Обобщающий урок 10 класс тема "Основы генетики"
тест по биологии (10 класс) по теме

Буянова Любовь Филипповна

Обобщить и систематизировать знания по генетике:

проверка по вопросам, самостоятельная работа,

работа с тестами, решение задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_obobshcheniya_po_genetike_10kl.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Основы генетики

(Обобщающий урок)

10 класс

      Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Основы генетики».

      Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь работать с дополнительной литературой.

      Воспитательные задачи: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умения работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность к себе и своим товарищам.

      Развивающие задачи: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

     Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

          Оборудование: таблицы, сообщения учащихся, печатные тестовые задания, условия задач, карточки для самостоятельных работ.

План урока

     Организационный момент.

     Актуализация знаний учащихся.

     Самостоятельная работа учащихся.

     Работа с терминами.

     Разработка практических навыков учащихся.

     Сообщения учащихся.

     Работа с тестами и их проверка.

     Заключительный этап урока.

     Итоги урока.

     Творческое задание.

Ход урока

     1. Организационный момент.

     Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Основы генетики». И сейчас наша с вами задача всё это вспомнить и повторить.

     2. Фронтальный опрос учащихся.

     Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отвечают. Проверка некоторых вопросов идёт по компьютеру.  

     А. Что изучает генетика?

     Ответ. Генетика изучает закономерности наследственности и  изменчивости организмов.

     Б. Кто является основоположником науки генетики? (Г. Мендель.)

     В. Какое скрещивание называется моногибридным?

     Ответ. Скрещивание организмов, отличающихся одной парой признаков.

     Г. Как читается первый закон Менделя? Как называется?

     Ответ. При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по вариантам одного и того же признака, все потомство от такого скрещивания окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

     Закон доминирования - первый закон Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения.

     Д. Как читается второй закон Менделя? Как называется?

     Ответ. При скрещивании гибридов первого поколения во втором поколении наблюдается расщепления по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1. Закон расщепления.

     Е. Как обозначается гомозигота по доминанте? (АА)

     Ё. Как обозначается гомозигота по рецессиву? (аа)

     Ж. Как обозначается гетерозигота? (Аа)

     З. Как читается закон чистоты гамет?

     Ответ. При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из каждой аллельной пары.

     И. Как читается третий закон Менделя? Как называется?

     Ответ. Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков. Закон независимого наследования признаков.

     К. В чем сущность анализирующего скрещивания? Для чего его проводят?

     Ответ. Анализирующее скрещивание проводят с целью установить генотип особи, имеющей доминантной фенотип. Для этого исследуемый организм скрещивают с гомозиготной рецессивной особью: 1) если исследуемый организм гомозиготен, то потомство от скрещивания будет однообразным; 2) если  исследуемый организм гетерозиготен, то в потомстве будет наблюдаться расщепление 1:1.

     Л. Какое скрещивание называют дигибридным?

     Ответ. Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам альтернативных признаков.

     М. Как читается закон Моргана.

     Ответ. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.

     Н. Основные положения хромосомной теории наследственности.

     Ответ. Гены располагаются в хромосомах в определенной линейной последовательности.

     1. В хромосоме каждый ген занимает определенное место (локус).

     2. Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.

     3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков.

     4. Каждый вид имеет определённое количество групп сцепления, соответствующее числу хромосом в гаплоидном наборе.

     О. Как вы понимаете полное и неполное сцепление?

      Ответ. Полное сцепление генов – гены в хромосомах расположены близко друг к другу, то кроссинговер почти невероятен и при анализирующем скрещиванием 1:1.

     Неполное сцепление – гены в хромосомах расположены на некотором расстоянии, то частота кроссинговера возрастает. Появляются кроссинговерные хромосомы, их количество прямо пропорционально расстоянию между генами.

     П. Что такое аутосомы и половые хромосомы?

     Ответ. Аутосомы – хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.

     половые хромосомы – хромосомы, по котором мужской и женский организмы отличаются друг    от друга.

     Р. В какой момент определяется пол организма?

     Ответ. Пол организма определяется в момент его оплодотворения.

     3. Самостоятельная работа учащихся.

     На слайде задания самостоятельной работы и ответы.

     Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами.

     Вариант 1. ААВВ;        Аавв;      ВВ                     (АВ; Ав, ав; В)

     Вариант 2. ААВв; Вв; СсДД                                 (АВ, Ав; В, в; СД, сД)

     

     

     4. Работа с тестами и их проверка.

      Учащиеся получают печатные листы с тестами 1 и 2 варианты (на выполнение тестов даётся 8 минут).

Вариант № 1

      1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

      а) Морганом;               б) Менделеевым;            в) Мичуриным.

      2. Ген – это часть молекулы:

      а) белка;                      б) ДНК;                             в) АТФ    

      3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:

      а)1;                             б) 2;                                     в) 3.

      4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:

       а) гомозиготные;      б) гемизиготные;               в) гетерозиготные.

      5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:

       а) доминантными;        б) аллельными;              в) рецессивными.

      6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

      а) геном;                        б) фенотипом;                  в) генофонд.

