Рабочая программа по биологии "Растения" 7 класс для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Абулева Нина Ивановна

Рабочая программа по биологии «Растения» для 7 класса составлена  на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Уровень программы – коррекционно-развивающий.

 Логика изложения и содержание рабочей программы  соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_7_klass.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII  вида

протокол №  1

от «28»  08   2014 г. 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________________

И.Н.Дешевых

«01»   09  2014 г.

 Рабочая программа

 по биологии  «Растения»  

7 класс

для  специальной (коррекционной)

общеобразовательной  школы VIII вида

на 2014-2015уч.г.

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов за год:   68 ч.

Разработчик: Абулева Нина Ивановна, учитель высшей квалификационной  

                       категории

Структура

1.  Пояснительная записка      

  1. Содержание образовательной программы
  2. Требования к уровню подготовки  обучающихся
  3. Практические занятия по биологии
  4. Календарно – тематическое  планирование
  5.  Мониторинг образовательной области
  6.  Средства обучения
  7.  Источники информации

                                          Пояснительная записка

  Рабочая программа по биологии «Растения» для 7 класса составлена с  учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001 год и допущена Министерством образования Российской Федерации;
  • Устава школы  № 23 VIII вида;
  • Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
  • Программы обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования «Развитие», Ульяновск, 2010г.;
  • Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
  • Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы – коррекционно-развивающий.

      Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.

      Биология 7 класса является предметом Федерального компонента  учебного  плана специального (коррекционного)  обучения  VIII вида  ОУ,  на  реализацию  которого  отводится  2 часа  по  программе.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
     Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов:

-соответствия содержания образования потребностям общества;

-учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

-структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
        Основой курса биологии для коррекционной школы VIII вида являются: - идеи преемственности начального и основного общего образования;  

- гуманизации образования, соответствия содержания образования;

- возрастным и психическим закономерностям развития учащихся;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования,

- формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
        Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

 Основными целями изучения биологии в  коррекционной школе являются:
- усвоение знаний
 о живой природе и присущих ей закономерностях;

- строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- воспитание
 позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни
 для выращивания растений;

- оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе,

соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебники по биологии соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2014-2015 учебный год.

Изучение курса 7 класса «Растения»  начинается со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.        

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

Содержание образовательной программы

по предмету биология «Растения»

7 класс

Растения, грибы и бактерии

(2 ч в неделю)

Введение. Значение растений и их охрана.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветение и плодоношение растений.

Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семена растений.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

     Практическая работа:

- определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

- условия, необходимые для прорастания семян;

- передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

       Корни и корневые системы.

Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

       Лист.

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

- испарение воды листьями;

- дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

      Стебель.

Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

- передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
     
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка.
  3. Строение семени фасоли.
  1. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Многообразие бактерий, грибов, растений.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

- в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения:

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения.

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

- перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа.

Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

- в саду, на школьном учебно-опытном участке;

- вскапывание приствольных кругов;

- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

—        «Весенние работы в саду».

Заключение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны знать:

-  названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

-  некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

-  разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

- различать грибы и растения.

Практические занятия

Дата

Вид практического задания

Название  темы

Лабораторные работы.

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка.

3. Строение семени фасоли.

4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая  работа

Определение всхожести семян.

Экскурсии в природу

Ознакомление с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян

Экскурсии в парк

Ознакомление с особенностями растений осенью и весной.

Лабораторная работа.

Строение луковицы

Лабораторная работа.

Строение клубня картофеля.

Практическая работа

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Практическая работа в саду

Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Календарно – тематическое планирование образовательной  области

по предмету биология « Растения»

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Информационное

обеспечение

Дата проведения

По плану

Фактически

Многообразие растений (3ч)

1

Введение. Разнообразие растений.

сообщение новых знаний

Вводная беседа.

Табл. условных обозначений; иллюстрации растений,24,16

2

Значение растений

комбинированный

Деловая игра

Гербарий, лекарственные растения,11,16,24

3

Охрана растений

комбинированный

Устный журнал.

Растения, занесённые в Красную книгу13,17,24

Цветок (4ч).

4

 Строение цветкового растения.

сообщение новых знаний

Лабораторная работа

Табл. «Строение цветкового растения», живые растения,24,11,4,6

5

Строение цветка.

