Задачи по генетике (все темы)
тест по биологии (11 класс) на тему

Евдокимова Анастасия Павловна

Здесь задачи на все законы и закономерности генетики. Есть интересные задачи повышенной сложности. Если абитуриент их решит, то задание С6 его не испугает!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи по генетике (все темы)

Тема: «НАСЛЕДОВАНИЕ, СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ»

Задача 1. У мухи дрозофилы ген нормального цвета глаз (красный) доминирует над геном белоглазия, ген ненормального строения брюшка - над геном его нормального строения. Эти пары генов расположены в Х-хромосоме на расстоянии трех морганид. Определите вероятность различных гено- и фенотипов в потомстве от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки с самцом, имеющим нормальный цвет глаз и нормальное строение брюшка.

Задача 2. Ген окраски глаз у мухи дрозофилы находится в Х-хромосоме. Красные (нормальные) глаза (В) доминируют над белоглазием (в). Определите фенотип и генотип у потомства F1, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

Задача 3. Ген Н детерминирует у человека нормальную свертываемость крови, а н - гемофилию. Женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за мужчину с нормальной свертываемостью крови:

а)        определите фенотип и генотип детей, которые могут родиться от такого брака;

б)        по какому типу происходит наследование признака?

Задача 4. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Задача 5. Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероятность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет.

Задача 6. Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением и дальтонизмом?

Задача 7. У человека доминантный ген Р определяет стойкий рахит, который наследуется сцеплено с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита?

Задача 8. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (в), а нормальное цветовое зрение - его доминантным аллелем (В). Ген цветовой слепоты расположен в Х-хромосоме. Y-хромосома не имеет соответствующего локуса и не содержит гена, контролирующего цветовое зрение:

а)        Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?

б)        От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок, страдающий дальтонизмом. Определите генотипы родителей.

в)        Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал дальтонизмом, вышла замуж замужчину с нормальным зрением. Установите вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.        

Тема: "ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД И ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЕ"

1. Фрагмент молекулы белка миоглобина содержит аминокислоты, расположенное в следующем порядке: валин-аланин-глицин-тирозин-серин-глутамин. Напишите структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот. Состав кодонов, кодирующих аминокислоты, приведен в таблице.

2. Фрагмент полипептидной цепи В-инсулина включает 8 аминокислот глицин-изолейцин-валин-глутамин-глицин-цистеин-цистеин-аланин. Напишите порядок расположения и состав кодонов в молекуле ДНК на участке, кодирующем полипептидную цепь.

3. Участок гена; кодирующего белок, состоит из последовательно расположенных нуклеотидов ААЦГАЦТАТЦАЦТАТАЦЦААЦЦАА. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

4. Участок гена, кодирующего одну из полипептидных цепей гемоглобина, состоит из кодонов следующего состава: АЦЦАТАГАЦЦАТГАА. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи.

Тема: "МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ.

НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ"

Задача 1. У кроликов разные варианты окраски тела (распределение пигментированных темных пятен) контролируется четырьмя аллельными генами: С, С1, С2, С3. Ген С доминирует над остальными и обусловливает сплошную темную окраску тела, аллель с, определяет темную окраску лап, хвоста, ушей и носа (гималайская окраска), он рецессивен по отношению к гену С и доминантен по отношению к гену С2 и С3. Ген С определяет серую шиншилловую окраску; аллель С обуславливает белую окраску тела, т.е. полное отсутствие пигмента (альбинизм): а) Кролик со сплошной пигментацией, гетерозиготный по гену альбинизма, скрещен с гималайским кроликом, также гетерозиготным по гену альбинизма. Какой генотип и фенотип будет иметь потомство F1 от этого скрещивания? б) Школьники в живом уголке скрестили кроликов со сплошной темной окраской с гималайскими и получили 81 крольчонка. Из них 41 имел сплошную темную окраску, 19 были гималайскими и 21 альбинос. Определите генотипы родительских форм и потомков.

