Программа элективного курса "Экология животных"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Семенская Светлана Вячеславовна

Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающей среды .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zhivotnykh.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /С.В.Семенская /

«___» ____________  2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3»

______________ /И.А.Таранец /

 «___» __________  2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Экология животных»

Составитель: учитель биологии

МБОУ «СОШ №3»

Семенская Светлана Вячеславовна

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного курса составлена на основе сборника программно- методических материалов «Экология. 5-11 классы ».- М.: Дрофа,2008. Этому курсу соответствует учебное пособие Н.А.Степанчук « Экология животных » и рабочая тетрадь. На реализацию данного курса отводится 35 часов ( 1ч. в неделю ). Программа данного курса позволит приступить к изучению основ экологии животных как частной области биологических знаний. Это вполне оправдано, так как параллельно идёт изучение курса биологии. На данном этапе важно сформировать понятие о целостности животного организма, о его единстве с окружающей средой.

Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающей среды .

Всё это достигается при выполнении различных задач :

  • формирование экологической, природоохранной и проектной компетенции;
  • формирование исследовательской компетенции;
  • Формирование умения работать с книгой, справочной литературой.

Основные методы обучения при реализации программы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический

Ожидаемые результаты:

Полученные знания и умения должны помочь учащимся:

  • осознать сущность экологических закономерностей;
  • осознать опасность глобальных и локальных экологических кризисов;
  • познать себя и окружающий мир как части единого целого.

Содержание программы.

  • Введение. (1ч.)
  • Понятие экологии животных. Задачи науки. Методы экологического исследования. Перспективы экологических знаний.
  • Раздел 1. Среда обитания животных и их жизнедеятельность. (18 ч.)
  • Среды жизни. Особенности сред обитания. Факторы среды. Действие на организм животного абиотических факторов. Закон оптимума. Неоднозначность действий фактора на разные функции, Взаимодействие факторов. Правило ограничивающего фактора.
  • Солнечная радиация. Экологические группы животных по отношению к свету. Значение света в жизни животных.
  • Температурные границы существования вида. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Температурные адаптации у животных. Зимний сон. Спячка. Анабиоз. Оцепенение. Правило Бергмана и Аллена. Водный баланс наземных животных. Пути поступления и расходования воды организмом животного. Способы регуляции водного баланса у наземных животных.
  • Значение воздуха в жизни животных. Использование и адаптации животных к различным свойствам воздуха.
  • Эдафические факторы среды. Влияние климата и погоды на животных. Особенности водной среды. Пути адаптации животных к свойствам воды Особенности почвенных животных.
  • Способы питания животных. Приспособления к различным способам питания. Зависимость способа питания от характера добываемой пищи. Способы передвижения животных. Приспособления к этим способам. Зависимость передвижения от среды обитания и местообитания.
  • Способы защиты у животных: активные и пассивные.
  • Способы размножения у животных: бесполое и половое. Способы оплодотворения: наружное или внутреннее. Забота о потомстве. Половой диморфизм. Зависимость размножения от среды обитания. Антропогенные факторы. Прямое и косвенное влияние на животных. Особенности жизни животных в условиях города. Значение животных в населенных пунктах.
  • Раздел 2. Популяционная экология и биоценология.(7ч.)
  • Понятие популяции. Популяционная структура вида. Основные характеристики популяции.
  • Основные параметры биологической структуры популяций- половая и возрастная структуры.
  • Типы распределения особей в пространстве. Территориальное поведение животных.
  • Одиночный образ жизни, семейный, колониальный, стайный и стадный. Забота о потомстве и ее формы.
  • Понятие биоценоза. Структура биоценоза: видовая, пространственная и экологическая.
  • Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические и фабрические.
  • Понятие экониши и ее значение в биоценозе.
  • Раздел 3. Экология отдельных групп животных.(8ч.)
  • Переход от одноклеточности к многоклеточности. Особенности процесса. Экологические преимущества и недостатки явления.
  • Среда обитания. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Появление сквозной пищеварительной системы как условия лучшего использования пищевых ресурсов среды. Жизненные формы. Экологические группы насекомых.
  • Жизненный цикл и миграции рыб. Экологические группы рыб. Рациональное использование и охрана рыбных ресурсов. Охрана земноводных. Охрана рептилий.
  • Жизненные циклы птиц. Перелеты.
  • Охрана птиц и млекопитающих.

Тематическое планирование факультативного курса

« Экология животных ».

Дата

Тема занятия

Примечание

1

Введение.

2

Среды жизни животных.

3

Абиотические факторы среды.

4

Свет в жизни животных.

5

Температура в жизни животных.

6

Влажность в жизни наземных животных.

7

Воздух в жизни наземных животных.

8

Почва и рельеф в жизни наземных животных.

9

Адаптации животных в водной среде обитания.

10

Почвенные животные.

11

Способы питания животных.

12

Способы передвижения животных.

13

Способы защиты у животных.

14

Размножения животных.

15

Дыхание и обмен веществ у животных.

16

Антропогенные факторы.

17

Жизнь животных в населенных пунктах.

18

Жизненные формы животных.

19

Популяция в экологии.

|

20

Биологическая структура популяций животных.

21

Пространственная структура популяций животных.

22

Экологическая структура популяций животных.

23

Динамика популяций.

24

Биоценоз и его структура.

25

Отношение организмов в биоценозах.

26

Экологическая ниша.

27

От одноклеточности к многоклеточности

28

Изучение планктона и приспособление к среде обитания у кишечнополостных.

29

Экология круглых червей.

30

Экологические группы насекомых.

Практическая

работа

31

Экология рыб.

Практическая

работа

32

Охрана рыб, амфибий и рептилий.

Практическая

работа

33

Экология птиц.

34-35

Охрана птиц и млекопитающих.

Практическая

работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса  "Экология животных"...

Программа элективного курса "Систематика растений и животных"

разработка содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование элективного курса, предназначеного для учащихся 10 или 11 класса....

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...

Программа элективного курса «Биология животных» 11 класс

Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехноло...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа элективного курса "Экология животных"

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В ...