Внеклассное мероприятие "Курить-здоровью вредить!"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Батенькова Екатерина Евгеньевна

данная разработка может помочь учителям биологии и социальным педагогам при работе, направленной на профилактику вредных привычек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kurit-zdorovyu_vredit.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по профилактической работе

Классный час

«Курить – здоровью вредить!»

                                                             

                                 Автор:

Е.Е. Батенькова, социальный педагог

  МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                                     школа №1 г. Вытегры»

Классный час  «Курить – здоровью вредить!»

Цель: профилактика и предупреждение курения

Задачи:

  1. Сформировать негативное отношение  учащихся к курению.
  2. Побуждать учащихся к сопротивлению  табакокурения и противостоять давлению сверстников.
  3. Воспитывать активную жизненную позицию.
  4. Развивать умение работать в коллективе.

Оформление и оборудование: плакат «Курить – здоровью вредить», резиновая трубка, спиртовка, вата, крышка, пластилин, спички, сигарета, чистые листы, ручки.

Возрастной состав – учащиеся 6-7 классов.

Количественный состав – 20-25 учеников.

Ход классного часа:

  1. Вводное слово учителя:

Тема нашей беседы «Табакокурение», его влиянии на организм человека и последствия курения.

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой  привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Сегодня мы постараемся выявить все «за» и «против» курения.

Но вначале немного из истории. История употребления табака насчитывает несколько десятков сотен лет. Началось все, несомненно, в Америке. Считается, что табак выращивался ещё в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры американские индейцы начали использовать табак в медицинских и религиозных целях. 15 октября 1492 табак был передан Христофору Колумбу американскими индейцами как подарок и, вскоре после этого, табак был завезен в Европу, и его начали выращивать повсеместно. В Европу табак был завезён в конце XV века, в Россию - в начале XVII века. Курение в то время преследовалось властями. Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.

  1. Практическое занятие с классом:
  1. Класс делится на две группы, каждая группа записывает не менее 5 аргументов в пользу своего утверждения. На обдумывание дается 5 минут. После этого каждая группа приводит варианты своих ответов.

1 группа:

 Я буду курить, потому что…

2 группа:

 Я не буду курить, потому что…

- курение – это удовольствие;

- когда нечего делать, пошёл покурил, подумал о чём-нибудь;

- буду казаться взрослым;

- все мои друзья курят;

- это модно;

- мне нравится; и др.

- это вредно для здоровья;

- неприятно пахнет от волос и одежды;

- я хочу жить долго;

- это вредно для будущих детей; и др.

  1. Вопрос: по каким признакам можно отличить курящего человека от некурящего? Каждая группа выявляет признаки. На формулировку ответов дается 3-5 минут.

Примерные ответы: одежда и волосы пахнут табаком, желтые ногти,  коричневый налет на зубах, желтизна указательного и среднего пальцев, запах табака изо рта и т.д.

  1. Вопрос: как выдумаете, какие проблемы могут  возникнуть  у курящего человека?

Каждая группа обдумывает и предлагает свои ответы. На формулировку ответов дается 3-5 минут.

Примерные ответы: проблемы со здоровьем, много денег уходит на покупку сигарет, сильно пахнет табаком от волос, одежды и др.

  1.  Демонстрация опыта:

Сейчас мы проверим, влияет ли никотин на наше здоровье.

Собирается установка, как показано на рисунке. Опыт наглядно показывает  как загрязняются легкие (вата).

img1

Учитель знакомит детей с дополнительной информацией:

Исследования ученых показывают, что никотин является одним из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения.

Теперь вы видите, что курение – это одна из вредных привычек, влияющих на здоровье человека.

IV.  Инсценировка мини-диалога «Сигарета – не конфета!» и его обсуждение по вопросу: как бы вы действовали на месте второго действующего лица?

            - Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выиграл. Курить будешь?

            - Нет, я не курю.

            - Сейчас все курят! Ты что не крутой?

            - Значит, не крутой.

            - А-а, ты здоровье бережешь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты один здоровый. Да?

            - Не кури, и ты тоже будешь здоровый.

            - А если мне нравится курить!

            - Ну, а мне нравится не курить.

Рано или поздно любой ребенок оказывается в ситуации, когда ему предлагают закурить. Чтобы избежать насмешек типа: «ты что слабак?», «ты что боишься?», «фу-у, маминькин сынок!» психологи советуют свой отказ подкрепить весомыми аргументами и перевести разговор на другую тему:

отка+

Ученики предлагают свои ситуации отказа от курения (все разыгрываются как сценки);

  1. Задание по группам:

 И теперь, когда мы услышали и увидели в опыте, какой вред приносит курение, выполните в своих группах следующее задание: напишите продолжение фразы «Я не советую вам начинать курить, потому что …» и составьте листовку или мини-плакат,  о вреде курения.

 По окончании работы листовки закрепить на доске, тексты зачитать вслух классу.

  1.  Заключительное слово:

Я надеюсь, что этот урок убедил вас в том, что курение наносит колоссальный вред здоровью, и у каждого из вас хватит силы воли и здравого смысла не курить никогда.

Твое имя - сигарета.

Ты красива, ты сильна.

Ты знакома с целым светом,

Очень многим ты нужна.

Мозг и сердце ты дурманишь

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо, слабакам

Запомни: человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжем спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить

Я - человек! Я должен жить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОЙ ВЫБОР Разработка внеклассного интегрированного мероприятия ( о вреде накомании, алкоголя, табакокурения).

Наша игра - решительное «нет» алкоголю, табаку, наркотикам.Внеклассное интегрированное мероприятие «Твой выбор», подготовлено совместно учителями биологии, химии, физики. Проводится группой учащ...

Внеклассное мероприятие о вреде курения: "Кто следующий?"

Внеклассное мероприятие о вреде курения...

Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики".

Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики" для учащихся 7 класса. В этом мероприятии приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека...

Внеклассное мероприятие о вреде курения

Данное мероприятие нацелено на то, чтобы подросток задумался об этой пагубной привычке и помог своему другу, знакомому избавиться от неё оперируя полученными сведениями о вреде курения...

Конспект внеклассного занятия "О вреде и пользе жевательной резинки"

Конспект внеклассного занятия "О вреде и пользе жевательной резинки"...

Конспект внеклассного мероприятия "О вреде курения с опытами" для учащихся 8-11 классов

Конспект внеклассного мероприятия включает в себя план мероприятия, анкету участников мероприятия, выступления по данной теме, описание химических опытов по распознаванию веществ, содержащихся в табач...