Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».

Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МОАУ «СОШ №18»

города Кирова 1 квалификационной категории

Савчук Светлана Николаевна.

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Класс 9

Урок № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».

Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010.

Общедидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации средствами технологии самостоятельного обучения.

Цели по содержанию:

  • образовательные: создать условия для понимания закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании, сущности 1и2 законов Г. Менделя.
  • развивающие: способствовать обучению школьников правильно анализировать условие генетических задач, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять и записывать решение генетических задач, создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы.
  • воспитательные: способствовать развитию чувства ответственности за результаты своего труда, развитию творческой активности и самореализации, воспитанию чувства толерантности к чужому мнению, коммуникативной и информационной компетентности, культуры речи через средства парной, фронтальной работы, созданию позитивного микроклимата.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

ФОПД: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование и средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран, ЭОР «1С: Школа. Биология. 9 класс», инструктивные карты для домашней практической работы, приложение «Алгоритмы решения генетических задач», карты урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемые учащимися действия

Формируемые у учащихся способы действия

Использование ЦОР

1.Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность своего рабочего места, настраивает на продуктивную деятельность, создаёт ситуацию успеха.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Использует эпиграф для формулировки темы и целей урока.

Читают эпиграф.

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

(Цицерон)

Формулируют цели урока:

Знать: закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании; формулировки 1и2 законов Г. Менделя.

Уметь:

искать информацию;

анализировать условие генетической задачи;

устанавливать причинно-следственные связи;

объяснять и записывать решение генетических задач.

Познавательные. Регулятивные.

3.Актуализаця, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия.

Приём «Интеллектуальная разминка»

Учитель предлагает задания «Установи соответствие», «Соотнеси термин и определение понятий» с

вариантами правильных ответов через проектор.

Приём «Программированный опрос»

Учитель организует фронтальную работу с демонстрацией ответов через проектор.

Учащиеся в парах выполняют задания.

Устно проверяют.

Выполняют тестовую работу с комментариями, осуществляют самопроверку, заполняют карту урока. 

Познавательные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы

«Проверь себя» к П.17 Из истории развития генетики, элемент №6 и №7.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы «Проверь себя» к П.19

Генетические опыты Г. Менделя, 11 элементов.

4. Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.

Приём «Точка зрения»

Учитель организует работу в парах по систематизации знаний с использованием ЭОР.

1)Г. Мендель выбрал в качестве объекта для исследования горох посевной. Почему?

2)Контрастные признаки гороха  Г. Мендель назвал альтернативными доминантными и рецессивными. Дайте определения понятий.

3)Учитель предлагает прослушать 1закон  Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор со звуком.

4) Учитель предлагает учащимся сформулировать2закон Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор без звука.

Учитель решает  задачу№1 с объяснением на ПК, использует проектор. Предлагает решить учащимся задачи №2 и №3 с объяснением, используя проектор,  задачу№4 самостоятельно, используя ЭОР и карту урока.

Учитель выводит учащихся на промежуточное наследование признаков и неполное доминирование.

Учитель напоминает, что, решая задачи, следует придерживаться алгоритма (Приложение 1). Учитель подводит итог.

Учащиеся последовательно выполняют задания.

Устно проверяют.

Учащиеся слушают 1 закон Г. Менделя.

Учащийся работает с ЭОР у доски, объясняя 2 закон Г. Менделя с закономерностями наследования.

Решают задачи, проверяют, устанавливая причинно-следственные связи, записывают схемы скрещиваний  задачи№4 в карте урока, используя алгоритм.

Делают вывод о расщеплении при неполном доминировании 1: 2: 1.

Познавательные.

Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

К П.19

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы.

Информационный текст с описанием гороха.

Иллюстрированная таблица с признаками гороха, выделенными Г. Менделем.

Анимация. «Первый закон Г. Менделя.

Демонстрация механизма закона единообразия гибридов F1» 

Анимация. «Второй закон Г. Менделя. Демонстрация механизма закона расщепления» 

К п.19

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы. Папка «Задачи на моногибридное скрещивание» Интерактивные задания на определение наследования признака при полном и неполном доминировании.

