Разработка урока "Разнообразие растений" в 5 классе.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Очур-оол Саяна Сергеевна

Тема урока: Царство растения. Разнообразие  растений на Земле.

Цель: добиться усвоения учащимися знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания и другим признакам; формирование у учащихся общих представлений о растительном мире; о значении растений в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobr._rasteniy_na_zemle.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

Чеди-Хольского кожууна РТ

(  урок 5 класс)

    Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии, I квалификационная

     категория

2012-2013 учебный год

Тема урока: Царство растения. Разнообразие  растений на Земле.

Цель: добиться усвоения учащимися знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания и другим признакам; формирование у учащихся общих представлений о растительном мире; о значении растений в природе и жизни человека.

Средства обучения: компьютер, проектор, гербарий: мох, кукушкин лен, папоротник, сосна, черемуха.

Ход урока.

  1. Проверка знаний.

I.Фронтальный  опрос.

1. Назовите характерные признаки паразитических грибов.

2. Что такое микориза.

3. Какие заболевания вызывают грибы – паразиты животных и человека?

4.Чем опасны грибы паразиты для растений?

5. Чем отличается спорынья от головни?

6. Какие погодные условия способствуют вспышке фитофтороза картофеля?

II. Индивидуальный опрос.

Карточка 1

Какие грибы называют грибами – паразитами?

Карточка  2

Как происходит заражение зерновых культур головневыми грибами?

Карточка 3

Какой вред наносят деревьям трутовики?

  1. Изучение нового материала.

Ребята, тема урока пока не известно. Мы  узнаем,  если вы правильно отгадаете  загадки, которых я вам буду загадывать. Отгадки  будут подсказкой.

  • Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  • Чем больше колец, тем старче жилец. (Дерево)
  • Что несеяно родится? (Трава)
  • Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

Вопрос:  

-  О чем говорится в следующих загадках?

-  Какое царство  органического мира будем изучать?

 (учащиеся отгадывают загадки и вместе с  учителем определяют царство)

А теперь посмотрите на картины (проецируется на экран картины с изображением секвойи, пальмы, ромашки, ряски)

Что вы можете сказать глядя на  эти картины? (ответы учащихся – разные растения по размерам, окраске…)

-  И как назовем тему нашего урока?  (называют тему урока)

Вопрос:

- Как вы понимаете разнообразие растений, в чем их различия. (При затруднении помочь детям ответить на эти вопросы)

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

  1. Разнообразие растений.

Растительный мир Земли чрезвычайно многообразен, что проявляется в величине растений, форме целого растения или отдельных его частей, окраске стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительности жизни, месте обитания.

Вопрос:

- Как понимаете разнообразие растений по величине? (ответы учащихся - крупные, мелкие,, средние)

Правильно. Одни растения являются мелкими, другие обладают средней величиной, а третьи – крупные. К мелким относят такие как подорожник, одуванчик, к средним – рожь, пшеницу, подсолнечник, крупным – березу, дуб, осину, сосна, ель. По величине растения крайне многообразны. Есть очень мелкие растения, которые могут быть рассмотрены только с помощью лупы или микроскопа, есть средние и крупные растения. Высота осины, березы, липы достигает 25-35 м, сосна и ель могут достигать высоты 40-50 м, а эвкалипт, произрастающий в Австралии, достигает толщины в диаметре 10-11 м и поднимается в высоту до 105 м. (рассказать об их особенностях). Например;

  • Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения.

Ряска – отдаленный родственник царственных пальм и других деревьев. Цветет ряска крайне редко.

  • Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов» самые большие листья 25 м, самые большие соцветия до 9 кг, самые большие плоды-костянки 18 кг, созревают они 7-10 лет.

Демонстрация картины с изображением растений, обладающих различной внешней формой (кукурузы, моркови, березы, смородины)

 Ребята, вы узнали эти растения? В чем они отличаются?

