рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_8_klass.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Славгорода Алтайского края

                                                                                                                                           Утверждаю                                                                                                                                                                           Директор МБОУ «СОШ № 13»                                                                                                                                                                _____________ И.Н.Бабанин

                                                                                                  Приказ №_______________

                                                                                                                                        «___»______________20_____ г.

                                                                                                                                                                                                              Согласовано                                                                                                                                                     Зам.директора по УВР

                                                                                                                                                                                      __________ Н.А.Скрипко                                                                        

                                                                                                                                                                                       «___»__________20_____ г.

        

                                                                                                                                                                           Рассмотрено

                                                                                                                                                       Заседание  ШМО _________________

                                                                                                                                                     Протокол №   ____________________

                                                                                                                                                     «______»______________20___г.

                                                                                                                                                       Руководитель ШМО____Е.А.Давиденко

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Наименование  учебного предмета (курса)      биология    

Ступень, уровень общего образования:   основное общее образование, 8 класс

Срок  реализации     1 год,     учебный год  2014 - 2015

Рабочая учебная программа разработана  на основе примерной программы (название, автор, год издания) :  Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 8 класс. Человек. Н.И.Сонин, 2011 г.

Ф.И.О. учителя  Шевлякова Татьяна Ивановна           _______________________________      

                                                                            (подпись)

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.                                                                                          Цель программы: изучение анатомии и физиологии человеческого организма и факторов, влияющих на его здоровье

Задачи программы:

  • - изучение строения и закономерностей функционирования систем органов человека, ознакомление с заболеваниями человека и условиями сохранения и укрепления здоровья;
  • - продолжить формирование  умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, делать выводы, выполнять практические работы;
  • - развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
  • - осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.  

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Программой предусмотрено 7 часов резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с. 

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(8 класс)

Наименование разделов и тем

Всего

 часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и

 диагностические материалы

1.

Место человека в системе органического мира

2

2.

Происхождение человека

2

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Лабораторная     работа  «Изучение     микроскопического   строения тканей»  

Лабораторная     работа  «Распознавание  на  таблицах   органов   и систем     органов человека».

Зачет №1 по теме  «Общий обзор организма человека».

5.

Координация и регуляция

10

Лабораторная работа    «Изучение строения  головного   мозга   человека   (по   муляжам)».

Лабораторная работа     «Изучение     изменения  размера зрачка».

Зачет №2 по теме «Координация    и    регуляция

6.

Опора и движение

8

Лабораторная работа          «Изучение внешнего    вида    отдельных костей»

Лабораторная работа     «Выявление влияния    статической   и  динамической   работы на утомление мышц»

Зачет №3 по теме «Опора и движение».

7.

Внутренняя среда организма

3

Лабораторная работа          «Изучение   микроскопического строения      крови».

8.

Транспорт веществ

4

Практическая работа  «Измерение кровяного давления»

Практическая работа  «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

Зачет №4      по      темам «Внутренняя    среда. Транспорт веществ».

9.

Дыхание

5

Лабораторная работа  «Определение частоты     дыхания».

Зачет №5 по теме «Дыхание»

10.

Пищеварение

5

Лабораторная работа     «Действие ферментов     слюны на   крахмал, действия   желудочного    сока    на белки»

11.

Обмен веществ и энергии

2

Практическая работа    

«Определение норм        рационального    питания».

Зачет №6 по темам «Пищеварительная   система.      Обмен      веществ»

12.

Выделение

2

13.

Покровы тела

3

Зачет №7 по темам «Выделение. Кожа».

14.

Размножение и развитие

3

15.

Высшая нервная деятельность

5

Зачет №8 по теме «Высшая     нервная    деятельность».

16.  

17.

Человек и его здоровье                              

Резервное время

4      

7

Практическая работа        

«Изучение приемов     остановки капиллярного,  венозного, артериального кровотечений».

Практическая работа          «Анализ и оценка влияния факторов   окружающей          среды, факторов   риска на здоровье».

ИТОГО

70

14

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования

к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

Разделы  1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

1.

2.

Место    человека    в системе      органического   мира.   Черты сходства человека и животных,     отличие от них.

Урок изучения нового и  первичного  закрепления знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека  с представителями  класса  млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Д/з: стр. 5-12

этапы его эволюции. Палеонтология, её роль в изучении эволюции человека

стадии исторического развития человека. Объяснять причины эволюции человека. Доказывать на примерах палеонтологических находок.

на стр. 14 учебника, рисунки на стр.15

3-4.

Происхождение человека. Этапы его становления.

Урок изучения нового и  первичного  закрепления знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть и характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Д/з:  стр. 12-21

Раздел  3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)

5.

Науки    о    человеке. Методы        изучения организма человека.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма  в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з: стр. 21-30

Раздел  4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

6.

Клеточное   строение организма.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать   клетки   растений,   животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена  веществ,   роста,  возбудимости, деления клетки.

Д/з: стр. 31-34

7.

Ткани.

Комбинированный урок.

Выполнение   лабораторной     работы  «Изучение     микроскопического   строения тканей»  

Давать       определения       понятию:

ткань.

Изучать    микроскопическое    строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Д/з:  стр. 34-39

8.

Органы. Системы органов.

Комбинированный урок.

Выполнение   лабораторной     работы  «Распознавание  на  таблицах   органов   и систем     органов человека».

Давать      определения      понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы  и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать   сущность   регуляции жизнедеятельности организма.

Д/з:  стр.39-45 Подготовиться к зачету.

9.

Зачет  по теме  «Общий обзор организма человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)

10.

Гуморальная регуляция.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы   внутренней  секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Д/з:  стр. 46-53 учебника

11.

Нервная        система. Отделы         нервной системы:    центральный   и   периферический.

Урок изучения  нового и   первичного   закрепления знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определения понятию: рефлекс. Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Д/з: стр. 54-57

12.

Рефлекторный      характер деятельности нервной системы.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определения понятиям: рефлекс,  рефлекторная дуга,  рецепторы, безусловный   рефлекс,   условный   рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы.

Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма;

•роль нервной системы в организме.

*Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Д/з: стр. 57-60

13.

Спинной              мозг, строение и функции.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в   регуляции   жизнедеятельности   организма.

Д/з: стр. 60-63

14.

Головной            мозг, строение и функции.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы    «Изучение строения  головного   мозга   человека   (по   муляжам)».

Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

Д/з: стр. 63-69

15.

Органы    чувств,    их роль в жизни человека.    Анализаторы. Органы       осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор. Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

•особенности строения органов  обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать:      роль      органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Д/з:    стр. 76-77. 91-99

16.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы    «Изучение     изменения  размера зрачка».

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Д/з: стр. 77-80 учебника.

17.

Нарушения     зрения, их профилактика.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть   заболевания,   связанные   с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать   приобретенные  знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.

Д/з:  стр. 80-84, 282-284 учебника.

18.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать   приобретенные   знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з: стр. 84-91 учебника,   подготовиться к зачету.

19.

Зачет по теме «Координация    и    регуляция»*

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

20.

Скелет.       Строение, состав и соединение костей.

Урок изучения  нового и   первичного   закрепления знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь:

 •между строением и функциями костей;

•между строением и функциями скелета.

Д/з: стр. 100-107 учебника.

21.

Скелет     головы     и скелет туловища.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета.

Д/з: стр. 108-110.

22.

Скелет конечностей.

Комбинированный урок

Выполнение лабораторной «Изучение внешнего    вида    отдельных костей»

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.

Д/з: стр.110-116

23.

Первая  помощь  при растяжении    связок, вывихах суставов и переломах костей.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания и умения для:

•соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

•оказания первой помощи при травмах.

Д/з:    стр. 255-257 учебника.

24.

Мышцы. Работа мышц.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы     «Выявление влияния    статической   и  динамической   работы на утомление

мышц»

Распознавать  на  таблицах  основные группы мышц человека. Раскрывать  сущность  биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической   и   динамической   работы   на утомление мышц.

Устанавливать  взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Д/з:      стр.     116-126

25.

Заболевания   опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия    и    искривления    позвоночника.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения   мер  профилактики   нарушения осанки.

Д/з: с. 280-281.  проверить   правильность      осанки, наличие    плоскостопия, гибкость позвоночника.

