Внеклассное мероприятие для учащихся 4 - 7 классов "В царстве фауны нашего округа"
методическая разработка по биологии по теме

Щербань Ирина Николаевна

Экологическое мероприятие в форме устного журнала, посвященное году Охраны окружающей среды. Мероприятие разработано совместно с учителем географии Медведевой Л.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В царстве фауны нашего округа.

Экологическое мероприятие в форме устного журнала, посвященное                                 году Охраны окружающей среды, для учащихся 4 – 7 классов.

Цели: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем, помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада в сохранении окружающей среды, воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

1.Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.                                                                      2. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к природе, любви к родному краю, бережного отношения к ней, личной ответственности за окружающую среду.                         3. Развивать умение работать в команде.

Оформление:                                                                                                                               - стенд с надписью «В царстве фауны нашего округа» и рисунками обучающихся;                                                  - выставка рисунков и плакатов под названием «Чтоб Земля была здоровой!»;                 - аудиозаписи: шум леса, голоса птиц и животных;                                                                 - презентация к мероприятию;                                                                                                          -  видеоролик «С любовью к малой родине»                                                                                  -  реквизит для проведения конкурсов: надписи с названиями команд «Зоологи», «Орнитологи», «Экологи», конверты с заданиями, указки, песочные часы,  стаканы с водой, ложки, элементы костюмов и атрибуты для  изображения птиц и животных;                                                                                                                                    -  дипломы и призы для победителей.                                                                                                                                Оборудование: проектор, компьютер, экран, микрофоны.                                                 Зал украшен шарами. На столе у жюри надпись.                                                                                

Слайд № 1 презентации

Ведущий: Добрый день, ребята, педагоги и гости. Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное году Охраны окружающей среды,  «В царстве фауны нашего округа».

Форма проведения - устный журнал.

Конкурсную часть будет оценивать жюри в составе (представляются члены жюри). Гости мероприятия: директор школы, учащиеся 5 классов, классные руководители, родители.

В игре участвуют команды 7А, Б, В классов. Прошу капитанов подойти и выбрать название своей команды.

Ведущий объявляет название 1 страницы.

1 страница: «Кто они такие?». Выходят обучающиеся 7 «А» класса с сообщениями (сообщения готовятся заранее).

1-ученик. Птицы и животные  населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне,  в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Мы привыкли к их соседству, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с ними.

2-й-ученик. Вспомните русские пословицы: (ответы из зала)

1. Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.

2 Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.

3. Где б  ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

4.Еж мал, но и медведя из берлоги выживет.
5.Где два оленя пройдут, там и нам большая дорога. 

6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

     3-й ученик. Животных на земле много - более 2 миллиардов видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение животных и птиц. Не случайно некоторые виды птиц и животных имели культовое значение. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур и собак. А соколиная охота? Она существует с глубокой древности.

      4-й ученик. Животные и птицы  различаются по внешнему виду, размерам:

- медведь может весить в три раза больше льва.  Самый  крупный  медведь – кодьяк, обитает на Аляске,  достигает длины 3 м и веса 780 кг. (Слайд № 2)

- самое большое животное, обитающее  на  суши - африканский слон. Самцы африканского  слона  могут быть  в  длину до 7,5 м, 3,5 м - в  высоту. Вес африканского слона может доходить до 6 т (Слайд  №3)                                                                                                                                                                   - самое быстрое наземное животное – гепард (Слайд № 4). Сверхэластичный позвоночник  и  длинные лапы  позволяют  ему  разгоняться  за  2  секунды  до  75 км/ч,  а   за 3 - до 110 км/ч,  что  превосходит  показатели  разгона  большинства  спортивных автомобилей                                                                                                                               5-й ученик:                                                                                                                                     - страус,  (Слайд №5) самая   крупная   птица  на   нашей  планете,   встречается   на территории  равнин Африки   и  Аравии.   Научное  название  страуса   в   переводе   с  греческого   означает «воробей-верблюд».  Крупный  самец  страуса  может  достигать  высоты  2,8  метра,   и  весить  более  156  килограммов . Яйца страуса могут достигать по   весу  1,4   килограмма   и   являются   самыми   крупными   птичьими    яйцами    в современном   мире.  Страусы  могут   при  беге    развивать  максимальную  скорость  вплоть   до   98  км / ч,   что  делает  страуса  самой  быстрой  птицей  на земле и самым быстрым двуногим существом в мире.

