Рабочая программа элективного курса микробиология 10 В
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

Программа элективного курса «Микробиология» адресо­вана учащимся 10 классов. Составлена по программе элективного курса «Микробиология» Я.С.Шапито по учебному пособию: Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.  «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektivnogo_kursa_mikrobiologiya_10_v_polyakova_v.a.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

 

Утверждаю

Декан ФОО:

Согласовано

Заведующий

кафедрой

Рассмотрено на заседании кафедры

биологии

 Протокол №1,

от 3. 09.2014.

Рабочая программа элективного курса

«Микробиология»

Класс

10В профильный

Учебный год: 2014- 2015

Разработал:

  Полякова В.А.

 преподаватель биологии

Самара 2014 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10 классов. Составлена по программе элективного курса «Микробиология» Я.С.Шапито по учебному пособию: Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.  «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г.          

Цели изучения предмета:

Цели курса:

освоение знаний о биологических системах (вирусы, бактерии,клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах:

 вызывающих заболевания растений; - бактериофагах;  вызывающих заболевания у животных и человека; Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений микробиологии

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 Задачи

  1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
  2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
  3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.

Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).

Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.  

       Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе.   В качестве ценностных ориентиров микробиологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения микробиологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс микробиологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию микробиологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.

Курс микробиологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе микробиологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Микробиология» входит в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения. 

В соответствии с БУПом курс микробиологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: вирусах, бактериях, клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).

Рабочая программа по микробиологии в 10 классе на профильном уровне составлена согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений общего образования из расчета1 часа в неделю. Общее количество уроков 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 

Личностные результаты обучения:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области микробиологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами программы по микробиологии в 10 классе являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по микробиологии в 10 классе являются:

1.   В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);

• объяснение роли микробиологии в формировании научного мировоззрения; вклада микробиологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие и здоровья  человека; влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;

• умение пользоваться микробиологической терминологией и символикой;

2.   В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, микробиологической информации, получаемой из разных источников;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).        

3.   В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки микробиологических экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

                               

         Содержание учебного предмета 

Вводное занятие

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.

1. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
  3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
  4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.

Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.
  2. Важнейшие классы грибов и их представители.
  3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
  4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

      4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии

Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

    5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

Календарно-тематический план

Наименование темы, раздела

Основная характеристика деятельности обучающихся

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

        Определяют объект изучения микробиологии. Характеризуют краткую историю развития микробиологии. Раскрывают значение микробиологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира       

Вирусы (9 ч)

2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

Определяют понятия: микромир, вирусы, бактериофаги.

 Выделяют особенности строения и размножения. Раскрывают значение в природе и жизни человека

3

Взаимоотношения вируса

и клетки-хозяина.

Методы обнаружения вирусов

 Характеризуют меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

4

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

          Определяют понятия: бактериофаги, нуклеопротеин, белковый капсид. Характеризуют многообразие организмов. Сравнивают Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Анализируют текст учебника

5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

          Определяют понятия: вироид , прионы. Характеризуют многообразие организмов

6

Диагностика вирусных болезней растений

7

Защита растений от вирусов

Определяют понятия: андийская крапчатость картофеля, розеточной мозаики персика, пожелтения картофеля, латентной мозаики персика, рашпелевидности листьев черешни, оспы сливы.

8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

Определяют понятия: инфекционный фон, гены устойчивости

9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

Метод прямой и косвенной диагностики: вирусных включений, электронной микроскопии, молекулярно-биологические методы: ДНК-зонды, серологическая индикация, растения- индикаторы.

10

Заключительное занятие по теме «Вирусы»

Обобщение полученных знаний

Бактерии (10 ч)

11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

Рассматривают понятия: Форма, цвет, величина, фактура бактериальных колоний. L-формы и R-формы бактерий

12

Обмен веществ и энергии

у бактерий, их роль в экосистемах

Характеризуют обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Определяют понятия: гомеостаз, пластический и энергетический обмен, его основные этапы: подготовительный этап, гликолиз, клеточное дыхание (анаэробное и аэробное дыхание).

13

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

Раскрывают особенности обмена веществ у бактерий.

14

Фотосинтезирующие бактерии

Раскрывают особенности обмена веществ у бактерий, фототрофы, фотосинтетическое фосфорилирование

15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

Раскрывают роль бактерий в природе

16

Бактериальные болезни растений

Определяют понятия: черный бактериоз, красный бактериоз , бактериальный ожог, кольцевая гниль, черная ножка, бактериоз, рябуха, туберкулез и др.

17

Бактериальные болезни животных и человека

Сибирская язва, столбняк, дифтерия, лептоспироз, чума, туляремия, европейская гнильца, сап, лептоспироз, орнитоз и др.

18

Молочнокислое брожение

Молочнокислые бактерии, дрожжи, анаэробные кокки, клостридии, бифидобактерии, кишечная палочка, лактобактерии. Продукты брожения.

19

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения

Рассматривают Методы изучения

20

Использование бактерий в биотехнологии

Характеризуют биотехнологию, ее достижения, перспективы развития. Сравнивают этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).  Выполняют практическую работу.

Определяют понятия: клеточная и генная инженерия.

Грибы (12 ч)

21

Общая характеристика грибов

как эукариотических гетеротрофных

микроорганизмов

Определяют понятия: фунги , особенности строения. Гифы грибов.