Задача 2. Мать гетерозиготна, имеет А (П) группу крови, отец гомозиготен, имеет В (Ш) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?

Задача 3. У мальчика О (I) группа крови, у его сестры АВ (IV). Определите группу крови и генотип их родителей.

Задача 4. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют О (I) и А (П) группы крови, родители другого - А (II) и АВ (IV) группы крови. Анализ показал, что дети имеют О (I) и АВ (IV) группы крови. Определите, кто чей сын.

Задача 5. Женщина, гетерозиготная по А(П) группе крови, вышла замуж за мужчину с AB(IV) группой крови. Какие группы крови будут иметь их дети?

Задача 6. От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа браков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные, белые потомки, а также темные и светлые мулаты. Известно, что;2 пары генов обусловливают окраску кожи. Определите тип взаимодействия и генотипы родителей и потомков.

Задача 7. Рост человека контролируется несколькими парами не сцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Самые низкие люди - сочетание всех рецессивных генов - имеют рост 150 см, самые высокие - доминантные гены - 180 см.

а)        Определите рост людей, гетерозиготных по всем 3-м парам генов роста.

б)        Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста.

У них было четверо детей, которые имели рост: 165, 160, 155, 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.

Задача 8. У человека нормальный слух определяется комплементарными генами С и Е, один из видов врожденной глухоты - рецессивными аллелями этих генов с и е. От брака мужчины и женщины, страдающих глухотой, все дети имели нормальный слух. Определите генотипы родителей.

Задача 9. У лошадей действие генов вороной и рыжей масти могут развиваться только при от-сутствии гена Д. Какое потомство по лучится при скрещивании серых лошадей СсДц х СсДц?

Тема: "МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА. СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ"

Задача 1. Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно, что бабушка больна, дедушка здоров, сестра бабушки больна, а брат здоров, прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны, прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.

Задача 2. Пробанд страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова. Она имеет дочь также с легкой формой анемии. Мать и бабушка пробанда страдали этой же формой серповидноклеточной анемии, остальные сибсы матери и ее отец здоровы. У жены пробанда есть сестра, больная легкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, кроме того известно, что у отца было два брата и сестра с легкой формой анемии и что в семье сестры отца двое детей умерли от серповидноклеточной анемии. Определите вероятность рождения детей с тяжелой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за такого же мужчину, как ее отец.

Задача 3. Пробанд имеет белый локон в волосах надо лбом. Брат пробанда без локона По линии отца пробанда аномалий не отмечено. Мать пробанда с белым локоном. Она имеет трех сестер. Две сестры с локоном, одна без локона. У одной из теток пробанда со стороны матери сын с локоном и дочь без локона. Третья тетка пробанда со стороны матери без локона имеет двух сыновей и одну дочь без локона. Дед пробанда по линии матери и двое его братьев имели белые локоны, а еще двое были без локонов. Прадед и прапрадед также имели белый локон надо лбом. Определите вероятность рождения детей с белым локоном надо лбом, если пробанд вступит в брак со своей двоюродной сестрой, имеющей этот локон.

Задача 4. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины правша, отец - левша. У отца есть сестра и брат - левши и сестра и два брата - правши. У матери женщины есть два брата и сестра - все правши. Мать мужа - правша, отец - левша. Бабушка и дедушка со стороны матери и отца мужа нормально владеют правой рукой. Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.

Тема: "МОНО - И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ"

Задача 1. У морских свинок вихрастая (розеточная) шерсть (Р) доминирует над гладкой (р), а черная окраска тела (В) над белой (в). Гомозиготная розеточная черная свинка скрещена с гладкошерстной белой свинкой:

а)        какой генотип и фенотип будет у потомства F1 и F2;

б)        какая часть розеточных черных особей потомства F2 будет гомозиготна по обоим признакам.

Задача 2. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?

Задача 3. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота - признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Задача 4. У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании черных и серых мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина - черную:

а)        определите генотипы родительских форм;

б)        подчиняется ли наследование окраски тела дрозофилы законам Менделя?

