Урок - викторина "Эти забавные животные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Разработка заключительного урока биологии 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_eti_zabavnye_zhivotnye.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок викторина

для учащихся 7  класса

ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Разработала:

учитель биологии

Иващик Ольга Алексеевна

Заключительный урок по курсу

«Биология животных»

Цель:

В занимательной форме обобщить знания по всем темам курса биологии 7 класса.

Оформление и оборудование:

    мультимедиапроектор, экран,

   стол для жюри, карточки с изображением животных,

   5 столиков, 5 комплектов карточек с номерами «1», «2»  и «3»,

   звездочки,  магнитофон, записи звуков рыб, соловья;

   хомяк в клетке, яблоко, банан, творог, бумага, карандаши.

Условия игры:

   В зале присутствуют учащиеся 7 класса и приглашенное жюри из старшеклассников.

Для проведения игры проводится отборочный тур среди участников- «Викторина». Ученику, правильно ответившему на вопрос, выдается карточка с изображением животного. По итогам отборочного тура для игры выбирается 5 учеников.

Отборочный тур.

  1. Какое ракообразное живет на суше? (Мокрица)
  2. Единственный зверь, проводящий всю жизнь под землей. (Крот)
  3. Зачем рак-отшельник носит на себе актинию? (Как защиту)
  4. Умеет ли белка плавать? (Умеет, высоко подняв хвост, стоит его намочить - тонет)
  5. Что случается с пчелой после укуса? (Погибает)
  6. С иголками ли рождаются ежата? (Нет, только через несколько часов появляются иголки)
  7. Может ли паук прожить не строя ловчую сеть? (Да)
  8. Самый маленький зверь (Землероечка, 3 см без хвоста)
  9. Кто кусается у комаров? (Самка)
  10.  Кого называют водяным воробьем? (Оляпку)
  11. Едят ли муравьи грибы? (Да)
  12. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
  13. Всегда ли паутина липкая? (Нет)
  14. У какой птицы язык длинный, липкий и с зазубринками? (Дятел)
  15. Что будет, если у рака оторвется клешня? (Вырастет новая)

    16.Какое выносливое животное в древности использовали на войне,   запрягая их в колесницы? (Лошадь.)

   17. У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу? (У свиньи.)

    18. Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью? (Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)

   19. След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)

20. Какой зверь может распахнуть пасть на 180 градусов? (Африканский бегемот)

21. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел.)

22. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка.)

23. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который, в отличие от рыбьего, совершает движения вверх-вниз. (Киты.)

24. На хвосте этой змеи чешуйки образуют погремушку, что отразилось в ее названии. (Гремучая змея.)

25.Какая рыба имеет оружие на носу?

Тур  1

Участники игры занимают игровые места за отдельными столиками, на которых лежат таблички с номерами «1», «2»  и «3».

На экран проецируется изображение животного, звучит вопрос. После этого на экране появляются и озвучиваются варианты ответа. Играющие, для ответа поднимают вверх табличку с номером правильного варианта. Правильно ответившим игрокам выдается звездочка. Во второй тур выходят три ученика, набравшие большее количество звездоче

Вопрос 1.

 Краб – скрипач относится к семейству манящих крабов. Все они умеют подзывать самку взмахами клешней. Краб приподнимается на лапках и начинает слать призывы, только когда видит самку. Если настойчивому кавалеру удается пленить своей грацией подругу, она бросается ему на встречу, открывая и закрывая свои изящные клешни. Жесты самца на самом деле имеют двоякий смысл. Призыв обращен только к самочке.  Для остальных самцов он означает: «территория занята». Если же какой - нибудь  нахальный краб приближается к чужой норке, между самцами возникает жестокая драка. Соперники сцепляются своими большими клешнями, стараясь оторвать, друг друга от грунта и кинуть как можно дальше. Все это часто происходит на глазах у самочки, ожидающей исхода битвы.

Вопрос: как поступает победитель?

  1. преследует убегающего соперника;
  2. тащит в норку самку;
  3. пускается в веселый пляс.

Ответ: - 3

Вопрос 2.

