Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Гуменюк Ольга Васильевна

Рабочая программа по биологии  класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_6_klass.docx63.33 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 6 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена  на основании примерных программ основного общего образования по биологии и среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, разработанных Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании  Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 7 июля 2005г.  № 03-1263)

Данная рабочая программа составлена к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.» Пасечник В.В. - на основе примерной программы по биологии на базовом уровне и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2006,-

  Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70часов), лабораторных работ -22.  

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для  6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений), их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, предусмотренные Примерной программой.

 Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения». М.Дрофа.

 

Цели и задачи преподавания биологии в 6 классе

– обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности бактерий, грибов и растений; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;

– добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной промышленности и природоохранной деятельности

– формировать умения по выращиванию растений

Требования к знаниям и умениям

Знать/понимать: 

- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения

- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений

- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;

-роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

Уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;

- распознавать органы цветкового растения;

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ «Бактерии. Грибы. Растения» 

6 КЛАСС

 

№ уро

ка

№ в теме

Тема уроков

Всего часов

Практические

Теоретические

Виды и формы учебной деятельности

Количество и темы контрольных работ

Введение

2

1

1

 1

1

Биология – наука о живой природе.

1

 Называют основные царства живых организмов.

Приводят примерызначения биологических знаний.

Дают определение термину биология.

 2

2

Экскурсия № 1.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

1

 Л. р. № 1

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

.

 

 

 

 Наблюдают за сезонными изменениями растений.

Описывают: особенность приспособления в поведении и внешнем строении растений и животных к определенным условиям обитания данной местности.

Составляют отчет.

РАЗДЕЛ 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  

5

3

2

1

 3

1

 Устройство увеличительных приборов.

1

Л.р. № 2Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним.

Рассмотрение клеток

Работают с микроскопом.

 4

2

Строение клетки.

1

Л.р. № 3

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Называют клеточные структуры и их значения.

Распознают и описывают клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Сравнивают по заданнымкритериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

 5

3

Жизнедеятельность клетки.

1

Л. р. № 4 (15 м)

Рассмотрение пластид под микроскопом.

     

 

 Называют

  структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом.

 

Распознают и описывать последовательность стадий деления клетки.

 6

4

Ткань.

1

 

 Дают определение термину ткань.

Приводят примерыразных видов тканей.

Распознают и описывают строение тканей растения.

Объясняют последствия

Для растения нарушением человеком покровной ткани.

7

5

Контрольная работа

1

Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов»  

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

3

3

 8

1

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

.

 Распознают и описывают по немому рисунку строение бактериальной клетки.

Выделять отличительные особенности бактерий.

Объясняют, что бактерии – живые организмы.

Сравнивают строение бактериальной и растительной клетки.

 9

2

 Роль бактерии в природе и жизни человека

.1

 Приводят примерыположительного и отрицательного значения бактерий.

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

10

3

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ

4

2

2

1

 11

1

Общая характеристика грибов.

Плесневые грибы и дрожжи.

1

Л.р. № 5

Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.

Дают определение терминам сапрофиты, паразиты.

Распознавают и описывают строение мукора и пеницилла.

Выделяют признаки царства Грибы.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Сравнивают грибы

 12

2

Шляпочные грибы.

1

Л. р. № 6

Изучение строения тел шляпочных грибов на примере местных видов

. Дают определение терминам мицелий, микориза.

Приводят примерышляпочных грибов, произрастающих в Омской области.

Распознают по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов.

Различают ядовитые и съедобные грибы.

Распознают наиболее распространенные грибы нашей местности на рисунках, муляжах.

Знать правила сбора грибов.

 13

3

Грибы паразиты.

1

.

.

 

 Дают определение термину грибы-паразиты.

Распознаютпредставителей  грибов-паразитов.

Объясняют  пути заражения грибами-паразитами.

Выявляют влияние грибов-паразитов на растения.

14

4

Контрольная работа

1

Контрольная работа по теме: «Царство Бактерии. Царство Грибы».

РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

8

3

5

1

 15

1

Разнообразие, распространение, значение растений.

 Дают определениетермину ботаника.

Перечисляют основные группы растений, приводить примеры основных групп растений.

Объясняют

происхождение основных групп растений.

Выделяют особенности строения низших и высших растений.

Описывают наиболее распространенные растения нашей местности.

 16

2

Водоросли.

Л. р. № 7

Изучение строения зеленых водорослей

 

Дают определение термину низшие растения.

Распознают водоросли различных отделов.

Распознают и описывают внешнее строение водорослей.

Доказывают принадлежность водорослей к низшим растениям.

Сравнивают строение одноклеточных водорослей и растительной клетки.

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

Распознают наиболее распространенные водоросли Омской области.

 17

3

Лишайники.

 

 

 Распознают и описывают внешнее строение лишайников.

Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека.

 18

4

Мхи.

 

Дают определение термину высшие растения.

Распознают и описывают внешнее строение мхов.

Выявляют приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Объясняют:

- роль мхов в природе и жизни человека;

- происхождение наземных растений на примере  мхов и зеленых водорослей.

Выявляют черты приспособленности к среде обитания на примере местных видов.

 19

5

Папоротники. Хвощи. Плауны.

М: Л. р. № 9

Строение

 спороносящего папоротника, хвоща

(на местных видах)

Распознают растения отдела папоротникообразных. Распознают и описывают внешнее строение папоротников.

Выделяют общие черты строения высших споровых растений.

Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека.

 20

6

Голосеменные.

. Л. р. № 10

Изучение строения хвои и шишек хвойных

(на местных видах)

 

 

Дают определение термину голосеменные растения.

Распознают растения отдела голосеменные растения.

Распознают и описывают наиболее известных представителей голосеменных.

Выделяют приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

 21

7

Покрытосеменные или цветковые.

 

 

 Распознают растения отдела Покрытосеменные.

Выделяют особенности строения покрытосеменных растений.

Распознают и описывают жизненные формы растений.

22

8

Контрольная работа

Контрольная работа № 4 по теме: «Царство Растения

 РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

16

7

11

1

 23

1

Строение семян двудольных растений.

Л. р. № 11

Строение семян двудольных растений.

(на местных видах)

Распознают и описывают строение семян двудольных растений.

Устанавливают соответствие междучастями семени и органами развивающегося проростка.

Определяют принадлежность растений к классу Двудольные.

Распознают:

- наиболее распространенные в данной  местности растения класса Двудольные;

- сельскохозяйственные растения.

 24

2

Строение семян однодольных растений.

М: Л. р. № 12

Строение семян однодольных растений.

(на местных видах)

Распознают и описывают строение семян двудольных растений.

Устанавливают соответствие междучастями семени и органами развивающегося проростка.

Определяют принадлежность растений к классу Однодольные.

Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

 25

3

Виды корней и типы корневых систем.

Л. р. № 13

 Виды корней.

(на местных видах)

Приводят примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией

 26

4

Зоны (участки) корня

 Распознают и описывают зоны корня.

Устанавают взаимосвязь междустроением зон корня и их функциями.

 27

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

.

 

 Устанавливают взаимосвязь междувидоизменениями корня и его функциями.

 28

6

Побег и почки.

.

 Распознают и описывают на живых объектах строение побега, почки.

Приводят  примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Объясняют, что почка – видоизмененный побег.

 29

7

Внешнее строение листа.

 Называют функции листа.

Распознают и описывают строение листа

 30

8

Клеточное строение листа.

 

 

 Распознают и описывают по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа.

Называют функции кожицы листа, жилок и мякоти листа.

Распознают и описывают строение листа.

 31

9

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев.

.

 Объясняют, что строение листа связано с условиями обитания растений.

 32

10

Строение стебля.

 Приводят примеры тканей, расположенных в стебле.

Называть функции слоев стебля.

Распознают и описывают по рисунку клеточное строение стебля.

 33

11

Видоизменение побегов.

Л.р. № 14

Изучение видоизмененных побегов

Объясняют влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

34 

12

Цветок.

Л. р. № 15

Изучение строения цветка.

(на местных видах)

Распознают и описывают по рисунку строение цветка.

Сравнивают строение цветков вишни и тюльпана.

35 

13

Соцветия.

Л. р. № 16

Ознакомление с различными видами соцветий

Распознают и описывают по рисунку типы соцветий.

Выявляют приспособления растений к опылению на примере строения цветка.

 36

14

Плоды.

Л. р. № 17

Ознакомление с плодами

 

Распознают и описывают по рисункам, коллекциям  строение плодов.

Называют функции плодов, способы их распространения.

 37

15

Распространение плодов и семян

.

 Выделяют приспособления к распространению плодов и семян.

38

16

Контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

РАЗДЕЛ 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

15

3

12

1

 39

1

Химический состав растений.

 Объясняют значение минеральных и органических  веществ для жизни растений.

 40

2

Минеральное питание растений.

 Выделяют особенности минерального питания растений.

 41

3

Фотосинтез.

.

 Описывают механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определяют роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объясняют космическую роль зеленых насаждений.

 42

4

Дыхание растений.

 Выделяют приспособления растений для дыхания.

Объясняют результаты опытов, подтверждающих дыхание растений.

Сравнивают по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

 43

5

Испарение воды.

 Называют факторы окружающей среды, влияющие на испарение.

Выделяют приспособления растений для испарения воды.

 44

6

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л.р. № 18 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Объясняют причины движения воды по сосудам стебля.

 45

7

Прорастание семян.

