Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Василинина Ольга Васильевна

 

Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией Каменского, А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. М.: Дрофа, 2008. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc852.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  

общеобразовательное учреждение

«Ливенская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено

Руководитель СМО

« Ливенская СОШ № 1»

_________Василинина О.В

Протокол № ___ от

«____»____________ 2013 г.

Согласовано

Заместитель директора  по УВР МБОУ « Ливенская СОШ № 1»

__________ Никонкова Г.М

«____»__________2013 г

Утверждаю

Директор МБОУ « Ливенская СОШ №1»

 _________Понамарёва Т.Ю.

Приказ  №___от «___»____________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет   биология

ФИО учителя Василинина О.В.

Класс  10

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по биологии для 10 класса  разработана на основе:

  • Федерального  компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
  • Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009.
  • Примерной программы основного общего образования по биологии (стандарты 2004 года)

     Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей и задач:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи:

  • формировать у обучающихся знания о живой природе, ее  отличительных признаках; об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
  • обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности.

         Изменения, внесенные  в  рабочую программу 10 класса:

  • Перераспределены часы в теме 3.2. «Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов»  (вместо 2 часов спланировано 3 часа из- за сложности    учебного материала)
  •  Контроль по биологии для обучающихся  класса  рекомендуется проводить по форме контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. В программу включены  три тестирование по форме ЕГЭ:
  1. Тестирование по теме  «Биология как наука» (за счёт уплотнения материала)
  2. Тестирование по теме «Химический состав клетки» (за счёт уплотнения материала)
  3. Итоговое тестирование  за курс 10 класса (за счёт резервного времени)

         Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией Каменского, А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. М.: Дрофа, 2008.  

        Рабочая программа по биологии для 10 класса (согласно учебному плану МБОУ «Ливенская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013 -2014 учебный год) рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, из них   лабораторных работ  - 4, тестирований -  3, практических работ – 4.

        Формы организации учебного  процесса в 10 классе являются уроки:  

лекции, семинары, конференции, зачёты, консультации, собеседования, урок

самостоятельной   работы; формы работы с обучающимися - фронтальная,  

групповая,   индивидуальная.    

В старшей школе (10-11 классы) важно организовать самостоятельную работу обучающихся с учетом их способностей, отслеживать свои успехи и проблемы, быть готовыми к самообразованию – освоение сложных вопросов в кратчайший срок с минимумом усилий. Решить эти вопросы помогут следующие образовательные технологии:

  • технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
  • технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);
  • балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения);
  • исследовательские технологии, метод проектов (формирование исследовательской культуры ученика, реализация  системно-

-деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей школьников).

Для текущей проверки знаний по биологии   использую  тестовый контроль знаний учащихся, тесты по форме ЕГЭ (с выбором одного правильного ответа, тесты на соответствие, на последовательность процессов, с выбором нескольких правильных ответов), из части С – решение биологических задач, краткий ответ, развернутый ответ на поставленный вопрос).  

 Уровень усвоения знаний и умений проверяется также  при выполнении  лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований, рейтинговой оценки знаний, устных зачётов по теме.

 В учебном году проводится школьное  административное  тестирование -  входное, рубежное, итоговое.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

•        объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;  вклад  биологических  теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения  мер  профилактики  отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество

часов

Календарные сроки

Подготовка

 к ЕГЭ

Оборудование

Домашнее задание

По плану

фактически

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. ( 4 часа)

1

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования  в биологии

1. Краткая история развития биологии. Инструктаж ТБ.

2 часа

1

Методы и теории биологии, задачи биологии

Презентация

§ 1 сообщение стр.8

2

2. Методы исследования  в биологии.

1

Связь биологии с другими науками

§ 2 вопросы  стр11-12.

3

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой природы

1.  Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

2 часа

1

Уровни  организации живой материи, критерии живых систем.

Презентация

§ 3, задание стр.15§ 4  работа с рисунком 2, вопросы стр. 20

4

2. Тестирование по теме  «Биология как наука»

1

Тестовые задания

Раздел 2. КЛЕТКА   (10 часов)

5

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

1. Клеточная теория  и  её основные положения.

1 час

1

Использовать биологические знания для доказательства единства живой природы

Презентация , портреты ученых

§ 5

6

Тема 2.2.  Химический состав клетки

1. Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в клетке.

4 часа

1

1.2. Обратить внимание на вопрос: «Превращение энергии в клетке»

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 6, 7, 8.

7

2. Химический состав клетки.  Органические вещества, их роль в клетке.  

1

2.3. Обратить внимание на функции, которые выполняют органические вещества в клетке. Функции углеводов и липидов

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 9,10,   стр. 46-47

8

3. Химический состав клетки.  Органические вещества, их роль в клетке.

