Урок биологии в 9 классе по теме "Органические вещества клетки"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Атаманова Екатерина Макеевна

Тема урока: Органические вещества. Урок исследования, урок «открытия» нового знания (ОНЗ) Класс: 9 Цель: создание условий для осмысленного и осознанного понимания роли органических веществ в живом организме, их классификации и строении средствами ИКТ-технологий. Способ предоставления информации: текстовый, структурно-логический, информационно-технологический. Метод обучения: частично-поисковый Технология: ИКТ-технологии, личностно-ориетированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organicheskie_veshchestva_urok.docx79.63 КБ
Office presentation icon organicheskie_veshchestva.ppt516 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Органические вещества

Класс: 9

Цель: создание условий для осмысленного и осознанного понимания роли органических веществ в живом организме, их классификации и строении средствами ИКТ-технологий.

Задачи:

образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки;

развивающая: формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, самостоятельно добывать знания при взаимодейстивии с другими членами группы.

     Воспитывающая:  воспитывать  самостоятельность и активность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Метод проведения: лекция с использованием опорных конспектов.

Средства обучения: экран, проектор, компьютер, презентация, лабораторное оборудование

Способ предоставления информации: текстовый, структурно-логический, информационно-технологический.

Метод обучения: частично-поисковый

Технология: ИКТ-технологии, личностно-ориетированный.

Образовательные ресурсы: таблицы «Строение белковой молекулы», «Углеводы», «Липиды»; опорные конспекты.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о структурной организации молекул биополимеров;

знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов;

уметь объяснять значения органических веществ.

Междисциплинарные связи: химия.

Внутридисциплинарные связи: анатомия, ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Организационный момент:  кружки: желтый-беспокойство, красный-тревожно, зеленый-безразлично. Ознакомление с карточкой самооценки и технологической картой урока.   (2мин.)

II. Актуализация опорных знаний.  Мотивация учебной деятельности.       (12мин.)

   Слово учителя.    Ребята, у меня на столе вы видите предметы: сахар, крахмал, растительное масло, сало, сливочное масло, куриный белок, вода, соль.

  1. На какие две группы вы можете их разделить?
  2. Что объединяет  все эти объекты 2 группы?

У вас на опорных листах изображена схема. Заполните в схеме недостающие элементы. Работа в группах - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии : заполнение схемы.

3. Выявление места и причины затруднения. Все ли вы смогли заполнить сразу? Что у вас вызвало затруднение?                                                                           

4. Построение проекта выхода из затруднения . Определение темы урока, постановка целей урока, задач.

Сегодня мы познакомимся с органическими веществами клетки, которые для вас уже частично знакомы: белки, липиды и углеводы.

Поэтому сегодня мы изучим:

  1. Строение белков, липидов, углеводов.
  2. Функции белков, липидов, углеводов.
  3. Свойства органических веществ

- Какие источники информации нам понадобятся? Дети предлагают учебники, таблицы, медиаресурсы.

УУД Регулятивные: планирование, какими путями мы будем достигать цели урока, целеполагание,

5. Реализация построенного проекта.

Органические вещества: 20-30 % массы клетки. Распределение их неодинаковое в разных организмах: например, белки  - в  растительных организмах 40-50 %, в животных – 20-25 %, углеводы – в растительных организмах – до 90 %, в животных от 1-5 %. Отчего такая закономерность?  

По сложности их можно разделить на две большие группы: простые и сложные белки – биополимеры. Это определяет молекула вещества:

По строению их делят на 4 группы: белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты

О 3-х группах мы уже говорили с вами в предыдущих курсах биологии, но только о их роли. Вам же необходимо выяснить особенности их структурной организации и разнообразии функций. Для этого будем работать в группах.

- углеводы

- белки

- липиды.

По мере выполнения работы группа заполняет опорный конспект.

