программа оздоровительного лагеря "Занимательная экология"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Мусаева  Галина  Викторовна

Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Занимательная экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanimatelnaya_ekologiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительно-образовательная программа

«Занимательная экология»

Автор:

Мусаева Г.В. –

Оздоровительно-образовательная программа

«Занимательная экология»

Пояснительная записка

Цель: создание пространства, организованного для включения подростков в социально значимую, творчески развивающую деятельность.

Задачи: 

  • организация досуга детей в летний период;
  • укрепление здоровья детей;
  • организация реализации знаний, умений, навыков исследовательской и природоохранной деятельности;
  • привлечение детей к регулярным занятиям биологии и экологии.

Концептуальные подходы. Исходя из целей и задач, используются следующие методы и формы работы.

  1. Создание разнообразных видов деятельности (конкурсы, соревнования,викторины, мозговые штурма, интеллектуальные марофоны), что позволяет развивать индивидуальную и коллективную деятельность.
  2. Метод самореализации, самоуправления через создание структуры самоуправления в группе, различные творческие дела, участие в конкурсах, соревнованиях, походах, экскурсиях дает большой образовательный и воспитательный эффект.
  3. Метод контроля: самоконтроль, контроль роста динамики и спортивных показателей.

Каникулярное время – наиболее благоприятная пора для развития разнообразных творческих и физических возможностей детей. Наиболее эффективное использование его – одна из основных задач учреждений, работающих со школьниками.

Одно из решений – создание профильных лагерей. Ведь в профильном лагере ребёнок развивает именно те свои возможности и удовлетворяет именно те потребности, которые он выбрал на данный период, а может быть, на всю дальнейшую жизнь.

Максимальное внимание развитию личности ребёнка, организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего, активного общения с природой, пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей – это основные задачи, которые решает профильный эколого-оздоровительный лагерь.

Объединение личностей в коллективы рассматривается как условие удовлетворения личности в эмоциональном контакте, в реализации своей активности, в обмене информацией и т.д.

Комплексный подход к образованию и воспитанию, который продолжает работать в лагере, - получение дополнительных знаний по ряду школьных дисциплин, спортивная подготовка, отработка умений, навыков.

Основное содержание и механизм реализации

Примерный учебный план эколого-оздоровительного лагеря

№ п/п

Наименование тем, эколого-биологических мероприятий

Количество часов

теор.

практ.

всего

1.

Вступительная беседа, знакомство с лагерем, педагогами, программой работы лагеря.

1

-

1

2.

Тестирование и анкетирование участников.

-

1

1

3.

Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы (групповой или индивидуальной).

1

-

1

4.

Практическая работа «Сбор лекарственных растений».

-

2

2

5..

Самостоятельная работа по выбранным темам (групповая, индивидуальная).

3

3

6

6.

Праздник в природе «Птицы – наши друзья».

2

-

2

7.

Практическое занятие «Составление букетов».

-

6

6

8.

День экологических знаний.

2

2

4

9.

Практическая работа. Защита экологических проектов.

-

3

3

10.

Праздник цветов.

2

4

6

11.

Викторина «Лес и его обитатели».

2

-

2

12.

Игра-путешествие «В гости к Берендею».

2

-

2

13.

Подведение итогов, вручение дипломов, награждение участников лагеря, оформление документов.

2

2

15

27

32


Программа работы смены по дням

Предлагаемая программа рассчитана на реализацию в условиях летнего оздоровительного лагеря для учащихся 10-15 лет, имеющих минимальную эколого-биологическую подготовку.

  1. й день
  1. Размещение. Вступительная беседа, знакомство с лагерем, педагогами и программой отдыха.
  2. Тестирование и анкетирование участников.
  3. Комплектование групп (по итогам тестирования).

  1. й день
  1. Беседа «Что такое эколого-биологический поход, экскурсия и как к ним подготовиться»:
  • требования к участникам похода, экскурсии;
  • распределение обязанностей в группе;
  • меры безопасности в экскурсиях и походах.
  1. Беседа «Мир природы»

  1. й день
  1. Викторина «Знаешь ли ты лекарственные растения»
  2. Изучение растений (гербарий)
  1. й день
  1. Беседа «Значение воды в природе».
  2. Игра-путешествие «Море и его богатство».

  1. й день
  1. Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы (групповой или индивидуальной).
  2. Практическое занятие: «Экологическая тропа».

  1. й день
  1. Беседа «О лекарственных растениях».
  2. Сбор лекарственных растений.

  1. й день
  1. Практическое занятие: «Составление гербария».

  1. й день
  1. Беседа «Тайны леса».
  2. Викторина «Лес и его обитатели».

  1. й день
  1. Беседа «Правила поведения на природе».
  2. Самостоятельная работа по выбранным темам (групповая, индивидуальная).

  1. й день
  1. Беседа «По страницам «Красной книги».
  2. Игра-путешествие «В гости к Берендею».

  1. й день
  1. Беседа «Как правильно оформить реферат (самостоятельную исследовательскую работу)»
  2. Поле чудес «О растениях и животных».

  1. й день
  1. Экскурсия в пойму р. Кура.
  2. Праздник в природе «Птицы – наши друзья».

  1. й день
  1. Беседа «Памятник животным».
  2. Викторина «Знаешь ли ты животных».

  1. й день
  1. Беседа: «Цветы красивее там, где они росли».
  2. Праздник цветов.

  1. й день
  1. Практическое занятие «Составление букетов».
  2. Беседа «Заповедники. Заказники».

  1. й день
  1. День экологических знаний
  • Викторина «О растениях и животных»
  • Праздник «Хоровод лесных растений»
  • Конкурс на лучший экологический плакат «Берегите Землю!»

  1. й день
  1. Практическая работа «Защита экологических проектов».
  2. Награждение лучших работ, вручение дипломов.
  1. й день
  1. Предварительное подведение итогов работы смены, оформление документов для получения значка «Юный эколог».

При организации лагеря используются разнообразные виды деятельности, в том числе:

  • проведение теоретических и практических занятий;
  • проведение различных конкурсов, викторин, экскурсий, эколого-биологических мероприятий.

Схема управления с указанием участников

Ожидаемые результаты

Школьники, принявшие участие в реализации программы:

  • познакомятся с растительным и животным миром, с правилами поведения в природе;
  • примут участие в экологической деятельности;
  • оформят рефераты по эколого-биологическим темам;
  • улучшат и укрепят здоровье;
  • получат дипломы за участие в оздоровительно-образовательной программе.

Оздоровительно-образовательная программа «Занимательная экология» может быть реализована во всех трех типах лагерей (загородный стационарный оздоровительный лагерь, пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оздоровительный лагерь на базе УДО), кроме того, может быть использована в течение всего календарного года, как специальная эколого-биологическая программа для школьников, для обучающихся в эколого-биологическом центре.

Её круглогодичное использование возможно на базе загородного стационарного оздоровительного лагеря.