1

Самостоятельная  работа  с таблицами.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§11§ 12, 13

9

4. Тестирование по теме «Химический состав клетки»

1

Решение задач на редупликацию ДНК.  Сравнительная характеристика АТФ и других биополимеров

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

10

 Тема 2.3. Строение клетки

  1. Строение  клетки. Лабораторная работа №1  «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»

 

3часа

1

2.1. Привести структуру органоидов клетки и выполняемые ими функции в сравнительной таблице. Поработать с определением рисунков органоидов клетки Распознание органоидов клетки по рисункам

Готовые микропрепараты растений и животных

§14 стр.55,  57; §15,16,17.

11

  1. Строение клетки.   Лабораторная  работа №2 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

1

2.2.Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов – особое внимание обратить на ключевые различия.

микроскопы,

луковица лука,

концентрированный раствор NaCl,

фильтровальная бумага,

пипетки.

§18.

12

  1. Практическая  работа №1 « Сравнение строения клеток растений и животных»

1

Распознание органоидов клетки по рисункам

Схемы, таблицы, презентации

§19

13

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке.

1.ДНК- носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Генетический код.

1 час

1

Решение задач с использованием  таблицы генетического кода

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§12- стр.49-50, §26 стр. 95-97

14

Тема 2.5. Вирусы

  1. Вирусы. Особенности строения и размножения.  Значение в природе и жизни человека.

1 час

1

2.4. Различие про- и эукариотной клеток. Особенности строения вируса

3.1. Вирусы — неклеточные формы, основные теории происхождения вирусов. Болезни, которые вызывают вирусы и их профилактика

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§20

                 Раздел 3. ОРГАНИЗМ  - 20 часов (19+1р)

15

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие организмов

1. Организм - единое целое. Одноклеточные, многоклеточные, колониальные  организмы.

1 час

1

Этапы энергетического обмена

Таблицы по ботанике, зоологии, динамическая таблица с систематичесими категориями

Составить сравнительную таблицу  «Многообразие организмов»

16

Тема 3.2. Обмен веществ и  превращение энергии - свойство живых организмов

1. Обмен веществ и  превращение энергии - свойство живых организмов.

3(2+1р) часа

1

2.5. Важно отработать понятия: метаболизм, фотосинтез, хемосинтез. Разобрать на примерах

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§21,22.

17

2. Обмен веществ и превращение  энергии - свойство живых организмов.

1

Фазы фотосинтеза.  Этапы транскрипции, решение задач на установление  и- РНК по ДНК.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§23,24,25.

18

3. Обмен веществ и превращение  энергии - свойство живых организмов.

1

2.6. Уделить особенное внимание при подготовке к ЕГЭ по указанным темам. Решение цитологических задач. Остановится на основных этапах биосинтеза белка, указать какие клеточные структуры задействованы в этом процессе. Решение задач из материалов ЕГЭ

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§26, 27.

19

Тема 3.3. Размножение

1.Размножение – свойство организмов.

4 часа

1

2.7. Важно отработать понятия: митоз, мейоз, жизненный цикл клетки.

Решение цитологических задач.

Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 28,29.

20

2. Деление клетки  - основа роста, развития и размножения  организмов.

1

Сравнительная характеристика Мейоза первого и мейоза второго

Динамическая модель – деление клетки

§ 30.

21

3.  Бесполое размножение.

1

3.2. Отработать понятия: бесполое и половое размножение.

Таблицы  по ботанике

§31

22

4. Половое размножение.  Оплодотворение, его значение.

1

Преимущество полового размножения перед бесполым.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§32,33,34

23

Тема 3.4. Индивидуальное  развитие организмов (онтогенез)

  1. Онтогенез.  Лабораторная работа   №3  

« Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

2 часа

1

3.3. Обратить особое внимание на следующие вопросы: эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов,

Таблица

§ 35, 36

24

  1. Онтогенез.  Практическая работа № 2

« Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»

1

3.3. Стадии онтогенеза, органогенез

Презентации учащихся

§ 37

25

Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость

1. Генетика - наука о  закономерностях наследственности и изменчивости.

7 часов

1

3.4. Решение цитологических задач.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 38,39.

26

2. Закономерности наследования, установленные  Г.Менделем. Практическая  работа №3  «Составление простейших схем скрещивания»

1

3.5. Решение генетических задач

Раздаточный материал: задачи по генетики.

§40

Решение задач по карточкам

27

3. Закономерности наследования, установленные  Г.Менделем.

1

3.5. Решение генетических задач

Раздаточный материал: задачи по генетики.

§ 41

28

4. Хромосомная теория наследственности.

Закономерности наследования, установленные  Г.Менделем.

1

3.5. Решение генетических задач

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 42, 43

29

Наследственная и ненаследственная   изменчивость.

Лабораторная работа № 4«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1

3.6. Решение генетических задач

линейка

коллекция листьев, семян овощных культур

калькулятор

 § 46, 47,48  

30

6. Наследование признаков у  человека. Практическая  работа № 4 « Решение генетических задач»

1

3.6. Решение генетических задач

Раздаточный материал: задачи по генетики.

§45

31

7.  Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

3.6. Решение генетических задач

Раздаточный материал

§ 49, 50,51

32

Тема 3. 6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

  1. Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

3 часа

1

3.8. Обратить внимание на следующие вопросы:

1) Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

2) Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 65

33

2. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

1

3.8.

Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

§ 66,67

34

3. Биотехнология, её достижения, перспективы развития.  

1

3.9. Решение генетических задач

§ 64,68. Лабораторная работа №9  «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

35

Итоговое тестирование  за курс 10 класса

1

Тесты

Тесты


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 (35часов, 1 час в неделю)

  1. Биология как наука.  Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1.  Краткая история развития биологии.  Методы  исследования в биологии (2 часа)Объект  изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования  в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной  естественнонаучной картины мира.

Тема  1.2.  Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы.  Методы познания живой природы.

  • Демонстрация

Портреты ученых.  Схемы: «Связь  биологии с другими науками»,  «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

  1. Клетка  (10 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии.  Клеточная  теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Тук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.  Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные  положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.  Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки  (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке..

Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  • Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

  • Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3. Организм (19 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2.  Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (2+1  часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов.  Особенности обмена веществ  у растений, животных,  бактерий.

Тема 3.3.  Размножение  (4 часа)

Размножение — свойство организмов.  Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов.  Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение.  Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4.  Индивидуальное развитие  организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).  Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.  Репродуктивное здоровье.  Последствия влияния алкоголя, никотина,  наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема  3.5.  Наследственность  и изменчивость  (7 часов)

 Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.  Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.  Закономерности наследования, установленные  Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.  Влияние мутагенов  на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.  Наследование признаков у человека. Половые  хромосомы.  Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека,  их причины и профилактика.

Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции.  Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции.  Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология,  ее  достижения, перспективы развития. Этические аспекты  развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование  человека).

•   Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов»,  «Обмен веществ и превращения энергии в клетке»,  «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполноедоминирование»,  «Сцепленноенаследование»,   «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации»,  «Модификационная  изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии ».

  • Лабораторные  и  практические  работы

Выявление признаков  сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

 Составление простейших  схем скрещивания.

Решение  элементарных генетических задач.

Выявление источников  мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

  Анализ и оценка  этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Резервное время- 2часа  

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контроль  по биологии (формы контроля, его    периодичность и    требования к хранению работ учащихся, выполненных в рамках контроля) описываются в рабочей программе, составленной учителем.

Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом

специфических особенностей данного учебного предмета.

  • Особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между  биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их  средой.
  • Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через проведение наблюдений (в том числе летние), эксперимента, практических и лабораторных работ, решение логических задач и др.
  • Особенность предмета «Биология» отражена в программных требованиях к практическим умениям обучающихся. При проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений»
  • Контроль по биологии для обучающихся 9,10 и 11 классов рекомендуется проводить по форме контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ
  • Формы тематического  и  итогового  контроля: тестирование, рейтинговая оценка знаний, устный  зачет по изученной теме.

Для выполнения всех видов обучающих работ обучающихся должны иметь  

следующее       количество тетрадей: 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются  

письменные  работы на уроке;  2 тетрадь – для практических (лабораторных) работ,  

где     оформляются отчеты по выполнению практических (лабораторных) работ.  

Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары  

 или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих

работ. При оценке результативности выполнения практической и лабораторной  

работы учитель использует следующие критерии:

  • умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Тетради обучающихся, в которых выполняются  классные и домашние работы, проверяются  выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного - двух раз в учебную четверть;  оценка за выполнение  лабораторной работы (занимающей  не весь урок) выставляется выборочно, если практическая или  лабораторная работа выполняется в течение всего урока, оценки выставляются всем обучающим.

!!! Предлагаемые тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся и степени усвоения материала

Тестирование по теме « Биология как наука»    1 вариант      

1. Физиология изучает:

     а) внешнее строение организмов;

     б) строение внутренних органов;

     в) функционирование внутренних органов;

     г) жизнедеятельность организмов.

2. Селекция - это наука о ...

а) закономерностях наследственности и изменчивости;

б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

г) клетке.

3. Зоология – это наука о ..

     а) животных;                        в) растениях;

     б) микроорганизмах;           г) грибах.

4. Палеонтология изучает..

     а) поведение;                       в) многообразие организмов;

     б) развитие организмов;     г) вымерших организмов.

5. Генетика – это наука о …

а) клетке;

б) взаимоотношениях живых организмов и  среды их обитания;

 в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

 г) закономерностях наследственности и изменчивости.

 II. Краткая история развития биологии.

6. Предложил систему классификации живой природы, ввел бинарную номенклатуру …

     а) Жан Батист Ламарк;        в) Карл Линней;

     б) Леонардо да Винчи;        г) Клавдий Голен.

7. Хромосомную теорию наследственности разработал ...

     а) Н.И. Вавилов;         в) Г. Мендель;

     б) Т. Морган;          г) А. ван Левенгук.

8. Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений создал ...

      а) И. В. Мичурин;              в) Н.И. Вавилов;

      б) Ч. Дарвин;                      г) Г.Д. Карпеченко;

9. Сформулировал учение о темпераментах  …

     а) Клавдий Голен;            в) Гиппократ;

     б) Уильям Гарвей;            г) Грегор Мендель.