Задача 5. Ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном, определяющим пятипалую конечность. В семье, где один из родителей пятипалый, а другой шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти:

а)        можно ли ожидать рождения следующего ребенка так же с нормальным
строением кисти?

б)        относится ли полидактилия к менделируюшим признакам?

Задача 6. У норок коричневая окраска меха (В) является доминантной по отношению к голубой (алеутской) (в). При скрещивании гомозиготных животных с коричневой окраской меха с алеутскими было получено 120 щенят F2.

  1. Сколько типов гамет может образовать алеутская норка?
  2. Сколько типов гамет образуют животные F1?
  3. Сколько животных F2 имели голубую окраску ?
  4. Сколько животных F2 имели коричневую окраску ?
  5. Сколько разных генотипов может образоваться в F2?

Задача 7. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а)        гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б)        двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Задача 8. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать - голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Каковы генотипы всех упомянутых лиц? Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?

Задача 9. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (м), а карие глаза (В) над голубыми (в). Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.

Задача 10. У человека ген наследственной глухонемоты определенного типа рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. Их ребенок глухонемой:

а)        определите генотип женщины, ее мужа и ребенка;

б)        наследуется ли этот признак по законам Менделя?

Задача 11. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если:

а)        родители гетерозиготны;

б)        отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении владеть руками.

Задача 12. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками, но являются гетерозиготными по обоим признакам?

Задача 13. У человека косолапость (Р) доминирует над нормальным строением стопы (р), а нормальный обмен углеводов (О) над сахарным диабетом (о). Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за косолапого мужчину. От этого брака родилось двое детей, у одного из которых развивалась косолапость, а у другого - сахарный диабет:

а)        можно ли определить генотип родителей по фенотипу их детей?

б)        какие генотипы и Фенотипы детей еще возможны в данной семье?

Тема: ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА

Задача 1. У матери 0 группа крови, а у отца - В. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Задача 2. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?

Задача 3. Предполагают, что у человека волнистые волосы - доминантный признак. В семье трое детей: девочка Катя с прямыми волосами и два мальчика - Саша с прямыми волосами и кудрявый Миша. У матери этих детей, а также у ее родителей волосы прямые. Составьте родословную этой семьи и определите генотипы всех членов семьи

Задача 4. У мальчика 0 группа крови, а у его сестры - АВ. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей9

Задача 5. Можно ли исключить отцовство, если мать имеет группу крови А, а ребенок - группу крови А, предполагаемые отцы.- группы крови 0 и АВ?

Задача 6. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карпе, а мать - голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Каковы генотипы всех упомянутых лиц9 Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?

Задача 7. От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа браков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные, белые потомки, а также темные и светлые мулаты. Известно, что 2 пары генов обусловливают окраску кожи. Определите тип взаимодействия и генотипы родителей и потомков

Задача 8. Пусть гены С, Д, Е лежат в одной хромосоме в указанном порядке, причем процент перекреста между С и Д - 8, а между Д и Е - 25. Каково расстояние между генами С и Е?

Задача 9. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: А-Г-Г -Ц-А-Т-Т-Ц-Г-Ц-Г-А. Напишите последовательность нуклеотидов во второй цепочке Произведите транскрипцию и трансляцию генетической информации Как изменится состав и последовательность аминокислот в синтезируемом белке, если в данной цепочке ДНК произойдет мутация - вставка нуклеотида Г между шестым и седьмым нуклеотидами.

Задача 10. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Задача 11. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: Т-А-А-Ц-А-А-Г-Г-А-Т-Т-Ц. Постройте комплементарную цепочку молекулы ДНК и и-РНК на данной пеночке. Укажите последовательность аминокислот в белке, синтезируемом на и-РНК

Задача 12. Фрагмент молекулы миоглобина содержит аминокислоты, расположенные в следующем порядке: валин-аланин-глицин-тирозин-серин-глутамин. Напишите структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот. Состав кодонов, кодирующих аминокислоты, приведен в таблице.