26.

Роль     двигательной активности  в  развитии  аппарата опоры и  движения  человека.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания   для    профилактики    заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую  информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з: стр272-274, подготовиться   к зачету.

27.

Зачет по теме «Опора и движение».

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

                                                                                Раздел 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

28.

Внутренняя       среда организма. Кровь, ее функции.          Клетки крови. Плазма крови.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы         «Изучение   микроскопического строения      крови».

Называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы.

Характеризовать   сущность   биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Д/з:      стр.127-136

29.

Иммунитет.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать   приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Д/з:    стр. 136-137

30.

Тканевая    совместимость и переливание крови.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить  в  различных  источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Д/з:      стр. 137-143

Раздел  8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 часа)

31.

Транспорт   веществ. Кровеносная    система.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки  (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы. Описывать   сущность   биологического процесса: работу сердца. ^Устанавливать  взаимосвязь  между строением и функциями сердца.

Д/з: стр. 144-147

32.

Движение   крови   по сосудам.   Регуляция работы     сердца     и кровеносных     сосудов.

Комбинированный урок.

Выполнение практической работы    «Измерение кровяного    давления». Выполнение практической работы    «Подсчет ударов пульса в покое и при   физической нагрузке».

Характеризовать   сущность   биологических процессов:

•движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма;

•автоматизма сердечной мышцы

Д/з:    стр.153-157

33.

Заболевания       сердечно-сосудистой системы,   их   предупреждение.  

Комбинированный урок.

Выполнение практической работы        

«Изучение приемов     остановки капиллярного,  венозного, артериального кровотечений».

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать   приобретенные   знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать   приобретенные   знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексте учебника биологическую  информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з: стр.257-259, 263-264, 281-282 учебника,

подготовиться  к зачету.

34.

Зачет      по      темам «Внутренняя    среда. Транспорт веществ».

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел  9. ДЫХАНИЕ (5 часов)

35.

Значение    дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  основные   органы   дыхательной системы человека.

Характеризовать   сущность   биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Д/з:      стр.158-162

36.

Дыхательные     движения.   Газообмен  в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы «Определение частоты     дыхания».

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания;

•транспорта веществ. Характеризовать  сущность   процесса регуляции   жизнедеятельности   организма.

^Устанавливать  взаимосвязь  между строением и функциями органов дыхания.

*Устанавливать взаимосвязь  между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з:   стр.163-166

37.

Заболевания     органов   дыхания   и   их профилактика.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть заболевания органов дыхания

Использовать   приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять  зависимость  собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Д/з: стр. 166-170, 269, 282 учебника (повторить), подготовить сообщения о   вреде   курения   и опасных      респираторных   инфекционных заболеваниях.

38.

Приемы       оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Комбинированный урок.

Сообщения

учащихся.

Называть приемы оказания первой помощи  при  отравлении  угарным   газом, спасении утопающего. Использовать   приобретенные   знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую   информацию,   необходимую для  выполнения  заданий тестовой  контрольной работы.

Д/з: стр. 262. подготовиться к зачету.

39.

Зачет по теме «Дыхание».

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

.

Раздел 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 часов)

40.

Пища как биологическая   основа   жизни. Пищевые    продукты и   питательные   вещества.

Комбинированный урок.

Выполнение лабораторной работы    «Действие ферментов     слюны на   крахмал»  

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность  процесса питания.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать  сущность  процесса регуляции   жизнедеятельности   организма.

Использовать   приобретенные   знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з:      стр. 171-179

41.

Пищеварение   в   желудке.

Регуляция     пищеварения.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс,  безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

•        сущность биологического процесса пи
тания, пищеварения;

•        роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты
опытов.

Характеризовать  сущность  процесса регуляции   жизнедеятельности   организма.

^Устанавливать  взаимосвязь  между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать   приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з: стр.180-181

42.

Пищеварение   в   кишечнике.     Всасывание        питательных веществ.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать  определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Д/з:    стр. 181-186 учебника.

43.

Гигиена питания. Профилактика       пищевых    отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Комбинированный урок.

Выполнение практической работы        

«Измерение массы   и   роста своего   организма».