10. Заложил основу анатомии человека, которая просуществовала 15 веков ..

     а) Ибн Сина;                     в) Клавдий Голен;  

     б) Леонардо да Винчи;    г) Карл Линней.

11. Заложил основу изучения высшей нервной деятельности  

     а) Вернадский;                в) Павлов;

     б) Мечников;                   г) Сеченов.

12. Мечников Илья Ильич - …

       а) основоположник эмбриологии;

       б) сформулировали клеточную теорию;

       в) создал учение об условных рефлексах;

       г) определил появление иммунологии.

13. Установили структуру ДНК  …

      а) Мечников и Пастер;          в) Шванн и Шлейден;

      б) Везалий и Гарвей;             г) Уотсон и Крик.

           III. Уровни организации живой материи.

14. Объектом изучения цитологии служит уровень ...

        а) организменный;                 в) клеточный;

         б) популяционно-видовой;          г) биосферный.

15. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ ...

а) организмы;

б) биогеоценозы;

в) популяции разных видов;

г) особи и группы особей, входящие в популяцию.

16. Высший уровень организации жизни - ...

        а) биогеоценотический;         в) популяционно-видовой;

         б) биосферный;         г) клеточный.

17. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне ...

       а) клеточном;                                  в) молекулярном;

       б) организменном;                         г) популяционно-видовом.

18. Передача наследственной информации осуществляется на уровне ...

      а) биогеоценотическом;                в) клеточном;

      б) организменном;                         г) молекулярном.

I V. Свойства живого.

19. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками

Критерии живого

Характерные признаки

1)Единство биохимического состава

2) Дискретность и целостность.

3) Саморегуляция.

4) Размножение.

 5) Ритмичность.

А) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть  – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

В) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).

Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.

Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Е) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада. 

Ж) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

З) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений.

                       V. Методы изучения в биологии.              Вместо точек вставьте название метода.

20. Метод, при применении которого исследователь искусственно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, - ... .

21. Метод на котором основывается описательный метод, - ….. . 

22. Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходство и различия - …...

23. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций - …. .

24. Во время этого метода часто используют компьютер - …… .

Тестирование по теме «Биология как наука» 2 вариант

I. Биология как наука.    Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Ботаника – это наука о ..

а) животных;                 в) растениях;

б) микроорганизмах;    г) грибах.

2.Цитология – это наука о …

а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

б) клетке;      

в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

г) закономерностях наследственности и изменчивости.

3. Закономерности наследственности и изменчивости изучает:

а) экология;                     в) этология;

б) генетика;                      г) геология.

4. Анатомия изучает:

а) строение внутренних органов;

б) внешнее строение организмов;

в) функционирование внутренних органов;

г) жизнедеятельность организмов.

5. Индивидуальное развитие организмов изучает наука ..

а) этология;                         в) экология;

б) эмбриология;                  г) энтомология.

II. Краткая история развития биологии.

6. Луи Пастер - ...

а) основоположник микробиологии и определил появление иммунологии;

б) создатель клеточной теории;

в) основоположник эмбриологии;  

г) создатель теории гена.

7. Первый ученый, создавший научную медицинскую школу  ..

а) Клавдий Голен;                    в) Гиппократ;

б) Уильям Гарвей;                    г) Грегор Мендель.

8. Первым формулировал теорию эволюции живого мира  

а) Жан Батист Ламарк;             в) Клавдий Голен;  

б) Леонардо да Винчи;             г) Карл Линней.

9. Сформулировали клеточную теорию ..

      а) Мечников и Пастер;        в) Шванн и Шлейден;

      б) Везалий и Гарвей;           г) Уотсон и Крик.

10. Учение о биосфере принадлежит…..

        а) Сеченову;                      в) Павлову;

        б) Мечникову;                   г) Вернадскому.

11. Создал учение об условных рефлексах ...

       а) Вернадский;                   в) Павлов;

       б) Мечников;                      г) Сеченов.

12. Открыл антибиотики  ..

     а) Френсис Крик;                   в) Иван Шмальгаузен;

     б) Джеймс Уотсон;                г) Александер Флеминг.

13. Леонардо да Винчи - …

      а) заложил основу анатомии человека, которая просуществова-        ла 15 веков;

      б) заложил основу современной научной иллюстрации;

      в) сформулировал учение о темпераментах.

      III. Уровни организации живой материи.

14. Активное взаимодействие живого и косного вещества планеты осуществляется на уровне ...

     а) организменном;                        в) биосферном;

     б) популяционно-видовом;          г) биогеоценотическом.

15. На этом уровне идет процесс видообразования.

     а) организменный;                        в) популяционно-видовом;  

     б) биосферном;                              г) биогеоценотическом.    

16. Структурные элементы тканевого уровня - …

      а) органы;                                      в) органоиды;

      б) молекулы;                                 г) клетки.