Задача 13. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют:

  1. Сына дальтоника, имеющего дочь с нормальным зрением
  2. Дочь с нормальным зрением, имеющую двух сыновей, один из которых дальтоник.

3.        Дочь с нормальным зрением, пять сыновей которой не дальтоники
Каковы вероятные генотипы родителей, детей и внуков?

Задача 14. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Самые низкие люди - сочетание всех рецессивных генов имеют рост 150 см, самые высокие - доминантные гены - 180 см

а)        Определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов роста.

б)        Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста.

У них было четверо детей, которые имели рост: 165, 160, 155, 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.

Задача 15. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Тема: "СТРОЕНИЕ И ФОРМЫ ХРОМОСОМ" 

Задача 1. У морских свинок вихрастая (розеточная) шерсть (Р) доминирует над гладкой (р), а черная окраска тела (В) над белой (в). Гомозиготная розеточная черная свинка скрещена с гладкошерстной белой свинкой:

а)        какой генотип и фенотип будет у потомства F1 и F2;

б)        какая часть розеточных черных особей потомства F2 будет гомозиготна по обоим признакам.

Задача 2. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношений этих Двух признаков следует ожидать от этого брака?

Задача 3. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота - признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Задача 4. У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании черных и серых мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина - черную:

а)        определите генотипы родительских форм;

б)        подчиняется ли наследование окраски тела дрозофилы законам Менделя?

Задача 5. Ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном, определяющим пятипалую конечность. В семье, где один из родителей пятипалый, а другой шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти:

а)        можно ли ожидать рождения следующего ребенка так же с нормальным строением кисти?

б)        относится ли полидактилия к менделирующим признакам?

Задача 6. У норок коричневая окраска меха (В) является доминантной по отношению к голубой (алеутской) (в). При скрещивании гомозиготных животных с коричневой окраской меха с алеутскими было получено 120 щенят F2.

  1. Сколько типов гамет может образовать алеутская норка?
  2. Сколько типов гамет образуют животные F1?
  3. Сколько животных F имели голубую окраску?
  4. Сколько животных F имели коричневую окраску?
  5. Сколько разных генотипов в может образоваться в F2?

Задача 7. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а)        гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б)        двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

  1. Задачи, используемые при изучении темы
    'Основные закономерности наследственности'.

К уроку 17 - 19. 'Генотип - целостная система'.

Неполное доминирование.

    Задача 72. Черная кошка тети Лизы родила котят: черных котиков и трехцветных (черепаховых) кошечек. Подозревать в отцовстве тетя Лиза могла лишь одного кота - рыжего Фому. Но рыжих котят не было. Черные, понятное дело, в кошку-маму. А вот откуда трехцветные, хозяйка загадочной животины понять не могла. Поэтому все списала на плохую экологию. Права ли тетя Лиза?

    Задача 73. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные плоды, а у второго белые ягоды и усы отсутствуют, гибриды первого поколения имеют усы и розовые ягоды. Можно ли вывести сорт с розовыми ягодами и без усов. Предложите способ размножения такого сорта.
    Подсказка: сорт - чистая линия; нужно выбрать скрещивание с наименьшим количеством возможных генотипов (анализирующее).
   Ответ: при анализирующем скрещивании F1 возможно появление искомого генотипа в количестве 25%. Размножать такой сорт можно только делением куста, т.к. при семенном размножении произойдет расщепление признака, а усов нет.

Множественные аллели.

    Задача 74. Тетя Лиза в страшном волнении: на молодую семью, которая стала занимать в ее жизни второе место после телевизора, свалилось несчастье. Кто-то предъявил права на их мальчика, утверждая, что когда-то в родильном доме детей перепутали. Все немногое, что ей удавалось понять из разговоров несчастных родителей, она пересказывала тете Даше. Таким образом та узнала, что у всех членов семьи брали кровь на анализ и выяснили, что все они положительные. Да и с чего им отрицательным-то быть. Но и та семья тоже оказалась неплохой. По группе крови сосед вроде как первый, а соседка вторая. Ну а те, стало быть, успели третьим и четвертой. И все чистые. Так это само собой, не пойдешь же к врачу грязным. Теперь ждут анализ крови детей, и уж тогда все прояснится. Как вы думаете, будет ли на тете Лизиной улице праздник?

