Экскурсия на тему: «Антропогенное воздействие на сообщество парка»
методическая разработка по биологии по теме

Методические рекомендации по проведению экскурсии на тему: «Антропогенное воздействие на сообщество парка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению экскурсии на тему:

«Антропогенное воздействие на сообщество парка»

Задачи: познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды; выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество; научить их определять положительное и отрицательное воздействия человека на природное сообщество; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты, делать коллекции; продолжить экологическое воспитание школьников.

Оборудование: рулетки, линейки, колышки, листы белой бумаги, липкая лента (скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Экскурсия проводится в ближайшем к школе парке. По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе. Он обращает внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, предлагает учащимся назвать каждое из них, перечислив признаки, на основе которых они определили эти сообщества.

Первая остановка планируется на участке, мало подвергшемуся антропогенному воздействию. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: как называется это природное сообщество? Какое это сообщество — естественное или искусственное? Какие экологические факторы воздействуют на него? В чем они проявляются? К каким группам их относят? В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что данное сообщество — это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности.

Вторая остановка планируется в той части сообщества, где обнаруживается четко выраженное воздействие человека на природу.

Учитель проводит фронтальную бес еду с учащимися по вопросам: что вкладывают в понятие «антропогенное воздействие»? Каковы возможные последствия антропогенного воздействия? Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?

Затем учитель предлагает школьникам привести конкретные примеры воздействия человека на данное природное сообщество и определить последствия этого влияния (продолжительность жизни организмов (растений и животных), их видовое и численное разнообразие).

Находясь на рекреационной территории, примыкающей к школе, учитель предлагает обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и кустарников. С этой целью учащиеся объединяются в группы и выполняют задания.

Задание 1

1. Внутри ключевого участка закладывается пробная площадка 100 м/2.

2. Определяются виды деревьев, растущих на пробной площадке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 1.

3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам (таб. 1) определяются баллы состояние определенных деревьев каждого вида – в 1, в 2, в 3, и т. д.

4. Вычисляется средний балл состояния для каждого вида деревьев по формуле:

                                                                        где:

Ki – коэффициент состояния j – вида деревьев;

Bi – баллы состояния определенных деревьев;

Nj – общее число деревьев j – вида;

∑ – сумма.

5. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояние различных деревьев на пробной площадке.

6.  Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих деревьев.

5.  По результатам исследования заполните табл. 3.

Таблица  1

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Порода

Подъярус

Возраст, лет

Средняя высота, м

Средний диаметр, см

Таблица 2.

Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам

Балл.

                                  Характеристика состояния.

b1.

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

b2.

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.  

b3.

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежина, со значительным

усыханием ветвей, сухая вершина, листья светло зеленые,

прирост уменьшен или отсутствует.

b4.

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно – зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60%. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселение короедами, усачами, златками.

b5.

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или осыпалась. Стволы заселены ксилофагами (потребители древесины).    

                                                             , где:

         

Kj – коэффициент состояния j – вида.

R – число видов деревьев.

6. Состояние древостоя леса оценивается по следующим категориям:

K< 1, 5 – здоровый древостой (I)

K= 1, 6 – 2, 5 – ослабленный древостой (II)

K= 2, 6 – 3, 5 – сильно ослабленный лес (III)

K= 3, 6 – 4, 5 – усыхающий лес (IV)

K= 4, 6 – погибший лес (V)

Таблица 3

Результаты изучения древостоя на пробной площадке парка.

Название дерева.

Количество

деревьев.

Баллы.

Kj

K

Задание 2

1. Определите степень запыленности воздуха в различных участках, примыкающих к автомобильной дороге, около школы, у школьной котельной, в жилом секторе. Для этого соберите в указанных учителем местах листья с разных видов деревьев и приложите к их поверхности клеющуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той ее стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.

2. Подсчитайте примерно, какое количество пыли способны задержать деревья, произрастающие на обследуемом участке. Для этого подсчитайте количество деревьев каждого вида, произрастающих на обследуемом участке, и, используя следующий справочный материал, произведите расчеты (дома). На листовой поверхности взрослого вяза за летний период осаждается до 23 кг пыли, на иве — до 38 кг, на клене — до 34 кг, на ясене — до 27 кг, на сирени — до 1,6 кг, на акации — до 0,2 кг. На основании произведенных расчетов сделайте вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата территории.

Далее учитель отмечает большую роль травянистого покрова в создании микроклимата территории. Он обращает внимание учеников на способность травянистых растений испарять большое количество водяного пара, что способствует повышению влажности воздуха. Учитель предлагает обследовать травянистый покров, определить процент вытоптанной территории. С этой целью учащиеся выполняют задание.

Задание 3

1. Подсчитайте количество тропинок на обследуемом участке.

2. Определите площадь вытоптанной поверхности. Для этого измерьте длину каждой тропинки, ее среднюю ширину.

3. Визуально определите, какой примерно процент территории вытоптан.

4. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинок. Каково их санитарное состояние?

5. Подумайте, что можно сделать, чтобы предотвратить вытаптывание травянистого покрова. Особое внимание в ходе экскурсии учитель уделяет вопросам механического загрязнения природных сообществ. С этой целью он предлагает учащимся выполнить следующее задание.

Задание 4

1. Встаньте цепочкой на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

2.  Двигаясь вперед, не торопясь, собирайте в полиэтиленовые мешки все предметы, характеризующие следы пребывания на данной территории человека. Данные фиксируйте в табл.4.

Таблица 4

Загрязнение территории мусором

Виды мусора

Количество предметов

3.  Сделайте вывод о преобладающем мусоре.

4.  Подумайте, можно ли утилизировать этот мусор? Если да, то предложите варианты.

5. Подумайте, можно ли использовать те механические предметы, которыми засорена территория, с пользой для человека? Если да, предложите свои варианты. - Затем учитель предлагает учащимся вспомнить места нахождения поблизости от школы так называемых стихийных свалок и вспомнить, какие предметы составляют их основу. Он обращает внимание на тот факт, что среди предметов механического загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара.

В конце экскурсии учитель формулирует домашнее задание: завершить работу по заданиям, оформить итоговый отчет по экскурсии; сделать коллекцию основных загрязнителей природной среды и подумать, как можно эффективнее и безопаснее для природы их утилизировать.

Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы»

Отчет

Ф.И.______________________________________________________________

Таблица  1

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Порода

Подъярус

Возраст, лет

Средняя высота, м

Средний диаметр, см

Таблица 2

Результаты изучения древостоя на пробной площадке парка.

Название дерева.

Количество

деревьев.

Баллы.

Kj

K

Таблица 3

Загрязнение территории мусором

Виды мусора

Количество предметов

Вывод:____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропогенное воздействие на природную среду.

Экскурсия по биологии в 9 классе. Задачи: расширить знания школьников о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействи...

.Изучение форм рельефа и оценка антропогенных воздействий на местность.

Объектом исследования являются рельеф местности и антропогенное воздействие. Предмет исследования: формы рельефа и локальные формы антропогенного воздействия...

«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»

«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»           Данная работа  была выполнена в рамках программы Тахо-Байкал инстит...

Статья "Антропогенное воздействие на природу Хибин"

Статья об антропогенном воздействии на природу Хибин подготовлена во время дальней комплексной практики по физической географии на Кольском полуострове в 2012 году....

Антропогенное воздействие на природу

презентация к уроку географии 8 класс...

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Конспект урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс...