Многообразие и значение земноводных
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Волкова Светлана Петровна

Урок биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_i_znachenie_zemnovodnykh.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Многообразие и значение земноводных»

Провела: Волкова Светлана Петровна,

                                                                                                     учитель биологии и химии

Елымбаево

2013

Тема урока: Многообразие и значение земноводных

Задачи: 

  • Образовательная: показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить понятие о классе, на разных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.
  • Развивающая: совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе, на рисунках и таблицах, развитие познавательного интереса к предмету
  • Воспитательная: вызвать у учащихся доброе отношение к этим животным.

Оборудование: компьютер, презентация «Многообразие земноводных», «Рекорды амфибий», таблицы «Многообразие земноводных»

Диски: 1. Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология. Животные»

Образовательный комплекс предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 7 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора В.М.Константинова «Биология. Животные. 7 класс». Курс включает более 2000 медиаобъектов, в том числе тестовых заданий, рисунков, фотографий, видеофрагментов, интерактивных рисунков, анимаций, таблиц.

2. Интерактивный курс «Виртуальный живой уголок»

        Курс «Виртуальный живой уголок» - интерактивный образовательный продукт, предназначен в первую очередь для сегодняшней школы, где экологические проблемы не являются центральным компонентом содержания традиционных учебных предметов, и где действует многопредметная модель экологического образования, предполагающая интеграцию учебных дисциплин, каждая из которых раскрывает соответствующий экологический аспект какого-либо объекта изучения.

        Курс «Виртуальный живой уголок» – дополнительный ресурс для развития экологического сознания и формирования экологического мировоззрения на фоне совершенствования использования ЭВМ. Он сочетает в себе черты виртуального практикума, тренажера, справочного и учебно-методического пособия. Более того, восприятие сюжетов значительно облегчается благодаря анимации. Курс «Виртуальный живой уголок», как справочное пособие, помогает получить современную обзорную информацию по некоторым примечательным темам. Особый интерес представляют сведения об актуальнейшем направлении антропогенной деятельности – природу сберегающих технологиях, повсеместно воспроизводящих стремительно уничтожаемые природные ресурсы. Курс «Виртуальный живой уголок» легко вписывается в любую учебную программу и по предметному (зоология, биология, экология), и по классно-урочному (6–11 классы) направлениям. В процессе следования базисному учебному плану общеобразовательной школы и освоения его инвариантной части, он может выполнять роль вариативной части, способствуя индивидуальному характеру развития школьников и учитывая их личностные особенности, интересы и склонности.

Ход урока.

  1. Организационный момент

II. Повторение  домашнего задания

1) Фронтальный опрос

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад, произошли от древних кистеперых рыб. Земноводные – поистине удивительные создания, они приспособились к обитанию и в воде, и на суше. Вспомните черты приспособленности земноводных к наземной среде, к водной среде?

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание
  • Ноздри, легкие
  • Веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаза
  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха
  • Свободные конечности для передвижения
  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде
  • Размножение возможно только в воде
  • Кожное дыхания

2) Письменный опрос - работа по карточкам - 3 учащихся

Земноводные.

Впишите в текст вместо пропусков нужные слова:

Земноводные – это животные, жизнь которых связана как с сушей… , так и с водой… . На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные веками… . Размножение их происходит в воде… . Появившиеся из икринок, похожие на рыб личинки - головастики… . Органами дыхания служат кожа … и легкие… . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является перепонки… между пальцами стопы. В кровеносной системе два круга кровообращения и трехкамерное… сердце. Имеется среднее… ухо с барабанной перепонкой. Взрослые амфибии сохранили признаки водных позвоночных, у них богатая железами голая… кожа. Сердце не обеспечивает полного разделения артериальной и венозной крови, поэтому к органам тела поступает кровь смешанная… . Амфибии отличаются невысоким уровнем обмена веществ. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды – амфибии холоднокровные… животные.

3) Тестовая работа «Годовой цикл жизни и происхождение земноводных» (тренажер «1С:Школа. Биология. Животные» - 1 уч-ся

4) Фронтальный опрос. Игра «Светофор». Если правильное утверждение, учащиеся поднимают красные жетоны, если нет – синие.

