Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Урок обобщающего повторения по теме "Основы генетики" в форме игры "Счастливый случай". Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_genetiki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения.

«Счастливый случай» по теме

«Основы генетики»

Цель: 1. Проверить уровень усвоенности учащимися основных знаний, умений и навыков по теме.

        2. Углубить и обобщить знания по теме.

        3. Проверить познавательную активность учащихся.

Оборудование: таблицы по генетики для оформления класса.

В игре участвуют две команды по четыре человека. Из числа учащихся выбирается жюри – 3 человека. Один ученик готовится к роли «гостя игры» Г. Менделеева.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Счастливый случай». В зал (класс) приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше ответов на предлагаемые ниже вопросы. Потом приглашается вторая команда и ей задаются те же вопросы.

Гейм первый

  1. явление преобладания признака? (доминирование).
  2. скрещивание родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков? (моногибридное).
  3. особи, которые в потомстве обнаруживают явление расщепления? (гетерозиготные).
  4. особи, которые образуют лишь один сорт гамет? (гомозиготные).
  5. парные гены? (аллельные).
  6. скрещивание родительских форм, различающимся по двум парам признаков? (дигибридное).
  7. противоположный доминантному, внешне исчезающий признак? (рецессивный).
  8. явление сцепления генов, локализованных в одной хромосоме? (закон Моргана).
  9. хромосомы, в отношении которых у самцов и самок нет различия? (аутосомы).
  10. хромосомный набор человека? (46).
  11. XY – пол организма? (мужской).
  12. материальные наследственные факторы? (гены).
  13. совокупность внешних и внутренних признаков? (фенотип).
  14. свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (наследственность).
  15. изучение родословной людей за возможно большее число поколений? (генеалогический метод).
  16. наследственная основа организма? (генотип).
  17. пределы модификационной изменчивости? (норма реакции).
  18. форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа? (модификационная).
  19. ряд изменчивости признака? (вариационный).
  20. форма изменчивости, меняющая генотип? (мутационная).

Гейм второй – «Заморочки у бочки»

Членам команд по очереди предлагается доставать фишки с номерами вопросов. Если команда не может ответить, то право ответа передается другой команде.

1. у крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) доминирует над геном рогатости.   Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного быка с гетерозиготными комолыми коровами?

       ↑

(о Аа * Аа о)

              Гаметы                      †

                                                                    

                                А       а А     а

                F1               АА    Аа  Аа       аа

                                к        к    к           р

                                3:1 или 1:2:1

2. при скрещивании двух наследственных форм растения ночной красавицы, с белыми  и красными цветами, все гибриды первого поколения имеют розовые цветы. Почему? (все гибриды первого поколения носят промежуточный характер, т.е. доминирование было неполное).

3. пород одинакового возраста и породы продали в разные фермерские хозяйства. Одна из коров стала давать молока больше, чем вторая, но жирность молока не изменилась и осталась у обеих почти одинаковой. Объясните, с чем это связано?

4. у любого ребенка можно обнаружить признаки, типичные для его матери и отца. Тем не менее даже среди близких родственников не найти двух абсолютно одинаковых людей. С чем это связано? Какой тип изменчивости здесь наблюдается?

Гейм третий – «Тёмная лошадка»

Его исследования долгое время не были правильно оценены. Лишь в 1900 году они были как бы переоткрыты и подтверждены несколькими учеными и стали основой вновь возникшей отрасли биологии – генетики.

Кто у нас в гостях? (Г.Мендель).

  1. в чем проявляется мой первый закон? (гибриды F1 при дальнейшем размножении расщепляются,  их потомстве F2 снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющими примерно ¼ часть от всего числа потомков).
  2. решите задачу. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания черной самки с коричневатым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.
  3. решите задачу. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери – карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что (ген) карий цвет глаз наследуется как доминантный? Определите генотипы родителей мужчины и женщины.
  4. дайте определение моего второго закона, согласно которому происходит наследование признаков у гибридов второго поколения.

Гейм четвертый – «Гонка за лидером»

  1. ген – это…?
  2. свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития? (изменчивость).
  3. специфическое деление клеток, при котором образуются половые клетки? (мейоз).
  4. процесс соединения гомологичных хромосом? (конъюгация).
  5. хромосомы, по которым самец и самка отличаются друг от друг? (половые).
  6. изучение развития признаков у близнецов? (близнецовый).
  7. материальной основой генотипа являются? (хромосомы).
  8. изменения, происходящие в хромосомах под влиянием внешней или внутренней среды? (мутация).
  9. мутации, связанные с видимыми преобразованиями хромосом? (хромосомные).
  10. совокупность генов популяции, вида или иной систематической группы? (генофонд).
  11. формы естественного отбора? (движущий и стабилизирующий).
  12. индивидуальное развитие организмов? (онтогенез).
  13. диплоидный набор хромосом? (2 n).
  14. кратное увеличение числа хромосом? (полиплоидия).
  15. пол организма зависит… (от хромос.набора зиготы).
  16. расщепление по  каждой паре признаков идет не зависимо от других пар признаков…? (закон независимого распределения генов).
  17. наука о клетке? (цитология).
  18. основной объект исследования Т.Моргана? (дрозофила).
  19. явление сцепления генов, локализованных в одной хромосоме? (закон Моргана).
  20. наука о наследственности и изменчивости? (генетика).
  21. основной объект исследования Г.Менделя? (горох).
  22. соотношение семян гороха во втором поколении с доминантными и рецессивными признаками? (3:1).
  23. особи, которые при расщеплении дают разные гаметы? (гетерозиготы).
  24. двуплечая хромосома самца? (y).
  25. мутации, связанные с изменениями в строении или числе хромосом? (соматические).
  26. какая форма изменчивости дает исходный материал для естественного отбора? (движущий набор, наследственная изм.).
  27. процесс слияния женской и мужской гамет? (оплодотворение).
  28. оплодотворенная яйцеклетка? (зигота).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...