Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Гуменюк Ольга Васильевна

Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника . 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_10_klass.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии 10 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании» пп 7 п.2 ст.32;
Типовым положением об ОУ п. 36.; на основании федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования на базовом уровне
на основе примерной программы по биологии. Авторская программа В.В. Пасечника для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников В.В. Пасечника.Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения
тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на
каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В рабочей программе разделы сохранены такие же как в примерной программе.

Материал, который изучается в этом разделе: объемные, сложный, важен в практической и
повседневной жизни. Особое внимание уделяется темам, связанным с репродукцией человека.

Для составления рабочей программы по предмету «Общая биология» 10-11 класс были использованы
материалы:

федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

учебник. Биология. Общая биология 10-11 класс под редакцией А.А. Каменского, Е.А. Криксунова,
В.В. Пасечника

Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на
формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и
эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся
на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет
культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые
для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,
востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины
мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу
структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи -
отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними
выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием
часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ,
экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в примерной
программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их
проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые
могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного
учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций,
видеофильмов и др.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития
современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли

биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного
познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых
путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к
природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей
деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10 классе
—34 часа (1 часа в неделю), согласно социальному заказу обучающихся и их родителей в 10 классе за счет
часов школьного компонента усилено изучение биологии на 1 час в неделю для подготовки к сдаче ЕГЭ,
поступления в ВУЗы. Общее количество часов в неделю составляет 2 часа ( 68 часов в год)

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа   предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на
реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на
воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том
числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать,
изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная) сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, вклад выдающихся ученых в
развитие биологической науки;

•        биологическую терминологию и символику;
уметь

•        объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши
человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на
основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. (2 часа)

 Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы

исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании

современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические

системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация

. Портреты ученых. Схемы:

- «Связь биологии с другими науками»

- «Система биологических наук»

- «Биологические системы»

- «Уровни организации живой природы»

- «Свойства живой материи»

«Методы познания живой природы»

Раздел 2. Клетка ( 10 часов)

Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная

теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной

естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3 Строение клетки. (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и

прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение

постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосиентезе

белка.

Тема 2.5 Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры

профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы

белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение

клеток эукариот и прокариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена»,

«Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторная работа 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом га

готовых микропрепаратах и их описание»

Лабораторная работа 2. «Сравнение строения клеток растений и животных»

Лабораторная работа 3. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Раздел 3. Организм. ( 21 час)

 Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Одноклеточные,

многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности

обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

Размножение – свойства организмов. Деление клетки – основа роста, развития и

размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у

животных.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития

организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния

алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о

закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные

Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм

человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их

причины и профилактика.

Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (5 часов)

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах

многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация,

искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития

13исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразия

организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки

(митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у

растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание».

Лабораторная работа 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других

млекопитающих как доказательство их родства.»

Практическая работа 1. «Составление схем скрещивания»

Практическая работа 2. «Решение элементарных генетических задач»

Практическая работа . «Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и

оценка возможных последствий их влияния на организм».

Практическая работа 4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых

исследований в биотехнологии»

Итоговое контрольное тестирование № 6 за курс 10 класса «Общая биология» Основное содержание курса.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс (1 час в неделю)

№ урока

№ в теме

Тема урока

Всего часов

Практические

Теоретические

Виды и формы учебной деятельности

Количество и темы контрольных работ

Раздел 1.

4

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2

2

1

1

Объект изучения биологии – живая природа. Методы исследования в биологии.

1

Знают цели и задачи

курса, место предмета

в системе

естественных

наук, методы

исследования в

биологии; вклад ученых (основные открытия) в развитии биологии на разных этапах ее становления.

2

2

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2

2

3

1

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы.

1

Дают определение понятию жизнь. Знать основные свойства живого.

4

2

Уровни организации жизни.

1

Умеют перечислять уровни организации живой материи.

Раздел 1. Клетка

10

Тема 2.1. Метод цитологии. Клеточная теория.

1

1

5

1

Клеточная теория и ее основные положения.

Развитие знаний о клетке

1

Знать и уметь

объяснять основные

положения

 клеточной

теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Приводить доказательства клеточной теории.

Тема 2.2. Химический состав клетки..

4

4

6

1

Химический состав клетки.Вода и другие неорганические вещества, их роль  в жизнедеятельности клетки.

1

Уметь характеризовать

 молекулярный уровень,

неорганические

вещества, их биологическое значение.

7

2

Органические вещества: углеводы, их строение и роль в клетки.

