Активные формы обучения и игровые моменты на уроках биологии
статья по биологии (6 класс) на тему

Подилько Наталья Николаевна

 

        Природа всегда увлекала человека, пленяла своей загадочностью и таинственностью. Познать природу, общаться с ней помогают знания, полученные учащимися в ходе учебных занятий по биологии.

      Современное общество диктует свои требования к учащимся: усиливающийся поток информации, накопление новых научных открытий делает необходимым умение быстро ориентироваться в этом потоке, извлекать наиболее существенные знания.

    В то же время наблюдается постоянное снижение уровня учебной мотивации учащихся. Время активной работы на уроке учащегося составляет 15 – 20% учебного времени, т.е. 80 – 85% времени ученик наблюдает, как работает учитель и другие ученики. Школьник превращается в пассивного потребителя знаний, а это приводит к снижению интереса к учению. Привычка получать знания в готовом виде воспитывает у учащихся иждивенчество и пассивность, приводит к неумению и нежеланию заниматься самообразованием.

   Задача учителя – так организовать учебный процесс, чтобы ребенок  максимально участвовал в деятельности, а учитель - руководил ей.  Для успешного решения этой проблемы необходима активная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения. Основной формой  активизации познавательной деятельности учащихся становится организация самостоятельной познавательной деятельности.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aktivnye_formy_obucheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активные формы обучения и игровые моменты на уроках биологии»

        Природа всегда увлекала человека, пленяла своей загадочностью и таинственностью. Познать природу, общаться с ней помогают знания, полученные учащимися в ходе учебных занятий по биологии.

      Современное общество диктует свои требования к учащимся: усиливающийся поток информации, накопление новых научных открытий делает необходимым умение быстро ориентироваться в этом потоке, извлекать наиболее существенные знания.

    В то же время наблюдается постоянное снижение уровня учебной мотивации учащихся. Время активной работы на уроке учащегося составляет 15 – 20% учебного времени, т.е. 80 – 85% времени ученик наблюдает, как работает учитель и другие ученики. Школьник превращается в пассивного потребителя знаний, а это приводит к снижению интереса к учению. Привычка получать знания в готовом виде воспитывает у учащихся иждивенчество и пассивность, приводит к неумению и нежеланию заниматься самообразованием.

   Задача учителя – так организовать учебный процесс, чтобы ребенок  максимально участвовал в деятельности, а учитель - руководил ей.  Для успешного решения этой проблемы необходима активная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения. Основной формой  активизации познавательной деятельности учащихся становится организация самостоятельной познавательной деятельности.

       В своей работе я использую различные формы самостоятельной деятельности учащихся: это и групповая работа, и выполнение практических заданий, и работа с учебной книгой и другими пособиями, ресурсами Интернета, работа со схемами, таблицами, проведение различных игр, разнообразные формы внеклассной работы.  Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, и поддерживать интерес к предмету помогают уроки-игры. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчают обучение.

       Предлагаю вашему вниманию некоторые формы активизации познавательной деятельности.

   После изучения темы «Плоды и семена» я предлагаю учащимся сыграть в игру «Весёлая корзинка». Школьникам предлагаются разнообразные растения: слива, вишня, ежевика, петуния, овёс, редька, соя, земляника, редис, шиповник, томат, арбуз, картофель. Задание - собрать в одну корзинку сочные плоды, а в другую - сухие.  Перечень растений может быть записан на доске или представлен в виде рисунков на партах учащихся. Ребятам нужно дать названия плодам и семенам.

      В ходе изучения темы «Строение цветка» с учащимися можно поиграть в игру «Волшебный цветок». У ребят на парте конверты, в которых находятся части цветка. Учащимся предлагается собрать цветок и записать его части в тетради за соответствующим номером.

      Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян, учитель предлагает учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им помогает в этом.

     На обобщающих уроках я часто провожу  игру «Брейн ринг». Игра проводится в несколько туров: 1 тур  «вопрос-ответ». Каждая команда получает вопрос, который обсуждается в команде, затем команда дает ответ на этот вопрос. Если ответ неверен, то право ответа передается другой команде.  2 тур «головоломка»  - у команд два вида карточек: термин и определение термина. Нужно найти пару. 3 тур  «Кто больше?» - командам представлен набор букв, участникам необходимо составить как можно больше слов из этих букв на тему обобщающего урока, 4 тур «Кроссворд» и 5 тур «Биологическая задача». Обычно такие уроки проходят очень живо и с интересом, хотя и требуют большего времени для подготовки.

    Особый интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры: «Поле Чудес», «Звездный час», «Счастливый случай» и другие.    

     Существуют также нестандартные уроки, творческие уроки, которые также являются активными формами обучения.

     Очень интересен для учащихся урок-экскурсия или путешествие. На таком уроке  можно дать задание каждой группе,  во время этого задания группа собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

     В старших классах хорошо использовать урок - пресс-конференцию или урок-проект. Эти уроки интересны по своей подготовке и проведению. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения, вследствие чего является повышение интереса к этому предмету.

     При изучении биологии в 8 классе я часто использую метод проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Данная педагогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий, обеспечивает прочность знаний и особый способ мышления.

      Например, проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением. При изучении темы «Питание и пищеварение» можно задать такой проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например  молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?» или при изучении темы «Дыхание» перед учащимися встает проблемный вопрос «Почему без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может жить и 5 мин?».  Такие вопросы на уроках биологии вызывают у учащихся большой интерес к предмету, позволяют более глубоко и всесторонние изучить материал. В самостоятельной познавательной деятельности учащиеся учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы. Учащиеся приобретают навыки общения,  находчивости, силы воли и другие положительные качества личности.

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно и с помощью компьютерной технологии. Такая технология направлена на формирование умений работать с информацией, максимальное усвоение учебного материала, формирование исследовательских умений. При обучении биологии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей биологии как науки. Например, для моделирования  биологических процессов и явлений, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть сущность изучаемого объекта, изучить явление, многообразие животного и растительного мира.

На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей урока. Программные средства должны иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию универсальных учебных действий и специальных предметных знаний, умений и навыков. Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение органоидов клетки, особенности строения тканей). С помощью компьютерных технологий можно проводить тестирование, решать биологические задачи, повторять пройденный материал, получать дополнительные знания, проводить лабораторные и практические работы, проводить уроки-игры.

Творческая атмосфера на таких уроках способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.

Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и педагог стремиться его создать, то активизация самостоятельной познавательной деятельности может стать помощником учителя.

     Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.

Учитель биологии МАОУ СОШ № 41

Подилько Наталья Николаевна

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

Использование игровых моментов на уроках биологии – как одна из форм организации познавательного интереса.

Уроки – игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению к...

Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии

 В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения творческой  мастерской, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инно...

Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"

Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...

Игровые моменты на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у младших школьников.

Игра-это часть учебного процесса, которая помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительнуюдеятельность, внимание, а главное- стимули...

Использование инновационных технологий, как активных форм обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда

Инновационные технологии являются активными формами обучения детей с ОВЗ....

«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»- обобщение педагогического опыта

Это материал предлагает активные формы обучения  используемые учителем ,для повышения эффективности обученияна уроках физики....