22

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов

Характеризуют Низшие и высшие грибы, ооспоры, амебоид, плазмоид, ризоморфы, мицелиальные шнуры, ризоморфы, столоны, склероции и др.

23

Бесполое размножение грибов

Определяют понятия: бесполое размножение

24

Половое размножение грибов

Определяют понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, кариокинез и цитокинез.

25

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

Высшие, низшие грибы, плесневые.Базидиомицеты, аскомицеты. Зигомицеты ,  дейтеромицеты, хитридиевые, оомицеты. Настоящие грибы, Слизевики.

26

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

Целлюлаза, хитиназа, инвертаза, хитин, целлюлоза, гликоген, трегалоза и др.

27, 28

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

Характеризуют Стадии спиртового брожения. Верховое и низовое брожение.

29

Взаимоотношения грибов и растений

Грибы-паразиты, грибы - симбионты

30

Симбиоз грибов и растений

Паразиты растений – капустная белянка, яблонная медянка.,  микориза.

31

Грибы — паразиты животных и человека

Аскосфера пчелиная, парша, стригущий лишай,аспергиллез, кандидоз, микроспория

32

Использование грибов в биотехнологии

Получение кефира, сыра (рокфор, бри, камамбер)

Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)

33

Биологические основы

и направления использования

микроорганизмов в генетической

инженерии

Определяют понятия: наследственность и изменчивость, генетика, чистые линии.  Характеризуют общие свойства генетического аппарата: способность к самовоспроизведению, сохранение постоянства своей организации, способность приобретать изменения и воспроизводиться; предмет, задачи, методы исследования генетики. Раскрывают связь генетики с другими науками, основные направления генетики.

34

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине

Заключительное занятие

по теме «Роль микроорганизмов

в генетической инженерии»

Раскрывают значение генетики для медицины и селекции. Характеризуют генетические основы селекции микроорганизмов.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного

предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования

Д

1.2.

Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.  «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.г. Королев 2010г.          

Д

1.3.

Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986

Д

1.4.

 Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.

Д

1.5.

Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.

Д

1.6.

Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.

Д

1.7.

Биология. Руководство к лабораторным занятиям. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Чебышева –М. «Гоэтар-Медиа», 2011

Д

1.8.

Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал

Ф

1.9.

Г.Н. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии._М.: «Просвещение», 1981

Д

1.10.

Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор Биология. В трех томах.- М.: «Мир», 1990

Д

1.11.

Молекулярно-генетические и биохимические методы в современной биологии растений.

Д

1.12.

 Практикум по микробиологии, Под ред А.И. Нетрусова, -М, «АCADEMA», 2005

Д

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы

2.1.

Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Д

2.2.

Правила поведения в учебном кабинете.

Правила поведения на экскурсии.

Д

2.3.

Развитие животного и растительного мира

Д

2.4.

Размножение растений

Д

2.5.

Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Биотехнология.

Генетика.

Д

2.6

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

2.7.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики)

3

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы

3.1

Основы цитологии

Д

3.2

Основы селекции

Д

3.3

Общая микробиология

Д

Коллекция цифровых  образовательных ресурсов

Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,;

«Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы»

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-

справочных материалов по курсу                  биологии, в том числе        задачник              

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

4.1.

Стол для проектора

Д

4.2.

Экран

Д

Минимальный размер 1,5х1,5 м

5

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Приборы, приспособления

5.1

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Р

П

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

5.2

Микроскоп школьный ув. 300-500

Р

5.3

Микроскоп лабораторный

Р

6.

МОДЕЛИ

Модели объемные

6.1

Модель молекулы ДНК

Д

Муляжи

Д

7.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

7.1.

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Р

Используется раздаточный материал

Микропрепараты

Р

7.2

Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.

Р

7.3

Комнатные растения по экологическим группам

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

Д - также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф - комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),

П - комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Обучающиеся научатся

1.

Предметные результаты

Раскрывать понятия:

      -  свойства живого;

  • методы исследования в микробиологии;
  • значение биологических знаний в современной жизни;
  • профессии, связанные с биологией;
  • уровни организации живой природы.  

— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;

  • особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
  • проводить несложные микробиологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. Объяснять:
  • особенности строения клетки эукариот и прокариот;
  • функции органоидов клетки;
  • основные положения клеточной теории;
  • химический состав клетки;
  • клеточный уровень организации живого;
  • строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
  • обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
  • рост, развитие и жизненный цикл клеток;
  • особенности митотического деления клеток:
  • использовать методы микробиологической;

Объяснять понятия:

  • мейоз;
  • особенности индивидуального развития организма;
  • основные закономерности передачи наследственной информации;
  • закономерности изменчивости;
  • основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
  • особенности развития половых клеток.

описывать организменный уровень организации живого;

  • раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
  • характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

2

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся смогут:

  • определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
  • классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
  • самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
  • при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • формулировать выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
  • применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;
  • владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
  • демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

3

Личностные результаты обучения

  • Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую микробиологическую науку;
  • осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Ученик получит возможность научиться          

Характеризовать сущности микробиологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Самостоятельно оперировать микробиологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;

Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

Решать микробиологические задачи, оценивать и прогнозировать микробиологические процессы, применять теоретические знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...