

44

Среды обитания организмов. Примеры приспособления животных к низким и высоким температурам

45

Жизнь на разных материках

46

Природные зоны земли

47

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

48

П.р.№ 5. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации

Пр.5

49

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

50

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

К.р.3

Тема: КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ (8 ч.)

51

Происхождение человека. Древние предки человека

52

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы

IV четверть

53

Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановки опытов

54

Пр. № 6. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования

Пр.6

55

Пр. № 7. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами

Пр.7

56

Пр. № 8. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков ориентации на местности

Пр8

57

История географических открытий

58

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)

Тема: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (10 ч.)

59

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек

60

Личная и общественная гигиена.

61

Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными)

62

Ядовитые растения и животные России

63

Пр. № 9. Овладение способами оказания первой помощи при кровотечениях и травмах

Пр.9

64

Пр. № 10. Овладение способами оказания первой помощи при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений

Пр.10

65

Обобщение по теме «Человек на Земле»

66

Контрольно-обобщающий № 4 урок по теме «Человек на Земле»

К.р.4

67

Р/к: Экскурсия в природу по теме «Исследование животного и растительного мира на пришкольном участке»

Р.к.7

68

Итоговое обобщение и коррекция знаний по курсу «Природоведение»

69-70

Резервные часы. Повторение пройденного

Региональный компонент – 7

Практические работы – 10

Контрольные работы – 4



Предварительный просмотр:

Биология. 6 класс

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (1 час - Федеральный компонент и 1 час в неделю согласно региональному компоненту). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.

Программа предназначена для изучения основ биологии и свойств живой природы в 6-х классах. Курс является логическим продолжением изучения основ естествознания и относится к пропедевтическим программам. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся с задержкой психического развития.

Цели обучения:

  • освоение знаний о живой природе, строении, жизнедеятельности; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизмов и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с ЗПР развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.

Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения. В курсе изучается актуальная тема для учащихся подросткового возраста – размножение. Т.к. данная тема не может быть полностью изъята из программы, акцент делается на подробное изучение вегетативного размножения растений, в половом размножении рассматриваются культурологические и социальные аспекты знаний.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1)        Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учеб
нику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс.
- М.: Дрофа, 2009г.;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.

Общее количество часов – 70


В результате изучения предмета учащиеся

6 классов должны знать и уметь:

1.        Основные свойства живых организмов. (Называть семь свойств)

2.        Химический состав клетки. Вещества клетки. Перечислять органические и неорганические вещества клетки.

3.        Строение клетки: называть части и органоиды клетки.

5.         Понятие «ткань». Назвать и показать на таблице типы тканей растения и животных.

6.        Понятие «орган». Органы цветкового растения. (Показывать на модели)

7.        Системы органов. Называть основные системы органов животного организма.

8.        Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.

9.        Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Особенности дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

10.        Перенос веществ в организме, его значение. Кровеносная система, её строение и функции.

11.        Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, назвать продукты выделения у растений и животных.

12.        Значение опорных систем в жизни организмов. Значение двигательной активности.

13.        Примеры взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.

14.        Биологическое значение размножения. Виды размножения.

15.        Рост и развитие растений. Перечислить этапы индивидуального развития. Особенности и развитие животных организмов. Прямое и не прямое развитие.

16.        Среда обитания. Факторы среды. Природное сообщество. Приводить примеры цепей питания.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

6

1

1

Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. – М., Дрофа, 2006.

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

– Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2005

– Парфилова Л.Д., И.А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии. 6 класс. – М., Экзамен, 2006

– Сонин Н.И., Кириленкова В.Н. Дидактическте карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина «Живой организм» - М., Дрофа, 2007.


Рабочая программа по биологии. 6 класс (2 ч/нед.)

№ п/п

Содержание

(тема урока)

Примечание

I четверть

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Инструктаж по охране труда

ИОТ -

Раздел 1. Строения и свойства живых организмов

22 ч

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

2

Многообразие живых организмов. Система органического мира. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

3

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Тема 1.2. Химический состав клеток

4

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

5

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Л.Р.№ 1. Определение состава семян пшеницы

ИОТ-076-20

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

6

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Безъядерные и ядерные клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вирусы – неклеточные формы жизни

7

Различия в строении растительной и животной клеток. Л.р. № 2. Строение клеток живых организмов.