 6-й ученик:                                                                                                                                       - в  бассейне  Амазонки,  в  южной  Колумбии,  Эквадоре,  северных   регионах  Перу  и Боливии,  а  также  на  западе   Бразилии  обитают   крошечные обезьянки – карликовые игрунки. Их  величина  составляет  от 11 до 15 см, не считая хвоста, который длиной от 17 до 22 см. Вес игрунок от 100 до 150 г. (Слайд № 6)                                          

 7-й ученик:                                                                                                                                   - самая  маленькая  птичка - колибри размером с небольшого шмеля, за 1 секунду 70 раз взмахивает крыльями. (Слайд №7)                                          

     Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни животные  живут в лесу, другие - в степи, третьи - в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они оказывают благотворное влияние на развитие жизни на Земле.

 8-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических животных и птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.

2 страница. Выходят обучающиеся 7 «В» класса с сообщениями (сообщения готовятся заранее)                                                                                                                        Ведущий: Наша вторая страница так и называется «Удивительное - рядом»

     1- й ученик.

Зелень нивы, рощи лепет.

В небе жаворонка трепет.

Теплый дождь, сверканье вод

-Вас назвавши, что прибавить?

 Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

                          (В. Жуковский)

     2- й ученик. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю от снега: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес. 7 апреля - Благовещение. В этот день по старинному русскому обычаю пекут кулики - булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается весна. В начале апреля к нам прилетают серые вороны. (Слайд № 8) По преданию, именно ворона является предвестницей весны. Ненцы, ханты и манси отмечают 7 апреля Вороний праздник - Вурны хатл. На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

     3-й ученик (ученица одета в костюм народов ханты)

     «- Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не, то что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - чёрная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она всё равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. Так повествует хантыйская легенда, древняя, как сам народ, сложивший её»

     4-й ученик. В хантыйских и мансийских преданиях вороны считаются покровительницами женщин и детей.

       Мокрый цап (это опилки и стружки из мягкой древесины, которые насыпали в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои озябшие лапки. А когда улетает ворона в тёплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где мне лапки свои погреть». Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению детей.

     5-й ученик. Самый знаменитый житель Югры: Медведь Стёпа. (Слайд №9)                                           Он первый питомец природного парка «Самаровский чугас». История  его появления  в окружной столице своеобразна. Каждый год в дикой природе по разным причинам остаются сиротами медвежата. Все они обречены на скорую гибель. В мае 2001 года в лесах Нижневартовска браконьеры убили медведицу, оставив сиротами двух медвежат. Истощенных и больных их подобрали в лесу охотоведы госохотинспекции. Дальше, при активном содействии Нижневартовского природного парка «Сибирские увалы», 15 июня 2001 года 4-месячный Степа был передан  «Самаровскому чугасу», а его брат - в Нижневартовский зоопарк.

     6-й ученик. Первым местообитанием мишки стала Станция Юных Натуралистов. В июле 2003 года его перевезли в вольерный комплекс эколого-просветительского центра «Шапшинское урочище», поселок Шапша. Вот уже на протяжении двенадцати лет за ним присматривают специалисты-биологи -  сотрудники отдела вольерного содержания животных. Для Степана созданы благоприятные условия для содержания. Вольерный комплекс - своеобразный реабилитационный центр  не только для Степы, но и для других животных, попавших в беду. Рядом со Стёпой живут: орлан-белохвост, енотовидная собака Масяня, лисица Черныш, семейство лошадей Приобской породы. Уход, ласка и забота им обеспечены.