    Задача 75. У матери 1 группа крови, у отца - 4. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
   Ответ: нет, дети могут иметь или вторую, или третью группу крови.

    Задача 76. (для домашнего задания) На одного ребенка резус-отрицательного и с группой крови О претендуют две родительские пары: а/ мать резус-отрицательная с группой крови О, отец резус-положительный с группой крови А; б/ мать резус-положительная с группой крови А, отец резус-положительный с группой крови АВ. Какой родительской паре принадлежит ребенок?
  
Ответ: родителями ребенка может быть только первая пара при условии, что отец гетерозиготен по резус-фактору и группе крови: ООRh-Rh- -мать, АОRh+Rh- - отец.

Летальные гены.

    Задача 77. У соседей тети Лизы живет мексиканский дог Дон Жуан. В городе есть три собаки этой породы, и Дон Жуан, единственный представитель сильной половины, давно стал многодетным папашей. Однажды расстроенная соседка рассказала тете Лизе, что друзья семьи, вырастив породистую мексиканскую догиню, предложили познакомить с ней Дон Жуана. Но часть щенков родились без шерсти и вскоре умерли. Знакомые во всем обвинили дога. Тетя Лиза невозмутимо заявила: ' В Америке свои 'Четыре свадьбы и одни похороны', а у нас свои',- и невозмутимо повела Жуанчика гулять. Кто виноват в гибели щенков?
   Ответ: вероятно, ген, определяющий отсутствие шерсти у мексиканских догов, является летальным (это на самом деле так). Очевидно, что он рецессивен.
    Причина гибели щенков в гетерозиготности обоих собак по этому гену. Поэтому у щенков, унаследовавших рецессивный аллель от отца и от матери, ген перешел в гомозиготное состояние и вызвал смертельный исход

    Задача 78.Альбинизм у растений связан с отсутствием пигмента хлорофилла и определяется рецессивным геном с. Могут ли существовать растения с генотипом сс ? Ответ поясните. Составьте схему скрещивания кукурузы с генотипами Сс. Какое количество проростков погибнет в посеве, сделанном полученными семенами?
   Ответ: нет, т.к. растение сможет расти только до тех пор, пока не кончатся запасные питательные вещества семени (фотосинтезировать оно не может);1/4.

    Задача 79. (для домашнего задания). Как изменится расщепление по фенотипу у гибридов второго поколения, если при дигибридном скрещивании растений с генотипами ААвв и ааВВ гамета АВ окажется нежизнеспособной.

    Задача 80. (для домашнего задания). Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые и чалые животные? Рыжая окраска определяется рецессивным геном, белая - доминантным, а чалая развивается у гетерозигот.

    Задача 81. (для домашнего задания). У овец некоторых пород среди животных с ушами нормальной длины (длинноухие) встречаются и полностью безухие. При скрещивании длинноухих между собой, а также безухих между собой получается потомство, сходное по этому признаку с родителями. Гибриды же между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится от скрещивания таких гибридов между собой и при скрещивании их с безухой особью?

    Задача 82. (для домашнего задания). В родильном доме в одну ночь родились четыре младенца с группами крови О, А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: 1/ О и О; 2/ АВ и О; 3/ А и В; 4/ В и В. Если допустить, что детей могли перепутать, можно ли их распределить по законным родителям?

Эпистаз.

