интегрированный урок биологии и обществознания в 10 классе по теме « Цитология»
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Хегай Елена Анатольевна

обобщающий интегрированный урок биологии и обществознания в 10  классе   по теме « Цитология» проводится с использованием проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17503_urok_biologii_10_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ 10  КЛАСС

ТЕМА обобщение знаний по теме « Цитология»

ТИП УРОКА урок оценки, контроля и коррекции знаний.

МЕТОДЫ защита проекта

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Презентация проектов
  3. Подведение итогов
  4. Домашнее задание

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Организация работы над межпредметным (биология и обществознание)  проектом «Цитоград»

  1. цель проекта:  Смоделировать «Цитоград» - город (общество) по принципу строения живой клетки, т.е. как саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему, способную гармонично сосуществовать в окружающей природной среде. Знать принципы строения клетки и человеческого общества. Уметь применять знания в различных областях деятельности, развивать коммуникативные компетенции, учебные компетенции.
  2. Главный вопрос: можно ли построить общество по аналогии со строением живой клетки?
  3. Направляющие вопросы:

А) Каково строение клетки? Какие функции выполняют ее органоиды?

Б) Каковы структуры общества?

В) Какие аналогии между функциями органоидов клетки и структур общества можно провести?

       4. График прохождения проекта.

дата

Содержание работы

Форма отчета о работе

Отметка о выполнении

25.11.09

Старт проекта. Лекция «Органоиды клетки»

Конспект лекции. Таблица №1 (см. приложение)

27.11.09

Лекция « Структуры общества»

(читается учителем обществознания)

Конспект лекции

02.12.09

Мозговой штурм «Функции органоидов клетки и структур общества»

Таблица №2

04.12.09

Составление презентации проекта

презентация

09.12.09

Построение модели «Цитограда»

модель

11.12.09

Составление «Обратной связи»

Текст заданий и вопросов «Обратной связи»

16.12.09

Защита проекта

Презентация проекта

   

  1. Работа с родителями: знакомство с темой и сутью работы над проектом на родительском собрании, ответы на интересующие родителей вопросы.
  2. Группы: на этапе старта проекта класс делится на группы согласно взаимным симпатиям и интересам: модель «Цитограда» по строению растительной клетки и по строению животной. Внутри группы распределяются обязанности: теоретик, компьютерщик, мастер, коммуникатор.
  3. Критерии оценки проекта: (обсуждаются и согласовываются с учащимися на старте проекта)

А) научность (глубина научного изучения вопроса)

Б) наглядность (отражение изученного материала наглядно и доступно)

В) коллективность (участие в работе над проектом всей группы)

Г) временной регламент презентации (10 минут)

Д) обратная связь (вопросы и задания команде соперников по информации своего проекта)

За урок можно выставить две оценки: за личное участие в работе над проектом и за решение теста.

       8. Тест по теме «Цитология» предлагается два раза: на старте проекта и после презентации проекта. ( Таким образом, учащиеся имеют возможность сравнения глубины знаний до работы над проектом и  по ее окончании).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ динамическая модель клетки, модели «Цитограда», выполненные учащимися, ученические презентации, средства ИКТ, анкеты оценки работы над проектом группы и каждого учащегося (см. приложение), листы с тестами, определения на доске (см. приложение).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Постановка целей, определение последовательности этапов урока, критериев оценки за урок.
  2. Презентации проектов. Команда представляет свой проект, объясняет, задает вопросы и задания обратной связи. Команда соперников слушает выступление, заполняет оценочный лист, отвечает на вопросы обратной связи. Затем команды меняются. После презентаций учитель напоминает главный вопрос проекта, учащиеся делают вывод, аргументируя свои мнения. Затем объявляются результаты оценивания работы групп над проектом по оценочным листам.
  3. оценивание личного участия в работе над проектом: учащиеся коллегиально выставляют оценки каждому в своей команде.
  4. Решение теста. Самоконтроль и самопроверка.
  5. Вывод по уроку: связь гуманитарных и естественных наук, межпредметное проникновение идей, необходимость всестороннего развития личности.
  6. Домашнее задание: написать сочинение на тему (по выбору)

«Как я работал над проектом», «Связь гуманитарных и естественных наук».

ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 таблица «Органоиды клетки и их функции»

органоид

строение

функции

№2 таблица «Структуры общества»

Структура общества

функции

№3 лист оценки проекта

Критерий оценки проекта

Оценка

1. научность

2. наглядность

3. коллективность

4. временной регламент презентации

5. обратная связь

№4 лист оценки личного участия в работе над проектом

Фамилия, имя

«5»-я работал с полной отдачей и сделал все, что мог.

«4»-я хорошо работал, но мог бы сделать больше.

«3»-я выполнял поручения группы без энтузиазма

«2»-я не проникся идеей проекта, по теме проекта ничего не сделал

№5 тест для вводной и итоговой диагностики по теме «Цитология»

                ВВОДНАЯ ДИАГНОСТИКА К ТЕМЕ « СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ»

Вопросы с одним вариантом правильного ответа

  1. цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ;   В) осуществление связи  ядра с органоидами;

 Б) внутренней среды;      Г) передача наследственной информации.

      2.  на мембранах ЭПС располагаются:

             А) митохондрии;  Б) хлоропласты;  В) рибосомы;  Г) лизосомы.

      3. как называются внутренние структуры митохондрий?

            А) граны;  Б) матрикс;  В) кристы;  Г) строма.

      4. синтез белка происходит в:

            А) аппарате Гольджи;  Б) рибосомах;  В) гладкой ЭПС;  Г) лизосомах.

      5. помимо ядра в прокариотической клетке отсутствуют:

            А) клеточная оболочка;  Б) молекулы ДНК; В) митохондрии;  Г) рибосомы.

      6. какие органоиды образуются из концевых пузырьков аппарата Гольджи?

            А) лизосомы;  Б) пластиды;  В) митохондрии;  Г) рибосомы.

      7. граны хлоропластов состоят из:

            А) стомы; Б) крист;  В) тилакоидов;  Г) матрикса.

      8. белки, входящие в состав плазматической мембраны выполняют функцию:

            А) структурную;  Б) рецепторную;  В) ферментативную;  Г) все указанные.

      9. основным местом хранения наследственной информации у бактерий является:

            А) нуклеотид;  Б) ядро;  В) мезосома;  Г) центриоль.

    10. клетка животных имеет цитоплазматическую мембрану, покрытую:

            А) гликокаликсом;  Б) матриксом;  В) слизистой капсулой;  Г) клеточной оболочкой.  

№6 определения на доске:

« клетка – это основная структурная, генетическая и функциональная единица всех живых существ. Это самовоспроизводящаяся и саморегулируемая элементарная живая система, прошедшая длительную эволюцию»

« общество – обособленная от природы, но тесно связанная с ней, часть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.Разработан в соавторстве с учителем истории Цыганковой Н.С....

Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...