Программа дополнительного образования "Искусство быть здоровым"
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Позднякова Ольга Святославовна

"Искусство быть здоровым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_zdorove_-.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Искусство быть здоровым»  

Разработала  учитель биологии

 ГБОУ СОШ № 1246  г. Москвы

Позднякова О.С.

                                                     Возраст обучающихся – 12-15 лет

                                                                  Срок реализации программы – 3 года

                                                                   Количество часов в год – 144

Пояснительная записка.

Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и направлена на освоение обучающимися комплекса знаний в области сохранения и поддержания здоровья,  ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.

Актуальность и  педагогическая целесообразность программы определяется тем, что ее содержание направлено на популяризацию у школьников здорового образа жизни, формирование  осознанной заинтересованности и ответственности ребенка за свое здоровье. Обретение компетенций грамотной заботы о своем здоровье невозможно без знания гигиены человеческого организма и экологии человека. В экологически сложных городских  условиях, окружённые многочисленными факторами, отрицательно влияющими на здоровье, ребёнок должен иметь необходимые знания об этих факторах и навыки поведения, позволяющие предохранить свой организм, поддержать его, не навредить по незнанию и неосторожности. Знать формы гармоничного сосуществования с живой природой и уметь заботиться о живых объектах.

Повышенный интерес учащихся к вопросам гигиены и здоровью человека  позволяет во внеклассной работе значительно расширить, конкретизировать и наглядно продемонстрировать многие аспекты данной темы. Программой  предусмотрено ознакомление с большим объемом видеоматериалов, практические занятия, позволяющие подкрепить теоретические знания конкретными примерами, сформировать  необходимые умения и навыки.

 Большую практическую значимость  имеют приобретаемые учениками практические навыки по оказанию первой помощи в различных экстремальных ситуациях.

Образовательная программа «Искусство быть здоровым» рассчитана на реализацию в группе из 12-15 учащихся в возрасте 12-15 лет (6-8 класс).

Программа  согласована с общеобразовательными программами  по биологии под редакцией А. И. Никишова и  других авторов для данной возрастной группы  и базируется на тех знаниях, которые дети получают на уроках биологии и уже познакомились в курсе природоведения, владеют необходимыми умениями и навыками для восприятия программы.  

Программа на каждом из трех лет обучения адаптирована к специфике восприятия детей данной возрастной и социальной группы, с учётом особенностей детей – жителей крупного мегаполиса. Многие темы рассматриваются на концентрической основе, с использованием метода опережающего обучения, активизации межпредметных связей с такими предметами, как экология, ОБЖ, материальные технологии, физическая  культура.

Цели:

  Расширять   и научно обосновать знания об организме человека, о законах гармонии его с окружающей средой.

Формировать представления о необходимости и возможности влиять на свое здоровье, красоту и силу, используя знания о своем организме, об окружающих нас живых организмах.

 Развивать умения и навыки сохранения здоровья в повседневной жизни.

Воспитывать гуманизм и культуру поведения.

Обучающие: 

  1. Расширение знаний  анатомии, физиологии, систематики и экологии человека по сравнению со школьным курсом.
  2. Обучение приемам укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма, получение навыков здорового образа жизни.
  3. Овладение приёмами оказания первой помощи, выделение факторов отрицательного воздействия на организм человека.
  4. Формирование навыков ухода за живыми объектами.
  5. Освоение знаний и умений  сбора информации (мониторинги, наблюдения), анализ  и работы с различными информационными источниками.

Развивающие:  

  1. Формирование мировоззрения здорового образа жизни.
  2. Дальнейшее развитие  логического мышления, аналитических способностей, умений вести дискуссию, критически изучать известные факты, гипотезы, концепции.

3. Развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.

4. Развитие опыта коллективного общения.

     5. Развитие ощущения значимости их деятельности, эмоциональной сферы и восприятия.

Воспитательные:

1. Формирование мировоззрения здорового образа жизни.