      7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:

       а) Аа*Аа;                        б) Аа*аа;                           в) АА*Аа.

Вариант 2

      1. Кроссинговером  называют:

      а) сближение гомологичных хромосом; б) тип хромосомной перестройки;  в) обмен участками гомологичных хромосом.

      2. Фенотип – это совокупность:

      а) генов организма; б) Генов данной популяции или вида; в) внешних и внутренних признаков организма.

      3. Женская гетерогаметность имеет место у:

      а) дрозофилы;                   б) человека;                в) птицы.

      4. Количество фенотипов при скрещивании Аа*Аа в случае полного доминирования:

      а) 1;                      б) 2;                в) 3.

      5. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:

      а) 4;                      б) 3;                в) 2.

      6. Дигетерозигота имеет генотип:

       а) АаВВ;             б) ААВв;          в) АаВв.

      7. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа*Аа:

       а) 2;                     б) 3;                   в) 4.

  Вариант № 3

                 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

      а) Морганом;               б) Менделеевым;            в) Мичуриным.

      2. Ген – это часть молекулы:

      а) белка;                      б) ДНК;                             в) АТФ    

      3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:

      а)1;                             б) 2;                                     в) 3.

      4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:

       а) гомозиготные;      б) гемизиготные;               в) гетерозиготные.

      5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:

       а) доминантными;        б) аллельными;              в) рецессивными.

      6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

      а) геном;                        б) фенотипом;                  в) генофонд.

      7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:

       а) Аа*Аа;                        б) Аа*аа;                           в) АА*Аа.

       а) 2;                     б) 3;      

      После выполнения работа тесты передаются с последней пары на первую, сдаются   учителю.

 

   

      5. Какие методы исследования наследственности человека вам известны? Сообщения учащихся.

    К уроку 2 ученика получают домашнее задание подготовить сообщения. Они выступают перед учениками класса.

Биохимический метод

   Биохимический метод позволяет изучить болезни обмена веществ.

   Уже описано более 1000 врожденных болезней обмена веществ, причина которых мутация генов, приводящие к дефекту синтеза ферментов, транспортных, структурных белков.

   С помощью этого метода изучены такие заболевания, как, например, фенилкетонурия – болезнь аминокислотного обмена, сахарный диабет – болезнь углеводного обмена, а также разработаны методы их лечения. Наследственное заболевание галактоземия связано с  нарушением ферментативных процессов по усвоению молока. У детей с этим нарушением  возникает слабоумие, цирроз печени, слепота. Таких детей сразу снимают с молочного питания, так как молоко для них – яд.

   На современном этапе генетика человека получает широкое развитие. Рассмотрены последствия близкородственных браков, которые нежелательны, т.к. происходит объединение гамет со сходными генотипами. Многие аллели при этом переходят в гомозиготное рецессивное состояние, что способствует фенотипическому проявлению вредных мутаций.

Цитогенетический метод.

    Основан на изучении хромосом в клетках человека. Данный метод получил широкое применение с 1956 г, когда шведские учёные Дж. Тийо и А. Леван предложили новую методику изучения хромосом и определили, что в кариотипе человека 46 хромосом. Данный метод не только позволяет изучить нормальный кариотип человека, но и диагностировать различные хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом или нарушением их структуры. Например, такое заболевание, как синдром Дауна, связано с явлением трисомии в  21паре хромосом. Как уже отмечалось, при этом заболевании наблюдается умственная отсталость, пониженная жизнеспособность, опущенные уголки губ, монголовидные глаза.

    Синдром  Клайнефельтера, наблюдающийся при генотипе 44+XXY, - характерное заболевание мужчин, при этом мужчины женоподобны, наблюдается умственная отсталость, бесплодие.

    Синдром Шершевского – Тернера (44+X0=45) наблюдается у женщин. Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии органов, отсутствии менструации, бесплодии. Женщина с синдромом Шершевского – Тернера небольшого роста, плечи

 широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая со складками. Все перечисленные отклонения являются результатом мутаций, Возникающих при мейозе в половых клетках одного из родителей. Таким образом, данный метод исследований играет важную роль в выявлении причин многих наследственных заболеваний.

 

    Вариант 6. Решение  задач.    

     После решения задач учащиеся, сидящие на одной парте, проверяют работу, сверяясь с ответом на слайде, оценивая друг друга.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....

Обобщающий урок по теме "Генетика человека"

Конспект обобщающего урока по теме "Генетика человека" для 11 класса "Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование"...

урок в разделе Генетика. 10 класс. Статистический характер явлений расщепления. (Законы Менделя)

урок для 10 класса средней школы. Повторение 1 и 2 законов Менделя, основных терминов генетики.  Урок можно использовать  в самом начале изучения раздела "Генетика". В ходе урока обсуждаются...

Обобщающий урок Класс "Птицы" 7 класс

Обобщение темы Класс "Птицы". Урок проводится в форме игры. Класс делится на 2 команды...

Обобщающий урок "Основы генетики"

Обобщающий урок "Основы генетики" проводится после изучения темы "Генетика " в курсе Биология , в разделе "Общая биология". Он рассчитан на учеников  9 класса, но мо...