Не очень воспитанные дети дразнят друг друга, высовывая язык. Змеи же тоже могут показывать язык, не раскрывая рта – он проскальзывает в выемку на верхней челюсти. Но это не баловство.

Вопрос: для чего змея высовывает язык?

  1. ощупывает дорогу;
  2. держит его наготове, чтобы ужалить добычу;
  3. изучает состав воздуха, чтобы отыскать добычу.

Ответ: втянув язык в рот, змея засовывает его кончики в два отверстия на небе. Эти отверстия ведут в так называемый якобсонов орган. Там и будет сделан анализ частиц воздуха принесенных языком, на запах добычи. Иначе говоря, змея может искать пропитание, высунув язык.

Вопрос 3.

Из всех приспособлений, дающих верблюду возможность жить и путешествовать по пустыням, самое важное – горб на спине. Предназначение горба – служить своеобразным хранителем пищи. За много дней до начала путешествия хозяин верблюда заставляет его как можно больше есть и пить. Верблюд отъедается, и его жировой горб весом около сорока пяти килограммов торчит стоймя на спине. Этот запас жира может поддерживать верблюда в течение нескольких дней, если он не сможет найти пищи для себя. В дороге верблюду нужна  и вода. Перед началом путешествия гонщик заставляет выпить его около пятидесяти литров воды. Он добивается этого, дав верблюду соли.  

Вопрос: где хранится вода у верблюда?

  1. в горбах
  2. в желудке
  3. другие предположения

Ответ: у верблюда три отдела желудка

В стенках первых двух желудков находятся карманы для накопления воды. Мышцы держат эти карманы закрытыми, когда они заполнены. Как только верблюду понадобится вода, эти мышцы открывают карман, выпуская сколько надо воды и опять закрываются.

Вопрос 4.

Лягушки славятся красивыми большими глазами, что говорит об их прекрасном зрении. Увидев движущееся насекомое, лягушка резко выбрасывает свой язык и жертва прилипает к его клейкому концу. Затем лягушка втягивает язык в рот и закрывает глаза.

Вопрос: для чего лягушка закрывает глаза?

  1. Закрываясь, они помогают проталкивать пищу;
  2. От удовольствия;
  3. Чтобы не отвлекаться при глотании на другие раздражители.

Ответ: Большие выпуклые глаза лягушки отделяются от ротовой полости только тонкой кожицей. Когда они закрываются, то выступают внутрь и внутренние выпуклости помогают пропихнуть пищу в горло.

Вопрос 5.

Известно, что ежи относятся к отряду насекомоядных, однако, их часто рисуют с яблоком на иголках.  Зачем ежу яблоки?

а) для еды;

 б) для красоты;

 в) для дезинфекции

Ответ: Накалывая яблоки на иголки ёж таким образом чистит иглы и кожу спины от паразитов.

Я блочный сок вытекая попадает на иголки и кожу ежа и убивает всяких кожных паразитов .

Вопрос 6.

Утконос – это небольшое млекопитающее водоплавающие животное, которое водится на территории австралийского континента. Относится оно к отряду однопроходных, то есть, яйцекладущих. Первооткрыватели отметили то, что вместо носа этот зверек имеет клюв, похожий на утиный,  тело зверька полностью покрыто густым коротким мехом. Водная стихия является для животного основной, в ней они проводят десять и более часов в день. Именно в водоемах утконосы находят себе  источники питания.

Вопрос:

 Чем питаются детёныши утконоса?

а) рыбой;

 б) молоком;

 в) мелкими животными, живущими в иле.

Ответ: Детеныши питаются молоком, выделяющимся у самки на животе, они слизывают его с шерсти матери.

Вопрос 7

 Королевская кобра, крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя часть ее тела, поднятая почти вертикально, составляет в длине не менее одного метра. Бытует легенда о свойстве змей гипнотизировать свои жертвы взглядом или мерным покачиванием, т. е. ритмом.

Заклинание змей — удивительная и опасная профессия. В искусстве заклинателя змей нет ничего сверхъестественного. Но зрители редко понимают, что происходит на самом деле.

 Что происходит с коброй, когда она раскачивается перед заклинателем змей?

а) змея слушает музыку;

 б) змея танцует;

 в) кобра готовится к нападению, следит за человеком.

