Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

 Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 лет

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pochemuchki_izmenennaya.doc84 КБ
Файл itogovoe_zanyatie_pochemuchki.docx32.46 КБ
Файл lesnye_tayny.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Новодугинский Дом детского творчества

Утверждено приказом директора ДДТ №

От «    » ___________     2013

Директор ДДТ____________

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское объединение «Почемучки»

Возраст обучающихся: 9-11лет

Срок реализации:1 год

Педагог дополнительного образования:

Мельниченко Нина Александровна

2013-2014учебный год

Программа дополнительного образования
«Почемучки»

Пояснительная записка

Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа – все вызывает множество вопросов «почему?»
       
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
       Задачи:
1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации;
4. обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
5. учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
6. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
7. развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
8. развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
       При реализации программы применяются образовательные технологии:
развивающее обучение;

проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения;
технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа);

ИКТ;
здоровьесберегающие технологии.
      Учебный материал  адаптирован соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
    Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического, научно-популярного и художественного  характера.
Используются разнообразные методы обучения, способствующие выявлению творческих способностей детей, и предоставляется  максимальная  возможность для их реализации.
Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наглядный и дидактический материал;
- инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;
- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);
- наличие компьютера.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Учебно-тематический план

Содержание

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Человек часть природы

9

1

8

3

Природа наш дом

16

4

12

4

Домашние любимцы

12

4

8

5

Оранжерея на окне

6

2

4

6

Зеленые друзья

10

2

8

7

Пернатые друзья

6

2

4

8

Итоговое занятие

4

2

2

9

Культурно-массовые мероприятия

8

2

6

итого

72

20

52


 
Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края.
  • Правила поведения в природе.  

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Содержание

1. Введение(1+1)

Теория.

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология?".

2. Человек - часть природы.(1+8)

Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.). 

Практика. Практикум «Вопросы Почемучки»

Игра «Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета?»

Игра «Как работает ухо».

Игра «Что такое человеческие зубы?

       Путешествие по организму.

 Доктор Айболит советует….

 Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.). 

Правила здорового образа жизни.

Рисунки, плакаты, загадки, кроссворды. Работа с муляжами.

3. Природа - наш общий дом

Теория.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Микроскоп и другие увеличительные приборы. Правила работы с микроскопом. Человек - часть природы.

Практика.

 Практикум «Вопросы Почемучки».  Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю". Работа с микроскопом и другими увеличительными приборами.

 Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни. Каким животным поставлены памятники и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». "Почему погибла дубрава?"

Игра «Давайте поиграем в пищевые цепочки».

 Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" Мини исследования.

И на хищника управа есть 

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки? Мини исследования

Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки».

1.Экологическая сказка.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

4.Самостоятельная фантазия.

 

Существует ли дружба в природе. 

       Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки».

 Виртуальное путешествие «Тайны живой природы»..

Игра "Секреты леса"

В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.

 А мы тоже пахнем?

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов). Работа с презентациями. Мини исследования

4. Домашние любимцы. Дикие животные 12

Домашние животные.  Кошки, собаки, рыбки, попугайчики, морские свинки, лошади, свиньи, куры, кролики  и др. Условия содержания.  Правила ухода, кормления.
Дикие животные
Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных Видео экскурсия: «Животный мир различных природных зон».


Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» 

Практическая деятельность: Составление пищевых цепей.

 Работа по созданию презентации «Дикие животные».
 Сочинение-рассуждение  «Хочу котенка

 Составление презентаций.

Просмотр видеофильма. Работа с литературой. Мини исследования

5.Оранжерея на окне 6

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

Знакомые незнакомцы.

Практика. Мини исследования

Растения вокруг нас. Игра «Правда ли это»

Комнатные растения

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.
Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Фитонциды.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки»

 Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений.

 Мини исследования «Родина растений»
Демонстрации: предметы ухода за растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Демонстрации: Правила расстановки комнатных растений.
Видеоэкскурсия в цветочный магазин.
Составление памятки для любителей комнатных джунглей.

 

 Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». 

Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

Мини исследования

6.Зеленые друзья10ч

Деревья
Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки»

 Составление гербария листьев некоторых деревьев. Зарисовка веточек различных деревьев.

 Игра «Угадай, чей листочек?»