  1. Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде +
  2. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки –
  3. Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки +
  4. В скелете земноводных присутствуют пояса конечностей +
  5. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы –
  6. Глаза земноводных имеют подвижные веки +
  7. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную добычу +
  8. Сердце у земноводных двухкамерное –
  9. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов +
  10.   Развитие прямое –
  11. У лягушки, как у рыб, есть боковая линия –
  12. Стегоцефал – древнее земноводное животное +
  13. Головной мозг имеет 4 отдела -
  14. Личинки земноводных дышат жабрами +
  15. Если лягушку или жабу поместить в сосуд с молоком, оно долгое время не скисало +

III. Изучение новой темы

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и значением земноводных в природе, жизни человека (слайд 1). Попробуем  взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.

(Стихотворение читает ученица на фоне звуков голосов Земноводных)

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься,
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.

Учитель: Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Сегодня мы познакомимся с представителями данных отрядов. По ходу изучения мы будем заполнять таблицу (слайд 2)

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Страница 1. Бесхвостые земноводные      

Учитель: Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии с длинными задними конечностями, не имеющими во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Познакомимся с первыми представителями данного отряда – жабами  (слайд 3)                                                                                                                                

Ученик 1. Серая жаба – крупное, до 20 см в длину. Зеленая жаба поменьше – до 14 см. Обе жабы большую часть времени проводят на суше. Их можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной они ненадолго переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Жабы  сумеречные и ночные животные. В это время они кормятся, а днем зарываются в рыхлую почву или прячутся под камнями и в других укрытиях. В этих же местах жабы зимуют, впадая в спячку. Серая  частенько забирается в погреба и подвалы

Учитель: Следующие представители бесхвостых – лягушки (слайды 4-5).

Ученик 2. Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озерная, травяная и остромордая. Прудовая и озерная - лягушки зеленые. Свою жизнь они проводят в воде или возле нее. Зеленая окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 см., озерная – до 15.

Травяная и остромордая – лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу. Размножаются в воде а травяная там еще и зимует. Остромордые лягушки зимуют в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, трещинах, в кучах опавшей листвы. Травяные лягушки бывают до 10 см, а остромордые помельче, но они похожи. Чтобы отличить их, надо помнить: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой  заостренная мордочка и во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

 

Учитель. Некоторые путают лягушек с жабами. Как их отличить друг от друга? (слайд 6)

- Кожа. У лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты. А у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник ее хватает, многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.

- Ноги. Лягушки гораздо проворнее жаб. Они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. У жаб ноги короткие, поэтому они медлительные.

- Зубы. Зубов у жаб нет, а у лягушки они имеются, правда только на верхней челюсти и очень мелкие

- Язык. Язык у жаб короче

- Икра. Кладки лягушачьей икры имеют вид комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров (слайды 7-8).

 Учитель: К отряду Бесхвостые относятся и квакши (слайд 9).

Ученик Древесные лягушки – квакши живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах. На концах пальцев  у квакши есть присоски, они и помогают квакше удерживаться,  молниеносно и точно прыгать по ветвям и листьям. Эти присоски принесли квакше дурную славу. Некоторые люди считают, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже и пьет человеческую кровь. Но на человека они никогда не прыгают, а питаются насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Весной они откладывают икру в водоемах и снова уходят на деревья. Из икры через 10-12 дней выходят головастики, они быстро растут и к концу лета, превратившись в маленьких лягушат, выходят на сушу. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняют цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.

Страница 2 Отряд Хвостатые

Учитель. Отряд Хвостатые – наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. К хвостатым амфибиям относятся тритоны, саламандры, американские амбистомы (слайд 10).

Ученик. В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14-18 см и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. В обычное время гребень у самцов малозаметен.