Л. р. № 19

Определение всхожести семян растений и их посев

 

 Описывают условия прорастания семян.

Объясняют целесообразность использования правил посева семян.

Определяют сроки посева семян различных растений.

Рассчитывают потребность в воде семян различных растений.

Устанавливать соответствие между размерами семян, сроками и глубиной посева.

46 

8

Растительный организм как единое целое.

 

 Называют стадии развития растений.

Объясняют механизм верхушечного роста и минерального питания.

 47

9

Способы размножения растений.

 

 Дают определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.

Приводят примеры растений, которые размножаются вегетативно.

Объясняют биологическое значение вегетативного размножения.

Выделяют особенности полового размножения у растений.

 48

10

Размножение споровых растений.

 

 Дают определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.

Распознают и описывают этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.

Объясняют условия размножения.

 49

11

Размножение голосеменных растений.

 

 

 Дают определения терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.

Распознавать и описывать этапы размножения и развития голосеменных растений.

Объясняют условия размножения.

 50

12

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение растений.

Л. р. № 20

Вегетативное размножение комнатных растений

(выполняется дома)

Дают определение термину двойное оплодотворение.

Распознают и описывать по рисунку способы опыления растений.

Распознают и описывают этапы размножения и развития покрытосеменных растений.

Выделять признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Наблюдают за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.

51

13

Половое размножение растений.

 52

14

Экскурсия № 2.

Зимние явления в жизни растений.

Проводят наблюдения в природе.

Объясняют приспособленность растений к зимним условиям.

53

15

Контрольная работа

Контрольная работа   по теме: «Размножение растений

РАЗДЕЛ 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

7

1

6

 54

1

Основы систематики растений.

.

 

 Называют основные систематические категории.

Приводят примеры растений по классам и семействам.

 55

2

Семейство крестоцветные.

Семейство розоцветные.

 

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.

Объясняют морфологическую характеристику семейства.

 56

3

Семейство пасленовые.

 

 Распознают  и описывают по рисунку растения семейства.

Объясняют морфологическую характеристику семейства.

 57

4

Семейство мотыльковые.

.

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.

Объясняют морфологическую характеристику семейства.

.

 58

5

Семейство сложноцветные.

.

 

 Распознают и описывают по рисунку растения семейства.

Объясняют морфологическую характеристику семейства.

 59

6

Урок – практикум.

 Л. р. № 21

(45 м)

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

 Распознают  и описывают по рисунку растения семейства.

Объясняют морфологическую характеристику семейства.

 60

7

Экскурсия № 3

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

 

 

 

РАЗДЕЛ 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

5

1

4

 61

1

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

.

 Объясняют экологические факторы и их влияние на растение

 

 62

2

Характеристика основных экологических групп растений.

.

 Распознают и описывают по рисунку основные экологические группы растений.

 63

3

Урок-практикум

Л. р. № 22 (45 м)

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

 

Распознают и описывают основные экологические группы растений

 64

4

Растительные сообщества.

 Называют представителей растений различных типов растительных сообществ.

 65

5

Взаимосвязи растений в сообществе.

 Объясняют взаимосвязь растений с другими организмами.

 66

6

Экскурсия № 4

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

Объясняют влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

РАЗДЕЛ 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА  

2

2

67

1

Происхождение растений. Основные этапы развития органического мира.

Выделяют основные этапы развития растений.

Доказывают историческое развитие растений

 68

2

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Выделяют основные этапы развития растений.

Доказывают историческое развитие растений.

Повторение

2

1

69

1

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

70

2

Обобщающий урок.

 

 

.

 

Итого

70

22

48

7

 

  

Основное содержание курса.  

Введение (2ч)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

1. Клеточное строение организмов (5ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

2. Царство Бактерии (Зч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

4. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Тема: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Знать

Строение  органов растений, усложнение растений в процессе эволюции.

Уметь

Характеризовать строение органов растения.

Применять знания

При проведении простейших опытов изучения растений

6. Жизнь растений (15 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Растение — целостный организм.

7. Классификация растений (7 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

8. Природные сообщества (6ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

9. Развитие растительного мира (2ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса к учебнику " Немецкий язык контакты " авторов Г. И. Ворониной, И.В. Карелиной

Рабочая программа для 10 класса по немецкому языку составлена на основе ФГОС, рассчитана на 105 уч. часов.Данная программа отражает основные цели обучения немецкому языку, компетенции; содержит учебно...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику "Английский язык" автор Дворецкая О.Б.

Рабочая программа для 8 класса к учебнику "Английский язык" автор Дворецкая О.Б....

Рабочая программа для 9 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л.

Рабочая программа для 9 класса к учебнику "Английский язык" автор Гроза О.Л....

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

рабочая программа по биологии для 9 класса автор учебника В.В.Пасечник-М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни)

Рабочая программа разработана в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ №4» г. Альм...