        1. Формирование нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями, навыками;

2. Воспитание у учащегося ответственности за своё здоровье, культуры здоровья;

3. Формирование поведения учащихся, их образа мыслей, привычек, основные компетенции, адаптирующих их к реальной жизни.

4. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

5.Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

При составлении программы использованы принципы:

  • доступности материала ( от известного к неизвестному),
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),
  • принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
  • принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
  • принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу

Срок реализации программы:  3 года.

Режим занятий: – 4 недельных часа, 144 часа в год,

Особенности содержания разделов программы

Вводное занятие

Раздел «Составляющие здоровье» включает в себя вопросы гармонизации человека и природы, основные направления общей гигиены человека.

Раздел «Наука работать и отдыхать» подробно рассматривает значимость режима дня, соблюдения правил гигиены рабочего места, правил работы за ним для нормального процесса жизнедеятельности. Влияние различных раздражителей на детский организм. Влияние физкультуры на неспецифическую устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов, повышение работоспособности.  Также учащиеся знакомятся с возможными проблемами его нарушения – гиподинамией, утомлением, стрессовыми состояниями.

В разделе рассматриваются способы. Как  избежать гиподинамии  и переутомления  организма человека, а также помогает развивать культуру труда, физических нагрузок и отдыха. Раскрываются формы физических занятий, снятия напряжения. Дети знакомятся с различными направлениями и способами  свободного времяпрепровождения, обращая внимания на различные хобби и увлечения.

Раздел «Кодекс питания» раскрывает особенности обмена веществ в организме и основные правила, необходимые для нормальной работы органов пищеварения и выделения.

Раздел «Вредные привычки» знакомит учащихся с пагубным воздействием различных веществ и факторов на организм человека, на его поведение и развитие.

Раздел « Секреты гигиены» затрагивает вопросы воздействия на организм различных веществ и факторов. В ходе практических работ учащиеся приобретают навыки ухода за своим организмом.

Раздел «Первая доврачебная помощь»-  подробно рассматриваются различные виды травм в результате ЧС и меры оказания первой помощи. на практических занятиях ученики получают необходимые для этого умения и навыки.

Раздел «Резервы человеческого организма» раскрывает его огромные потенциальные возможности. На конкретных примерах и видеоматериалах учащиеся знакомятся со способами их развития в собственном организме, со способами поддержания здоровья.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

1-й год занятий знания, умения, развитие и воспитание качеств

-знать

-влияние режима дня, соблюдения правил гигиены учебы и личной гигиены на здоровье человека,

- режим питания и его значение для организма,

- влияние табачных изделий на организм,

- правила оказания первой помощи при незначительных травмах,

- влияние температур на организм,

- влияние природы, растений на организм

-уметь

-проводить мониторинг среди сверстников, систематизировать и анализировать полученную информацию,

-приемы снятия утомления с мышц,

-оказать первую помощь при незначительных травмах,

- ухаживать за комнатными растениями,

-определять и избегать контакта с ядовитыми растениями Подмосковья,

- развивать  логического мышления, аналитических способностей

2-й год занятий

-знать

- режим физических нагрузок  и двигательной активности школьника,

- влияние на организм физических упражнений, гиподинамии,

- особенности норм питания людей различных профессий и стран,

- правила гигиены тела

- влияние алкоголя на организм

- какое влияние оказывает общение  с животными на человека

-уметь

- владеть навыками ухода за телом

- оказать первую помощь при различных травмах,

- приобретать навыки поведения, адаптирующих их к реальной жизни на основе принципов сохранения здоровья

- овладевать навыками ухода за домашними питомцами.

3-й год занятий

-знать

- особенностях психики и физиологии человека, как биосоциального существа,

- основные правила снятия утомления  у человека

- физиологическую природу стресса, его последствия для организма, пути преодоления стрессов,

- физиологические основы рационального питания,

- влияние пищевых добавок на организм,

- разрушающее влияние на организм и психику человека психотропных веществ,

- особенности личной гигиены, средства ухода за телом,

-уметь

- владеть навыками личной гигиены,

- оказать первую помощь при различных травмах,

-умений вести дискуссию, критически изучать известные факты

       - продолжится развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.

-учащиеся будут готовы самостоятельно работать и передавать сверстникам свои знания и умения,

- приобретение навыка ответственного отношения к своему здоровью.

Проверка результатов: качество получаемых учениками знаний, умений и навыков проверяется при систематическом проведении практических работ в процессе бесед и диспутов, а также во время подведения итогов по конкретным темам

Учебно - тематический план

Раздел

1 г

2 г

3 г

общее

теор

пр

общее

теор

пр

общее

теор

пр

1

Вводное занятие

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

Составляющие здоровья

2

2

-

2

2

-

2

2

-

3

Наука работать и отдыхать

50

35

15

50

35

15

40

30

10

4

Кодекс питания

30

20

10

30

20

10

20

10

10

6

Вредные привычки

20

15

5

20

15

5

30

20

10

7

Секреты гигиены

10

5

5

10

5

5

16

10

6

8

Первая доврачебная помощь

26

15

11

26

15

11

30

20

10

9

Резервы человеческого организма

4

3

1

4

3

1

4

3

1

10

Итоговое занятие

1

1

1

1

1

1

итого

144

97

48

144

97

48

144

97

48

Содержание программы:

1-й год занятий

Вводное занятие.

Знакомство с группой. Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел «Составляющие здоровья»

Понятие здоровья человека, влияние факторов среды на процессы роста и развития, значение питания, режима труда и отдыха.

Раздел «Наука работать и отдыхать»

Режим дня  как один из факторов сохранения здоровья. Сон, его физиологическое значение. Продолжительность и условия нормального протекания. Механизмы утомления и причины его наступления. Недосып – причина быстрого утомления. Рабочее место школьника, его оснащение, гигиенические нормы. Влияние отклонений в гигиенических нормах на зрение и опорно-двигательную систему. Организация учебной деятельности – как избежать переутомления? Работа учащихся в свободное от учебы время. Влияние природы на организм. Роль растений в сохранении здоровья человека: значение лесных и парковых насаждений, фитотерапия, растения в нашем доме. Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями.  Летние лагеря для школьников.

Практикум:

- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися»

- проведение мониторинга и обработка информации: «Мое рабочее место»

- проведение мониторинга и обработка информации: «Влияние отвлекающих факторов (шум, движение, неудобная поза) на скорость  и качество восприятия информации.

-  проведение мониторинга и обработка информации: «Выявление искривления позвоночника в поясничном отделе».

- влияние тяжестей на формирование скелета детей.

- влияние расположения источника света  и освещенности рассматриваемого объекта на утомление глаз.

- приемы снятия утомления с мышц лица.

- приемы снятия утомления с мышц спины  и шеи.

- правила ухода за комнатными растения,

- ядовитые растения Подмосковья,

- подготовка и проведение презентаций  по теме:  «Влияние лесов на здоровье человека- «Почему так приятно гулять в лесу?»

Раздел «Кодекс питания»

Физиологические основы процесса питания, его значение для организма. Режим питания и его значение. Ритуал приема пищи. Проблемы и причины переедания. Голодание, недоедание, диеты.

Практикум:

- влияние пищевых ферментов слюны на пищевой крахмал.

- влияние ферментов желудочного сока на белки.

- ритуал приема пищи в нашем доме, что бы хотелось дополнить, изменить.

-мониторинг школьников – «соблюдение режима питания», обработка информации.

- сервировка стола, его значение для процесса пищеварения.

- подготовка и проведение презентаций  по теме:  «Виды диет, их значение для организма», «Причины переедания».

Раздел «Вредные привычки»

Какие привычки являются «вредными». Табак  и его свойства. Табакокурение – исторический экскурс, статистические данные о распространении курения среди подростков. Состав табачного дыма, его влияние на организм. Пассивное курение.

Причины, по которым подросток может начать курить.