 п.19

Генетические опыты Г. Менделя, учебник, «Это интересно»

5.Информация о домашнем задании.

Приём «Обсуждаем домашнее задание»

1.Повторить п.19,

выполнить задания на инструктивной карточке (Приложение 2)

2. По желанию решить задачи на моногибридное скрещивание с использованием ЭОР.

Записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы.

Регулятивные.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» П.19

Генетические опыты Г. Менделя, учебник.

6.Рефлексия (подведение итогов)

Учитель проводит рефлексию. Закончите предложения

Самым сложным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Сегодня я научился…

Работают в карте урока

Регулятивные.


Приложение№1

Алгоритм решения генетических задач.

1.Прочитать условие задачи от начала и до конца.

2.Перевести данные задачи в генетические символы.

3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания).

4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования

 ( мысленно излагая ход рассуждения).

5.Написать ответ в согласии с условием задачи.


Карта урока по теме

 «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание». 

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

(Цицерон)

Ф.И. учащихся___________________________________________________

1.Программированный опрос «Проверь себя»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

% выполнения

2.Наследование форм томатов при полном доминировании.

А. Дано:        Р:   ♀                   ×♂

В-округлая форма        G: ⊙⊙                   ⊙

b-грушевидная форма        F1:

генотипы                                                     расщепление 1:1        

♀-?        Ответ: генотипы      ♀

♂-?        ♂

Б. Дано:                                                  Р:   ♀                   ×♂

В-округлая форма                                      G: ⊙⊙                   

b-грушевидная форма                             F1:

генотипы                                                   расщепление 3:1        

♀-?                                                               Ответ: генотипы  ♀

♂-?                                                                                             ♂

3. Закончите предложения

Самым сложным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Сегодня я научился…


Использование образовательных комплексов «1С: Школа» на уроках биологии.

( из опыта работы учителя биологии МОАУ «СОШ№18» города Кирова

Савчук Светланы Николаевны).

Значительный объём программы и большое количество фактического материала заставляют пересматривать прежние методики ведения уроков. Уроки не должны ограничиваться содержанием минимального уровня, необходимо использовать факты из истории биологических открытий, интересные биологические задачи, опыты, эксперименты, «заглядывать» внутрь объекта, процесса. Работая учителем биологии, я стараюсь показать учащимся значимость биологических знаний, возможность применения их в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие факты в целостную систему, понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни. Уроки с использованием ЭОР вызывают большой эмоциональный  подъём и повышают уровень усвоения материала, стимулируют  инициативу и творческое  мышление.

2012-13 учебный год я начала с апробации дисков образовательного комплекса «1С: Школа». На уроках биологии я знакомилась с возможностями использования ЭОР с лицензионных дисков с помощью ПК и мультимедийного проектора. Итогом работы явилась статья «Возможности использования образовательного комплекса «1С: Школа. Биология, 9 класс» в  сборнике «Методические рекомендации по подготовке урока в современной информационной образовательной среде с использованием образовательных комплексов серии «1С: Школа».

Так как с 2013-14 учебного года школа получила лицензию на Образовательное учреждение, была организована электронная библиотека на платформе «1С: Образование» в локальной сети, у меня появилась возможность использования ЭОР для самостоятельной и индивидуальной деятельности учащихся. Так же я провожу уроки с использованием дисков с ЭОР по химии, физике, обществознанию, развивая межпредметные и метапредметные связи.

Особенностями  образовательного комплекса «1С: Школа», который я использую на уроках биологии в 6,7,8,9,10,11 классах,  являются наглядность, образность, научная достоверность материала, иллюстраций, красочность объектов анимации, материал запоминается легче, можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи.

ЭОР на платформе «1С: Образование» по биологии разработаны в соответствии с ФГОС и ориентированы на учебники авторского коллектива под руководством И. Н. Пономарёвой. Имея большую учебную нагрузку, мне самой создавать качественные продуктивные презентации сложно. На дисках представлены образовательные ресурсы к каждому уроку учебной программы, поэтому я не затрудняюсь в отборе материалов к уроку. С целью экономии времени  все используемые ЭОР на уроке я отправляю в портфель, как учителя, так и учащихся.