     7-й ученик. Степан стал любимцем не только сотрудников, но и всех жителей, и гостей города Ханты-Мансийска. Ласковый, любопытный и хитрый, он часто ведет себя как ребенок. Он большой сладкоежка: мед и сгущенка - его любимые лакомства. Празднование Дня его рождения, ставшее уже традиционным общегородским мероприятием, ежегодно проходит весной, когда мишка пробуждается от зимней спячки. В конце марта косолапый вышел из спячки, и теперь он радуется гостям и принимает поздравления. Именинник - медведь молодой, в самом расцвете сил, ведь продолжительность жизни медведей в неволе - почти 50 лет.

     8-й ученик. Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто - то стучит в барабан. Но кто же этот лесной барабанщик? (Слайд № 10) Знакомьтесь, это дятел. Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые. Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. У некоторых дятлов язык ещё и с зазубринками - крючками. Никто не вырвется! Словно внимательный доктор, дятел осмотрит, простучит каждое дерево на своём участке леса (звуки ударов по стволу)

      9-й ученик. Многие из нас задавались вопросом, как дятлам удается безболезненно переносить такое количество ударов клювом о твердую древесину и не страдать от постоянного сотрясения мозга. Ведь клюв у многих видов дятлов во время долбления древесины движется с большой скоростью, отчего голова дятла испытывает кратковременное отрицательное ускорение, которое является запредельным. Такое ускорение могут недолгое время переносить профессиональные гонщики, лётчики или космонавты. Так вот, оказывается, что у дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно поэтому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поиске насекомых. Дятел не только "лесной доктор", но и "строитель". Он выдалбливает в стволах деревьев глубокие дупла. Дупло - это его дом. Над его созданием трудятся и самец, и самка. Потом они по очереди высиживают яйца и выкармливают появившихся птенцов.

     10-й ученик. Интересно, что такие птицы как дятел могут встать на пути человека по освоению космического пространства. В девяностые годы несколько дятлов нанесли значительный ущерб шаттлу Дискавери, продолбив огромное число дырок в изоляции топливного бака стартовой ступени. Представители НАСА вынуждены были отложить старт почти на два месяца (Слайд № 11)

Страница 3 (третья): «Легендарные птицы». (Слайд № 12) Выходят обучающиеся 7 «Б» класса с сообщениями (сообщения готовятся заранее)

      1-й ученик. О животных и птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем-то загадочным, таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований.

      Каждой команде будет предложена легенда. Постарайтесь узнать, о ком  идет речь, и заработать по баллу.

     2-й ученик (первая легенда). (Слайд №12)  Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Ответы из зала.)

     3-й ученик (Слайд № 12) 

Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок, и даже назад - голова совы поворачивается на 180°. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихренья воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год  более 1000  мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна.

     4-й ученик. Послушайте вторую легенду. (Слайд №13) Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (Ответ учащихся). Конечно, это клесты. (Слайд № 13 ) 

    5-й ученик 

 Основное местообитание клеста-еловика - еловые и пихтовые леса, так как птица питается, как правило, только семенами шишек, и это отразилось на строении ее клюва. Концы в верхней и нижней частях клюва у клеста перекрещиваются и образуют своего рода инструмент, позволяющий птице легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны. Сосновые и еловые семена  содержат большое количество смолистого вещества, оно накапливается в организме у птиц и они как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда 15-20 лет.                                                                                                                                                                                                                      6-й ученик. И ещё одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, то есть тогда, когда есть больше корма для кормления. Самка из гнезда никуда не отлучается. Пищей ее обеспечивает самец. Такое распределение обязанностей продолжается несколько дней после появления на свет птенцов. Позже самка кормится самостоятельно, и  вместе с самцом кормит свое потомство. Выкармливают они своих птенцов не насекомыми, как большинство зерноядных птиц, а измельченными семенами. Птенцы вылетают из гнезда спустя две недели, но долгое время остаются вместе с родителями, а затем присоединяются к другим семьям.

