Основные направления эволюционного процесса
презентация урока для интерактивной доски (биология, 10 класс) по теме

Викторова Юлия Васильевна

Материал содержит следующую информацию: понятие "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация", "биологический прогресс", "биологический регресс".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия : «Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс» Подготовила: преподаватель биологии Викторова Юлия Васильевна

Слайд 2

План занятия Понятие «биологический прогресс» Совместное составление таблицы «Пути достижения биологического прогресса» Демонстрация иллюстраций к примерам, приведённым в таблице Понятие «биологический регресс», его причины Самостоятельное составление сравнительной таблицы «Биологический прогресс и биологический регресс»

Слайд 3

Биологический прогресс Биологический регресс Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация Основные направления эволюционного процесса

Слайд 4

Биологический прогресс Это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности вида и более широкому распространению вида. При этом происходит расширение его ареала, образование новых популяций и систематических единиц. Прогресс достигается с помощью ароморфозов, идиоадаптаций или общей дегенерации На пути биологического прогресса находятся: серая крыса, комнатная муха, заяц-русак, круглые черви

Слайд 5

Таблица № 1 «Пути достижения биологического прогресса» Признак Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация Какими преобразованиями сопровож-даются Усложнение строе- ния и функций, не являющееся прис - пособлением к условиям среды, но носящее самый общий характер. Частные приспособле - ния к специфическим условиям среды. Приспособления к более простым условиям существования: упрощение организации. Изменение общего уровня организации Повышается Сохраняется Понижается Уровень осуществления эволюции Выход в другую адаптивную зону В пределах одной адаптивной зоны В пределах одной адаптивной зоны или с выходом в другую зону Уровень возни-кающих таксо-номических различий Не ниже класса Семейство, род, вид Семейство, род, вид Примеры Возникновение эукариотической клетки, многокле-точности , авто-трофности , появление у птиц 4-ёх камерного сердца, теплокровности . Покровительственная окраска животных, возникновение ластов у морских млекопитающих, соответствие строения цветка размерам насекомых-опылителей. Утрата корней и листьев растениями-паразитами, исчезновение пищеварительной системы и органов чувств у паразитических червей.

Слайд 6

Примеры ароморфозов в животном мире Покровы тела Органы дыхания: жабры лёгкие Сердце: 2-ух камерное 3-ёх камерное 4-ёх камерное Усложнение головного мозга

Слайд 7

Примеры ароморфозов в растительном мире Расчленение тела на органы: корень, стебель, лист (высшие споровые) Образование семени и пыльцевой трубки (семенные папоротники, голосеменные) Возникновение цветка и плода (покрытосеменные)

Слайд 8

Примеры идиоадаптаций у животных Особенности строения Горбы у верблюда Роющие конечности у крота Ласты у морских млекопитающих Особая форма клюва у хищных птиц

Слайд 9

Примеры идиоадаптаций у растений Колючки у кактусов – приспособление к жизни в условиях засухи Соответствие строения цветка размерам насекомых-опылителей Приспособления для распространения семян – парашютики у семян одуванчика Приспособление к питанию насекомыми – липкие капельки у росянки

Слайд 10

Примеры общей дегенерации у растений Омела – облигатный стеблевой паразит Раффлезия Арнольди – корневой паразит. Снаружи располагаются только крупные цветки. Растения-паразиты

Слайд 11

Примеры общей дегенерации у животных Головная вошь – экзопаразит человека Печёночный сосальщик – эндопаразит человека, обладающий редуцированной пищеварительной системой и специальными органами прикрепления – присосками. Клещ – экзопаразит человека Бычий цепень – эндопаразит человека с редуцированной пищеварительной системой и специальными органами прикрепления - крючками

Слайд 12

Биологический регресс Это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к снижению численности вида . Из многочисленных ветвей древнейших земноводных остались только те, которые привели к образованию современных классов земноводных и пресмыкающихся. Исчезли древние папоротники и многие другие виды растений. В настоящее время в результате антропогенного давления на среду происходит регресс многих видов животных, в первую очередь крупных видов млекопитающих. На пути биологического регресса – амурский тигр, выхухоль, белогрудый медведь и другие.

Слайд 13

Таблица №2 «Биологический прогресс и биологический регресс» Признаки Биологический прогресс Биологический регресс Численность вида Количество популяций вида Соотношение рождаемости и смертности в популяциях Ареал вида Примеры животных Самостоятельная работа учащихся

Слайд 14

Таблица №2 «Биологический прогресс и биологический регресс» Признаки Биологический прогресс Биологический регресс Численность вида Высокая Низкая Количество популяций вида Большое, образуются новые популяции Небольшое, происходит сокращение числа популяций Соотношение рождаемости и смертности в популяциях Преобладает рождаемость Преобладает смертность Ареал вида Расширяется Сужается Примеры животных Серая крыса, комнатная муха, заяц-русак, круглые черви Амурский тигр, выхухоль, белогрудый медведь Проверка правильности заполнения таблицы

Слайд 15

Актуализация знаний учащихся Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности вида и более широкому его распространению характерно для -------------- Усложнение строения и функций, не являющееся приспособлением к условиям среды, но носящее самый общий характер и помогающее организмам выйти в новую адаптивную зону ------------------ Покровительственная окраска животных, возникновение ластов у морских млекопитающих – это примеры ------------------- Приспособление к более простым условиям существования, упрощение организации ------------------ Возникновение многоклеточности , эукариотической клетки, фотосинтеза – это примеры --------------------- Утрата корней и листьев растениями-паразитами (раффлезия Арнольди , омела) – это пример ------------------ Снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к уменьшению численности вида характерно для ---------------- Животные, стоящие на пути биологического прогресса ---------------- Животные, стоящие на пути биологического регресса ---------------

Слайд 16

Ответы на вопросы Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптации Общая дегенерация Ароморфозов Общей дегенерации Биологический регресс Серая крыса, комнатная муха, заяц-русак Амурский тигр, выхухоль, белогрудый медведь

Слайд 17

Домашнее задание Внимательно изучить конспект лекции, уметь объяснять такие понятия как: биологический прогресс, биологический регресс, идиоадаптация, ароморфоз, общая дегенерация; уметь приводить примеры к каждому из этих понятий; Для получения дополнительной оценки можно подготовить кроссворд по данной теме (не менее 15 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"

Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...

Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса" 11 класс

Основные направления эволюционного процесса....

Основные направления эволюционного процесса

2 варианта заданий. Каждое задание содержит 5 вопросов, на которые нужно представить развёрнутый ответ. задания содержат рисунки. ...