Демонстрации: Гербарий веточек лиственных и хвойных деревьев.  
Экскурсия в парк около школы
.

 Мини исследования
Деревья, которые не могут жить без животных

Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Игра «Кто больше?» (Составление природных связей между животными и деревьями).

Демонстрации: Иллюстрации данных видов деревьев в книге «100 великих загадок живой природы».


Лесные растения

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. Красная книга Смоленской области.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Составление гербария лесных травянистых растений.

Необычные растения
«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. (Сведения энциклопедий и книги «Рекорды животных»)

 Демонстрации: Иллюстрации лесных растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсия в березовую рощу.
 
Видеофильм «Удивительные растения».

Сочинение-загадка о любом интересном растении. Мини исследования


Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов»
Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Демонстрации: Видеоматериал «Лесной пожар».


7. Пернатые друзья 6ч

Пернатые друзья.

Отряды птиц. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

Практика
Демонстрации: «Красная книга. Птицы».
Видеофильм «Птицы» .

Прослушивание голосов птиц средней полосы России.

Презентация «Птицы».

Практикум «Вопросы Почемучки» Игра «Кто, где живет?».

 Рисунки птиц  по  сказкам. Наблюдения за птицами.

Мастерская «Кормушка для птиц»

Составление презентаций. Мини исследования.

8.Итоговые занятия в конце учебного года. Экологический марафон. Неделя детского творчества.

9.Культурно-массовые мероприятия

Экологический светофор.

Путешествие по царству Гигиены.

В гостях у Берендея.

Маленькие тайны большой компании.

Литература

Для педагога

  1. Непомнящий Н.Н.100 великих загадок живой природы. – М.: Вече, 2007.
  2. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  3. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
  4. Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10
  5. Ресурсы Интернета

Для детей:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО « Астрель»: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999



Предварительный просмотр:

МКОУ «Новодугинский дом детского творчества»

Итоговое занятие

Маленькие тайны большой компании

или путешествие в лес, полный чудес

Творческое объединение «Почемучки»

Педагог:

Мельниченко Нина Александровна

Новодугино

2014

Маленькие тайны большой компании

или путешествие в лес, полный чудес

Цель:подведение итогов работы творческого объединения «Почемучки».

Задачи:

  • систематизировать и обобщить  знания детей о лесе и о лесных тайнах;
  • познакомить с правилами поведения в лесу;
  • воспитать любовь к окружающему миру, к родному краю.

Педагог:  Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём (Лес)

        Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Мы, порой, не замечаем той красоты, которая нас окружает.

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой:

И. Никитин

Ребята, любите ли вы природу? (ответы детей)Но мало говорить о любви к природе, надо уметь относиться к ней бережно. Но люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.

        Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес и его обитателей. Нет такого произведения, в котором бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наш город, утопающий в зелени. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня сможете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте!

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

И. Никитин

 Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес? Лес - это целый мир (ответы детей).

Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам загадки о деревьях, которые растут в нашей местности:

Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче. (Дуб)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой -

Любуется собой.            (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды. Живёт около 100 лет.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

 Очень прямо я расту в высоту.

 Если я не на опушке,

 Ветви только на макушке. (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

Какое дерево является символом России? (Берёза)

Берёза даёт человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200 л сока. Живёт до 300 лет.

 Её всегда в лесу найдёшь -

 Пойдёшь гулять и встретишь.

 Стоит колючая, как ёж,

 Зимою в платье летнем.    (Ель)

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Ель растет 150-200 лет.

Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Тополь - «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%.Очень быстро растёт, живёт 60-80 лет.

С моего цветка берёт

 Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Одно взрослое дерево липы даёт в среднем 70 кг мёда. Живёт дерево 300-400 лет.

 Что за дерево стоит -

 Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветёт в апреле-мае до распускания листьев. Живёт 80-100 лет.

Педагог: Видите, ребята, какой у нас удивительный лес! Наша страна -  самая богатая лесами страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его дары?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, всё вокруг -

Это наш зелёный друг!

А сейчас оглянитесь вокруг и  назовите предметы, которые сделаны из дерева?

(ответы детей).

Лес наш добрый, лес могучий,

Зелёный - друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дать тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод -

Всем сластёнам хватит на год.