17.  Орган является структурным компонентом …. уровня.

    а) клеточного;                                в) молекулярного;

     б) организменного;                       г) популяционно-видового.

18. Вне данного уровня жизни нет.

         а) биогеоценотический;            в) популяционно-видовой;

        б) биосферный;                          г) клеточный.

       

 IV. Свойства живого.

19. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) )

Критерии живого

Характерные признаки

1)Единство элементного химического состава.

2) Открытость

3)Обмен веществ и энергии.

4)Раздражимость и движение.

5)Единство структурной организации

А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Б) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования.

В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть  – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.

З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).

      V. Методы изучения в биологии.              Вместо точек вставьте название метода.

20. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория - …. .

21. Этот метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее - ……. .

22. Метод, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным - … .

23. Метод основывается на сборе фактического материала и его описание - …. .

24. Во время этого метода исследователь искусственно создает ситуацию - …. .

2. Тестирование по теме « Химический состав клетки»

Вариант 1

   1. Живые организмы нуждаются в азоте, так как он служит

1.составным компонентом белков и нуклеиновых кислот   2.основным источником энергии    3.структурным компонентом жиров и углеводов                   4.основным переносчиком кислорода

2. Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она        1.участвует во многих химических реакциях  2-обеспечивает нормальную кислотность среды     3- ускоряет химические реакции 4.входит в состав мембран

3. Основным источником энергии в организме являются:

1)витамины   2.ферменты  3гормоны     4углеводы

4.Органические  вещества в клетке перемещаются к органоидам по 

1.системе вакуолей   2.лизосомам   3.митохондриям    4.эндоплазматической сети

4.В клетках, каких организмов содержится в десятки раз  больше углеводов, чем в клетках животных?

1бактерий-сапротрофов  2.одноклеточных   3.простейших   4.растений

5.В клетке липиды выполняют функцию

1) каталитическую 2)транспортную   3.информационную    4.энергетическую

6.В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются

1гормоны и витамины  2вода и углекислый газ  3.неорганические вещества   4.белки, жиры и углеводы

7 Жиры, как и глюкоза, выполняют в клетке функцию

1)строительную  2.информационную 3.каталитическую    4энергетическую

8. Укажите,  какой цифрой на рисунке обозначена вторичная структура молекулы белка

1)2) 3) 4)

9. В состав ферментов входят         

 1нуклеиновые кислоты 2.белки   3.молекулы АТФ    4.углеводы

10.Четвертичная структура молекул белка формируется в результате взаимодействия    

1. аминокислот и образования пептидных связей   2.нескольких полипептидных нитей     3.участков одной белковой молекулы за счет водородных  связей            4.белковой глобулы с мембраной клетки

11.Какую функцию выполняют белки, вырабатываемые в  организме при проникновении в него бактерий или вирусов?  1)регуляторную   2.сигнальную   3.защитную     4.ферментативную

12.Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы
1)ДНК        2) белков        3)иРНК        4) АТФ

13.Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химические реакции в клетке?         

1)гормональную 2)сигнальную  3.ферментативную    4.информационную

14.Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах   

1)тРНК 2)        ДНК    3)липидов      4) полисахаридов

15.В молекуле ДНК две полинуклеотидные нити связаны с помощью     

1комплементарных азотистых оснований       2остатков фосфорной кислоты      3.аминокислот         4.углеводов

16Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК, - 1)ионная   2) пептидная   3)водородная     4) ковалентная полярная

Часть В

1.выберите 3 ответа из шести. В состав молекулы РНК входит 

А)рибоза Б)гуанин В) катион магния Г) дезоксирибоза  Д) аминокислота Е) фосфорная кислота

2.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ФУНКЦИЯ

1) хранение наследственной информации                              БИОПОЛИМЕР А)белок Б) ДНК

2} образование новых молекул путем самоудвоения

3) ускорение химических реакции

4) является обязательным компонентом мембраны клетки

5) обезвреживание антигенов

Часть В

1.В состав молекулы РНК входит 

А)рибоза Б)урацил  В) катион магния Г) дезоксирибоза  Д) аминокислота Е) фосфорная кислота

2.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна.

ФУНКЦИЯ              БИОПОЛИМЕР А)белок    Б) ДНК

1) хранение наследственной информации                              

2} образование новых молекул путем самоудвоения

3) ускорение химических реакции

4) является обязательным компонентом мембраны клетки

5) обезвреживание антигенов

Часть С Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.  1. Белки – это биополимеры. 2.  Мономером в белках являются нуклеотиды. 3. Все аминокислоты   синтезируются в организме.  4. Гемоглобин, переносящий  кислород  выполняют регуляторную функцию. 5. Ферменты – биологические катализаторы.

Тестирование по теме «Химический  состав клетки».

Вариант 2

  1. Благодаря свойству молекул ДНК воспроизводить себе   подобных, 

1формируется приспособленность организма к среде обитания

2.у особей вида возникают модификации   3.появляются новые комбинации генов

4.наследственная информация передается от материнской  клетки к дочерним

2 .Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул   1.полисахаридов

2.белков      3)липидов          4) аминокислот

3.         В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином,   что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов   с гуанином?

