Биология в классах гуманитарного профиля
статья по биологии по теме
Современный образовательный процесс - явление сложное и далеко не однозначное: с одной стороны, расширение количества предметов в учебных планах, с другой – сокращение часов на преподавание дисциплин, закрепленных государственными стандартами. В этом случае большую роль играет интеграция, обуславливаемая в педагогической деятельности расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_v_klassakh_gumanitarnogo_profilya_statya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология в классах гуманитарного профиля
Авторы: О.Г. Воротникова – руков. ШМО, учитель литературы высшей категории; Н.Н. Себельдина – руков. РМО, учитель биологии высшей категории МОУ СОШ №7 г. Нижнего Новгорода
Современный образовательный процесс - явление сложное и далеко не однозначное: с одной стороны, расширение количества предметов в учебных планах, с другой – сокращение часов на преподавание дисциплин, закрепленных государственными стандартами. В этом случае большую роль играет интеграция, обуславливаемая в педагогической деятельности расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.
Современные школьники находятся на переходном этапе, когда создаются на новом уровне интеллектуальные, духовно-нравственные, этические потребности, происходит становление личности. Как говорил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в докладе на встрече с членами Российской Академии образования: «Если мы упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета к высоким идеалам, не укореним в них чувства любви, не будет России на свете».
В настоящее время система школьного образования и воспитания детей претерпевает серьезные изменения в связи с переменами социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Существенно уменьшено количество часов на преподавание предметов естественного цикла. В общеобразовательных и непрофильных классах на преподавание таких предметов как биология, химия и физика выделяется 3 часа в 10 и 11 классах, или эти предметы заменяются единым курсом «Естествознание», что исключает биологию из числа изучаемых предметов. На наш взгляд, это недопустимо, так как именно в 16 лет молодой человек начинает достаточно осознанно воспринимать очень сложные вопросы, изучаемые в курсе общей биологии. Именно в этом возрасте формируются основные био-социальные потребности личности. Поэтому одна из основных нагрузок по духовно-нравственному воспитанию ложится на интегрированные уроки и на внеклассную работу.
Сегодня учебные школьные программы и учебники по биологии ориентированны в основном на решение задач интеллектуального развития учащихся. Вместе с тем, вопрос духовно-нравственного воспитания детей средствами природы не новый. Познание природы благотворно влияет на сердце и ум человека. Природа дарует тому, кто стремиться познакомиться поближе, высокие наслаждения, совершенно не доступные тем, чьи уши и глаза закрыты для ее голосов и красок. Воспитать любовь к природе – это значит посеять добрые семена духовности, человечности, нравственной красоты. «…Рядом с нами (но иногда забытый нами) живет великий наставник и помощник всех, кто растит молодое поколение, и имя ему – природа» (Низова А.М.)
Программа предпрофильного образования «Человек и природа», представляемая нами, является смысловым шагом. Она позволяет расширить курс биологии за счет уроков литературы, представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения.
Создавая данную программу, мы определили следующие цели:
- становление духовного мира человека;
-создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей;
- осуществление предпрофильной подготовки учащихся.
Эта образовательная программа рассчитана на реализацию в 5-9 классах (предпрофильная подготовка) и в 10-11 классах гуманитарного профиля.
Нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе и биологии в 5-11 классах. В каждом классе были выделены темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.
Так, по нашему мнению, изучение в 5 классе природоведения позволяет провести интегрированный урок по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро», так как одной из главных в этом произведении является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Текст рассказа позволяет затронуть на уроке проблемы охраны природы, экологии, здоровья человека.
Интересен для пятиклассников и урок-викторина по книге В. Бианки «Лесная газета». Автор в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, позволяющая расширить знания учащихся по природоведению, воспитывающая бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней.
В шестом классе учащиеся изучают ботанику. Урок-экскурсия «Путешествие в мир растений и мир поэзии» по лирике русских поэтов XIX века позволяет продемонстрировать изменения, происходящие с растениями в разное время года, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка.
В качестве внеклассного мероприятия в 6 классе нами включен в программу вечер-бал «Мне по сердцу цветы наших русских полей», в рамках которого можно обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии растительного мира, его значении в природе и жизни человека.