ИОТ-076-20

Тема 1.4. Деление клетки

2 ч

8

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Основные типы деления клеток. Гены и хромосомы

9

Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение

Тема 1.5. Ткани растений

2 ч

10

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

11

Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Л.р. № 3. Ткани растительных и животных организмов.

ИОТ-076-20

Тема 1.6. Органы и системы органов

10 ч

12

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Строение и значение корня. Виды корней, корневые системы. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения

ИОТ-076-20

13

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение)

14

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение по стеблю веществ. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение)

15

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение).

16

Цветок. Его значение и строение. Соцветия. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение)

17

Плоды. Значение и разнообразие. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение)

18

Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение)

II четверть

19

Система органов. Основные системы органов животного организма.

20

Л.р. № 5. Распознавание органов у животных.

ИОТ-076-20

21

Повторение, обобщение, коррекция знаний по разделу «Строение и свойства живых организмов»

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

2 ч

22

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

23

Живые организмы и окружающая среда. Необходимое равновесие организмов Тульской области

р/к1 Труфанов В.Г. с. 27-30

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

36 ч

Тема 2.1. Питание и пищеварение

8 ч

24

Сущность понятия «питание». Особенности питания  растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании.

25

Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

26

Растительный мир Тульской области как источник кислорода для биосферы.

р/к2 Тр. С.12-17

27

Растительный мир Тульской области как источник кислорода для биосферы.

р/к3 Инд.зад.

28

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.

29

Понятие взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

30

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.

31

Роль ферментов в пищеварении

Тема 2.2. Дыхание

3 ч

32

Значение дыхания. Роль кислорода. Типы дыхания. Клеточное дыхание

III четверть

33

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

34

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4 ч

35

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.

Л.р. № 6. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

ИОТ-076-20

36

Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ

37

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции

38

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови)

Тема 2.4. Выделение

4 ч.

39

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения растений и животных. Выделение у растений.

40

Выделение у животных. Основные выделительные системы животных.

41

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена  веществ и энергии.

42

Обмен веществ у растительных и животных организмов.

Тема 2.5. Опорные системы

2 ч

43

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.

44

Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательный аппарат позвоночных. Л.Р. № 7. Строение костей

ИОТ-076-20

Тема 2.6. Движение

2 ч

45

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Двигательные реакции растений.

46

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Л.р. № 8. Движение инфузории-туфельки. Перемещение дождевого червя.

иот

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5 ч

47

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.

48

Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем.

49

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения)

50

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

51

Эндокринная система. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8. Размножение

4 ч

52

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных.

53

Размножение растений Тульской области

р/к4 Тр. С.18-26

IV четверть

54

Бесполое размножение растений. Л.р. № 8. Размножение комнатных растений

55

Половое размножение организмов. Особенности размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

56

Половое размножение растений. Размножение растений семенами.

57

Размножение насекомых в Тульской области. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

р/к 5

Тр. С. 42

Тема 2.9. Рост и развитие

4 ч

58

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян.

59

Состояние покоя, условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Л.р. № 9. Прорастание семян

ИОТ-076-20

60

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша.

61

Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Л.р. № 10. Прямое и непрямое развитие насекомых.

62

Размножение насекомых Тульской области. Охрана природы родного края. Биологические меры борьбы с вредителями.

р/к 6

Раздел 3. Организм и среда

3 ч.

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

2 ч

63

Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

64

Взаимодействия разных видов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны

Тема 3.2. Природные сообщества

1 ч

65

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Особенности агроэкосистем.

66

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте  органических веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

67

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.  Профилактика заболеваний.

68

В мире защитных приспособлений живых организмов Тульской области. Ядовитые животные и растения родного края

р/к7

Тр.с. 42-50

69

Повторение, обобщение и коррекция знаний по разделам «Жизнедеятельность организмов. Организм и среда»

70

Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 6 класса



Предварительный просмотр:

Биология. 7 класс

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора В.Б Захарова, Н.И. Сонина Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР. Курс направлен на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цели обучения:

  • освоение знаний о живой природе и средообразующей роли живых организмов;
  • овладение умением работать с биологическими справочниками, наблюдением за биологическими объектами;
  • развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живой природы;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; соблюдением правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа для 7 классов предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки посвящены общей характеристике рассматриваемой группы, вторые – разнообразию видов, их жизнедеятельности, распространенности. Это согласуется с возрастными особенностями развития учащихся с ЗПР.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.

Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл.: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина. – М. Дрофа,2006г

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.

Общее количество часов – 70


Требования к уровню подготовки:

Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:

– ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;

– овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;

– познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;

– научиться обосновывать единство живой и неживой природы; родство живых организмов; меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции; необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

7

2

Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005

Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М., Дрофа, 2007.

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

– Биология. Многообразиеживых организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2006

– Н.Ю. Захарова. Тематическое планирование по биологии. 7 класс. – М., Экзамен, 2006


Рабочая программа по биологии. 7 класс (2 ч/нед.)

№ п/п

Содержание

(тема урока)

Примечание

I четверть

Введение

1

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Инструктаж по ОТ

ИОТ

2

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.

3

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства Бактерий, грибов, Растений и Животных.

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1. Многообразие, особенности строения и происхождения

прокариотических организмов

3

4

Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки.

5

Распространенность и роль бактерий в природе, жизни человека (роль в биоценозах и медицинское значение). Использование бактерий в биотехнологии.

6

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

8

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Использование грибов в биотехнологии. Л.р. № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба»

9

Съедобные и ядовитые грибы Тульской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Р.к.1

Тема 2.2. Лишайники

1

10

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Распространенность и роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Раздел 3. Царство Растения

16 ч

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

11

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы растений. Регуляция жизнедеятельности растений.

12

Фотосинтез. Систематика растений: низшие и высшие растения.

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения

2

13

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика, особенности строения тела водорослей. Л.р. № 3 «Строение спирогиры»

14

Многообразие водорослей. Распространение, экологическая роль, практическое значение водорослей.

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения

4

15

Общая характеристика Высших растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

16

Споровые растения. Отдел Моховидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 4 «Строение мха кукушкина льна. Строение сфагнума»

17

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 5 «Строение хвоща»

18

Отдел Папоротниковидные. Распространение папоротников в природе и роль в биоценозах. Л.р. № 6 «Строение папоротника»

II четверть

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

19

Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Жизненные формы голосеменных. Л.р. № 7 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

20

Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения

6

21

Особенности организации покрытосеменных растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Жизненные формы покрытосеменных.

22

Систематика отдела Покрытосеменных. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Л.р. № 8 «Строение пшеницы. Строение шиповника»

23

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые.

24

Класс Двудольные. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых.

25

Многообразие, распространенность цветковых. Роль в природе и жизни человека. Охраняемые растения Тульской области.

Р.к2

26

Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу

Раздел 4. Царство Животные

38 ч.

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

27

Животный организм как целостная система. Особенности организации животных. Систематика животных. Усложнение животных в процессе эволюции.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

28

Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток, специальные органоиды. Л.р. № 9 «Строение инфузории-туфельки»

29

Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными (простейшими)

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

1

30

Общая характеристика многоклеточных. Тип Губки.

Тема 4.4. Двухслойные животные – Кишечнополостные

3

31

Особенности кишечнополостных, их размножение. Бесполое и половое размножение кишечнополостных

32

Л.р. № 10 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры»

III четверть

33

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5. Трехслойные животные – Тип Плоские черви

2

34

Особенности организации плоских червей. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.

35

Классы Сосальщиков и ленточных червей. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.6. Первичнополостные – Тип Круглые черви

1

36

Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические черви. Меры профилактики аскаридоза.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

37

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червы нереиды). Л.р. № 11 «Внешнее строение дождевого червя»

38

Многообразие кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Роль кольчатых червей в биоценозах.

39

Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных, человека.

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

40

Особенности организации моллюсков. Л.р. № 12. «Внешнее строение моллюска»

41

Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

42

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих, их классификация.

43

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса Ракообразные на примере речного рака. Л.р. № 13. «Внешнее строение речного рака»

44

Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Ракообразные в Тульской области

Р.к3

45

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

46

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса Насекомых. Л.р. № 14. «Внешнее строение насекомого»

47

Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом.

48

Многообразие и роль насекомых в биоценозах и для человека в Тульской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими.