-   проведение мониторинга и обработка информации: « Вредные привычки, их значимость для тебя»

- подготовка и проведение презентации: «Табакокурение. Его распространение по миру»

-  подготовка и проведение презентации: «Табак и его свойства»

- влияние табачного дыма на организм при пассивном курении

 Раздел « Секреты гигиены»

Раскрытие понятия «гигиена». Культ чистоты - значение соблюдения личной гигиены для сохранения здоровья. Предметы личной гигиены, особенности их подбора, хранения, использования. Забота о теле- наша кожа, ее типы, особенности ухода.  Растения как средства гигиены.

Практикум:

- моющие средства, их состав и влияние на кожу.

- определение типов кожи.

- знакомство с предметами личной гигиены, со способами и особенностями их применения.

- подготовка и проведение презентации по теме «Растение как средство гигиены».

- подготовка и проведение презентации по теме «Методы содержания тела в чистоте у различных народов».

Раздел «Первая доврачебная помощь»

Виды травм в быту. Мы идем в поход – что положить в аптечку. Признаки и  первая помощь при солнечном ударе, ушибе, порезе, носовом кровотечении.

Практикум:

- изучение содержимого школьной аптечки, применение различных медикаментов.

- оказание первой помощи при солнечном ударе.

- оказание первой помощи при ушибах.

- оказание первой помощи при порезах.

- оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Раздел «Резервы человеческого организма»

Особенности перенесения человеком высоких и низких температур. Процессы привыкания и адаптации к климатическим условиям.

Практикум:

- наблюдение за состоянием организма при быстром перемещении из одного климатического пояса в другой.

2-й год занятий

Вводное занятие.  

Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел «Составляющие здоровья»

Особенности физиологического развития детей и подростков- закономерности и неравномерность роста и развития. Исторические тенденции данного процесса. Гармония человека и природы.

Раздел «Наука работать и отдыхать»

Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола. Режим физических нагрузок  и двигательной активности школьника (гипокинезия и гиперкинезия). Режим внешкольных занятий и отдыха в выходные и каникулярные дни. Дозированноть физических нагрузок, значение регулярного отдыха, чередования сна и бодрствования.  Влияние физкультуры на неспецифическую устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов, повышение работоспособности.  Гиподинамия- болезнь века, ее причины и последствия, влияние на организм. Туристический кружок в нашей школе - направления его работы, мероприятия. Гармония человека и природы. Домашние любимцы в нашем доме, почему мы их заводим. Ответственность человека за своего питомца, правила ухода за ними.

Практикум:

- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися». Сравнительный анализ.

- проведение мониторинга и обработка информации: «Мое рабочее место»

- наблюдение и анализ поведения учащихся различных классов, их двигательной активности на переменах.

- нормы физических нагрузок на ученика 13-14 лет, их объективность

- приемы снятия  состояния напряжения.

- приемы снятия утомления с мышц лица.

- приемы снятия утомления с мышц торса.

- диспут на тему «Какое влияние оказывает общение  с животными на человека»

- правила ухода за домашними любимцами

Раздел «Кодекс питания»

Гастрономические привычки – пищевые условные рефлексы, национальная кухня. Вода- сок жизни. Нормы питания

Практикумы:

- определение норм питания.

- значение воды для клеток организма.

- водно-солевой обмен в организме.

- доклады и презентации о кулинарных пристрастиях разных народов мира.

- механизм формирования пищевых условных рефлексов.

Раздел «Вредные привычки»

Виды алкогольных  и тонизирующих напитков. Влияние тонизирующих напитков на детский организм. Употребление алкоголя – исторический экскурс. Причины алкоголизма. Патологические изменения личности при злоупотреблении алкоголем. Поражение внутренних органов, влияние алкоголя на подростков. Признаки алкогольного опьянения. Как не скатиться в бездну.

-  проведение мониторинга и обработка  и сравнительный анализ информации: « Вредные привычки, их значимость для тебя»

- виды алкогольных и тонизирующих напитков, предлагаемых взрослыми детям

- доклады и презентации о влиянии алкоголя на организм.

Раздел « Секреты гигиены»

Забота о теле - ногти, волосы, зубы, особенности ухода. Гигиена одежды.