Курс зоологии в 7 классе позволяет вести разговор о взаимоотношении человека и животных, о сострадании и бессердечии как критериях нравственности человека на материале таких литературных произведений, как рассказ Л. Андреева «Кусака» и «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского. Причем двухчасовой семинар по книге Троепольского проводится как урок внеклассного чтения.
Продолжая разговор о взаимоотношении человека и природы, мы предлагаем в 8 классе две темы. Во-первых, это урок-раздумье «Мы в ответе за тех, кого приручили» по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Этот урок нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека. Философичность произведения помогает расширить разговор о взаимосвязи человека и природы, человека и домашних животных.
Во-вторых, нами разработан урок «Поэты русского зарубежья о природе», который продолжает разговор о любви к Родине через отношение к родной природе. На этом уроке, помимо отработки элементов анализа поэтического текста, повторяется материал по биологии, обсуждаются особенности природы средней полосы России.
Знания по анатомии и физиологии человека позволяют по-новому вести разговор в 9 классе о повести М. Булгакова «Собачье сердце». Интегрированный урок «Умному дай голову» расширяет разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основе живучести «шариковщины». Девятиклассникам легче понять цели и задачи эксперимента профессора Преображенского, причины его неудачи, таким образом определить гуманистическую позицию автора.
Разрабатывая уроки для 10-11 классов гуманитарного профиля, мы исходили из того, что на изучение биологии в этих классах программа выделяет по 1 часу в неделю, что крайне мало для объемного и серьезного материала. Интегрированные уроки позволяют, во-первых, учителю биологии использовать дополнительные уроки, во-вторых, учителю литературы по-новому подойти к литературному материалу.
В 10 классе нами запрограммирован урок внеклассного чтения по «Запискам охотника» И.С. Тургенева, который должен через работу с текстом привести учащихся к определению роли пейзажа, расширить понимание функций пейзажа.
Двухчасовой урок «Психологизм Достоевского» по роману «Преступление и наказание» помогает десятиклассникам понять личности героев произведения, объяснить их поступки, действия через психологические особенности каждого. Судя по нашему опыту, урок помогает взглянуть на литературных героев по-новому. Ребята находят причины их поступков и проступков. А, объяснив, как известно, легче понять.
В 11 классе нам кажется важным разговор об экологии на основе повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Это произведение поднимает тему народа, его истории, его земли, влияния человека, технического прогресса на природу, взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Повесть дает возможность ощутить человека как звено в нескончаемой смене поколений. Нравственные начала переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории.
Семинар по повести Э. Хемингуэя «Старик и море» позволяет вместе с героем войти в большой мир Природы, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой великой гармонии.
В результате опытной работы над созданием программы, мы убедились, что она, во-первых, работоспособна, во-вторых, единая программа такого курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.
Кроме того, данная программа демонстрирует необходимость совместного преподавания общих тем, создает новые условия взаимодействия между учителем и учеником.
Научить будущего члена общества критически мыслить, логически рассуждать и аргументировано отстаивать свои убеждения – одна из основных задач преподавателя. Данная программа позволяет решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи и биологии, и литературы более эффективно.
Литература
1. Алексий II / Ридигер А.М./, патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования (Текст): док. на встрече с членами Российской Академии образования, 29 декабря 1994 года. //Педагогика.-1995.-№3.-С.74-89.
2. Низова А.М. Великий учитель – природа (Текст).- М.: Знание, 1971.- 50с.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература (5-11 класс): Учебно-методический комплекс /Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Учебник-хрестоматия; программа; дидактические материалы; методические советы; практикумы. [Тексты]. – М.: Просвещение, 2005-
4. Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. Биология (5-11 класс): Учебно-методический комплекс /В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшкин, Р.Д. Маш. Программа; учебник; методические пособия; рабочие тетради [Тексты].- М.: Дрофа, 2005-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая (переводная) контрольная работа по математике за 5 класс гуманитарный профиль
Приблизительная контрольная работа в формате ГИА за 5 класс...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Удивительный мир Британии»
Основной целью данного курса является формирование межкультурной компетенции, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявления...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...
Контроль качества знаний по курсу английского языка в классах гуманитарного профиля на основе применения проектной технологии.
Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес ...
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...