Р.к4

Тема 4.10 Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

49

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

50

Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика надкласса Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

51

Многообразие видов рыб и черты приспособления к среде обитания. Роль рыб в природе и хозяйственной деятельности человека

Тема 4.12. Класс Земноводные

2

52

Общая характеристика класса Земноводные как первых наземных позвоночных. Приспособление земноводных к средам обитания.

53

Экологическая роль и многообразие земноводных. Земноводные Тульской области

Р.к5

IV четверть

Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся

2

54

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся как первичноназемных животных.

55

Распространение и многообразие форм рептилий. Роль в природе и жизни человека. Вымершие группы пресмыкающихся.

Тема 4.14. Класс Птицы

4

56

Общая характеристика класса Птицы. Особенности организации летающих (килегрудых) птиц.

57

Экологическая дифференцировка летающих птиц.

58

Охрана птиц Тульской области и ее значение.

р.к6

59

Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие

5

60

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих.

61

Основные отряды млекопитающих. Л.р. № 15 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов. Особенности строения млекопитающих на муляже»

62

Экологическая роль млекопитающих в процессе эволюции. Приспособления млекопитающих к жизни в разных средах обитания.

63

Роль млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Домашние млекопитающие.

64

Многообразие млекопитающих. Охрана ценных зверей. Охрана млекопитающих в Тульской области

Р.к7

Раздел 5. Царство вирусы

2 ч

65

Вирусы – неклеточные формы. История их открытия. Строение вируса, взаимодействие его с клеткой.

66

Вирусы – переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами

67

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

68

Повторение, обобщение, коррекция знаний по курсу биологии «Многообразие живых организмов»

69

Повторение, обобщение, коррекция знаний краеведческого характера.

70

Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса



Предварительный просмотр:

Биология. 8 класс

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.

Цели обучения:

  • освоение знаний о живой природе и человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и рисках; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, работа с различными источниками информации;
  • воспитание позитивно-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой медицинской помощи; оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Содержание программы определено с учетом опыта обучения в школе-интернате и достижений современной биологической науки. В работе учитывается индивидуально-дифференцированный подход к детям с ЗПР, активно включены межпредметные связи с целью обогащения эмпирической сферы детей с ограниченными возможностями обучения.

Для учащихся характерной проблемой является сложность в установлении логических связей. Для приобретения практических навыков и повышения наглядности в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, приобрести навыки оказания первой медицинской помощи, расширяет доказательную базу необходимости соблюдения норм и правил здорового образа жизни, помогают систематизации учебного материала.

При обучении используются основные принципы дидактики; основное направление работы - гуманистическое.  Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Особое внимание уделено эколого-медико-социальной направленности курса. Функциональный подход дает возможность повысить эффективность формирования знаний об организме как едином целом.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И.,М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1.        Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин «Биология. Человек» 8 класс:методическое пособие – М., Дрофа, 2006

2.        Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;

3.        Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.

Общее количество часов – 70


В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

  • объяснять: различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
  • оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

2

Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. – М., Дрофа, 2008.

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

– Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007

– Е.В. Краева. Тематическое планирование по биологии. 8 класс. – М., Экзамен, 2007


Рабочая программа по биологии. 8 класс (2 ч/нед.)

№ п/п

Содержание

(тема урока)

Примечание

I четверть

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2 ч.

1

Место и роль человека в системе окружающего мира, его сходство с животными и отличия от них.

2

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

Тема 2. Происхождение человека

2 ч.

3

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы становления человека

4

Расы человека, их происхождение и единство

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении

и функциях организма человека

1 ч.

5

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, К. Гален, А. Везалий

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4 ч.

6

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Клеточное строение организма.

7

Ткани. Органы человеческого организма. Л.р. № 1. Изучение микроскопического строения тканей.

8

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Системы органов. Л.р. № 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

9

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Тема 5. Координация и регуляция

10 ч.

Гуморальная регуляция

10

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринные заболевания в Тульской области.

р/к1

11

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Нервная регуляция

12

Нервная система. Строение и значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система.

13

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции спинного мозга.

14

Строение и функции головного мозга. Л.р. № 3. Изучение головного мозга человека по муляжам и таблицам.

15

Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

16

Органы чувств, их роль в жизни человека.

