Урок по теме "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

В конспекте урока отражены формируемые УУД на каждом этапе урока с применением ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lishayniki.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Двинина Елена Владимировна, учитель МКОУ Рыбковской СОШ Сафоновского района Смоленской области

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Базовый учебник

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012

Тема урока

Лишайники

Тип урока

урок изучение нового материала

Цель и задачи урока

 Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности, размножения лишайников как симбиотических организмов, их многообразием; показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

обучающие:

ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), формировать представление у учащихся о приспособлении лишайников к разнообразным условиям обитания.

развивающие:

- развитие умений делать выводы на основании полученной информации;

- развитие познавательной активности.

воспитательные:

- формирование ценностно-ориентированного отношения к природным ресурсам;

- воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь и охранять природные богатства.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-  формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов;
- формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

- формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

- формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе, извлечённой из текста информации:

- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

 формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости;

умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Формы работы учащихся

 индивидуальная, фронтальная, групповая.

Межпредметные связи

География, экология.

Техническое оборудование

компьютер, мультимедийный проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

(в мин.)

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Планируемые результаты (включая УУД)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

момент 1 мин.

Приветствует учащихся,  проверяет  их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Организует беседу по вопросам: Что такое грибница?

Какие организмы называются паразитами?

Что такое симбиоз?

В чём различие паразитизма и симбиоза?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД.

Высказывают предположение на поставленный вопрос.

Проявляют познавательную инициативу.

3.

Изучение нового материала

 15 мин.

Информационный модуль «Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников» (№2)

Портрет немецкого морфолога, одного из основоположников микологии.

Озвучивает тему и цель урока.

Демонстрация.

Демонстрация портрета и рассказ о учёном.

Изучают информационный модуль.

Воспринимают информацию.

Предметные результаты: формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение структурировать, воспринимать на слух, сравнивать, анализировать.

4.

Закрепление учебного материала.

 2 мин.

7 мин.

Интерактивное задание «Общая характеристика и экология лишайников»

Организует самостоятельную работу и обсуждение результатов работы.

Выполняют интерактивное задание в парах за компьютерами.

Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:

формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, анализировать, обобщать.

Регулятивные УУД:

умение делать выводы по результатам работы.

Личностные УУД: формирование правильной осанки.

5.

Контроль знаний учащихся.

8 мин

Контрольный модуль

Даёт рекомендации по выполнению контрольного модуля.

Выполняют контрольный модуль. Индивидуальная работа за компьютером.

Предметные результаты: развитие информационной компетентности, умение выбрать правильное суждение.

Регулятивные УУД:

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

6.

Рефлексия.

5 мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Делают выводы об особенностях строения, жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов.

Регулятивные УУД: Умение давать развернутые ответы.

Коммуникативные УУД. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

7.

Домашнее задание.

2 мин

Комментирует домашнее задание.

Записывают задание в дневник.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.

        

Приложение к плану-конспекту урока

Лишайники.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников.

Информационный модуль

Информационный модуль

http://fcior.edu.ru/card/27133/praktika-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizi.htm

2.

Информационный

Иллюстрация портрета учёного, основоположника мифологии.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1e6f3c9-6d38-b999-cbb8-749d09256188/0014749G.htm

3.

Общая характеристика и экология лишайников.

Интерактивное задание

Упражнение (задача)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7fda3feb-7aee-40d7-997a-b384a96f0f99/%5BBI6RA_16-01%5D_%5BUP_04%5D.ht 

2.

Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников.

Контрольный модуль(№3- №7).

Контрольный модуль.

http://fcior.edu.ru/card/27133/praktika-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...