БЕЛКИ:

Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты

- состоят из мономеров:     аминокислот_____________________________

- имеют 4 типа структур: Первичная-линейная, вторичная – спиральная, третичная –глобула, четвертичная – комплекс, конфигурация нескольких молекул белка.

- выполняют функции: 1.строительная  2.каталитическая  3. двигательная

4. транспортная  5. Защитная  6. энергетическая

УГЛЕВОДЫ: С_(Н_О)_

Углеводы, или  сахариды, - это органические вещества с общей формулой  Сn2О)m

- углеводы бывают:

1.моносахариды,  к  ним относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза,  галактоза

2. дисахариды,  к ним относятся мальтоза (солодовый сахар), сахароза (свекольный сахар), лактоза (солодовый сахар)

3. полисахариды, к ним относятся: крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза

- выполняют функции: 1. Строительная,  2. Энергетическая 3. Запасающая , 4. защитная

ЛИПИДЫ:

Липиды – это нерастворимые в воде органические вещества

- классификация: нейтральные жиры, фосфолипиды, воск, стероиды, витамины, липопротеиды ( с белками), гликопротеиды (с углеводами)

Нейтральные жиры состоят из трехатомного спирта глицерина и жирных кислот

Функции: 1. Энергетическая , 2.запасающая, 3.строительная  4.теплоизоляционная , 5.защитная,

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте послушаем каждую группу и дополним свои знания.(конспект в тетради)

-А теперь откройте рабочие тетради и выполните задание № _________________

- Проанализируйте свои ответы в группах. Итак ваши выводы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Практическая работа по определению свойств веществ:

1. Растворимость углеводов: сахароза и крахмал

2. Растворимость нейтральных жиров.

3. Денатурация белка и шерстяной нити, ренатурация.

Подведение итогов.

Содержательный итог урока: тестовая работа 

1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:

а) 20-30%                     б) около 50%                    в) 10-15%;            г) более 90%.

2.Одна из важнейших функций белков:  

а) двигательная;         б) транспортная;        в) энергетическая;             г) строительная.

3.К моносахаридам относятся  углеводы:      а) глюкоза и сахароза;  

б) глюкоза и фруктоза;       в) крахмал и целлюлоза;           г) мальтоза и лактоза.

4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:

а) сахаридами;    б) моносахаридами;    в) дисахаридами;    г) полисахаридами.

 

5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:

а) белки;              б) жиры;           в) углеводы;          г) нуклеиновые кислоты.

6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:

      а ) белки;           б ) жиры;         в ) углеводы;   г ) нуклеиновые кислоты.

7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;

     в) крахмал и целлюлоза;  в) мальтоза и лактоза.

8. Жир,  которым  заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:

    а) энергии;        б) тепла;       в) пищи;      г) воды.

ОТВЕТЫ:1-а, 2- г, 3- б, 4-в, 5- б, 6- а, 7- в, 8- г.

8. Включение в систему знаний и повторение

Органические вещества, появившись на земле, дали возможность развиваться всем живым организмам. Важность и их в организме очень большая. Именно они выполняют такие процессы как энергетический и пластический обмен, биосинтез и фотосинтез, процесс деления и развития.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).       

Итак, мы с вами рассмотрели свойства, особенности строения. Достигли ли результата? Нуклеиновые кислоты???? – ассоциации.

Домашнее задание: п. 22, с. 107-110, сообщение: Открытие нуклеиновых кислот, роль ДНК, раб. Тетрадь №____

БЕЛКИ:

Белки – это ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

- состоят из мономеров

______________________________________________________

- имеют 4 типа структур:

__________________        

 _____ ____________

__________________    

__________________

- выполняют функции:

1._________________                        4._________________

2. ________________                         5. _________________

                      3. ________________                               6. __________________

УГЛЕВОДЫ: С_(Н_О)_

Улеводы – это ______________________________

____________________________________________

- классификация углеводов:

1. _________________, к ним относятся:

______________, _____________, ______________,

______________, _____________.

2. _____________, к ним относятся ______________, ______________, _____________ .