    Задача.83. Весной, думая о том, чтобы такое необременительное посадить на компостной куче, чтобы ее прикрыть, тетя Лиза вспомнила о семенах, полученных из злополучных белых тыкв. Но если в прошлый раз тетя Лиза пила валерьянку, то, собирая новый урожай, она торжествовала. На куче созрело 12 белых, 3 желтых и 1 зеленая тыква. Тетя Лиза все приписала чудодейственной силе компоста и всерьез стала подумывать о дальнейших экспериментах. Получит ли она красные огурцы?

    Задача.84. Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А_В_ имеют черную масть, при генотипе А_вв - рыжую, при генотипе аавв - светло-желтую. Черный кокер-спаниель был скрещен со светло-желтым. Родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

    Задача 85 (для домашнего задания). От скрещивания двух пород кур с белым оперением гибриды F1 оказались тоже белые, а в F2 получилось 650 белых и 150 окрашенных цыплят. Сколько типов гамет образует гибрид F1? Сколько разных генотипов среди цыплят F2? Сколько белых цыплят полностью гомозиготны? Сколько разных генотипов среди окрашенных цыплят F2? Сколько окрашенных цыплят полностью гомозиготны?.

Комплементарность.

    Задача. 86. Окрыленная тыквенным успехом, тетя Лиза развернула бурную деятельность по разведению тыкв. Она посадила тыквы с шаровидными плодами и приготовилась удивляться. Тыквы не обманули ее надежд и уродились дисковидными. Тыквы, выросшие из семян этих плодов, превзошли все ее ожидания: 18 тыкв получились дисковидными, 12 - шаровидными и 2 имели удлиненную форму. Лиза ликовала. Объясните тете Лизе причину тыквенных превращений, пока она не стала завозить материалы для пьедестала.

    Задача. 87. Способность образовывать самоукореняющиеся побеги ('усы') характерна для многих растений, в том числе для земляники. Степень проявления этой способности зависит от совместного действия двух доминантных генов(С,Д). Определите по генотипам растения, способные образовывать 'усы'. Укажите их номера: 1/ ССДД; 2/ ссДД; 3/ ССдд; 4/ СсДД; 5/ СсДд; 6/ССДд; 7/ ссДд.

    Задача. 88. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. Во втором поколении от скрещивания растений нормальной высоты -450; карликовых - з50. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты, и напишите схему скрещивания, введя соответствующие генетические символы.

    Задача.89 (для домашнего задания). При скрещивании растений льна с белой и голубой окраской цветков в первом поколении все потомство получилось с голубыми цветками, а во втором на 9 растений с голубыми цветками пришлось 3 - с розовыми и 4 - с белыми. Определите тип наследования признака.

Полимерия.

    Задача 90. Тетя Лиза, насмотревшись всякого по телевизору, требовала у тети Даши ответ на вопрос: 'Может ли у двух негров родиться белый ребенок?' Тетя Даша говорила: 'Нет'. Но тетя Лиза не унималась: ' А почему нет? Ведь у белых может родиться негр? Может! Почему наоборот нельзя?' Так они спорили каждый вечер. Помогите тете Лизе вернуться к телевизору.

    Задача 91. (для домашнего задания). Уши кроликов породы баран имеют длину 30см, у других пород - 10см. Предположим, что различия в длине ушей зависят от двух пар генов с однозначным накапливающим действием. Генотип кроликов породы баран Д1Д1Д2Д2, обычных кроликов д1д1д2д2. Определите генотипы и фенотипы потомков первого и второго поколения от скрещивания этих пород между собой.

Вопрос: Что бы вы посоветовали тете Лизе?
Ответ: Учить генетику!



Предварительный просмотр:

Задания С-5

Задача № 1.
Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Задача № 2.
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли  т - РНК, имеет последовательность нуклеотидов:
ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните.

Задача № 3.
В последовательности одной из цепей ДНК  А Г Ц А Г Г Т А А  произошла мутация- это выпадение второго нуклеотида в третьем триплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную  аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?

Задача № 4.
И-РНК содержит 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в копируемый ею белок, число молекул Т-РНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, число триплетов в участке гена, кодирующих первичную структуру этого белка. Объясните результат.