     7-й ученик. Послушайте третью легенду. (Слайд №14)  В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Ответ учащихся)

     8- й ученик (Слайд №14) 

Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, им его  не прокормить, и все-таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако прожорливость не единственное достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых, ядовитых. А кукушка поедает их.

Ведущий объявляет следующую страницу.

Страница 4.  «Эти загадочные животные» (Слайд №15). Проводят учащиеся разных классов. 

     1-й ученик. Есть среди  наших  животных  немало  таких,  которые  поражают  своим необычным образом жизни и поведением, поэтому эту страницу мы так и назвали: «Эти загадочные животные». Послушайте загадки и постарайтесь угадать, о каких животных идет речь. Среди рисунков на выставке есть и их портреты, пусть они станут для вас подсказками.
 Меньше тигра, больше кошки,
 Над ушами — кисти-рожки.
 С виду кроток, но не верь:
 Страшен в гневе этот зверь!
  ( Рысь)

Рысь - сильный, ловкий и хитрый зверь. Она прекрасно лазает по деревьям и скалам. И, в отличие от домашней кошки, не боится воды. Если надо, переплывёт широкую реку. В поисках добычи ей приходится иногда совершать далёкие странствия. Она умелая охотница, может терпеливо поджидать свою жертву в засаде на лесной тропе. Бесшумно подкрадётся - и стремительно прыгает. Если добыча убегает, рысь её преследует.

2-й ученик.

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!  (
Бобры)

    Бобры известные трудяги, они одни из самых больших грызунов мире.  Появление бобров в реках и постройка ими больших запруд оказывает очень благоприятное воздействие на местную экологию - в запрудах появляется различная живность, являющаяся кормом для птиц, появляется рыба, да и лесным грызунам-зайцам не будет угрожать голод, они с радостью обгрызают поваленные бобрами деревья. В построенных речными бобрами запрудах очищается вода, плотины задерживают речной ил и река становится чище.

3-й ученик.

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?  (
Белка)

     Белка забавный подвижный и любознательный зверек любим детворой и взрослыми. Ценили белку охотники за красивый мех и художники - кисти из беличьего меха до сих пор считаются одними из лучших. Считается, что у белок короткая память. Как это ни удивительно, но плохая память белок служит добрую службу лесу, помогая обновлению лесного хозяйства. Характерной особенностью многих  белок является их способность запасать орехи на зиму. При этом некоторые виды белок закапывают орехи в землю, а другие прячут свои запасы в дуплах деревьев. Но белки часто забывают, что и где они спрятали и орехи прорастают, давая молодую поросль деревьев. Таким образом, сами того не желая, белки активно участвуют в сохранении и обновлении лесов.

4-й ученик.

Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Трав копытами касаясь,                                                                                                                  Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко, 
Рога раскинув широко.   (
Олень)

     Благородный олень - замечательное и очень красивое животное, это древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем это украшение у него меняется из года в год: весной старые оленьи рога отпадают, и на их месте начинают расти новые рожки. Этих животных ценили как из-за мяса, так и за рога и прочную кожу. Еще до Великой Отечественной войны оленей в наших краях было довольно много, но с тех пор их количество неуклонно снижается, и олени теперь находятся под защитой государства, человек охраняет и оберегает их. 

5-й ученик.

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.   
(Ёжик)

     Все ежа видели, все его знают. И все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду». И уйдет! Высунет из колючего мотка мокрый рубчатый нос.Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит – да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.

6-й ученик.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной? 
Кто стоит среди травы, 
уши больше головы?  
(Заяц)

     Это небольшой длинноухий зверек. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

7-й ученик. И среди наших птиц есть немало таких, которые поражают своим необычным образом жизни и поведением, следующий конкурс так и называется «Птицы – загадки».                                                                                                  

Команды получают конверты с рассказом-описанием образа жизни птицы и листком с пустыми клетками ответов.

Ведущий. По предложенному отрывку команды должны угадать, о какой птице идет речь, и вписать ее название в пустые клетки. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. На доске развешаны птичьи портреты - они подсказки.