17

Строение, функции и гигиена органов зрения. Нарушения зрения, их профилактика. Л.р. № 4.Изучение изменения размера зрачка 

18

Строение, функции и гигиена органов слуха. Нарушения слуха, их профилактика.

II четверть

19

Органы осязания, обоняния и вкуса. Гигиена органов чувств.

Тема 6. Опора и движение

8 ч.

20

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет человека и его отделы. Л.р. № 5. Изучение внешнего строения костей

21

Строение и состав костей. Типы соединения костей.

22

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

23

Мышечная система. Строение и развитие мышц.

24

Работа мышц. Роль нервной системы в работе мышц.

25

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Спортивные центры г. Тулы.

р/к2

26

Л.р. № 6. Измерение роста и массы своего организма. Лечебно-профилактические учреждения г. Тулы

р/к3

27

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма

3 ч.

28

Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Л.р. № 7. Изучение микроскопического строения крови.

29

Группы крови. Переливание крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика

30

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Тема 8. Транспорт веществ

4 ч.

31

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообращения. Гигиена и профилактика заболеваний кровеносной системы.

32

Строение и работа сердца. Л.р. № 8. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

III четверть

33

Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Л.р. № 9. Измерение кровяного давления.

34

Артериальные и венозные кровотечения. Л.р. № 10. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 9. Дыхание

4 ч.

35

Дыхание. Дыхательная система. Л.р. № 11. Определение частоты дыхания

36

Газообмен. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

37

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

38

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 10. Пищеварение

5 ч.

39

Питание. Потребность человека в пище и питательных веществах. Л.р. № 12. Определение норм рационального питания

40

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении.

41

Пищеварение  в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы.

42

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как основа жизни.

43

Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

3 ч.

44

Обмен веществ и превращения энергии. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.

45

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

46

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Тема 12. Выделение

2 ч.

47

Выделение. Органы выделения. Мочеполовая система.

48

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 13. Покровы тела

3 ч.

49

Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

50

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

51

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Тема 14. Размножение и развитие

4 ч.

52

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Система органов размножения: строение и гигиена.

53

Оплодотворение. Рост и развитие ребенка.

IV четверть

54

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Тульские центры планирования семьи

р/к4

55

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Областной центр СПИДа г. Тулы

р/к5

Тема 15. Высшая нервная деятельность

6 ч.

56

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Тульские психологические центры.

р/к6

57

Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Цели и мотивы деятельности.

58

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сон и его значение.

59

Сознание человека. Познавательная деятельность мозга. Память, эмоции, речь, мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

60

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации

61

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха

Тема 16. Человек и его здоровье

5 ч.

62

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

63

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Центры здоровья в г. Туле

р/к7

64

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

65

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Загрязняющие объекты г. Тулы

р/к8

66

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

67

Повторение, обобщение, коррекция знаний за курс биологии «Человек»

68

Итоговый контроль знаний за курс биологии «Человек и его здоровье»

69

Коррекция, систематизация знаний

70

Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 8 класса



Предварительный просмотр:

Биология. 9 класс

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.

Цели обучения:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с ЗПР развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.

Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения), согласно авторской программе Н.И. Сонина выделены курсивом. Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.

Общее количество часов – 68


Рабочая программа по биологии. 9 класс (2 ч/нед.)

№ п/п

Содержание

(тема урока)

Примечание

I четверть

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов

с. 3-5

Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле

(21 час)

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

(2 часа)

2

Система органического мира. Царства живой природы. Многообразие живого мира.

запись

3

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

С. 7-11

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

(2 часа)

4

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных

С. 12-14

5

Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности природы. Эволюционная теория ж.Б. Ламарка

С. 15-17

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

(4 часа)

6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина, достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

С. 18-20

7

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвина – основоположник учения об эволюции. Учение Ч. Дарвина об искусственный отборе

С. 21-24

8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Движущие силы и результаты эволюции. 

С. 24-29

9

Вид – элементарная эволюционная единица. Формы естественного отбора.

С. 29-35

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

(3 часа)

10

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Л.р. № 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

С.35-45, инд.

ИОТ

11

Забота о потомстве

С.45-49, инд

12

Физиологические адаптации

С. 49-52, инд

Тема 1.5. Микроэволюция

(2 часа)

13

Вид, его критерии и структура. Л.р. № 2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

С. 55-58,инд

ИОТ

14

Популяция – элементарная эволюционная единица. Эволюционная роль мутаций

С.55-58

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

(2 часа)

15

Главные направления эволюционного процесса.

