обобщающий урок по теме "Пищеварение" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Очур-оол Саяна Сергеевна

Обобщающий урок по теме «Пищеварение»

Форма проведения: игра «Баскетбол»

Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся о пище, роли питательных веществ, о пищеварении в ротовой полости, об особенностях строения желудка и кишечника, процессами, происходящими в них. Продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету. Продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщающий урок "Пищеварение"156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа

Чеди-Хольского кожууна РТ

( обобщающий урок 8 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии, I квалификационная

категория

2009-2010 учебный год

Обобщающий урок по теме «Пищеварение» Форма проведения: игра «Баскетбол»

Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся о пище, роли питательных веществ, о пищеварении в ротовой полости, об особенностях строения желудка и кишечника, процессами, происходящими в них. Продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету. Продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: экран для проекции слайдов, шит с кольцом, мячи (вырезанные из картона), факел, 2 конверта с темами и терминами, карточки.

Ход урока

Учитель. В каждой игре есть свои правила и я сейчас познакомлю с правилами нашей игры. Перед вами три баскетбольные корзины. Каждый ряд это команда. На первых партах лежат баскетбольные мячи. Любой игрок команды, правильно ответивший на вопрос, должен подойти, взять мяч и забросить в свою корзину. В конце игры определиться лучший игрок и команда - победитель.

Я позволю выбрать капитанов, которым предлагается пакет, где есть название и девиз команды. Внимание капитаны, сейчас вы вскрываете пакет и за 1 минуту готовите приветствие, раздав каждому участнику материалы пакета. (Представление команд)

Разминка.

Что всегда предшествует всем играм? Ну, конечно, разминка. Тест, который вам предлагается выполнить и будет своеобразной разминкой, которое поможет настроиться на игру. Вам дается 5 минут.

Игра. Первый тайм Пища. Питательные вещества.

 Учитель.   Ежедневно человек  принимает пищу.  Отсутствие  ее  в течение нескольких недель приводит к смерти. В чем же заключается значение пищи? Почему человек не может без нее существовать? Ученики.     Для     того     чтобы     любой     живой     организм     нормально функционировал, ему необходима энергия.

Животные организмы не могут использовать главную солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.

Тело человека в среднем содержит 15-20% белков, 60-65 % воды, 0,6% углеводов, 19 % жиров, 5,8 % солей. Эти вещества должны постоянно пополняться. Их человек получает с пищей, и называются они питательными веществами.

Вывод: Таким образом, значение пищи заключается в том, что она, во-первых,   содержит   питательные   вещества,   а   во-вторых,   является источником энергии. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. Какие функции выполняют питательные вещества? Ученики. Питательные вещества выполняют две основные функции:

  • строительную
  • энергетическую.

(За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. Что такое переваривание?

Ученики.   Перевариванием  называют  процесс  физической   и  химической обработки пищи и превращения ее в более простые соединения, которые могут всосаться, переноситься кровью и без вреда усваиваться организмом. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. В организме человека и животных процессы переваривания пищи идут быстро и относительно легко. Основная роль в такой химической обработке пищи принадлежит содержащимся в пищеварительных соках ферментам. Что представляют собой ферменты?

Ученики. Ферменты - вещества белкового происхождения, функция которых состоит в ускорении химических реакций в пищеварительном канале. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

2 тайм Пищеварительная система

Учитель. Из каких частей состоит пищеварительная система человека?

Чтобы ответить на этот вопрос проведем следующий игра «Тема -Термин».

Капитаны      команд   выбирают  запечатанные   конверты,   где   обозначено

название изученной темы. Названия тем прикрепляются к доске. Под ней на

столах  -   карточки   с  терминами.   По   команде   учителя   члены   команд поочередно подходят к столу и среди карточек находят те, которые имеют отношение к их теме. Выигрывает команда, быстро и правильно нашедшая нужные карточки с терминами и прикрепившая их к доске под названием своей темы.(4 мин)

Темы: Пищеварительная трубка. Пищеварительные железы.

