Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Северьянова Елена Викторовна

Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кафедра естественнонаучного образования

Контрольная работа

Предмет: «Теория и методика преподавания биологии».

Тема: Разработка урока на заданную тему по технологии РКМ.

Обучающейся на курсах № 61:

Северьяновой

Елены

Викторовны,

Учителя биологии и химии

НОУ СО ЧИШ

Г. Волгограда

Волгоград 2013 год

Предмет: биология. Класс: 7

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Основные понятия урока.

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.

Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы с вредителями: физические, химические, агротехнические, биологические.

Планируемые образовательные цели-результаты.

Предметные.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать значение насекомых в природе и жизни человека;
  • называть виды одомашненных насекомых и узнавать их на изображениях;
  • приводить примеры продуктов жизнедеятельности домашних насекомых и обосновывать их использование людьми;
  • узнавать насекомых-вредителей и описывать их развитие;
  • перечислять меры борьбы с вредными насекомыми;
  • называть насекомых – переносчиков заболеваний человека и животных;
  • приводить примеры редких и охраняемых насекомых Волгоградской области;
  • характеризовать меры по охране насекомых.

Метапредметные.

Познавательные.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую;
  • адекватно воспринимать содержание текста;
  • осмысливать прочитанный текст и выделять в нём главное;
  • структурировать информацию;
  • составлять тексты разных стилей;
  • строить речевое высказывание;
  • контролировать способы  действий своих и одноклассников, оценивать их результаты.

Регулятивные 

Обучающиеся должны уметь:

  • Организованно выполнять задание учителя;
  • Соотносить известные и усвоенные элементы информации с тем, что ещё неизвестно;
  • Планировать последовательность своих действий для достижения общего результата.

Коммуникативные

Обучающиеся должны уметь:

  • строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
  • оценивать работу свою и одноклассников.

Личностные.

Обучающиеся учатся:

  • осознавать смысл и значение своей учебной деятельности;
  • верно оценивать усваиваемое содержание;
  • понимать эстетическую ценность изучаемых природных объектов и необходимость бережного к ним отношения

  • Осознавать относительность понятий «вред и польза».

Оснащённость урока.

Фотографии и слайды с изображением насекомых разных отрядов, коллекционные экземпляры насекомых, рисунки в учебнике, открытки, дополнительная литература с иллюстрациями, карточки-задания, листы для самостоятельной работы, компьютер, возможно, муз. Сопровождение – «Звуки насекомых».

Организационная структура урока.

  1. Оргмомент. Приветствие. Класс рассаживается по 6 группам (парам), в зависимости от численности.

Учитель обращает внимание класса на доску и зачитывает стихотворение:

Ты прав. Одним воздушным очертанием

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.

А. Фет

ll. Фрагмент по технологии РКМЧП.

Фазы (этапы)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приёмы и методы

Примечания

  1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

На доске две фотографии: бабочка и гусеница (не капустница!)

Вопрос классу: Какие ассоциации возникают при виде этих изображений?

На доске фиксируется всё, что говорят дети в виде «стихийной» схемы (от каждого из объектов по принципу планет вокруг Солнца).

Формируются кластеры.

Создаётся интрига: «Ребята, каковы ваши предположения, исходя из нашей записи»

А только ли вред приносят такие существа, как гусеницы?

Давайте сразу оговоримся, что понятия «польза и вред» придуманы людьми и являются относительными.

Так какова же главная проблема сегодняшнего урока?

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Примерные реплики учащихся:

Насекомые

Чешуекрылые, бабочка

Имаго

Личинка

Опылитель

Полное превращение

Питается листьями и т. д…

Один ли это вид?

Где он обитает?

Какова продолжительность жизни? …

Ответ. Гусеница и бабочка – «родственницы», но гусеница приносит вред, а бабочка – нет.

Ответ. Не только, ими питаются птицы.

Ответ. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Тема выводится на доску, класс записывает

Интрига, корзина идей, кластеры, верные и неверные утверждения, элементы проблемно-диалогического общения.

Учитель служит проводником, побуждающим детей размышлять и соотносить элементы уже известного с неизвестным.

Используется подводящий диалог в совместной постановке цели урока.

  1. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Группам (парам) предлагается задание, которое надо выполнить и изложить свои соображения по поводу его содержания по заранее оговоренным «ролям»

Ученики читают текст, выполняют задание, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

В группах формируется «Бортовой журнал»:

Записывает известную информацию в виде ключевых слов        

Новая информация (ключевые слова)        

Формулируют возникшие вопросы (предложения)        

То, что противоречит прежним представлениям (ключевые слова).