Сверху и с боков гребенчатые тритоны окрашены в тёмно-коричневый цвет и покрыты тёмными пятнами, отчего кажутся практически чёрными. В нижней части бока тритона покрыты мелкими белыми точками, более заметными у самцов в период размножения. Самки окрашены скромно, их расцветка светлее, гребень отсутствует. На спинке у самки заметна жёлтая продольная линия. Брюшко гребенчатого тритона жёлтое или оранжевое, покрыто крупными чёрными пятнами, узор индивидуален для каждого тритона. Вдоль хвоста проходит серебристо-серая полоса. Кожа грубая, шероховатая, на брюшке гладкая. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки — скрип, писк и глухой свист.

Ученик. В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли (слайд 11). Величина их – 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучил, оказалось, что это личинки амбистомы, земноводного из отряда Хвостатые. Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинок они живут до тех пор, пока в озере много воды: если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Взрослые амбистомы живут не в воде, а на суше, в сырых, тенистых местах.  Аксолотли в природе встречаются только в Америке. У нас они содержатся в аквариумах, в живых уголках.

Учитель. Эти животные на личиночной стадии способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.

Учитель. Отряд БЕЗНОГИЕ  земноводные объединяет около 60 видов. Это обитатели тропиков, ведущие подземный образ жизни (слайд 12).

Ученик. К безногим земноводным относятся червяги. Поверхность их удлиненного, червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых может достигать 400. Кожа голая, богатая железами, обильно смачивающими поверхность едкой слизью. В связи с роющим образом жизни червяги утратили конечности, тело их удлинилось. Безногие потеряли барабанную перепонку и среднее ухо (как и змеи); глаза их скрыты под кожей. Но как приспособление к подземной жизни у них сильно развито обоняние и осязание.. Червяги медленно передвигаются в земле путем змееобразных изгибаний тела. Кормятся они червями и другими почвенными беспозвоночными. Некоторые поселяются в термитниках и муравейниках и питаются обитателями этих построек. Большинство червяг откладывает яйца во влажную почву. Из немногих крупных, богатых желтком яиц (до 2-3 десятков) появляются хорошо развитые личинки, которые вскоре здесь же превращаются во взрослое животное. Многие червяги оберегают кладки яиц, иногда и личинок, обвиваясь вокруг них. Обильные выделения кожных желез взрослых предохраняют яйца и личинок от высыхания. Большинство взрослых червяг не способно жить в воде и, попав в неё, тонет.

Учитель: Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из этих рекордов.    

«Рекорды земноводных» (презентация ученика)

2. Значение земноводных в природе и жизни человека

Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если посадить ее в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность?

- Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравляющей окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого. Так и с окружающим человека живым миром.

Но гибнут амфибии не только от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют и дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека (слайд 13).

  1. Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)
  2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.
  3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики.
  4. Служат объектом для науки

- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

  1. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

Сообщения учащихся (с использованием диска «Виртуальный живой уголок»)

1. Скульптурные образы лягушки

2. Гастрономические изыски. Лягушки

3. Охрана амфибий.

Учитель: Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышевая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон. В Красную книгу Республики Марий Эл внесены сибирский углозуб и серая жаба (слайды 14-16).

IV. Закрепление

Тренажер «Многообразие и значение земноводных» ( «1С:Школа. Биология. Животные»)

Тест по теме «Класс Земноводные. Лягушки» «Виртуальный живой уголок»

Кроссворд "Знаете ли вы?" - приведи примеры амфибий в окончании названий которых буква "А" (слайд 17).

-

-

-

А

-

-

-

-

-

А

-

-

-

-

-

-

А

-

-

-

-

-

-

-

А

-

-

-

-

-

-

-

-

-

А

Ж

А

Б

А

К

В

А

К

Ш

А

Л

Я

Г

У

Ш

К

А

Ж

Е

Р

Л

Я

Н

К

А

С

А

Л

А

М

А

Н

Д

Р

А

V. Домашнее задание (слайд18)

Прочитать с. 184-186, задания на с.187

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Линька рептилий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие и значение земноводных

.Цель урока:- сформировать представление о многообразии земноводных;- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.Задачи урока.Образовательные:- расширить кругозор учащихся о многоо...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....

Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"

Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"

Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к...

Презентация: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан".

Презентация к уроку: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"....

Многообразие и значение земноводных.

Открытый урок по биологии в 7-ом классе по теме "Многообразие и значение земноводных" (комбинированный урок)...