1. Морозные дни и ночи проводит эта птица в подснежном убежище. Бросившись с дерева вниз, птица исчезает в рыхлом снегу. Там, под снегом она продвигается вперед, когда на полметра, когда на метр. Передвижение по рыхлому снегу птице облегчает мягкая зубчатая бахрома, расположенная по бокам пальцев. Ее роговые зубчики придают пальцам форму совка.

Громко хлопая крыльями, с треском взлетает из норы, снежная пыль искрится на солнце. Время подкрепиться. Зимой выбор пищи небольшой: почки осины, можжевеловые ягоды, хвоя сосен. А за особое пристрастие к сережкам, молодым побегам и почкам березы немцы прозвали эту птицу березовой курицей.

 У самцов на хвосте отрастают по бокам длинные перья – косы, за что и получила птица второе имя – косач. Косачи начинают так громко бормотать и «чуфыкать», что слышно далеко. Приближается сезон токования.

http://festival.1september.ru/articles/573214/img1.jpg

2. Для места жительства они, как правило, выбирают болотистые участки, расположенные в непосредственной близости от возделанных полей.  Основу их питания составляет растительная пища –– почки, семена и корневища растений, молодые побеги трав, всходы и зерна различных злаков. Время от времени они лакомятся насекомыми, червями, лягушками, моллюсками, мелкими рыбешками, мышевидными грызунами, яйцами или неоперившимися птенцами других птиц и даже змеями. Для нормальной жизнедеятельности им необходима вода, поэтому, если ее поблизости нет, они по нескольку раз в день летают на водопой.

Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

3. Небольшая птица, чуть меньше галки с более тонким и длинным клювом. Длина  30 сантиметров, хвост 11 сантиметров. Вес 125—190 грамм. Перья окрашены в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая кайма. Самка мало отличается от самца: она несколько светлее, и белые пятна не так резко ограничены. Как только созревают кедровые орешки, птицы собираются в стаю и летят к орешнику. Кроме орехов питаются жёлудями, буковыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, ягодами и насекомыми.

К

Е

Д

Р

О

В

К

А

Ведущий: страница 5 (Слайд №16)  «Давайте поиграем». (Проводит ученица 11 класса)                       

Когда идёшь ты по тропинке лесной -  
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Много в лесу птиц и зверья.
Ответы  поищем вместе друзья.

Игра «Блиц-опрос» (для всех учащихся)

1.Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (клёст)
2.Чем питается медведь, когда спит зимой в берлоге? ( запасом жира)
3. Кто собирает яблоки спиной? ( ёж)
4.У какого животного в листопад появляются детёныши?( у зайца)
5.Чем ёж на медведя похож? ( спит зимой)
6.Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
7.Что теряет лось каждую зиму? (рога)
8.У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)

1. КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды, которые по знаку ведущего на каждый шаг называют животных нашего округа. Побеждает тот, кто назовет больше.

2. КОНКУРС капитанов. ПОГОВОРКИ

Капитаны каждой команды по очереди называют пословицы и поговорки, в которых говорится о животных и птицах. Побеждает тот, кто называет последним

3.ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» 

      Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставь буквы на место и ответь на вопросы.

   1. Какое из этих животных самое маленькое? Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса. (Самая маленькая - лягушка; барсук, крокодил, шакал и собака  крупнее.)

   2. У какого насекомого восемь ног? Печал, хума, пука, баобчак. (У паука, пчелы, мухи и бабочки - 6 ног)

   3. Какое из этих животных - ни на шаг от собственного дома? Украбс, авуд, тикула, инфледь. (Улитка, но никак не удав, барсук, дельфин.)

   4. Какая из этих птиц выводит птенцов зимой в наших лесах? Кселт, сугь, дебель.

( Клест. В отличие от гусей и лебедей)

   5. Какое животное лучше всех видит? Ембогет, фигр, абезонья, брак. (Гриф видит лучше бегемота, обезьяны и краба.)

4. КОНКУРС «НАПОИТЕ ПТЕНЦА».

