Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Черноусова Светлана Александровна

Тема: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые»

 Цель: изучить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся;

  показать многообразие пресмыкающихся, особенности их

  строения, связанные с наземным образом жизни;

  изучить особенность рептилий отряда Чешуйчатые;

  продолжить формирование умений работать с учебником;

  развивать у учащихся мышление, внимательность, память.

Оборудование: муляжи ящериц и змей, электронные таблицы и видео.

 

Ход урока.

1. Организационный момент (2мин)

 

2.Проверка домашнего

задания

(10 мин)

 

Индивидуальный опрос.

Карточка №1

Какому виду земноводных соответствует нижеприведённое описание?

Самцы этого вида проявляют заботу о потомстве. Самки откладывают 20-30 оплодотворённых икринок в сырое место и удаляются, а самцы рассаживаются вокруг и глаз с икринок не сводят. Через 10-12 дней эмбрионы начинают шевелиться. Самцы бросаются на яйца, расталкивая друг друга, и начинают заталкивать их в рот. Яйца не глотают, а загоняют языком в голосовой мешок, пока там не соберётся 10-20 икринок. Своих или чужих, безразлично. С каждым «проглоченным» яйцом резонатор растягивается, словно резина. Когда из яиц выходят головастики, полость увеличивается ещё больше. Израсходовав желток икринок, головастики прирастают спиной к стенке голосового мешка и получают питательные вещества из крови самца. В резонаторах головастики и проходят этап превращения в лягушонка. (Ринодерма Дарвина)

 

 

Карточка №2

Назовите земноводное о котором идёт речь?

Во время вымётывания икры самец впечатывает икринку в специально размякшую кожу на спине самки. Потом спина вспухает, вокруг икринок нарастает кожа, оставляя свободное лишь верхнюю часть каждой икринки, из которой получается крышечка.

Через 2,5 месяца появляется от 40 до 100 лягушат, которые ещё несколько дней растут и крепнут в ячейках на спине самки. После того, лягушата покинут спину самки, она линяет, и от ячеек не остаётся и следа. (Пипа суринамская)

 

Карточка №3.

О какой лягушке рассказано в задании?

Самки безголосые. У самцов резонаторы представляют собой пузыри тёмно-серого цвета. Во время брачных игр соперники устраивают концерты с утра до вечера на разные голоса: «уорр» «кру-кру» «кекс…кекс» (озёрная лягушка)

 

Карточка №4

О каком земноводном идёт речь?

Это самая крупная лягушка в мире. Встречается в Африке, Анголе.. Длина тела до 25 см., Масса – до 3,25 кг. Обитает в трудно доступных местах: учёные узнали о её существовании лишь около 80 лет назад. Обладает хорошим слухом, очень осторожна, ведёт дневной образ жизни, охотится на тритонов, лягушек, головастиков. (Лягушка голиаф)

 

Карточка №5

Назовите животное, описанное в тексте?

Кожа шероховатая. бугристая. Зубов нет совсем. По бокам головы находятся кожные железы, выделяющие ядовитую жидкость. Для кожи человека она безвредна, но попав на слизистую оболочку глаз, может вызвать воспаление. Икра имеет форму шнура, а не комка, как у лягушек.

(Жаба)

 

                        

Фронтальный опрос

Зоовикторина:

1.     Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово? (Амфибия в переводе с греч. означает «Двоякоживущие» на земле и в воде)

2.     Глаза лягушек называют удивительными. Почему? (Масса глаз лягушки в 2 раза превышает массу мозга. Глаза участвуют в проглатывании пищи)

3.     В чём польза жаб (Поедают вредителей растений)

4.     Лягушка хватает только движущую добычу. Почему? (Глаза лягушки не могут двигаться, поэтому неподвижные предметы для неё невидимы)

5.     Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью (Вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода)

6.     «Аквалангист» по новогречески звучит как «ватрахантропос». «Антропос»- человек, «ватрах» - лягушка. Что общего между аквалангистом и лягушкой? (Ласты созданные по принципу строения задней конечности земноводного)

 

3. Введение в тему

(3 мин)

ЗАГАДКИ.

- Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не поймаешь. (ящерица)

- По земле ползёт,

А к себе не подпускает. (змея)

4. Изучение нового материала. (20 мин)

1.Представители отряда Чешуйчатые – типичные пресмыкающиеся. Общая характеристика животных класса Пресмыкающиеся. (3 мин)

 

Наверно, каждый из вас прекрасно представляет себе, как выглядят ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. С одной стороны эти животные не похожи друг на друга. Но у них множество общих черт. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками. Их кожа сухая, кроме того, у них есть зубы. Передвигаются при помощи двух пар конечностей. Их ноги расположены не под туловищем, а по бокам от него. Передвигаясь, эти животные прижимаются к земле, как говорили раньше, пресмыкаются. Поэтому они получили название пресмыкающиеся или рептилии.

         Они встречаются в самых разнообразных условиях от влажных тропических лесов до сухих и жарких пустынь и даже в высокогорьях. Большинство пресмыкающихся – хищники.

         Класс пресмыкающихся включает более 6000 видов, и разделяются на 4 отряда: клювоголовые, чешуйчатые, черепахи и крокодилы. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрядом Чешуйчатые, представителями, которых являются ящерицы и змеи.

 

 

 

2. Змеи – чешуйчатые  пресмыкающиеся. (8 мин)

2.1. Особенности строения змей.

 

 

Змей легко узнать среди всех остальных животных. Их удлиненное тело покрыто множеством роговых чешуек, которые часто образуют сложный узор, отсюда и название Чешуйчатые. В отличие от других пресмыкающихся у змей нет ног. Из-за того, что змеи передвигаются на брюхе, у них не развита грудная клетка, а из 2-х лёгких сохранилось только одно. Их прозрачные веки срастаются, образуя защитную плёнку. Именно поэтому змеи не могут моргать. В течении жизни змеи линяют. (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ - записать в словарь слово выползка). Самыми крупными змеями считаются анаконда и сетчатый питон, длина которых достигает 10 метров.

 

2.2  Морские

змеи

Известно около 3000 видов змей. Большинство живёт на суше, и только морские змеи перешли к жизни в морской воде. Для передвижения в воде им служит сжатый с боков ластообразный хвост.

 

2.3. Неядовитые

змеи

Питоны, удавы, ужи и полозы не имеют ядовитых желёз и, поймав добычу, душат её кольцами тела.

         Челюсти змей соединены растяжимыми связками. Это позволило им широко раскрывать рот и заглатывать крупную добычу.

 

2.4. Ядовитые

змеи

У кобры, гадюки, гремучей змеи на верхней челюсти имеется пара ядовитых зубов, связанных с ядовитой железой. У некоторых тропических змей зубы достигают 2 см. Одним из самых сильным ядом обладает среднеазиатсяка кобра, её яд вызывает паралич дыхательного центра (ВИДЕО)

 

2.5. Способы

питания змей.

Змеи питаются мелкими млекопитающими, ящерицами, лягушками, птицами, яйцами. Добычу они заглатывают либо живой, либо удушенной либо умерщвленной ядом.

 

2.6. Змеи Фауны России

 

 

 

 

Змеи Фауны России (ВИДЕО)

 

3.    Ящерицы.

(7 мин)

3.1. Особенности внешнего строения ящериц.

 

Ящериц легко узнать по вытянутому телу, длинному хвосту и двум парам ног. Их тело также покрыто роговыми чешуйками. Однако их веки не срастаются, а остаются подвижными. Самой крупной ящерицей является комодский варан (ВИДЕО) Это животное было открыто только лишь в 1912 году.

 

3.2. Образ жизни ящериц

 

Большинство ящериц ведёт наземный образ жизни. Некоторые из них обитают в почве, на деревьях и скалах, на морских побережьях.

 

3.3. Окраска ящериц

 

Ящерицы отличаются разнообразием окраски. Чаще всего она маскирующая, но у ядовитых видов может быть яркой – предупреждающая.

 

3.4. Летающие ящерицы

 

Некоторые древесные ящерицы способны к полёту. У животных Юго-Восточной Азии летающих драконов по бокам тела образуются кожные складки, натянутые между рёбрами. Они способны перелетать до 20 м.

 

3.5. Безногие ящерицы

 

У некоторых ящериц, таких как веретеница ноги отсутствуют. По земле передвигаются как змеи – изгибая своё тело.

 

3.6. Способы защиты у ящериц.

 

В отличие от остальных пресмыкающихся у многих ящериц вырабатывается своеобразный способ защиты. (ВИДЕО 1,2)

 

      4. Значение пресмыкающихся в природе. (2 мин)

 

Значение пресмыкающихся в природе.  (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ - Найти в учебнике какое значение они имеют в природе).

 

5.Закрепление нового материала.

(8 мин)

 

1.  Для закрепления предложить учащимся разгадать кроссворд (см.приложение)

2. Сделать выводы.

     а) У змей нет ног и грудной клетки. Их прозрачные веки срастаются, образуя защитную плёнку на поверхности глаз. В основном ведут наземный образ жизни.

     б) У ящериц вытянутое тело, длинный хвост, 2 пары ног. Веки подвижные. Есть разные способы защиты. Обитают по всей территории земли.

 

6. Домашнее задание (2 мин)

§ 25

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс пресмыкающиеся, или рептилии.

Полная методическая разработка урока по теме "Класс пресмыкающиеся, или рептилии" с презентацией к уроку....

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

Презентация к открытому уроку по теме "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии"...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf

Презентация   Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...