Хочется отметить, что большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными рисунками.

Кроме того, это повышает мотивацию к изучаемому предмету, так как заложенные возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем и в режиме подсказки.

Как при объяснении нового материала, так и при опросе (составление опорных конспектов, при сравнении биологических объектов), я использую интерактивные схемы, которые состоят из логически связанных между собой блоков.

Большие возможности проверки и закрепления знаний даёт работа с видеофрагментами и анимацией. Фрагмент или анимацию я могу остановить на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его, раскрыть содержание терминов. Кроме того анимации раскрывают суть некоторых опытов, которые нельзя воспроизвести в классе и дома.

При изучении нового материала я использую ленты времени, которые отражают хронологию событий, биографии учёных.

Для организации индивидуальной работы учащихся, самоконтроля, фронтального опроса, для отработки навыков я предлагаю учащимся  тестовые задания из рубрики «Проверь себя». Демонстрируя на экране при помощи мультимедийного проектора «Вопросы к тексту» и вопросы, расположенные в «Заключении к параграфу темы», провожу устные фронтальные опросы, письменные работы по вариантам или индивидуально.

В 8 классе  раздел ГИА и ЕГЭ с проверкой я использую при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Очень удобно, что в разделе «Галерея» в рубрике «Файлы для печати» содержатся все проверочные работы, которые распечатываю прямо с диска.

В разделе «Справочник» включён «Словарь», где в алфавитном порядке кратко и  в доступной форме даны основные термины и понятия курса биологии. Ученикам предлагаю возможные формы работы с терминами: повторение, диктанты, составление кроссвордов.

Для повышения эффективности урока часто использую иллюстрации, фотографии, интерактивные таблицы, конструктор.

На мой взгляд, уроки биологии формируют учебные действия и навыки через положительную мотивацию. ИКТ улучшают образовательный процесс, делают урок более эффективным, интересным, результативным. Практика в преподавании биологии показала, что освоение нового материала протекает с положительной эмоциональной окраской в темпе, удобном для учащихся, даёт более высокие результаты. У учащихся наблюдается положительная динамика роста (за последние 3 года)  качества обучения биологии с 64,24% до 77,14. При подготовке  учащихся к олимпиадам и внеклассным мероприятиям я использую образовательный комплекс «1С: Школа». В 2012-13 учебном году мной были подготовлены 2 призёра городской  и участница областной Всероссийской олимпиады школьников по биологии.  В 2013-14 учебном году 4 призёра городской олимпиады и 3участника областной олимпиады по биологии и экологии.  Второй год моя ученица 9 класса Губина Олеся участвует в областном Интернет - конкурсе «Природа родного края», в 2013 году отмечена Дипломом 2 степени, в 2014 году награждена  Дипломом за 1 место и грамотой за творческое задание. В 2014 году я участвую в 4 Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – 21».

Таким образом, использование образовательного комплекса «1С: Школа» становится актуальным при переходе к новым ФГОС, так как позволяет включать активные формы обучения в привычную структуру урока.

В 2014–15 учебном году я начну апробацию дисков «Дыхание» и «Биологический конструктор». А на тех, с которыми я работаю, хотелось бы видеть задания разных уровней сложности, включая повышенный, для работы с группами учащихся по их способностям и инструктивные карточки к лабораторным работам в соответствии с ФГОС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

Технологическая карта урока по информатике и 7 классе "Решение задач с помощью кругов Эйлера"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Дзлиева Залина ХасанбековнаМесто работы: МБОУ СОШ №1 с.ОктябрьскоеДолжность: учитель информатикиПредмет: информатикаТема: «Решение задач с помощью кругов Эйлера...

Технологическая карта урока в 5 классе (ФГОС). Уравнение. Решение задач

Технологическая карта урока математики, лист самооценки и презентация к уроку...

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...

Технологическая карта урока информатики по теме "Разработка плана действий. Задачи о переправах." 5 класс

Методическая разработка урока по инфоматике в 5 классе, по УМК «Информатика» 5 класс., авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Для данного урока представлена подробная технологическая карта. В ур...