В зной пошлёшь, ты полю тучи,

Лес зелёный - друг наш лучший.

Педагог: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Она активно используется в промышленности: из неё получают ткани, сахар, скипидар и многое другое.  А главное, из древесины производят бумагу. Её изготовляется в мире огромное количество. Если расстелить всю бумагу, изготовленную во всём мире, то можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна работа по сбору макулатуры, которую можно перерабатывать и изготовлять новую бумагу, не губя лес.

«Лес - богатство народа» - старая русская пословица.

Педагог: Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот «завод», что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Здравствуй, светлая лужайка.

Чем богата, угощай-ка!

Угощу на славу всех.

Вот - брусника,

Вот - орех,

Вот - родник студёный, пей:

Есть чем потчевать гостей!

Педагог:А сейчас давайте разгадаем«Лесную мозаику»

1. Невысок и коренаст.

 Поглядеть решил на нас.

 Приподняв с утра под ёлками

 Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

2. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками.       (Орехи)

3. Не балует дуб детей.

 Одевает без затей:

 Все в его семейке

 Носят тюбетейки.        (Желуди)

4. Каждой весною

 Лапы еловые

 Старые лампы

 Меняют на новые.       (Шишки)

5.Чем больше колец,

 Тем старше жилец.      (Дерево)

6. Ловит солнышко лучистое,

 Зрея на опушке.

 Покраснеет - и душистая

 Попадает в кружки.(Земляника)

7. Богатырь стоит богат,

 Угощает всех ребят:

 Ваню - земляникой,

 Таню - костяникой,

 Машеньку - орешком,

 Петю - сыроежкой,

 Катеньку - малинкой,

 Васю - хворостинкой...  ( Лес)

Педагог. А сейчас каждый Почемучка сдаст экзамен по игровым билетам.  Внимание экзамен начинается. Вы тащите билет-задание и готовите ответ за 5 мин.

1.Игра в «Пазлы» из пословиц

Из предложенных фраз составить примету, связанную с погодой:

Увидел скворца – весна у крыльца;

Много ягод – к холодной зиме;

Поздний грибок – поздний снежок.

2.Загадки

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел)

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан)

Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Злая как волчица, жжётся как горчица, что это за диво? это же…(Крапива)

3.Игра «Веришь – не веришь»

Ягода клюква боится снега? (Нет)

Муравьи могут переплыть реку? (Да)

Существуют лягушки, живущие на деревьях? (Да)

У птиц память отсутствует? (Нет)

4.Экологическая телеграмма

«Люди! Подскажите лекарственную траву при простуде. Заранее благодарю. Медведь»

(Ответ: листья и ягоды малины, липовый цвет, шалфей и др.)

5.Игра для «Почемучек»

Вам следует доказать:

Зачем нужны змеи, ведь они опасны, может их надо уничтожать?

(Уничтожать змей не нужно, их яд применяется в медицине, из него получается лекарство, также змеи питаются грызунами, поэтому контролируют их численность, чтобы их не появлялось слишком много.Ведь в природе бывало, что полчища грызунов шли, съедая все на своем пути, нанося вред и людям в населенных пунктах и природе в целом.)

Почему в лесу нельзя уничтожать ядовитые грибы?

(Яд в малых дозах полезен и иногда применяется в народной медицине.В лесу мы только гости, поэтому ничего уничтожать нельзя.)

6.Игра «Третий лишний»

Выберите правильный ответ:

Какие насекомые видят красный цвет: пчёлы, бабочки, стрекозы? Кто быстрее всех летает: аист, орёл, стриж?

Кто из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, лягушка, заяц?

7.Викторина «Страшилки природы»

Как называется дерево смерти? (Анчар)

На счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный сок, переваривает их (Росянка).

Божьи коровки кусаются, когда рассержены?

(Нет).

8. Просто вопросы:

Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах? (Кукушка)

Есть ли зубы у хищных птиц?

Где живут пчелы и как называют домики для пчёл?

(Для диких пчел – дупла, для домашних – улей)

Есть ли зубы у комаров? (Нет)

9.Конкурс «Путешественник–отличник»

Вопросы-задания:

В лес надо брать: компас или глобус?

Костёр надо разводить: на поляне или под деревом?

Мусор надо: взять с собой или оставить в лесу?