Практикум:

- виды тканей одежды, их влияние на организм.

-  игровое занятие: «Одежда и образ жизни».

- зубы – особенность ухода.

- структура волос, особенности ухода.

- красители, их влияние на волосы.

-ногти, их структура. Типы лаков и их влияние на структуру ногтей.

Раздел «Первая доврачебная помощь»

Признаки, причины, виды и методы оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, укусов животных, венозном кровотечении.

Практикум:

- способы наложения повязок.

- оказание первой помощи при ожогах.

- оказание первой помощи при обморожениях.

- оказание первой помощи при укусах животных.

- оказание первой помощи при венозном кровотечении.

Раздел «Резервы человеческого организма»

Влияние дефицита кислорода на организм- встреча с горами. Горная болезнь. Процессы привыкания и адаптации. Подземные глубины, особенности процессов жизнедеятельности в отрыве от внешней среды.

3-й год занятий

Вводное занятие.  

Ознакомление учащихся с программой. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел «Составляющие здоровья»

 Особенности физиологического развития детей и подростков- гетерохронность, половой диморфизм. Человек - биосоциальное существо. Влияние окружающей среды на поведение человека.

Раздел «Наука работать и отдыхать»

Усталость, как сигнал к отдыху, т.е. смене вида деятельности. Физическое и моральное утомление (от работы и нервной обстановки, интеллектуального напряжения и тягостной скуки, от горя и радости). Процесс «восстановления сил». Формы активного отдыха подростков. Праздники должны приносить радость, много праздников - уже не в радость. «Нарушение гармонии не остается безнаказанным». Стрессы, их причины и последствия для организма. Пути преодоления стрессовых ситуаций. Хобби и увлечения.

Практикум:

- проведение мониторинга и обработка информации: «Соблюдения режима дня учащимися», сравнительный анализ.

- наблюдение и  сравнительный анализ поведения учащихся различных классов, их двигательной активности на переменах.

- доклады и презентации по теме: «Праздники народов мира».

- диспут на тему: «Причины стрессов в моей жизни».

- хобби и увлечения учителей и учеников школ, друзей и знакомых.

- приемы снятия утомления с мышц глаз.

- приемы снятия утомления с мышц торса.

- приемы снятия  состояния напряжения.

Раздел «Кодекс питания»

Особенности обмена веществ у подростков. Пищевые добавки, красители, консерванты, ГМП, авитаминозы, их влияние на организм.

Практикум:

- игровое занятие: «Что бы съел мой организм», отражающий индивидуальные потребности организма.

- подготовка и проведение презентаций по темам: пищевые добавки, красители, консерванты, ГМП, авитаминозы.

- знакомство с составом различных продуктов питания, мониторинг пищевых продуктов в ближайших магазинах: процент наличия товара со знаком «Без ГМО».

- мониторинг учащихся – объем свежих фруктов и овощей в ежедневном рационе школьника.

Раздел «Вредные привычки»

Виды наркотических веществ. Использование наркотиков – исторических экскурс. Что такое наркомания. Понятие о наркотическом опьянении. Особенности патологической зависимости. Способы распространения наркотиков. Признаки передозировки наркотиков. Как не стать жертвой наркомании. Компьютерная игромания – почему эти игры так затягивают? Пути преодоления зависимости.

Практикум:

- подготовка и проведение презентаций по темам: «Виды наркотических веществ», «Использование наркотиков – исторических экскурс».

- диспут на тему: Как не стать жертвой наркомании?

- разнообразие и сюжеты компьютерных игр.

Раздел « Секреты гигиены»

Парфюмерия и здоровье, средства ухода за телом. Особенности интимной гигиены. Закаливание- способы и методы.

Практикум:

- средства интимной гигиены, особенности использования.

- влияние духов и других ароматизаторов на организм человека.

- средства парфюмерии, их влияние на организм.

- диспут на тему: «Значение макияжа во взаимоотношении между людьми»

- подготовка и проведение презентации по теме «Способы закаливания».