2)400

1)200

3)1000

     4)1800

4.  Наследственная  информация  о   признаках  организма сосредоточена в молекулах         

1.тРНК   2.  ДНК      3.белка  4.полисахаридов

5.         Укажите,  какой цифрой на рисунке обозначена третичная  структура молекулы белка

1)2) 3) 4)

5 . Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из нее отработанных продуктов, выполняет функцию

1) растворителя

2) строительную

3) каталитическую

4) защитную

6 .Молекулы иРНК, в отличие от тРНК,

1служат матрицей для синтеза белка                     2служат матрицей для синтеза тРНК

3.доставляют аминокислоты к рибосоме            4.переносят ферменты к рибосоме

7. Гидрофобными соединениями являются

1) ферменты

2) белки

3) полисахариды

4) липиды

8. Назовите молекулу, входящую в состав клетки и имеющую карбоксильную и амино- группы

1) Глюкоза

2) ДНК

3) Аминокислота

4) Клетчатка

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

1) защитную

2) каталитическую

3) аккумулятора энергии

4) транспорта веществ

10. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка

1) гидрофобные между радикалами аминокислот

2) водородные между полипептидными нитями

3) пептидные между аминокислотами

4) водородные между -NH- и -СО- группами

11. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о

 А) составе полисахаридов

 Б) структуре молекул липидов

 В) первичной структуре молекул белка

 Г) строении аминокислот

12.Процесс денатурации белковой молекулы обратим, если не разрушены связи

1)водородные  2.пептидные   3.гидрофобные   4.дисульфидные

13.АТФ образуется в процессе  1.синтеза белков на рибосомах

2.разложения крахмала с образованием глюкозы  

3.окисления органических веществ в клетке   4.фагоцитоза

14. Большинство ферментов являются

1)   углеводами 2)   липидами   3)   аминокислотами   4)   белками

15. Строительная функция углеводов состоит в том, что они

1)   образуют    целлюлозную    клеточную    стенку    у растений  2)   являются биополимерами  3)   способны растворяться в воде       4)   служат запасным веществом животной клетки

16.Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они   1)    являются ферментами  

 2)растворяются в воде   3)служат источником энергии        4)поддерживают постоянную среду в клетке

Часть В

1.В состав молекулы АТФ входит 

А)рибоза Б)аденини В) катион магния Г) дезоксирибоза  Д) аминокислота Е)3 остатка фосфорной кислота

2.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна.

ФУНКЦИЯ                               БИОПОЛИМЕР     А) полисахарид    Б) нуклеиновая кислота

1) образование клеточных стенок  

2) транспортировка аминокислот

3) хранение наследственной информации

4) служит запасным питательным веществом

5) обеспечивает клетку энергией

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Часть С Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.  1. Все присутствующие в организме белки — ферменты. 2.  Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций. 3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.   4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как темпертура, рН среды, и других факторов. 5. Ферменты – биологические катализаторы.

Итоговое тестирование за курс 10 класса

1.Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических веществ
С) обменом веществ
В) наличием катализаторов
Д) взаимодействием молекул друг с другом
2. Основными веществами в живых организмах являются:
A) Углеводы. B) Витамины. C) Жиры.
D) Белки.
3. Биологической системой называют:
А) объединение однородных клеток
С) несколько рядом расположенных органов
В) органы живого организма
Д) любые биологические объекты
4. Межвидовые отношения начинают проявляться:
A) На биогеоценотическом уровне.
B) На популяционно-видовом уровне.
C) На организменном уровне.
D) На биосферном уровне.
5. Предметом изучения биологии является:
A) Строение и функции организма.
B) Природные явления.
C) Закономерности развития и функционирования живых систем.
D) Строение и функции растений и животных.
6. К эукариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы

Д)все ответы верны
7. К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии
8. У  прокариот встречаются только органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы
9. Рибосомы участвуют в синтезе:
А) АТФ В) белков С) липидов Д) углеводов
10. Размножение — это процесс: А) увеличения числа клеток;
В) воспроизведения себе подобных;
С) развития организмов в процессе эволюции;
Д) усложнения строения и функций органов
11. Набор половых хромосом у мужчин:
А) XX; В) XY; С) ХО; Д) YY.
12. Клетка — структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.
13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
А) Амитоз;
В) мейоз;
С) амитоз;
Д) биоценоз.
14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз;
В) митоз и мейоз;
С) мейоз и амитоз;
Д) мейоз.
15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды; В) аминокислоты;
С) пептиды; Д) моносахариды.