Что не разлагается в почве: полиэтилен или бумага?

Прежде чем уйти, костёр надо: залить водой, засыпать торфом или песком?

Увидев птенца, надо: пройти мимо или взять домой?

Педагог: Молодцы!  Ребята, а для кого лес является домом? Какие животные живут в наших лесах? (ответы детей) Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете, кто ухаживает за лесом? В нашей стране много учёных - лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги. А кто охраняет лес? Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит:

  • «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево»;
  • «Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи»

Педагог: Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

А. Берестов

Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, про деревья всё-всё знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (ответы детей) (Липа, зверобой, береза, крапива.)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить.

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

        

Лес даёт человеку лекарственные травы и цветы, грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из неё варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.

Скажите, какая трава растёт у дороги, у тропинки, которую прикладывают к ранам? (подорожник).

Педагог: Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять её. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

1. Не разоряйте птичьего гнезда.

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

2. Не режь кору деревьев!

Нельзя так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут.

3. Не разжигайте костёр в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно -

 Закончиться может забава ужасно.

 В лесу очень сухо бывает порой,

 Костер обернётся серьёзной бедой!

4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

 Вы в поход пришли, ребята:

 Отдохнуть, конечно, надо:

 Поиграть и порезвиться,

 И наесться, и напиться:

 Но вокруг остались банки,

 Целлофан, железки, склянки:

 Оставлять их здесь нельзя!

 Не поленимся, друзья:

 Мусор тут, в лесу, чужой,

 Заберём его с собой!

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья - лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Педагог: Ребята, а теперь конкурс «Весёлые художники» - необходимо с закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное. Один рисует – остальные угадывают.

Молодцы, ребята все справились с заданиями. А наша встреча подошла к концу, в заключение хочу прочитать такие строки.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

В. Шефнер

Подведение итогов.  Рефлексия



Предварительный просмотр:

Лесные тайны

Цель занятия:

-углубить знания детей о растениях и животных леса, учить видеть взаимосвязи в природе, показать учащимся необходимость охраны природы,  закреплять экологические правила;

-развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес у детей;

-воспитывать привычку заботиться о природе и о его обитателях, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, рисунки Интернет.

Ход занятия

1. Организационный момент

2.Определение темы занятия

Отгадайте загадку:      Есть у ребят зеленый друг,

                                     Веселый друг, хороший, он им протянет

        Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)

Я приглашаю вас, ребята, на встречу с чудом. Мы отправимся в путешествие по лесу.

Целеполагание: что мы сегодня сможем узнать о лесе?

2. Работа по теме

У. Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы.

Дети работают в группах.

Карточка 1. Названия животных.

…купается – к ненастью.

…выходят из-под земли – хорошей погоды не жди.

…кричат – к дождю.

…работают – погода меняется.

Когда … после заката солнца неустанно лают – жди ясной погоды.

…проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.

Карточка 2. Названия растений.  

Отцветают … - падают холодные росы.

…перед дождем поднимает ветви.

… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем.

Закрыт цветок … - жди дождя.

Если … рано утром развернут венчики – жди ясной погоды.

Если на … много шишек – год будет добрый.

Карточка 3. Названия явлений природы.

Соловей неумолчно всю ночь поет – будет сильный …

Если птицы умолкли – ожидай …

Ласточки летают то вверх, то вниз – жди …

Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет …

Перед … лес притихает.

Карточка 4. Состояния погоды.

Пауки ткут сеть в сторону севера – к …

Пчелы вылетают из ульев и сидят на его стенках – к …

Раки на берег выходят – к …

Ветер с востока летом – к …

Если солнце восходит в тумане, днем будет …

Гуси и утки клюв под крыло прячут – к …

Ответы:  

1. Название животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, мухи.

2. Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, соснах.

3. Название явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой.

4. Состояния погоды: похолоданию, жаре, ненастью, засухе, душно, холоду.

Работа над пробелами знаний, уточнение ответов

 

Педагог. Сейчас мы должны переправиться через ручей. Составьте правила поведения у речки и нарисуйте к ним условные знаки.

П.. Вот мы дошли до леса. Нас встречает владелец лесов.