     Большинство птиц очень трогательно заботятся о своих птенцах, в этом конкурсе мы будем подражать птицам и стараться напоить наших птенцов.
    В центре зала на стол ставятся два стакана с водой, а около каждой команды - «стаи» по стакану, который сверху оформлен листом бумаги в виде клюва птенца. По команде ведущего члены стаи носят ложками воду и поят птенца. Кто быстрее и больше принесет птенцу воды — тот и победитель.

5. КОНКУРС  ПЕСЕН

     Каждая команда поет хором по одному куплету песни о птицах или животных. Побеждают те, кто исполнил больше песен.

6. КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

      Ребята, а вы не забыли, что недавно было 1 апреля День смеха. Давайте вспомним этот день и с удовольствием посмеёмся.

Задание. На столе перед жюри находятся листки с заданием. Участники команды выбирают задание и готовят выступление, используя элементы костюмов и атрибуты

(они подготовлены заранее и находятся на столике возле ведущего).

     Изобразить – пение кукушки, карканье вороны, ухаживание голубя, походку медведя, зайца который ест морковку, крики совы.

6 страница «Животный мир и будущее»? (слова на Слайде № 17)

Ведущий: Будущее млекопитающих выглядит безрадостным – многие из них могут исчезнуть с лица Земли. К такому неутешительному выводу пришли американские ученые, пишет немецкий журнал Spiegel. Причина столь безрадостного будущего для фауны нашей планеты кроется в совокупности глобальных климатических изменений и угрозы со стороны человека. Однажды эта гремучая смесь уже проявила себя в качестве убийцы - в случае с мамонтами.

     1- й ученик. Ребята ответьте на вопрос: «Что животные и  птицы дали человеку?»

Ответы: сопереживание полета; без них человечество мыслило бы более приземлено; краски, пение, движение, вдохновение; победу над силой тяжести; восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать, и глубокое ощущение свободы и радости; каким скучным местом был бы мир без них.

     2-й ученик. Каково будущее животного населения планеты в связи с растущим антропогенным воздействием? Такой вопрос был задан людям, посвятившим себя изучению жизни животных и птиц. И вот как оценивают положение специалисты:

- по крайней мере, 10 % птиц и животных вымрут.

- одни виды, самые прекрасные и не мирящиеся с человеком, погибнут, другие, менее привлекательные, возобладают. Что же делать?

     Одним специалистам при всем их горячем желании тут не справится. Есть много дел, посильных  каждому из нас. Это и подкармливание в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнезд, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц.

     3-й ученик. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах не мешать, а это уже не мало. Очень важно, чтобы эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете плохо и нам самим.

     4- й ученик.

Не разоряйте птичьего гнезда,

-Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Ведущий. Завершая наше путешествие по удивительному царству Фауны, хочу напомнить, что мы тоже являемся частью этого мира, и многое в нем зависит от нас и наших поступков. Сохранить богатства природы, значить обеспечить свое будущее, будущее человечества. Наша последняя, заключительная страница  «С любовью к малой Родине».

      Кто из вас может объяснить, что такое Малая родина?                                               Ответы ребят: наш край, округ, город Покачи, место, где мы родились, выросли, живем и учимся.

Жюри подводит итоги, а мы с вами посмотрим презентацию «С любовью к малой Родине».

Заключение: подведение итогов, награждение победителей, фотографирование на память.

Ведущий. Спасибо всем за игру. До свидания. До новых встреч!

Звучит музыка или песни о природе.

Медведева Л.Н., Щербань И.Н., город Покачи, МБОУ СОШ №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Развивающая среда в образовательных учреждениях школы. Внеклассные мероприятия. Лего-фестиваль "Неповторимый всеми любимый Западный округ Москвы"

Сборник статей из опыта работы специалистов образовательных учреждений Западного округа города Москвы....

SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов

SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов...

Внеклассное мероприятие по спортивно – оздоровительному направлению. Тема: Наше здоровье в наших руках

Цель мероприятия состоит в том, чтобы дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья, показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься спортом; закрепи...