Экологический эрудицион «День птиц».
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Дружинина Галина Евгеньевна

Интеллектуально-познавательная игра «Экологический эрудицион» приурочена к Дню птиц, который ежегодно проводит в нашем городе эколого-биологический центр.  Она проводится в форме командного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс Птицы». Игра состоит из пяти конкурсов, в ней участвуют 2 команды. В промежутках между конкурсами проводится игра со зрителями. В результате игры выявляется команда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц России. Игра способствует развитию творческих способностей, интереса и познавательной деятельности школьников, навыков межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.ekologicheskiy_eruditsion_den_ptits.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический эрудицион «День птиц».

1. Выход Весны.

Здравствуйте, ребята!

Я весна-красна.

Я пришла к вам в гости

Радости полна.

Я на эту встречу

Шла за Солнцем вслед

Передать вам теплый

Праздничный привет.

Вам желаю нынче

Сладко отдохнуть

Предстоит вам в жизни

Интересный путь.

Надо чтобы каждый

Взять подъем сумел

По ступенькам славных

И полезных дел.

Пусть стремится каждый

Первым стать везде

В спорте и веселье

В радостном труде.

2. Выступление первого ведущего.

Вам вероятно не раз приходилось засиживаться дома за книгами, компьютером, за разнообразными делами, но вас тянуло из дома на зеленые луга, леса, широкие поля, на красивые берега рек и озер, туда, где покрытые пестрыми, блестящими перышками веселые суетливые птицы поют призывные весенние песни. Едва ли найдется какая-нибудь местность нашей страны, где не было бы птиц. Есть они и на далеких островах Северного Ледовитого океана, и в тундре и на самых высоких горах средней Азии. Без птиц самая красивая местность казалась бы безжизненной.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы отметить большой праздник весны «День птиц» и будет проходить этот праздник в форме игры. Для этого я попрошу выйти на сцену капитанов обоих команд.

Первый конкурс – конкурс капитанов.

Капитанам вручается по одному конверту, в них по одному рисунку. В одном – рисунок воробья, в другом – рисунок грача. Требуется назвать птиц, сказать, чем они питаются, и указать, к какой группе они относятся: оседлые, кочующие или перелетные.

Так примерно должны выглядеть ответы:

Домовой воробей (или городской) – птица оседлая. Название «домовой» появилось из-за близкого соседства этой птицы с жилищем человека. Домовой воробей питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.
В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Грач — хорошо всем знакомая черная птица с фиолетово-синим отливом оперения и беловатым основанием клюва. Это единственная перелетная птица из врановых, живущих на территории России.

Весной грач возвращается к нам раньше всех других перелетных птиц. Кормятся грачи разнообразной пищей. С прилета бродят вдоль дорог и по проталинам, подбирают семена культурных и диких растений, разыскивают кухонные отбросы. Во время пахоты, следуя за трактором, выбирают из отвалов земли дождевых червей и различных насекомых и их личинок. Случайно могут поймать полевку, но делают это не так проворно, как ворона, да и с пойманным зверьком долго возятся, поедая его небольшими кусочками.

В период лета майских жуков грачи стаями собираются в молодых рощах и обирают с молодой листвы этих насекомых. Со второй половины лета большими стаями, вместе с галками и воронами, бродят по убранным полям и скошенным лугам, подбирают опавшие зерна и ловят кузнечиков и кобылок.

Ответ оценивается по пятибалльной шкале.

3. Выступление второго ведущего. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовое время, птицы делятся на три группы. Назовите их и  почему они так называются

  • те птицы, которые могут употреблять в пищу не только насекомых, но и семена, ягоды, собирать крошки, никуда не улетают зимой и называются оседлыми (воробьи, сороки, глухарь, рябчик).
  • другие птицы в поисках пищи перемещаются недалеко, в соседние регионы, их называют кочующими (клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие).
  • Все остальные птицы (примерно третья часть) перед наступлением холодов улетают на юг - это сезонный перелет, или миграция.  Это перелетные птицы: ласточки, буревестники, чайки-моевки, полярные крачки, щурки, дальневосточные кобчики, овсянка-дубровник, чернозобые гагары, тундровые соколы, утки, гуси, лебеди, кулики, поганки, пеночки, камышевки, бурокрылые ржанки, стрижи и др.

Второй конкурс - назовите причины, по которым начинаются сезонные миграции птиц?