Использовать   приобретенные   знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Д/з: стр. 261-262,269-271, 279-280  

44.

Зачёт по теме «Пищеварение» 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел  11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 часа)

45.

Обмен     веществ    и превращение     энергии. Пластический и энергетический     обмен.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определение понятиям:

пластический   обмен,   энергетический обмен.

Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ  как основа жизнедеятельности организма человека.

Д/з:      стр.187-189

46.

Витамины, их роль в организме.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать   роль   витаминов   в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з:      стр.194-198

                                                                    Раздел  12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

47.

Органы    выделения. Строение и функции почек.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной  системы;  другие  системы, участвующие   в   удалении   продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать   сущность   биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать  взаимосвязь  между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Д/з:    стр.199-202

48.

Предупреждение   заболеваний    мочевыделительной     системы.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Д/з:    стр.202-204

Раздел  13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 часа)

49.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. ^Устанавливать взаимосвязь  между строением и функциями кожи.

Д/з:    стр. 205-209

50.

Роль  кожи  в тепло-регуляции.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Д/з: стр.209-211, подготовить сообщения об уходе за  кожей, волосами, ногтями; об оказании первой  помощи  при травмах, ожогах, обморожениях.

51.

Уход за кожей, волосами, ногтями.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з: стр. 259-261, 274-279.

Раздел  14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)

52.

Система органов размножения.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать   приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з:      стр.212-216, подготовить    сообщения    о наследственных   заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные    и врожденные  заболевания».

53.

Внутриутробное развитие         организма. Развитие после рождения.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать   приобретенные   знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных   привычек   (курение,   алкоголизм, наркомания).

Д/з: стр.216-224

54.

Наследственные       и врожденные заболевания.        Инфекции, передающиеся половым  путем,  их  профилактика.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Объяснять   причины   проявления   наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

Д/з: стр. 270

Разделы  15-16. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ ( 9 часов)

55.

Поведение человека.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое   значение   условных   и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать   приобретенные   знания для:

рациональной организации труда и отдыха.

Д/з: стр.225-235

56.

Биологические    ритмы. Сон и его значение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Характеризовать   значение   сна   для организма человека.

Использовать   приобретенные  знания для:

•рациональной организации труда и отдыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Д/з: стр.235-238

57.

Особенности       высшей    нервной    деятельности   человека. Познавательные процессы.          Речь, мышление.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать   приобретенные   знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации     учебной     деятельности (формирования   и   сохранения   знаний, умений, навыков).

Д/з: стр.238-245

58.

Особенности      высшей    нервной    деятельности человека. Память, эмоции.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать   приобретенные   знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации     учебной     деятельности (формирования   и   сохранения   знаний, умений, навыков).

Д/з:      стр.246-249

59.

Индивидуальные особенности    личности.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть   психологические   особенности личности.

Характеризовать   роль   обучения    и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать  приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха

•соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Д/з:      стр. 250-253.

60.

Анализ     и     оценка

влияния      факторов

окружающей   среды,

факторов   риска   на

здоровье.

Практическая работа.

Урок        комплексного применения ЗУН.

Выполнение практической работы          «Анализ и оценка влияния факторов   окружающей          среды, факторов   риска на здоровье».

Объяснять    зависимость    собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Д/з: стр. 265-26

61.

Оказание первой доврачебной помощи.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть приемы оказания первой помощи  при  травмах, укусах, спасении утопающего.   Использовать   приобретенные   знания для оказания первой помощи

Находить в тексте учебника биологическую   информацию,   необходимую для  выполнения  заданий тестовой  контрольной работы.

д/з  с. 255-265

62.

Гигиена человека.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

 Использовать   приобретенные   знания для:соблюдения мер профилактики вредных привычек.

 Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

д/з с.272-285

63.

Вредные привычки. Заболевания человека.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

64-70

Резервное время

                                                                         

                                                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник авт. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

2. Методические пособия для учителя:

  1. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс  - М.: Дрофа, 2005;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  1. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

3. Дополнительная литература для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. -  М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
  2. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.
  3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 144с;
  4. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

4. Дополнительная литература для учащихся:

  1. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;
  2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

 http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...