Раздел «Первая доврачебная помощь»

Причины затруднения дыхания. Техника искусственного дыхания. Виды травм, первая помощь при артериальном течении, переломах, потере сознания.

Практикум:

- оказание первой помощи при нарушении дыхания.

- оказание первой помощи при артериальном кровотечении.

- оказание первой помощи при повреждении торса.

- оказание первой помощи при переломах.

- оказание первой помощи при потере сознания.

Раздел «Резервы человеческого организма»

Сколько можно не спать? Жизнь без пищи. Недюжинная сила человеческого организма.

 Методическое обеспечение программы:

Методы обучения: 

проблемный, частично поисковый, исследовательский

Формы

занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий и другого иллюстративного материала; эвристические беседы, диалоги,  просмотр и обсуждение видеофильмов, лабораторные и практические работы, игровые занятия, доклады и презентации учащихся, проведение под руководством педагога мониторингов и наблюдений с последующим анализом и обработкой матариала.

 занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий,   и другого иллюстративного материала;

– занятия семинарского типа по… ;

Раздел

Формы занятий

 Введение в предмет. Техника безопасности

Лекционные

Раздел «Составляющие здоровья»

Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов,

Раздел «Наука работать и отдыхать»

Лекционные, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов практические,

Раздел «Кодекс питания»

Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов

Раздел «Вредные привычки»

Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов

Раздел « Секреты гигиены»

Лекционные, практические, самостоятельные- проведение мониторингов, подготовка презентаций и докладов

Раздел «Первая доврачебная помощь»

Лекционные, практические, самостоятельные,

Раздел «Резервы человеческого организма»

Лекционные

Методическое обеспечение программы включает:

 Общедоступные практикумы для лабораторных занятий по физиологии и анатомии человека

Справочники, энциклопедии и учебники по физиологии и анатомии человека

 таблицы по анатомии и физиологии человека,

видеоматериалы,

аптечку оказания первой помощи.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы

начальной

диагностики

Формы

промежуточной аттестации

Формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности по годам обучения

Формы аттестации обучающихся

по итогам реализации образовательной программы

Собеседование, анкетирование,

мониторинг

написание докладов, презентаций с использованием научного материала и результатов практических работ и мониторингов, демонстрация практических навыков.

Игровое занятие по пройденным темам, позволяющее продемонстрировать  ЗУН учащихся

Игровое занятие по пройденным темам, позволяющее продемонстрировать  ЗУН учащихся с использованием наработок за годы обучения, выставка  творческих работ.

Список литературы:

Литература для обучающихся

 

  1. Биология «Человек», п. р. А.И. Никишова, М. «Дрофа» 2006

2.Энциклопедия для детей «Аванта+» «Человек» М. «Аванта+» 2001

3.Р.Д. Маш  «Сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» М. «Мнемозина» 1997

Литература для педагогов

  1. Н.К. Смирнов « Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» М. «Аркти» 2005
  2. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медецинских знаний» М. Астрель 2004
  3. Васильев В. Н. «Здоровье и стресс» М 2009
  4. Васильков В.А. «формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся» Ханты-Мансийск 2003
  5. Гримак Л.П. «Как жить в гармонии с собой» М.2000
  6. «Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков» Екатеринбург 2001
  7. Кучма В.Р. «Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий»М 2002
  8. «Содействие здоровью и обучение здоровосу образу жизни в школах Российской Федерации» М 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды"

Приведен учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды". Программа предназначена для учеников 7-9 классов. Содержание программы раскрывает понятие о яв...

Программа дополнительного образования "Копилка здоровья" (5-8 кл.)

Программа дополнительного образования «Копилка здоровья» направлена на формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, устойчивой потребности в здоровом образе жизни.Новизну программ...

Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...

Программа «Сегодня модно быть здоровым!»

Программа «Сегодня модно быть здоровым!»...

Программа «Что значит быть здоровым? для учащихся 9 – 11

Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получе­ния в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. ...

Программа по ВНД " Быть здоровым"

Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, ...