Задача № 5.
Участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав:
Г А Т Г А А
Т А Г Т Г Ц Т Т Ц . Объясните, к каким  последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина между 7 и 8 нуклеотидами?

Задача № 6.
Участок молекулы  одной из цепей молекулы ДНК содержит 400 нуклеотидов с Аденином, 200 нуклеотидов с Тимином, 50 нуклеотидов с гуанином, 250 нуклеотидов с цитозином. Какое число нуклеотидов с А, Т,Г, Ц содержится в двух цепях ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Объясните ответ.

Задача № 7.
В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с Тимином, что составляет 5 % от их общего числа. Определите количество нуклеотидов с гуанином? Цитозином? Аденином? Объясните полученные результаты.

Задача № 8.
В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы ПВК. Какое количество глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при полном окислении?

Задача № 9.
Химическое исследование показало, что 30 % общего числа нуклеотидов данной информационной РНК приходится на урацил, 26 % -на цитозин, 24 %- на аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двух цепочечной ДНК, слепком с которого является и-РНК?

Задача №10.
В данном фрагменте молекулы ДНК: ГАГЦГАТЦАГЦТАГЦ произошла генная мутация – восьмой нуклеотид переместился на первое место. Определите последовательность нуклеотидов в фрагменте молекулы ДНК, антикодоны т-РНК, виды и порядок аминокислот, которые кодируют фрагмент и-РНК. Используйте таблицу генетического кода.

Задача №11.

По предложенному фрагменту гена: ААЦГТАТЦЦГАТЦГА определите и-РНК, антикодоны   т-РНК и состав аминокислот, закодированных данным отрезком гена.

Задача №12.

В биосинтезе полипептида участвовали т-РНК с антикодонами УУАГГЦЦГЦАУУЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде,  число нуклеотидов, содержащих аденин, гуанин, тимин и цитозин в двуцепочечной молекуле ДНК.

Генетический код (и РНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

Г

У

Фен Фен Лей Лей

Сер Сер Сер Сер

Тир Тир      -                     -

Цис Цис -Три

У                       Ц                         А                          Г

Ц

Лей Лей Лей Лей

Про Про Про Про

Гис Гис Глн Глн

Apr Apr Apr Apr

У                      Ц                              А                           Г

А

Иле Иле Иле             Мет

Тре Тре Тре Тре

Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Apr Apr

У                       Ц                            А                                   Г

Г

Вал Вал Вал Вал

Ала Ала Ала Ала

Асп Асп Глу Глу

Гли Гли Гли Гли

У                       Ц                           А                           Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 



Предварительный просмотр:

Программа вступительных испытаний по биологии в МГУ им. М.В.Ломоносова

Общие указания

На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

  1. знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
  2. знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

I. Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Основные группы растений. Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонада, плеврококк, хлорелла). Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

II. Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит - возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип - гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.

III. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятия о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

IV. Общая биология

Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

Эволюционное учение

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.

Развитие органического мира

Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира.

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.

Происхождение человека

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Основы экологии

Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.

Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений.

Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.

Основы цитологии

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.

Деление клетки и его значение.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Возникновение жизни на Земле.

Основы генетики

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Основы селекции

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплодия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Биосфера и научно-технический прогресс

Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Проверочная работа по теме: "Основы наследственности и изменчивости" (задачи по генетике)

Проверочная работа представлена 5-ю вариантами. В каждом варианте представлен один теоретический вопрос, проверяющий знания законов Грегора Менделя, а так же задачи на моногибридное скрещивание, дигиб...

урок по теме "Решение задач по генетике"

урок направоен на решение основных типов задач по генетике на сцепленное наследование генов. Рассматриваюся основные варианты решения задач....

Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"

Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

Алгоритм решения задач по генетике на тему "Сцепленное наследование"

Материал посвящен подготовке к решению заданич по генетике....

Задачи по биологии на тему "Генетика пола".Биология 10 класс.

quot;Генетика пола" задачи по генетике. 10 класс. Биология. Цель задачи: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования....