Проект "Экологическая тропа"
проект по биологии по теме

Батодоржиева Баирма Николаевна

Для того чтобы рассчитывать на успех в обществе 21 века необходимо умело применять знания на практике для решения возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. В этой связи одной из задач школьного образования является создание условий для овладения навыками проектно- исследовательской работы учащихся. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Речь идет о проектно- исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном  заведении. В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности проектно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся – концепция исследовательской деятельности как новой технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_na_ekologicheskuyu_tropu.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon praktika_ekologich_obrazovaniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт на экологическую тропу «Живая степь»

Местонахождение:        окрестности поселка Могойтуй, Забайкальский край

Протяженность тропы:        2000 м.

Назначение экологической тропы:   экологическое просвещение, обучение,

воспитание школьников и населения.
Схема маршрута тропы:        дана в приложении 1

Сведения об окружающей среде: Геологическое строение Агинского округа сложное. Основные структурные элементы начали формироваться еще в протерозое (Нагорья Предбайкалья и Забайкалья, 1974). В течение верхней юры на этой территории происходили процессы интенсивного складкообразования, сопровождающиеся мощными извержениями лав.

В позднем мелу и палеозое на территории округа шло формирование единой денадуацитной поверхности (совокупность процессов разрушения и переноса горных пород, приводящих к сглаживанию рельефа). В начале плейстоцена происходило усиление темпа тектонических движений и врезание рек в долинах.

Климат резко-континентальный, недостаточно влажный, с умеренно суровой малоснежной зимой и теплым летом. Средняя температура января колеблется от -20 С до -33°С, мощность снежного покрова от 3-х до 23 см, среднегодовая температура составляет —20°С, среднегодовое количество осадков колеблется от 260 до 445 мм.

Маршрут тропы проложен по наиболее живописным и информативным местам, находящимся вблизи нашей школы через степные участки и лесопосадки.

На сухих равнинах преобладают ковыльные и типчаковые степи на глубокопромерзающих горных черноземных почвах. До освоения человеком, степи были богаты животными. Сейчас здесь еще много грызунов, лисиц, волков, зайцев. Редкими стали барсуки, корсаки, тарбаганы.

В нашем регионе отмечено много видов птиц. Многие виды птиц и 4 вида млекопитающих занесены в красные книги разных рангов. Режим пользования:   учебные занятия, экскурсия, отдых. Запрещается сбор природного материала (исключая взятие проб для учебных целей), загрязнение.

Необходимые мероприятия: оборудование, устройство недостающих экскурсионных объектов, санитарно-хозяйственные мероприятия.

Основные объекты на тропе:

  1. Площадка с указателем «Экологическая тропа».
  2. Остановка «Речка Могойтуй»
  3. Остановка «Луг»
  4. Остановка «Степь»
  5. Остановка «Лесопосадка»

   6. Остановка «Железная дорога»

  1. Остановка «Овраг»
  2. Остановка «Дуган»
  3. Остановка «След человека»   (Антропогенное воздействие)

    10.Остановка «Три березы» (Обучение ориентированию, выживанию в экстремальных ситуациях, использование на уроках ОБЖ, физкультуры, географии).

Приложение 2

Примерное развертывание содержания экологических экскурсий по урокам:

Урок №1  Введение.

Знакомство с маршрутом экологической тропы. Цели и задачи экотропы. Правила поведения учащихся на природе.

Урок №2   Этноэкология. Обычаи и традиции бурят, связанные с

отношением к природе. Обычаи и традиции русского народа, показывающие отношение к природе. Народные приметы. Народный календарь.

Урок №3   Растительность степи.

Урок №4   Растительность луга.

Урок №5   Охраняемые растения Читинской области.

Урок №6   Биоценоз пресноводного водоема (остановка «Речка Могойтуй»)

Урок №7   Животный мир степи.

Урок №8   Животный мир луга

Урок №9   Охраняемый животный мир Забайкальского края.

Урок №10 Искусственное лесонасаждение.

Урок №11 Экологическое состояние п. Могойтуй и близлежащих

территорий.

Урок №12 Железная дорога-источник загрязнения нашего поселка.

Урок №13 Почвы АБАО (остановка «Овраг»)

Урок №14 Овраг- как пример почвенной эрозии (остановка «Овраг»)

Урок №15 Охрана природы и рациональное   использование

(остановка «След человека») Урок №16-17

а)        Обработка результатов, анализ, выводы;

б)        Отчеты, рефераты.

Приложение №4

Из опыта    работы;    Описание    тематических рассказов по точкам-остановкам на экотропе «Живая степь».

Остановка «Лесопосадка»

Лесопосадка - искусственно созданная полоса растений, состоящая из разного яруса защищающая почву от ветровой эрозии.

Для улучшения микроклимата, условий увлажнения и защиты поле от иссушающих ветров в степных районах сажают лесополосы.

Лесополосы сильно изменяют также условия влажности, снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, предотвращают эрозию почвы.

В них возникает особый световой режим и микроклимат, позволяющий тенелюбивым видам расти под пологом более светолюбивых.

Вдоль железной дороги лесополосы высаживают для того, чтобы защищать в зимнее время железнодорожное полотно от снежных заносов.

Растительность I яруса - тополь (populous Salicaceae) душистый. Из года в год на территории Забайкалья вначале зацветает осина, за нею ива росистая (верба) и тополь душистый. Это растение неприхотливо и применяется для озеленения городов.

На II ярусе посажены Черемуха обыкновенная ( Prúnus pádus). Обычно растет по берегам рек, на лесных опушках. Плоды издавна используются в качестве закрепляющего средства, вместе с корой молодых ветвей - как потогонное и мочегонное, листья - при болезнях легких, поносах, воспалениях слизистой рта.

Роза даурская, шиповник даурский (Rosa davurica Pall ). Растет в лесах, на опушках, по лощинам в степях. В медицинской практике применяются плоды как поливитаминное, общеукрепляющее средство. В тибетской медицине шиповник используют при лечении туберкулеза, неврастении, атеросклероза.

В народной медицине используются корни и листья как вяжущее средство, регулирующее пищеварение, при ревматизме, заболеваниях почек, цветки — как жаропонижающее и желчегонное. Абрикос сибирский ( Prúnus sibírica)

Растет обычно на степных южных склонах, охраняется. В народной медицине семена применяются как отхаркивающее, успокаивающее, при нервных расстройствах, фурункулезах.

Ш ярус занимают травянистые растения. Семейство бобовые - термопсис ланцетный, мышатник. Растет на равнинных песчаных и солонцеватых степях.

Клевер лютиковый - растет на луговых степях, зарослях пустырников. Солодка   уральская   -   растет   по   песчаным   и   солонцеватым   степям   -применяется как отхаркивающее средство.



Предварительный просмотр:

Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность

 в практике  экологического образования»

Учитель: Батодоржиева Б.Н.

                                                                         Стаж: 23 лет

                                                                      Разряд: 14

п. Могойтуй, 2014 г.

Актуальность. Для того чтобы рассчитывать на успех в обществе 21 века необходимо умело применять знания на практике для решения возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. В этой связи одной из задач школьного образования является создание условий для овладения навыками проектно- исследовательской работы учащихся. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Речь идет о проектно- исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном  заведении. В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности проектно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся – концепция исследовательской деятельности как новой технологии.

Целью моей работы является формирование проектно- исследовательских умений у учащихся  старших  классов и разработке методики их развития.                  

Наиболее приемлемой формой организации учебной деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие проектно-исследовательских умений в курсе экологии, является  работа  в форме спецкурса, поскольку позволяет школьникам демонстрировать и развивать свои исследовательские наклонности.

Таким образом, в нашей школе введены спецкурсы: «Биоэкологические исследования растений и животных»,  рассчитанный на 17 часов учебного времени и  спецкурс составленный на основе федеральной программы авторского коллектива под руководством Н.М. Черновой «Человек – часть природы» также рассчитанный на 17 часов. Изучается в классах естественно-математического профиля и предполагает углубленное изучение экологических проблем, развитие практических навыков и проектно-исследовательских умений и овладение учащимися научными основами экологии. Программа ориентирована на более высокий уровень изучения материала, преимущественно проблемно- теоретический. Содержание и структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология -  практическая экология.

Спецкурс  «Биоэкологические исследования растений и животных» построен на основе учебника Дорохина Л.Н, Нехлюдова А.С.  «Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений»  и Степанян Е.Н., Душенкова В.М  «Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных»

Программа курса составлена так, что сначала ребята изучают теорию по определенной теме, а затем переходят к практическим занятиям.

Основные разделы:
1. Виды творческой деятельности. Этапы исследований. Оформление НИР. Выбор научно-исследовательских проектов.

(5 часов: 2 часа - теория, 3 часа - практика).
2. Биоморфологические характеристики растений. Экологические исследования растений.

Комплексное исследование экосистем. Изучение биоморфологических особенностей интродуцированных растений

 (7 часов: 4 - теория, 3 – практика).
3. Методы изучения животных

( 5 часов:3 - теория, 2 – практика).

4. Индивидуальная кейсовая защита проектов.

Результатом деятельности учащихся становятся проекты, полученные в ходе исследовательской работы.

Исследовательский проект имеет четкую структуру. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Подготовительный этап включает в себя выдвижение рабочей гипотезы, создание творческих групп, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности, планирование исследовательских действий, определение форм выражения итогов проектной деятельности. На этой стадии работы учащиеся знакомятся со специальной литературой. Формой подачи являются лекции учителя и реферативные сообщения самих детей. При этом широко используются возможности справочно-информационного отдела музея и школьной библиотеки.

Организационная работа на подготовительном этапе направлена на выбор темы проекта, формирование групп на основе добровольности. Самым сложным моментом является выбор темы. Исследования должны быть значимыми для детей и взрослых. Возрастные особенности позволяют использовать межпредметные долгосрочные проекты. Как показала практика, оптимальной формой организации работы для детей  является работа в парах  в 7- 8 классах и индивидуальная работа в 9- 11 классах.  На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраивается индивидуальная образовательная траектория, реализующаяся в процессе проектной деятельности. Проведение микроисследований обеспечивает для учащихся переживание ситуации состояния успеха.

За шесть лет работы с использованием метода исследовательских проектов повысилась мотивация учащихся к изучению экологических проблем. Результатами освоения курса стали следующие проекты:

- Выращивание растений методом гидропоники

- По следам экспедиции Г.А.Стукова

- Восстановление степного сообщества после с/х обработки

- Модель экологической школы

- Модное увлечение или психология похудения

- Душистые вещества растений и способы их получения

- Проект дизайна рекламного экологического плаката или новый взгляд на старые запреты   и т.д.

В ходе  работы важное  значение имеет управление реализацией проекта - постановка конкретных задач на разных этапах исследования, корректирование хода проектной деятельности, консультации в освоении используемых материалов - как собранных в ходе экспедиции, так и литературы по данному вопросу, организация взаимодействия внутри групп, контроль результатов выполнения поставленных задач.

Современные информационные технологии стали действенными инструментом для совершенствования поисковой деятельности. Особое внимание  уделяется созданию мультимедийной презентации, которая может быть использована для проведения уроков и заочных экскурсий.

Итогами работ становятся  представление ее результатов на заседании клуба, а затем - защита проекта на районной научно-исследовательской конференции « Шаг в будущее», « Шаг в науку», «Юный краевед».

Проведение проектно-исследовательской работы позволяет учащимся овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы, почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности, научиться методам и приемам научного исследования, стать пропагандистами в  области экологических знаний. Кроме того, работа имеет осязаемый практический результат - существенно пополняется фонд нашего музея- планетария, разрабатывается новая экскурсионная  и экспедиционная программа.

Вариантом организации экологической деятельности  в нашей школе является проект «Экологическая тропа», который также обеспечивает освоение навыков исследовательской деятельности. С  этой  целью  нами  был  создан  школьный  экологический  клуб «Экос»    при  научном  обществе  учащихся  «Компас». Экологический  клуб  «Экос»  организован  в  2000  году  из  числа  учащихся  старших  классов  занимающихся  исследовательской  деятельностью  в  области  экологии  и  биологии.  Идея  создания  такой  секции  была  связана  с  желанием  его  организаторов, расширить  посредством  внеурочной  деятельности  ограниченные  возможности  учебного  плана, в  пополнении  школьниками  эколого-краеведческих  знаний.  Но  в  дальнейшем  круг  задач  расширился  и  сейчас  в  их  числе:

-углубление  знаний  будущих  исследователей  в  области  окружающей  среды, природы, развитие  интереса  к  истории  и  культуре  своего  края;

-изучение  взаимосвязей  общества  и  природной  среды  в  своем  регионе;

- формирование  нового  вида  мышления, культуры  и  экосоциальной  активности  учащихся  посредством  их  непосредственного  участия  в различных  формах  исследовательской  и  природоохранной  деятельности;

 -пропаганда  экологических  знаний  среди  населения;  

-освоение  наиболее  эффективных  методик   проведения  экологических  исследований;

Участники  клуба  выезжают  на  экскурсии  с  посещением  памятников  природы, проводят  конкурсы, участвуют в летних  экологических  экспедициях и конечно работают над исследовательскими проектами. Новым  этапом  стало  совместное  осуществление  проекта  организации  и  использования  в  учебном  процессе   и  вне  школы   учебной экологической   тропы «Живая  степь».  Идея  создания  таких  троп  не  нова, и  по-разному  реализовывалась  в  самых  разных  уголках  нашей  страны  и  за  рубежом. И  все  же,  у  нашей  тропы  есть  своя  история. Одним  из  обязательных  заданий  для  старшеклассников  является  использование  на  экскурсиях  своих  исследовательских  работ. С  одной  стороны  выступление  в  качестве  экскурсовода  и  использование  своей  исследовательской  работы  служит  своеобразным  экзаменом,  позволяющим  судить  о  качестве  полученных  детьми  знаний,  с  другой  заставляет  внимательнее  присмотреться  к  окружающей  природе,  почувствовать  её,  осознать  ответственность  за  свои  слова,  а  также  донести  всё  это  до  сознания  посетителей  тропы.

              Научное  общество  учащихся  «Компас»  вместе  с  группой  учителей   стали  инициаторами  создания  экологической  тропы  «Живая  степь».  Созданию  тропы  предшествовала  исследовательская  работа  группы  ребят,  которую  используют  на  экскурсиях  на  тропе. И  в  результате, в  проект  маршрута  тропы  были  включены  такие  объекты  как  «Речка», «Железная  дорога»,  «След  человека» по названиям исследовательских работ учащихся. Проект «Железная дорога источник загрязнения нашего поселка» (2000 г. 1 место на районном НПК, 2 место на окружном НПК)  легла в основу остановки «Железная дорога», на маршруте  «Речка» дети раскрывают проект «Видовое разнообразие растительности речки Могойтуй», на остановке «След человека» используется проект «Антропогенное загрязнение окрестности п. Могойтуй». На стадии разработки проект: «Овраг». Оформление  и  установка  маршрута  тропы  оказалась для ребят наиболее  интересной   частью  работы,  т.к.  здесь  учитывались  мнения  всех  участников  клуба  «Экос».  Планируя  маршрут, уже  решаем,  где  и  на  каких  объектах  использовать  исследовательские  работы   учащихся.  И  участки  тропы,  которые  нужно  оформить  и  реализовать  в  будущем.

       Устройство  постоянных  стендов,  аншлагов  и т.п.  не  являлось  обязательным  условием  оформления  тропы  и  поэтому  при  разработке  маршрута  на  карте - схеме  указывались  примерное  расположение  стоянок.  Маркировка  -  обозначение  маршрута  тропы  ребята  решили  сделать  специальными  символами  стрелками  с  эмблемой  тропы  на  камнях  т.к.  участки  тропы  совпадают  с  местами  водопоя  и  выпаса  крупного  рогатого  скота  и  сохранность  объектов  оформления  тропы  весьма  сомнительна.  Благодаря  профессиональным  комментариям  знакомство  с  объектами  становится  более  глубоким  и  понятным.  При  использовании  на  тропе  исследовательской  работы  школьников  возникают  и  свои  проблемы.  Как  дальше  использовать  исследовательскую  работу  ребенка, когда  автор  заканчивает  школу? И  мы  решили, что  лучше  и  эффективнее  будет  использовать  исследовательскую  работу   ученика  как  основу  и  дальше  продолжать  изучение  этой  темы   более  углубленно.

       Особенно  интересными  для  участников  клуба  являются  выездные  экологические  экспедиции.  Как  показывает  опыт, ничто  не  может  сформировать   истинно  природоохранного  экологического  мировоззрения  у  школьника  без  непосредственного  общения  с  природой.  Можно  очень  много  говорить  о  красоте  природы  и  необходимости  бережного  отношения  к  её  богатствам  и  ресурсам,   но  это  так  и  не  затронет  душу, если  каждый  сам  не  ощутит  её  дыхание, воочию  не  убедится  в  сложных  закономерностях  сосуществования  живого  и  неживого  на  Земле.  Именно  поэтому  усилиями  администрации  школы  был  создан  экологический  отряд  «Экос»  при  эколого-краеведческом  лагере,  который  ежегодно  выезжает  по  округу  в   экологические  экспедиции, экскурсии  и  экологические  десанты. Отряд  ежегодно  в  весеннее  и  осеннее  время  проводит  очистку  речки  «Могойтуй»  от  мусора.  Силами  отряда  собрано  бесчисленное  множество  консервных  банок  и  полиэтиленовых  бутылок  не  говоря  уже  о  полиэтиленовых  пакетах.

      Не  менее  важным  во  время  поездок  является  обучение  школьников   современным  методам  наблюдений, организации  учебной  и  исследовательской  работы  в  природе.  Эта    работа   создала   условия  для  выполнения  системы  учебных  заданий,  организовала  и  направила   деятельность  учащихся  в  экспедиции.  Содержание  заданий  в  значительной  степени  определяет  выбор  темы  научно- исследовательской  работы,  сбор  и  фиксацию  первичной  информации.  

        За  время  существования  научного  общества  учащихся  «Компас»  через  него  прошли  более  300  учащихся.  Среди  них – призеры   районных  и  окружных  олимпиад,  участники  и  призеры  Всероссийских  конкурсов.    В  НОУ  учащиеся  приобретают  глубокий  интерес  к  биологии,  часто  профессиональный,  получает  практические  навыки  исследователя.  Многие  сейчас  успешно  учатся  в  институтах  биологического  профиля.  Таким  образом,  научное  общество  учащихся  как  сообщество  детей  и  взрослых  несёт  в  себе  большой  воспитательный  потенциал.  Кроме  работы  над  учебными  исследованиями  школьники  получают  в  НОУ  опыт  самоуправления,  развития  своих  коммуникативных  способностей,  а  также  приложения  своих  творческих  сил  в  разных областях  науки.

Важное  звено  в  подготовке  исследователя,  на  наш  взгляд, - возраст  ребят.  Обычно  это  ученики    седьмых  и  восьмых  классов,  поскольку  в  этом  возрасте  нагрузка  другими  предметами  ниже,  чем,  например,  у  девятиклассника.  Да  и  заинтересовать  такого  школьника  легче.  В  девятых  и  десятых  классах,  когда  уже  сформировано  мировоззрение,  очень  трудно  увлечь  своим  предметом.  За последние пять лет  двое учащихся приглашены  учиться  в   химико-биологическую  школу  при  НГУ.  С  ними  мы  начали  заниматься  научно-исследовательской  работой  с  шестого  класса  и  в  настоящий  момент  они  продолжают   увлеченно  работать  в  этой  области.

        Для  учащихся  нашей  школы  стали  привычными  походы  и  экскурсии  в  природу,  научно-исследовательская  работа,  участие  в  различных  конкурсах  и  олимпиадах  по  биологии  и  экологии.   И  в  этом,   прежде   всего  заслуга   учителей.  Именно  они,  общаясь  с  ребятами,  видят  тех,  которые  будут  заниматься  биологией  с  интересом,  а в  будущем,  возможно,   сделают  её  своей  профессией.  Учителя   не  только  «отбирают»  учеников,  но   и  занимаются  с  ними  дополнительно,   подготавливая  их  к  различным   конкурсам.

        Дополнительная  работа  с  учащимися  по  предмету -  трудное,  кропотливое,  порой  неблагодарное  занятие,  и  в  то  же  время -  интересное  и  увлекательное.  Ведь  победа  ученика  (впрочем,  как  и  неудача) – радость  или  огорчение  учителя.

        Важный  момент  в  установлении  деловых  контактов  между  учителем  и  учеником,  который  дополнительно  занимается  по  предмету,  конечный  результат  занятий.   По  результатам  практики  и  других  экспедиций  ежегодно  проходят   школьные  конференции,  на  которых  школьники  докладывают  результаты  исследовательских  работ,   рассказывают  об  интересных  поездках,  удивительных  и  красивых  местах.

   Можно  отметить  следующие  результаты  нашей  работы.

-Повышение  уровня  заинтересованности  учащихся  и,  как  следствие,  уровня  усвоения  материала.

-Формирование  дружного  учебного  коллектива  с  позитивным  настроем  по  отношению  к  природе.

-Включение  школьников  в  решение  некоторых  конкретных  научных  и  природоохранных  проблем.

-  отработка  методики  проведения  выездных  биологических  практик  для  учащихся   7-10-х  классов  с   выполнением  самостоятельных  работ.

        Таким  образом,  проектно -исследовательская  работа  позволяет  повысить  уровень  интеллектуального  развития  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.

Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...

Ежиные тропы

Карточки-тренажеры для изученичия разветвляющихся алгоритмов...

Экологическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Проведение занятия способствует воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом...

ИП "Тропы"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....