Термины:   Ротовая  полость;   пищевод;  желудок;     тонкая   кишка;  толстая

кишка; прямая кишка; Печень; Поджелудочная железа; Слюнные железы;

Мелкие железы.

(Проверка правильного ответа с помощью слайда)

(За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. Из предыдущего задания нам видно, что самый первый отдел пищеварительного канала -это ротовая полость. Какие процессы происходят в ротовой полости? И мы узнаем проделав следующее задание. Итак,    попробуйте    выправить    испорченный    текст,    расставив    знаки препинания и восстановив междусловные пробелы.

Процесспищеваренияначинаетсявротовойполостииздесьпроисходитмехан

ическаяихимическаяобработкапищиспомощьюзубовпищаоткусываетсяииз

мельчаетсяслюнасмачиваетпищуподдействиемферментовчастичнорасщеп

ляютсяуглеводыдоглюкозыспомощьюрецепторовротовойполостипищаопр

обываетсяспомощьюязыкаперемешиваетсяипередвигаетсявглотку

Проверка точности выполнения с помощью слайда. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Работа с учебником.

Учитель. Используя рисунок учебника на с. 152 расшифруйте смысл чисел. (Показ через проектор) (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Смена полей. Физкультминутка.

Представьте себе, что вы впервые осматриваете незнакомое помещение.

Выполнение. Медленно вращайте глаз по часовой и против часовой стрелки.  Вслед за  глазами  поворачивается  голова.  Следить, чтобы взгляд скользил плавно, без рывков.

3 тайм Желудок и кишечник

Учитель. Определить, контуры органов пищеварительной системы?

Ученики. Желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка. (Ответ как обобщение проецируются через экран) (Тот ученик который правильно определил контуры органов бросает мяч в кольцо)

Учитель. Какое строение имеет желудок?

  • Грушевидная форма
  • Вместимость 2-3 литра
  • слизистая имеет много складок
  • в слизистой расположено 35 млн желез
  • Имеет три слоя (слизистая, мышечная, серозная)
  • Состав желудочного сока =     слизь + соляная кислота + ферменты (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. Полезно ли для желудка жевать жвачку?

Ученики.   Все  знают,  что  обманывать  плохо.   Когда   человек  жует жвачку, желудок получает информацию о еде, но пища не поступает, и желудок начинает переваривать сам себя. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Что вы знаете о самой большой железе организма? Ни одна капля крови от органов пищеварения не попадает к сердцу, не пройдя через эту железу. Почему?

Кроссворд

При заполнении получите название самой крупной пищеварительной

железы. (Печень) 4 минут

(За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Учитель. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Назовите отделы кишечника. Перечислите функции кишечника? Известно, что у хищников и всеядных животных кишечник довольно короткий: всего в 3-4 раза длиннее их тела, в то время как у жвачных животных - в 20-30 раз. Как вы думаете, почему?

Ученик.  Двенадцатиперстная   кишка,  тощая,   подвздошная   (слепая, ободочная, прямая). Функции: окончательное переваривание веществ и всасывание в кровь. Показ на слайде. (За каждый правильный ответ мяч в кольцо)

Для того чтобы быть здоровыми и красивыми, необходимо правильно питаться. Все, что мы едим, отражается на нашем лице. Основным принципом здорового питания является снижение потребления животных жиров и увеличение содержания фруктов и овощей в ежедневном рационе. Перечислите основные правила гигиены правильного питания?

  • Вареная пища
  • Сырые овощи и фрукты
  • Не следует есть много, через силу.
  • Необходимо тщательно пережевывать пищу
  • Во время еды вредно читать и разговаривать.

Вывод: Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм.

Домашнее задание. Найти пословицы о пище.

Итог урока. Вот наша игра подошла к концу. Подведем итоги. Капитаны считают брошенные в кольцо мячи. По результатам определим лучшего игрока и команду победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....