Ответ: Покачивание кобры в такт с музыкой заклинателя не что иное, как попытки змеи следить за движениями человеческой руки. Стоит внимательно изучить поведение заклинателя змей, и вы увидите: продуманные движения его руки и тела как бы контролируют поведение змеи. Он приближается к ней не спеша, всегда стараясь при этом не встревожить животное. И стоит лишь ей проявить признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзину и, чтобы продолжить представление, выбирает другую.

Вопрос 8.

В природе все целесообразно устроено, у животных нет ненужных органов. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы не перегреться

 б) чтобы лучше слышать врагов

 в) чтобы укрываться зимой от холода.

Дело в том, что через уши заяц регулирует температуру своего тела. Заячьи уши имеют множество кровеносных сосудов. В условиях жаркого климата заяц отдает лишнее тепло своего тела. Передача тепла происходит через уши. Уши не позволяют зайцу перегреваться. Чем больше уши, тем больше тепла они отдают. Именно поэтому у зайцев, которые живут на юге, уши больше, чем у зайцев, которые живут на севере. На севере холодно, и тепло необходимо сохранять, а не отдавать. Северному зайцу большие уши ни к чему.

Тур 2

Вопрос 1.

Говорят: «молчит, как рыба». А издают ли звуки рыбы? Да. Но проникновенных соловьев среди рыб нет. Слишком уж примитивны их «инструменты». Звуки издают сжимая плавательные пузыри, щелкая костяшками брони или жаберными крышками, скрежещут зубами, а то и позвонками. Звуки соответствующие: бой, треск, скрежет, вой, щебет. Оркестр, как видите, собирается вроде крыловского квартета. А чем издаются эти звуки? (звучит  запись «звуки рыб» - электрический скат)

1) удары хвостом

2) звуки драки

3) электрический разряд

Ответ: 3.

Вопрос 2.

Послушайте песню соловья. Он поет самые красивые песни – это выражение ухаживания за своей подругой. Но как только начинают выводиться птенцы соловей умолкает. С чем это связано?

  1. он боится привлечь к гнезду врагов;
  2.  петь необязательно, т.к. самка уже завоевана и занимается выведением потомства;
  3. петь некогда, т.к. нужно кормить самку и птенцов.

Ответ: 1

Вопрос 3.

Весной охотники замечали, что лиса встает на задние лапы и некоторое время ходит в таком положении. Это действие получило название «лисий танец». А какой популярный танец получил свое название от этого танца лисы?

  1. танго
  2. фокстрот
  3. кадриль

Ответ: 2.

Тур 3.

В третий тур выходит два участника. Это тур экспериментальный.

На стол выставляется клетка с хомяком и проводится эксперимент.

Побеждает тот, кто дал правильный ответ.

Вопрос:

Хомячок - житель нашего живого уголка, сегодня еще не обедал. Мы предложим ему обед по выбору: кусочки яблока, банана и творога. В клетке стоит домик-убежище. Предположите, что будет делать хомячок?

  1. примется за обед, что выберет?
  2. спрячется в домик, испугается;
  3. начнет перетаскивать всю еду в домик.

Выслушиваются предположения учащихся, и проводится эксперимент. Побеждает тот, кто угадывает правильные действия хомячка.

Жюри подводит итоги и награждает победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"

Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...

План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

Методическая разработка урока французского языка по теме «Забавные животные»

УМК «Твой друг французский язык», 2 класс. Авторы: А.С. Кулигина, М.Г. КирьяноваЦель: развитие умения говорения на французском языке по теме «Забавные животные»,  используя речевые обра...

Урок-проект по английскому языку "Забавные животные"

Вашему вниманию представлен урок-проект по английскому языку для 3 класса по теме «Забавные животные» (учебник «Английский в фокусе»)Специфика и уникальность этого урока в том, что решение  практ...

конспект урока "Забавные животные"

данная методическая разработка урока является конспектом урока для 3 класса по учебнику Спотлайт...

Конспект урока по английскому языку в 4 классе. УМК «Spotlight». Тема урока: Забавные животные. Funny animals.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе. УМК «Spotlight»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20346545","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300"...