ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ КАК МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
статья по биологии по теме

Воротникова Ольга Григорьевна

В статье рассказывается об авторской программе "Человек и природа", являющейся примером интеграции литературы и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyao_programme_chelovek_i_priroda.doc933 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ КАК МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

 Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7    

 Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7    

Радикальные изменения в российском обществе и порожденные на их основе противоречия между темпами развития общества и образования на сегодняшний день поставили задачу радикального его обновления. Разрешение представленного противоречия необходимо начинать с оздоровления подрастающего человека. Это в свою очередь предполагает построение стройной системы, направленной на формирование определенного мировоззрения личности и обеспечивающей природосообразность массового образования.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у школьников целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов, и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Такое её понимание делает возможным выдвижение гипотезы о новой образовательной парадигме: существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. Мы предполагаем, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

  Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

Мы считаем, что целенаправленная работа по установлению преемственности должна вестись в следующих направлениях: содержание, методы, формы обучения.

С этой целью мы создали авторскую программу предпрофильного образования "Человек и природа", которая рассматривает объект и явление, слово "жизнь" и жизнь живых организмов в неповторимости и многообразии их проявлений. Многомерность структуры, в рамках которой и биология, и литература приобретают большую информативную значимость; демонстрация невозможности раздельного преподавания общих тем; создание новых условий взаимодействия между учителем и учениками - все это является новизной интегративного курса и отражается в нашей программе. Она рассчитана на реализацию в 5-9 классах (предпрофильная подготовка) и в 10-11 классах (гуманитарный профиль).

Создавая программу, мы старались учитывать основные направления модернизации образования. В том числе:

- введение профильного обучения на старшей ступени школы;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально- гуманитарной направленности содержания, способствующего становлению личности ученика;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

В качестве системы обучения мы используем, в основном, технологию критического мышления, что предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.

Технология критического мышления позволяет развивать у учащихся умение анализировать, синтезировать, правильно делать вывод.

Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации.

Урок в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"- пример удачной интеграции материалов урока литературы и природоведения. Тема данного урока выбрана не случайно. В 5-ом классе много времени и на уроках литературы, и на уроках природоведения уделяется проблемам взаимоотношения человека и природы. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока, позволяет поднять для обсуждения сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Они тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Урок-экскурсия «Путешествие в мир растений и мир поэзии» (по лирике поэтов XIX века) в 6 классе - пример использования технологии развития критического мышления.

Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы. Ребята дома должны подготовить анализ стихотворений, найти особенности поэтического слова каждого из поэтов, определить, как в стихах отразились сезонные изменения в природе.

            Тема урока в 8 классе "Душа обязана трудиться" по рассказу В.П. Астафьева "Яшка-лось" выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы "Человек и природа". На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка-лось» является благодатным материалом для урока-диалога, где затрагиваются взаимоотношения человека в обществе, с «братьями нашими меньшими». Литературный материал дает возможность сопоставить мир людей и мир животных, дать оценку социальным условиям, влияющим на духовный мир человека.

Урок-презентация в 6 классе по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" - также пример использования технологии развития критического мышления. Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир, научить анализировать прозаическое произведение. А также  формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения,  эстетического вкуса средствами слова, любви к природе; развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога. Каждый этап урока проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы, ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.

              При подготовке к интегрированному уроку "Сны: невозможное возможно" (урок повторения в 11 классе) старшеклассники получают опережающие домашние задания по анализу отдельных эпизодов из нескольких произведений литературы XIX века, а также по биологии, психоанализу.

В качестве литературного материала для анализа выпускникам предлагаются отрывки из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", из баллады В. А. Жуковского "Светлана",  из романа И. А. Гончарова "Обломов", из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Индивидуальная работа и работа в группах предоставляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития.

СОН

           ФИЛОСОФИЯ    ПСИХОАНАЛИЗ   ЛИТЕРАТУРА    БИОЛОГИЯ

 Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») в 10 классе выстроен с использованием приема "Шесть шляп мышления".

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Каждая из групп учащихся (каждая из шляп) решает свою задачу: определение "идеи" персонажа, психологический портрет каждого из главных героев и т.д. Результатом разговора является попытка объяснить и понять героев Достоевского.

Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен, как в жизни мира, так и в жизни России. Мы все сильнее и сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными, сегодня приобретают глобальный характер.

Глобальные проблемы современности не только создают угрозу выживанию и самому существованию человека на Земле, но оказывают также интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества.

Для осуществления непрерывности процесса обучения, воспитания и развития, для того, чтобы расширить возможности разговора мы вышли за рамки урока.

Во-первых, в программу включены внеклассные мероприятия.

Урок-викторина (по книге В. Бианки «Лесная газета») проводится с учениками 5 классов.

Это урок внеклассного чтения. Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе

Во-вторых, наши ученики участвовали в конкурсе "Выдающиеся нижегородцы. История успеха". Ученица Козеличкина А., написав под нашим руководством очерк об основоположнике отечественной экологии Формозове А. Н. , заняла 1 место в городском этапе конкурса.

В-третьих, логичным стало наше участие в экспериментальной работе по теме "Создание модели сетевого межшкольного взаимодействия в процессе изучения предметов образовательной области "Естествознание", в рамках которой наши ученики по результатам двух экологических экспедиций подготовили и опубликовали очерки в нескольких печатных изданиях.

В этом учебном году в рамках программы "Человек и природа" ученица 9 класса Клинова Ксения работает над темой  "Психология игры (на примерах произведений русской литературы 19 века), которую мы планируем представить на НОУ района.

Вопрос преемственности образования - один из центральных и "вечных" вопросов педагогики. Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Необходимо прийти к пониманию того, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира, что через решение  решенных проблем возможно решение проблем мировых и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебных предметов ИЗО и черчения с целью обеспечения максимальной самореализации учащихся

На современном этапе, в педагогике накоплен достаточно большой опыт нетрадиционного подхода в преподавании изобразительного искусства в школе с позиции интегрированного метода.  Интегриров...

Интеграция учебных предметов "Литературного чтения" и "Окружающего мира" на примере использования научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого.

В статье раскрыты возможности литературного чтения и окружающего мира, как учебных предметов. Предлагается на интегрированных занятиях использовать рассказы Л.Н. Толстого (приведены образцы), представ...

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов

"Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов" из опыта работы....

Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами

В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, ш...

Интеграция учебных предметов в проекте

Статья опубликована в электронной версии журнала "Иностранные языки" издательства "Просвещение". В ней автор делится опытом применения технологии интегрированного проектного обучения. Рассказ об орган...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...