Примерные ответы команд:    

  • зимой птицы улетают в теплые края от зимней бескормицы
  • земля замерзает и пищу найти трудно, особенно насекомоядным птицам
  • при наступлении осенней поры на юге для птиц и для их потомства возникают неблагоприятные условия. Например, в тропиках и на экваторе часты такие грозы, которых просто не знают страны умеренного климата. К тому же и число грозовых дней там намного больше, чем у нас, в десятки раз.
  • птицы, которые перелетают в Индию и субтропики, вынуждены летом бежать от засушливого сезона.
  • Белая сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы.
  • птицам летом выгоднее выводить потомство в средних широтах, потому что здесь летом дни длиннее, чем на юге. А перелетные птицы ведут дневной образ жизни, и длинный день дает им больше возможностей, чтобы прокормить потомство.
  • тягу к возвращению домой можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества — гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.

Каждый правильный ответ оценивается по одному баллу. Баллы засчитываются в копилку команды.

4. Выступление первого ведущего.

Первые перелётные птицы возвращаются к нам около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова и птицы получают возможность копаться в ней большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений. Затем прилетают зерноядные птицы, последними возвращаются на места гнездовий насекомоядные птицы.

Каждый год, в августе, лишь только появятся первые признаки осени, наши гнездящиеся птицы готовятся лететь в теплые страны. Отлет происходит в обратном порядке, т. е. первыми покидают нас насекомоядные птицы, которые в конце лета с уменьшением численности насекомых начинают ощущать недостаток корма и отправляются туда, где он имеется. Зерноядные птицы отлетают от нас позже, и еще дольше - иногда до морозов - задерживаются в наших краях некоторые водоплавающие и болотные птицы.

Сейчас мы проверим, какая из команд лучше знает биологию птиц.

Третий конкурс – логическая игра. 

Одна команда получает два конверта и задание: «В какой последовательности полетят птицы осенью»

Другая команда получает два конверта и задание: «В какой последовательности полетят птицы весной»

Ведущий предлагает участникам разложить фото или рисунки птиц в порядке, соответствующем очерёдности отлёта или прилёта птиц, и рассказать, кто и когда полетит в другие края.

Содержимое конвертов для одной команды:

Первый конверт: «грачи», «белые трясогузки», «дрозды», «серые цапли», «стрижи», «соловьи».

Второй конверт: «появление первых проталин», «пробуждение после зимнего оцепенения мух и других перезимовавших насекомых», «середина и конец апреля и начало мая, когда можно обшаривать стволы и ветки или копаться в земле в поиске насекомых», «вскрытие рек», «начало мая до половины июня, когда насекомые появляются в изобилии и их можно хватать на лету», «когда полностью распускаются листья на березе».

Содержимое конвертов для другой команды:

Первый конверт: «трясогузка», «стрижи», «чиж», «дрозды», «кулики», «утки».

Второй конверт: «как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться», «уменьшение численности летающих насекомых», "уменьшение количества плодов и семян растений», «когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т. п.), а в садах и рощах рябина, бузина», «когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно», «замерзание водоемов».

Ответы заносятся в таблицы, которые предварительно получают капитаны команд.

Так должны выглядеть готовые таблицы

Название птицы

Когда прилетает?

грачи

появление первых проталин  

белые трясогузки

пробуждение после зимнего оцепенения мух и других перезимовавших насекомых

дрозды

середина и конец апреля и начало мая, когда можно обшаривать стволы и ветки или копаться в земле в поиске насекомых

серые цапли

вскрытие рек

стрижи

начало мая до половины июня, когда насекомые появляются в изобилии и их можно хватать на лету

соловьи

когда полностью распускаются листья на березе

Название птицы

Когда улетает?

трясогузка

как только дни начнут заметно укорачиваться, ночи удлиняться

стрижи

уменьшение численности летающих насекомых

чиж

уменьшение количества плодов и семян растений

дрозды

когда в лесу закончатся различные ягоды (брусника, черника и т. п.), а в садах и рощах рябина, бузина

кулики

когда мелких водяных и береговых животных станет недостаточно

утки

замерзание водоемов

За каждый правильный ответ ставится один балл.

5. Выступление второго ведущего.

Четвертый конкурс – конкурс поговорок. Командам раздаются пакеты, в которых находятся слова поговорок. Надо сложить из этих слов поговорки и объяснить их смысл.

Каждой команде раздаются по пять конвертов со словами поговорок.

  • Трясогузка хвостом лёд разбивает (с прилетом трясогузки с юга вскрываются реки)
  • Седой как лунь (старый лунь бывает светлого цвета)
  • Глухая тетеря (тетерев во время своего токования ничего не слышит и не видит, т.е. не обращает внимания)
  • Заладил как дятел (дятел неустанно стучит клювом)
  • Забился как сыч (сычи днем забиваются в укромные места)
  • Как с гуся вода (перья гуся покрыты жиром, поэтому вода сразу стекает).
  • Пуганая ворона куста боится. (тот, кто испытал трудности, пережил много несчастий, становится излишне осторожен и боится даже того, что не таит в себе опасности).
  • Ранняя птичка нос прочищает, а поздняя глаза продирает (трудолюбивый человек уже наработается к тому времени, когда лодырь только просыпается).
  • Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела (говорится тогда, когда что-либо еще не совсем ясно, не прочно установилось и т. п.).
  • Соловья баснями не кормят (говорится тогда, когда важны не пустые разговоры, а конкретные дела).  