10 класс 2 вариант
16. Какое число хромосом у человека?
А) 46;
В) 25;
С) 47;
Д) 48
17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:
А) биосферный;
В) биогеоценотический;
С) популяционно-видовой;
Д) организменный.
18. Ядро – это :
А) двумембранная структура;
В) одномембранная структура;
С) немембранная структура;
Д) трехмембранная структура.
19. Ассимиляция – это процесс:
А) катализа;
В) распада;
С) биосинтеза;
Д) гидролиза.
20. В реакциях распада веществ:
А) энергия накапливается;
В) энергия не изменяется;
С) энергия выделяется;
Д) энергия сохраняется.
21. Один триплет ДНК содержит информацию:
А) о последовательности аминокислот в белке;
В) об одном признаке организма;
С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Д) о начале синтеза и-РНК,
22. Количество этапов в энергетическом обмене:
А) один; В) два; С) три; Д) четыре.
23. Автотрофные организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.
24. Гетеротрофные  организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.
25. Индивидуальное развитие организма называется:
А) филогенез;
В) овогенез;
С) метаморфоз;
Д) онтогенез.
26. У всех цветковых растений происходит:
А) двойное оплодотворение;
В) двойное опыление;
С) простое оплодотворение;
Д) тройное оплодотворение.
27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А) гамета; В) гаструла; С) бластула;
Д) зигота.
28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:
А) из эктодермы;
В) из мезодермы;
С) из энтодермы;
Д) из гаструлы.
29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:
А) гомеостаз;
В) раздражимость;
С) онтогенез;
Д) обмен веществ.
30. Заключительной фазой в митозе является: А) анафаза; В) профаза;
С) телофаза; Д) метафаза.

Задание части С – решить генетическую задачу:

 Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым  телом и нормальными крыльями(признаки доминантные) с самками с черным телом и зачаточными крыльями(рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1  , если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.


Практическая  работа №1 « Сравнение строения клеток растений и животных»

Цель работы: закрепить знания  о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

  1. Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.
  2. Изучите строение клеток столбчатой паренхимы дорзовентрального листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.
  3. Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.
  4. Рассмотрите строение клеток

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

  1. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Практическая работа № 2 « Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм

 Оборудование: опережающее задание для  учащихся, занимающих исследовательской деятельностью - создать презентацию по теме

  1. «Мутагены окружающей среды»
  2.  « Влияние   мутагенов окружающей среды на организм»

Цель: развивать информационную исследовательскую компетентность   учащихся(поиск, анализ, отбор нужной информации, её преобразование, сохранение и передача (через проект, презентацию, выступление)

Ход работы

  1. Просмотрев слайды презентации назвать источники, которые вызывают мутации в ходе онтогенеза.
  2. Дать оценку этим источникам (степень опасности, частота воздействия, результаты)
  3. Оценить воздействие мутагенов на собственный организм.

Сделайте вывод о необходимости знаний о причинах различных нарушений,  в онтогенезе (эмбриональный период, постэмбриональный период)

Практическая  работа №3  «Составление простейших схем скрещивания»

Цель: Формирование умения составлять схемы скрещиваний и проводить на их основе генетический анализ.

Ход работы:

1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).

2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на ее вопрос. Составить схему скрещивания, решить задачу.

3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решенной задачи.

Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения.

Практическая  работа № 4 « Решение генетических задач»

Цель: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ.

Ход работы:

1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).

2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на ее вопрос. Составить ро-дословную, заполнив предлагаемую интерактивную схему.

3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решенной задачи.

Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения.

  Г - Решение задач – дифференцированный подход

1. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья промежуточной ширины?

2.  У томатов ген, обусловливающий красный цвет плодов, доминирует над геном их желтой окраски. Какие по цвету, плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Какие плоды будут у F2? Перечислите все формы, какие могут получиться от скрещивания одного из красноплодных представителей F2 с F1? Что получится от скрещивания между собой желтоплодных представителей F2?

3. Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых томатов? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов - доминантный признак, карликовость же-рецессивный, все исходные растения гомозиготны, гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.  

4.У кроликов ген А - ответственный за наличие пигмента, ген, а - отсутствие пигмента,  В - неравномерно распределен по длине волоса,  в -  равномерно распределён по длине волоса Если присутствует ген А и  В - развивается серая окраска, если ген А-вв - чёрная, если гены ааВ- или аавв - белая

Какое потомство можно ожидать у гибридов F2  при скрещивании  серых кроликов?

5.Если отсутствует ген  В - плоды тыквы окрашенные (аавв;  А - вв), ген в -  не влияет на окраску плодов. Какое потомство следует ожидать от скрещивания дигетерозиготных неокрашенных плодов?

6. Интерферон - белок, образующийся в клетках организмов при вирусных инфекциях. В клетках человека интерферон синтезируется  если присутствует одновременно два доминантных гена А и В. Родители гетерозиготны по генам А и В. Какова вероятность рождения детей, не способных синтезировать интерферон?

7. В Дании платиновая окраска норок (А-В-) считается национальным достоянием. Этих норок запрещено вывозить из страны. А коричневая окраска норок широко распространена и не запрещена для вывоза. Контрабандист хорошо учился в школе и знал законы генетики. Каких норок он мог вывести из страны, не опасаясь таможни и скрестить их на родине, чтобы получить платиновую окраску?