Метод цветных шляп (в оригинале), у нас же - шаров, флажков …

Метод активного чтения с маркировкой( инсерт)

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

Класс делится на группы или пары в зависимости от численности.

Задание приведено ниже, вне таблицы.

На столы групп ставятся флажки соответствующего цвета.

Трактовка заданий по цветам – ниже.

  1. Рефлексия

Учитель возвращает класс к первоначальному кластеру, предлагает внести изменения, уточнения, исправить ошибки.

Учитель системати-зирует информацию на доске, создаётся подо-бие схемы из двух ча-стей, каждая из которых несёт противоположную смысловую нагрузку, и, в то же время, они связаны между собой.

Вопрос классу: «Какой теперь вывод мы можем сделать из нашей схемы?»

И, не забывайте, пожалуйста об относительности понятий «польза и вред»

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Ответ. Один вид может рассматриваться как вредный и полезный, в зависимости от стадии развития.

Заполнение кластеров, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

lll. Анализ групповой работы. Домашнее задание.

Таким образом, обсудив жизнедеятельность всего одного вида, мы нашли и полезные, и вредные стороны. Но насекомых на Земле около 1 млн. И разговор о них мы продолжим в следующий раз.

Домашнее задание: подготовиться к обобщающему тесту по разделу «Класс Насекомые»; подготовить сообщения на 3-5минут:

  1. Пчеловодство и его продукты.
  2. Шелководство.
  3. Насекомые – переносчики заболеваний(2 чел.)
  4. Насекомые Красной книги Волгоградской области.

Приложение 1.Информационный лист для работы в группах.

Текст из

Ж. А. Фабр. «Инстинкты и нравы насекомых». Том 1. Стр 295 …

Когда Брилья  Саварэн создал свой знаменитый афоризм  «Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты», то он и не подозревал, какое яркое подтверждение этого изречения можно найти в мире насекомых.

    Капустная бабочка питается в юности листьями крестоцветных растений, к семейству которых относится  и капуста; шелковичный червь презирает всякую растущую у нас зелень, кроме листьев  тутового дерева; молочайному бражнику нужен в пище едкий сок молочаев и т. д. У каждого насекомого своё растение, у каждого растения свои питомцы. Эти отношения так постоянны, что во многих случаях можно определить насекомое по растению, питающему его, и растение по насекомому, которое им питается….

    Переходя от общего к частностям, мы увидим, что во многих случаях вкус охотника специализировался настолько узко, что даже вид его может быть определён по его пище…

Задание.

На схемах показаны циклы развития капусты и бабочки капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются капустными листьями. Бабочки отложили яички через 3 месяца после посадки рассады в поле. Что случится с урожаем?

Капуста.

Прорастание семян 15 дней

Развитие рассады в горшочках 15 дней

Посадка на грядку и рост растения 60 дней

Образование и развитие кочана, сбор урожая 30 дней

Бабочка-капустница.

Яйца 7 дней

Гусеницы 21 день

Куколка 10 дней

Бабочка14 дней

Ответы.

А. Гусеницы не успеют вылупиться и урожай не пострадает;

Б. Гусеницы только приступят к поеданию капусты;

В. Гусеницы успеют немного испортить кочан;

Г. Гусеницы сильно испортят кочан;

Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты

Приложение 2.

Соотнесение цвета и задания

Цвет        Шляпа (шар, флажок…)

Белый        

•        Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации, статистики.

Черный        

•        Критический, негативный.

•        Обращает внимание на то, что плохо.

•        Обосновывает негативные аспекты – почему что-либо неосуществимо.

Желтый        

•        Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм.

•        Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.

Синий        

•        Аналитический, поисковый. Синяя шляпа «отвечает» за организацию и использование остальных шляп.

•        Предполагает построить размышления, сделать прогноз.

Зелёный        

•        Изобретательский, новые идеи, «бредовый».

•        Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.

Красный        

•        Эмоциональный.

•        Непосредственная читательская реакция, эмоциональное восприятие текста.

Цвет шляпы-шара направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д.

        Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в  необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое «задает» каждая шляпа-шар.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

Прзентация к уроку. К огромному сожалению, из-за ограничения размера, загружаемого файла (не более 3МБ), часть слайдов пришлось не только "сжать", но и удалить. Полный вариант работы можно посмотреть...

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Интегрированный урок (биология и английский язык) Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение....

Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

Цель урока: изучение многообразия насекомых, их роли в природе и в жизни человека.Данный урок способствует  формированию знаний о значении насекомых в природе и в жизни человека,  развивать ...

Урок по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Основные понятия урока.Многообразие насекомых.Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.Отрица...