1

Знать  

характеристику

углеводов, входящих в

 состав

живых организмов, их

функции.

8

3

Белки

1

Уметь объяснять

состав  и строение

белков. Знать функции белков, приводить примеры.

9

4

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки.

1

Знать особенности

строения и

функционирования

нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Знать особенности

строения и

функционирования

АТФ.

Тема 2.3. Строение клетки.

3

2

1

10

1

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

- Клеточная мембрана. Ядро

Л.р. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Знать строение мембраны, уметь работать с микроскопом,

объяснять явление

 плазмолиза и

деплазмолиза. Описывать строение ядра эукариот, перечислять функции структурных компонентов ядра, характеризовать строение и состав хроматина.

11

2

Цитоплазма. Клеточный центр.Рибосомы

- Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.  

Клеточные включения.

- Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Л.р. Сравнение строения клеток растений и животных.

Л.р. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Знать особенности

строения и

функционирования

клеточного центра и

 рибосом, особенности

строения и

функционирования

ЭПС,

лизосом и комплекса

Гольджи Знать особенности

строения и

функционирования

митохондрий и

пластид,

органоидов движения.

12

3

Контрольная работа

1

Контрольная работа по теме: «Строение клетки»

Тема 2.4.  Реализация наследственной информации в клетке

1

1

13

ДНК-носитель наследственной информации

1

Знать особенности

строения

прокариот  и

эукариот, называть

части клеток ,

уметь сравнивать их.

Тема 2.5. Вирусы

1

1

14

5

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. 

1

Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов.

Раздел 3. Организм

19

Тема 3.1. Организм – единое целое.

1

1

15

14

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

1

Уметь доказывать, что

организм – единое

целое.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

2

2

16

16

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

1

Уметь объяснять

что такое

ассимиляция и

диссимиляция.

Знать основные

этапы

энергетического

обмена  в клетке.

17

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

1

Уметь объяснять

значение

фотосинтеза,

знать особенности

световой и

 темновой

фазы фотосинтеза.

Объяснять, что

такое

хемосинтез.

Тема 3.3 Размножение

4

4

18

1

Размножение – свойство организмов.

 

1

Знать основные

фазы жизненного

цикла  клетки

19

2

Половое и бесполое размножение.

1

Знать способы

размножения

организмов,

характеризовать

бесполое размножение. Знать способы

размножения

организмов,

характеризовать

половое размножение.

20

3

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Оплодотворение, его значение

1

Уметь

объяснять  

биологическое

значение

митоза, амитоза и мейоза .Уметь

характеризовать

оплодотворение, его

значение

21

4

Контрольная работа

.

1

Контрольная работа «Размножение»

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма

2

2

22

1

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

1

Уметь объяснять

процесс развития

живых организмов как

результат реализации

наследственной

информации..

23

2

Индивидуальное развитие человека Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

1

Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения

.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

7

2

5

24

1

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

Знать сущность закономерностей

наследования,

установленные

Г.Менделем. Объяснять значение гибридологического метода изучения наследственности

25

2

Г.Мендель – основоположник генетики. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия первого поколения. Закон расщепления.

1

Знать и уметь

применять понятия

фенотип, генотип,

 решать задачи по теме Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании, составлять схемы скрещивания, определять число типов гамет, фенотипов и генотипов.

26

3

Генетическая терминология и символика.

Практическая работа 1. «Составление схем скрещивания»

Знать и уметь

применять понятия

фенотип, генотип,

 решать задачи по теме

27

4

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.  

1

Знать сущность

дигибридного

скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования.

28

5

Хромосомная теория наследственности.

1

Уметь объяснять,

почему иногда не

соблюдается закон

независимого

наследования

признаков.

29

6

 Наследственная и не наследственная изменчивость..

1

Называть и определять различные виды изменчивости, характеризовать проявление модификационной изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

30

7

 Половые хромосомы.  Сцепленное с полом наследование.

 Практическая работа 2. «Решение элементарных генетических задач»

Называть основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, объяснять опасность близкородственных браков.

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. биотехнология

3

3

31

1

Генетика – теоретическая основа селекции.

Л.р  Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Знать основные методы селекции: гибридизацию, искусственный отбор.

32

2.

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

П.р. Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Знают центры

многообразия и происхождения

культурных растений,

уметь объяснять закон

гомологических рядов

наследственной

изменчивости

33

3.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

П.р. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Умеют характеризовать современные аспекты развития биотехнологии.

Повторение

2

34

1.

Итоговая контрольная работа.

1

Итоговая контрольная работа.

35

2

Обобщение и повторение за год

1

Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве.

Итого

35

7

28

3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....