С.59-66

16

Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов). Результаты эволюции

С.66-70

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

(2 часа)

17

Органический мир как результат эволюции. Современные представления о возникновении жизни.

С. 70-73,инд

18

Филогенетические связи в живой природе. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория академика А.И. Опарина

С.73-77

II четверть

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

(3 часа)

19

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Водные растения

С. 77-81,инд

20

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

С.81-88,инд

21

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

С.88-93,инд

22

Происхождение человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы. Критика расизма

С.93-101,инд

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

(10 часов)

Тема 2.1. Химическая организация клетки.

(2 часа)

23

Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли неорганических кислот. Их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза.

С.103-107

24

Органические молекулы: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты. Их значение в обеспечении жизнедеятельности организма

С.107-112, табл

Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

(2 часа)

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов в клетке.

С.113-117, схема

26

Энергетический обмен

С.117-121, сх

Тема 2.3. Строение и функции клеток

(6 часов)

27

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Прокариотические клетки

С.121-124, инд

28

Эукариотическая клетка.

С.124-132, табл

29

Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов

С. 132-136, запись

30

Деление клеток.

С.136-141

31

Клеточная теория строения организмов. Л.р. № 3. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

С.141-143

ИОТ, с.125

32

Повторение, обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний по темам: «Эволюция живого мира», «Структурная организация живых организмов»

III четверть

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

(5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов

(2 часа)

33

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных

С.145-149,инд

34

Половое размножение животных  и растений. Образование половых клеток. Биологическое значение полового размножения

С. 150-155

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(3 часа)

35

Эмбриональный период развития

С.156-161

36

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального развития. Старение

С. 162-166

37

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

С.166-169

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

(19 часов)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

(9 часов)

38

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

С. 171-174

39

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности

С.174-176

40

Первый закон Г. Менделя: полное и неполное доминирование

С. 176-178

41

Второй закон Г.Менделя: закон чистоты гамет

С. 178-180

42

Третий закон Г. Менделя: дигибридное скрещивание

С.180-184

43

Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Генетическое определение пола.

С.184-192, инд

44

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

С. 192-195

45

Л.р. № 4. Решение генетических задач и составление родословных.

ИОТ, задачи

46

Р.к.

Наследственные заболевания жителей Тулы и области, связанные с особенностями региона проживания

Запись в тетради

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

(5 часов)

47

Наследственная и ненаследственная изменчивость как основные формы изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость

С.196-200

48

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

С. 196-200, сх

49

Р.к

Использование генномодифицированных семян растений в сельском хозяйстве родного края.

50

Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств

С.201-203

51

Л.р. № 5. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)

С.201-203

Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов

(5 часов)

52

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Сорт, порода, штамм.

Запись в тетради

53

Методы селекции растений и животных. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород  и сортов

С.207-211

IV четверть

54

Приемы выращивания и размножения растений, домашних животных, ухода за ними

С. 207-211, табл

55

Селекция микроорганизмов, ее значение

С. 211-213

56

Р.к.

Изучение распространенных пород животных и культурных растений в Тульском регионе

Запись, инд.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

(9 часов)

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

(5 часов)

57

Среда – источник веществ, энергии, информации. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере

С.215-221

58

Круговорот веществ в природе

С. 221-225, инд.

59

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

С. 225-231, инд

60

Факторы среды. Абиотические и биотические факторы среды.

с.231-243,инд

61

Формы взаимоотношений между организмами.

С.246-267,инд

Тема 5.2. Биосфера и человек

(4 часа)

62

Р.к.

Роль человека в биосфере. Экологичесие проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь  других людей. Экологические проблемы Тульского региона

запись

63

Р.к.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Антропогенное влияние на тульский край

запись

64

Р.к.

Загрязнение сред жизни в Тульском регионе

запись

65

Р.к.

Центры охраны здоровья человека и защиты окружающей среды в Тульском регионе

запись

66

Повторение, обобщение, систематизация, коррекция знаний

тетр

67

Итоговый контроль знаний за курс биологии 9 класса

Раб. над ош.

68

Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под ре...

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.

Рабочая программа по геометрии 8 класса  коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...

рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...