 Звучит музыка, появляется                        

педагог в костюме Лесовика. Ребята, если вы сможете ответить на мои вопросы, я вас с удовольствием приму к себе в гости.

Вопросы:

1.        Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за  нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2.        Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

3.        Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4.        Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают давать семена.)

5.        Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)

6.        Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)

7.        Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

8.        Назовите главного коварного врага леса. (Пожар.)

9.        Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька - мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)

10.        Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птенцы после этого бросают свое гнездо.)

11.        Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти под снегом корм трудно.)

Л. Молодцы, ребята! Добро пожаловать в мои владения!

П. Давайте посмотрим. Какие удивительные деревья растут в наших лесах!

                                        Слайд- береза.

П. Ребята, а что вы знаете о березе?

Д.- Весной у березы начинается сокодвижение;

    -Березовый сок обладает лечебными свойствами, в нем много витаминов;

П. Правильно.  Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку множество лекарственных продуктов. Листья березы лечат суставы, прикосновение к стволу деревьев успокаивает нервную систему. Одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну 200 л сока.

                                        Слайд-дуба.

П. Это очень величественное дерево. Его возраст может достигать 1000 лет, высота 40-50 м, толщина ствола 1,00-1,50 м в диаметре. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди, страдающие пониженным давлением. В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар использовали как противоядие при отравлениях.

                     Слайды лесных деревьев и кустарников. И их определение по внешнему виду. Дети называют отличительные признаки.

Д. В лесу столько деревьев, разве обо всех расскажешь.

П. Я вам буду загадывать загадки, а вы узнайте эти деревья.

 Что же эта за девица:

 Не швея и мастерица,

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(Ель, сосна.)

П.Это дерево обогащает воздух не только кислородом, но и летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

                                                                                                                                          Весною зеленела,

                                                                                                                                       Летом загорала,

                                                                                                                                     Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

П. В плодах рябины не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе, используется в народной медицине как тонизирующее, противовоспалительное средство.

П. О каком кустарнике так говорят: «Колюч, как ежик, красив, как роза?»

Д. Кто же не знает шиповник!

П. Достаточно съесть 5-8 ягод, чтобы обеспечить двойную потребность организма в витамине С. Он в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз - лимона!

П. Идем дальше. На лесной полянке встречаем ежей.

                       Слайд с изображением ежей.

П. Обыкновенный еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. Вся спина покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Хвост короткий, имеет четыре коротких и толстых ног с плоскими ступнями. Ежи могут свертываться в клубок: так они спят и спасаются от врагов.

Еж держится в одиночку, делает себе логовище под кучами хвороста или в ямках. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей. Ежиха кормит их своим молоком. Новорожденные ежики имеют в длину около 5-6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму.

Еж ведет ночной образ жизни. Питается растениями и мелкими животными. У ежей хороший слух, обоняние, но зрение и вкус слабые.

У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины.

Слайд - «Оздоровительная полянка».

П. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

П. Идем дальше… Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы о лесе вы знаете?

«Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает»

«Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади»

«Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет»

«Дерево держится корнями, а человек – друзьями»

«Без леса не житье, а вытье»

«Кто дерево посадит, тот человеку друг»

П. Молодцы! А сейчас у нас экологический конкурс. Каждый ученик должен составить экологические знаки о поведении человека в лесу и защищать их.

Возможные варианты ответов.

Запрещена охота на животных!

Запрещена вырубка деревьев!

Нельзя рвать цветы!

Нельзя разводить костры в лесу!

Нельзя громко кричать в лесу!

Нельзя ловить и  уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей!

Итог занятия

П. Мы разгадали не все лесные тайны. Узнать о пользе леса, о его целебных свойствах помогут книги и новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу.

Ежедневно в мире более 20 миллионов гектаров леса страдает от пожаров, 97 % из которых не зарастает 5-6 лет. Брошенная в лесу бумага может лежать до разложения более 2 лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 100 лет.

Берегите лес, и вы сохраните

     Красоту земли и свое здоровье!

Рефлексия: смайлики эмоций, выберите свой смайлик и закрепите его на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)

       Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В...

Программа внеурочной деятельности "Экологическая безопасность человека"

Программа внеурочной деятельности  по биологии "Экологическая безопасность человека" соответствует требованиям ФГОС ООО....

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности  учащихся через системно - де...

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс

Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....