Эти растения отличаются по форме стебля и листьев. Для сравнения предлагаю пары растений, которые близки по величине, но резко отличаются по форме – сосну и ель, капусту и морковь, пшеницу и лебеду, алоэ и герань. (Картины с изображением каждой пары демонстрируется перед учащимися)

Перед вами стоит задача.  Определите растения по картинкам, назвать их и кратко описать форму.  (Учитель дополняет ответы учащихся)

Вывод:

  • Ствол ели снизу доверху покрыт свешивающимися в стороны ветвями, которые придают растению конусообразную форму. У сосны ветвей гораздо меньше, и они расположены начиная лишь с середины ствола.
  • Пшеница – растение с тонким и длинным стеблем (соломиной), на котором имеется несколько узких и длинных листьев, на вершине стебля расположен колос. У лебеды форма совсем иная: стебель обладает множеством ветвей, направленных в разные стороны, а ветви покрыты небольшими продолговатыми листьями.

А теперь ребята, приведите примеры, доказывающие разнообразие растений по окраске.  (Ответы учащихся)

Выслушав ответы учащихся продемонстрировать ветки разных растений – осины, липы, смородины, березы, малины, черемухи.

Вывод: Все ветки обладают разной окраской.

Вопрос: Могут быть листья растений окрашены одинаково?

Чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю вам сравнить окраску листьев трех растений – березы, осины, липы.

Вывод: окраска листьев разных растений неодинакова: лист осины имеет светло-зеленую окраску, а лист березы – темно-зеленую.

Растения отличаются не только по окраске ветки, ствола, листьев,  но и по окраске цветков и плодов. (Демонстрация картины цветков и плодов)

Вопрос:  - Сколько лет живет береза, ель?

Растения разнообразны и по продолжительности жизни. Одни живут лишь в течение одного лета, например пшеница, кукуруза, подсолнечник, огурцы, помидоры, картофель. Их называют однолетними растениями, однако продолжительность жизни у них различна – от 30-40 до 200  и более дней. Двулетние  Многолетние растения живут  до 50-100 лет, другие до 500 и более (дуб, липа)

Вопрос: -  какие растения живут в тундре? Какие растения обитают в лесной полосе? Какие растения характерны для степей и пустынь? Где растут виноград, мандарины? ( выслушав ответы учащихся)

Места обитания растений крайне разнообразны. Они живут на суше, в водах рек, морей и океанов, в лесах севера и пустынях Средней Азии, живут везде и всюду, потому что хорошо приспособлены к условиям внешней среды. (демонстрация картины кактуса,  алоэ кувшинки )

  1. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.

Прочитав текст на с. 88-89 значение растений в природе и в жизни человека, заполните таблицу.

Значение растений

В природе

В жизни человека

  • Источник кислорода
  • Среда обитания для животных
  • Источник пищи
  • Источник сырья и топлива
  • Участие в почвообразовании
  • Участие в круговороте веществ (первое звено в цепях питания)
  • Влияние на климат

(  проверяется устно)

Вопросы классу:

- Что означает слово «ботаника» ?

- Что изучает ботаника?

- Кто является основоположником ботаники?

(Эти вопросы рассматривались при изучении Введения. Вопросы активизируют мышление, память. Ученики учатся использовать ранее приобретенные знания.)

  1. Высшие и низшие растения.

Демонстрируя таблицы и гербарный материал, дать понятие о низших и высших растениях.

Царство растения

Низшие растения – водорослей, тело не разделено на органы  и не имеют сложного тканевого строения.

Высшие растения -  мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Имеют настоящие органы и ткани.

(записывают в тетрадь)

  1.  Закрепление (осмысление материала)

- Что вы нового узнали из сегодняшнего урока?

- Знания которые вы сегодня получили пригодиться ли в жизни?

- Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?

- Почему нужно охранять растения?

IV. Д/З. § 17. стр. 88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....