За каждый правильный ответ команде присуждается по два балла (за правильно сложенную поговорку и за объяснение её смысла).

6. Выступление первого ведущего.

Пятый конкурс – брейн - ринг (кто быстрее)

  • Какая птица носит название танца (чечетка)
  • Какая птица со струнами (гриф, лирохвост, или птица лира)
  • Какую птицу можно назвать лягушкой (кваква – несколько видов: обыкновенная, зеленая, американская)
  • Какая птица самая глупая (глупыш)
  • Какая птица носит название корабля (фрегат)

За каждый правильный ответ команде присуждается один балл.

Игра со зрителями. 

Каждый раз, когда команды обдумывают свои ответы на конкурсах, со зрителями можно провести конкурс загадок:

* * *

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Ответ: Аист

* * *
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.

Ответ: Воробей

* * *
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …

Ответ: Ворона

* * *
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ...

Ответ: Грачи

* * *
Крылатый, горластый –
Красные ласты.
В воде купался –
Сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.

Ответ: Гусь

    * * *
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Ответ: Дятел

* * *
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит ...

Ответ: Жаворонок

* * *
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Ответ: Журавли

* * *
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -

Ответ: Индюк

* * *
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.

Ответ: Кукушка

* * *
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Ответ: Ласточка

 * * *
Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится.


Ответ: Павлин

* * *
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.

Ответ: Пеликан

 

* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Ответ: Синица

Каждый раз, когда команды обдумывают свои ответы, зрителям можно зачитать несколько интересных фактов из жизни птиц.

  • Нападающий на свою жертву сокол может в полете ударить с такой силой, как бьет копытом лошадь!
  • Защищающий свое гнездо или самку лебедь-кликун ударом крыла может сломать взрослому человеку ногу!
  • При приближении опасности, например человека, выпь никогда не убегает – она замирает на месте и может нанести довольно ощутимый удар в голову.
  • Гнездо орлана-белохвоста, часто расположенное на специально сломанной им верхушке дерева и служащее этой птице домом на протяжении нескольких десятков лет, не может разрушить ни один ураган в мире!
  • Самой красивой уткой в мире считается селезень-клоктун, а самой некрасивой – самка клоктуна.
  • …Самыми дисциплинированными птицами считаются утки – морянки, которые передвигаются по воде исключительно ровными рядами и, даже ныряя за рыбой на целую минуту, всплывают точно на своем месте, не сместившись ни на сантиметр.
  • Иглохвостый стриж в воздухе может развивать скорость более 120 км/час.
  • Наибольшее количество желтков когда-либо найденных в одном яйце – девять.

  • Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую его нужно кипятить 2 часа!

  • Перья птицы весят больше чем ее скелет.

  • Во время охоты сокол сапсан может достигать скорости более 320 км/ч.

  • Наиболее распространенные птица на земле это куры.

  • Королевский альбатрос высиживает яйца 79 дней.

  • Самое маленькое в мире птичье яйцо - это яйцо колибри, а самое большое - у страуса.

  • Колибри едят каждые 10 минут, ежедневно поедая нектара в два раза больше их собственного веса.

  • Американский гриф-индейка помогает инженерам определить место повреждения подземного трубопровода. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно следует производить починку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"

Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"...

Внеклассное мероприятие "Экологический эрудицион"

Данное мероприятие было проведено в рамках недели экологического воспитания школьников....

Сценарий экологического мероприятия к 1 апреля - "День птиц"

Экологическое мероприятие, посвяшенное Дню птиц - 1 апреля....

Урок чистоты «Экологический эрудицион».

В данном мероприятии могут принять участие ребята в возрасте от 13 до 15 лет. В период подготовки формируются команды-участницы (5чел.), определяется состав жюри, выбирается ведущий....

Конспект экологической викторины «День птиц»

Экологическая викторина, приуроченная к Международному Дню птиц, проводится среди ребят 11-12 лет....

Экологический праздник «День птиц» / для детей дошкольного возраста/

Цель: Создание праздничного настроения, показать многоцветие и разнообразие мира птиц. Развивать музыкальные ритмические навыки, творческие способности детей....

Экологическая игра "День птиц"

Сценарный план и дополнителнительный материал, необходимый для проведения данного мерорпирятия...