Мини статья из опыта "Роль настольных игр на уроках географии и биологии с детьми с ОВЗ"
статья по биологии (5 класс) на тему

Бражкина Ольга Михайловна

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мини- статья638.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль настольных игр на уроках,  занятиях по биологии и географии с детьми с ОВЗ

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. При помощи настольных игр можно посоревноваться с друзьями в эрудиции и находчивости, везении и смекалке, можно  проявить таланты сыщика или экономиста. В любом случае хорошее настроение и позитивный настрой всех играющих  гарантированы многолетним опытом использования настольных игр.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
        Используя игру по правилам, количество условий игры должно ограничено двумя – тремя, т.к. детям  с ограниченными возможностями трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра  «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра  «Четвертый лишний», «Парные картинки», «В деревне», «Узнай силуэт», «Играем и изучаем свойства», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино»,  «Узнай материк по очертаниям»,  «Лото»  и т.д.

Д/И  «Играем и изучаем свойства»

Карточки в игре яркие, динамичные, изготовлены по технологии  пазла, соединяемые в группы по 5 штук. Игра начинается с большой карты. Цель игры: подобрать соответствующие 4 картинки, связанные с изображением на большой карте. Обязательно комментировать свои действия. Это способствует развитию речи, логике, воспитанию усидчивости и внимания.

Игра в группе превращается в соревнование.

C:\Users\Host\Desktop\фото для портфолио\DSCN1111.JPG

Д/И «В деревне»

Игра закрепляет знания о животных, условиями их содержания и особенностями кормления. Расширяется кругозор, развивается произвольное внимание, логическое мышление, память, связная речь, совершенствуется мелкая моторика.

При игре важна похвала и помощь. Продолжительность игры зависит от усидчивости  учащегося и концентрации внимания.

В игре приведены интересные факты из жизни животных.C:\Users\Host\Desktop\фото для портфолио\DSCN1115.JPG

C:\Users\Host\Desktop\фото для портфолио\DSCN1112.JPG

Лото «Мир животных»

В игре  – карточки: «Пустыня», «Водоем», «Степь», «Горы», «Луг». Игроки фишками накрывают  совпавшие картинки. Выигрывает тот, кто первым накроет фишками все картинки.

C:\Users\Host\Desktop\фото для портфолио\DSCN1117.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...

Статья из опыта "Здоровьесберегающие приемы на уроках географии с детьми с ОВЗ"

Профессор А.Б. Ситель в книге  «Соло для позвоночника» резко и  эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного  школьного образования: «Возмутительно заставлять сидеть ...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»

Примеры использования проектной деятельности на уроках географии при изучении курса "География России"....