8.Генотип альбиноса а1а1а2а2 , генотип негра - А1А1А2А2. . Какие оттенки цвета кожи возможны у детей, если их родители дигетерозиготны по цвету кожи.

9.Рецессивный ген гемофилии (несвертываемости крови) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать ее в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена гемофилии)?

10. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена дальтонизма)

11 - Растение дурмана с пурпурными цветками(А) и гладкими коробочками (в)  скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие  коробочки. В потомстве были получены следующие фенотипы:  пурпурные цветки и гладкие плоды, белыми цветками и колючими коробочками,  пурпурные цветки и колючие коробочки, белые цветки и гладкие коробочки. Определите генотипы родителей, потомства, возможные соотношения фенотипов и характер наследования признаков.

12 -  Гены окраски шерсти кошек расположены в Х  -хромосоме. Черная  окраска определяется геном Х В, рыжая - Х в , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родился один черепаховый  и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

13- Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым  телом и нормальными крыльями(признаки доминантные) с самками с черным телом и зачаточными крыльями(рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1  , если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

14 - У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак)(h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертывания крови сцеплен с полом.

15. При скрещивании красных круглых томатов с жёлтыми грушевидными,  у гибридов первого поколения  50% оказались красные круглые и 50% красные, но грушевидные. Составьте возможные схемы скрещивания.

16. При скрещивании красных круглых томатов с жёлтыми грушевидными , у гибридов первого поколения оказалось  - 25% красных круглых, 25% красных грушевидных, 25 % желтых круглых, 25% жёлтых грушевидных.  Определите генотипы родительских особей и их потомства

Лабораторная работа  №1  «Наблюдение клеток растений и животных на готовых  микропрепаратах»

Цель:

рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растений и животных (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости),

Ход работы:

  1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
  2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
  3. сравните строение растительной и и животной клеток. Сравнение можно  провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
  4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

? ?

  • О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных? Приведите примеры.
  • О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
  • Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

Лабораторная работа  №2  «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» 

Цель:убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: 

  • микроскопы,
  • луковица лука,
  • концентрированный раствор NaCl,
  • фильтровальная бумага,
  • пипетки.

Ход работы

  1. снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
  2. приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
  3. с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  4. рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  5. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
  6. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  7. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!

? ? 

  1. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
  2. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

Лабораторная работа №3  « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст  учебника.
  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой.»

Цель: 

  • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
  • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование: 

  • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
  • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
  • метр для измерения роста учащихся класса.

Ход работы:

  1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
  2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:

Размер объектов V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число объектов n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!

? ? 

  1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
  2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Учебник: Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

  1. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Дидактические материалы: Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  3.  Методические пособия: Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.

Оборудование и приборы

10 класс

Темы лабораторных и

практических работ

необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом

Готовые микропрепараты  растений и животных, микроскопы

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

6%-ный хлористый натрий

луковица репчатого лука

предметные и покровные стекла

фильтровальная бумага

микроскоп

препаровальная игла

пипетка

инструкция для учащихся

Составление простейших схем скрещиваний

Презентации с текстовыми задачами и рисунками

Решение генетических задач

Карточки с генетическими задачами

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

линейка

коллекция листьев

калькулятор

Оборудование и приборы

  • Микроскоп учебный – 11 штук
  • Микроскоп  «Аналит» - 3шт.
  • Микролаборатория +микроскоп – 2 комплекта.
  •  Набор микропрепаратов  «Общие биологические закономерности»

  1. Набор муляжей плодов и полиплоидных растений.

2. Дикая форма и культурные сорта яблонь( набор муляжей).

3. Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов( набор муляжей).

4. Бере Зимняя Мичурина и исходные формы.

5. Бельфлер китайка и исходные формы.

6. Классификация растений и животных.

7. Динамическое пособие и охрана видов.

8. Карточки по БГЦ.

9. Динамическое пособие. Деление клетки.

10. Динамическое пособие. Перекрест хромосом.

11. Беспозвоночные ископаемые.

12. Динамическое пособие по генетике.

13. Гомология строения плечевого и тазового пояса позвоночных.

14. Гомология строения черепа позвоночных.

15. Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных.

16. Гаметогенез у животных.

17. Набор муляжей  палеонтологических находок- Происхождение человека,»

Компьютерные программы

  1. Репетитор по биологи  1С
  2. 2 диска «Фестиваль открытых уроков» 2007-2008 учебного года
  3. Электронное пособие «Биологическая лаборатория»
  4. Компакт диск «Экология  Нетрадиционная  энергетика»
  5. Компакт – диск « Экология XXI века»
  6. Компакт диск «1С Школа. Экология 10-11 класс»
  7. Компакт диск « Мир животных. Охотники звериного царства»
  8. Электронное пособие «Экологические исследования»
  9. Цифровой микроскоп, позволяющий работать с микропрепаратами всему классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.

Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы....

Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений

Данная рабочая программа предназначена для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 - 4 классов общеобразовательных учреждений

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009. №373 «Об ...