3. ________________, к ним относятся _______________, ________________, _______________, ________________ .

- выполняют функции:

1. ____________________,

2. ____________________,

3. ____________________,

4. ____________________ .

ЛИПИДЫ:

Липиды – это _______________________________

____________________________________________

- классификация:

______________  _________, __________________,  _________________,__________________, _________________, _________________ .

Функции:

1. ____________________,

2. ____________________,

3. ____________________,

4. ____________________,

5. ____________________,

6. ___________________ .

ТЕСТ

1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:

а) 20-30%                     б) около 50%                    в) 10-15%;            г) более 90%.

2.Одна из важнейших функций белков:  

а) двигательная;         б) транспортная;        в) энергетическая;             г) строительная.

3.К моносахаридам относятся  углеводы:      а) глюкоза и сахароза;  

б) глюкоза и фруктоза;       в) крахмал и целлюлоза;           г) мальтоза и лактоза.

4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:

а) сахаридами;    б) моносахаридами;    в) дисахаридами;    г) полисахаридами.

 

5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:

а) белки;              б) жиры;           в) углеводы;          г) нуклеиновые кислоты.

6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:      а ) белки;           б ) жиры;         в ) углеводы;   г ) нуклеиновые кислоты.

7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;

     в) крахмал и целлюлоза;  в) мальтоза и лактоза.

8. Жир,  которым  заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:

    а) энергии;        б) тепла;       в) пищи;      г) воды.

ТЕСТ

1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:

а) 20-30%                     б) около 50%                    в) 10-15%;            г) более 90%.

2.Одна из важнейших функций белков:  

а) двигательная;         б) транспортная;        в) энергетическая;             г) строительная.

3.К моносахаридам относятся  углеводы:      а) глюкоза и сахароза;  

б) глюкоза и фруктоза;       в) крахмал и целлюлоза;           г) мальтоза и лактоза.

4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:

а) сахаридами;    б) моносахаридами;    в) дисахаридами;    г) полисахаридами.

 

5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:

а) белки;              б) жиры;           в) углеводы;          г) нуклеиновые кислоты.

6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:      а ) белки;           б ) жиры;         в ) углеводы;   г ) нуклеиновые кислоты.

7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;

     в) крахмал и целлюлоза;  в) мальтоза и лактоза.

8. Жир,  которым  заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:

    а) энергии;        б) тепла;       в) пищи;      г) воды.

Практическая работа по определению свойств веществ

Тема: Растворимость углеводов: сахароза и крахмал

  1. Растворите в воде данные углеводы: как они растворяются, как вы думаете, от чего зависит их растворимость?
  2. Сделайте вывод: какая  зависимость существует между сложностью молекулы углевода и его растворимостью и сладким вкусом.

Практическая работа по определению свойств веществ

Тема: Растворимость нейтральных жиров.

  1. Растворите в воде данные жиры: растительное масло и сало,  как они растворяются, как вы какое свойство жиров проявляется, при каких условиях они будут хорошо растворяться?
  2. Сделайте вывод о растворимости липидов.

Практическая работа по определению свойств веществ

Тема:

Денатурация белка и шерстяной нити

  1. «Действие этилового спирта на белок»

     К раствору белка добавьте этиловый спирт. Что произойдет?

  1. Сделайте вывод: как изменяется структура белка? Может ли идти обратный процесс  - ренатурация?

    !!!!! Запомните эту реакцию на всю жизнь, то же самое происходит в  организме    

    человека, если он регулярно употребляет спиртные напитки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс

Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить  строение клетки, выя...

Презентация к уроку биология 10 класс "Питание клетки".

Презентация к уроку биология 10 класс "Питание клетки"....

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Транспорт веществ в клетке"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Транспорт веществ в клетке"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Энергетический обмен в клетке"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Энергетический обмен в клетке"...