закрепление изученного

Лабораторная работа  

Табл. «Строение цветка», живые цветы17,24

6

Виды соцветий.

закрепление изученного

Экскурсия в природу.

Табл. «Виды соцветий» 11,13,24

7

Опыление цветков

сообщение новых знаний

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Табл. «Опыление растений»  13,17,24

Плод (7 ч)

8

Плоды. Разнообразие плодов.

комбинированный

Урок-презентация (ИКТ)

Мультимедийная презентация,

 Муляжи, рисунки, плоды ,28

9

Размножение растений семенами.

комбинированный

Экскурсия в природу.

Образцы семян

10

 Внешний вид и строение семени фасоли.

закрепление изученного

Лабораторная работа

Семена фасоли,  лабораторное оборудование ,16,24

11

 Строение зерновки пшеницы.

применения знаний

Лабораторная работа

Зерновка пшеницы, лабораторное оборудование ,16,24

12

Условия прорастания семян

комбинированный

Рассказ с демонстрацией опытов.

Четыре набора семян, выращ. в разных условиях,17,24

13

 Определение всхожести семян.

комбинированный

Лабораторная работа

Семена растений ,заделанных на разную глубину, табл. «Глубина заделки семян»

14

 Правила заделки семян в почву.

применения знаний

Практическая работа

Семена и земля, табл. «Глубина заделки семян»

Корень (4ч)

15

Корень. Виды корней.

сообщение новых знаний

Беседа с практическими заданиями.

Пророщенные семена фасоли и пшеницы, черенок тополя ,13,17,24

16

Корневые системы. Корневые волоски.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Табл. «Корневые системы»,17,24

17

Значение корня в жизни растения.

обобщение и систематизация

Беседа с решением проблемных ситуаций.

Табл. «Корневые системы» 11,24

18

Видоизменения корней.

закрепление изученного

Рассказ с демонстрацией образцов.

Корнеплоды, корнеклубни -муляжи и реальные образцы.

Лист (6ч).

19

Лист. Внешнее строение листа

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Различные листья(натуральные и  гербарий)17,24

20

Из каких веществ состоит растение

сообщение новых знаний

Беседа с решением проблемных ситуаций.

Листья растений, картофелина, йод,11,13,24

21

Образование органических веществ в растениях

комбинированный

Рассказ с демонстрацией опытов.

Материалы к опытам, листья растений 11,13,24

22

Испарение воды листьями

закрепление изученного

Рассказ с демонстрацией опытов.

Материалы к опытам, листья растений 11,13,24

23

Дыхание растений

Применения знаний

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Материалы к опытам, листья растений,28,24

24

Листопад и его значение

закрепление изученного

Устный журнал.

Картины листопада, 17,24,28

Стебель (3ч)

25

Стебель. Строение стебля

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Табл. «Строение стебля дерева», индивид. задания на карточках,11,24

26

Значение стебля в жизни дерева

комбинированный

Беседа с решением проблемных ситуаций.

Материалы к опытам. Табл. «Строение стебля дерева», карточки-вопросы.16,11,24.

27

Разнообразие стеблей

применения знаний

Заочное путешествие

Гербарий, иллюстрация различных видов стеблей.

5,6,24

Растение — целостный организм (7ч)

28

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

комбинированный

Урок-презентация (ИКТ)

Мультимедийная презентация «Растения и окружающая среда»

29

Деление растений на группы.

сообщение новых знаний

Деловая игра

План-описание Табл. Взаимосвязь частей растения.11,17,24

30

Мох  как представитель многолетних травянистых растений.

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Образцы мха, торфа

Табл.«Использование торфа»11,24

31

Папоротники- нецветковые растения.

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Иллюстрация папоротника.

Табл. «Использование каменного угля» 11,24

32

Голосеменные хвойные растения

комбинированный

Рассказ-описание с использованием  опорных схем.

Иллюстр. хвойных и листв.растений,17,24

33

Волшебный мир растений.

обобщение и систематизации

урок-игра

Игровое поле для игры, фишки,

иллюстрации различных заданий. 11,17,24

34

 Деление цветковых на классы

закрепление изученного

Беседа с решением проблемных ситуаций.

Табл. условных обозначений; иллюстрации растений 13,24

Однодольные покрытосеменные растения (6ч)

35

Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых.

сообщение новых знаний

Рассказ-описание с использованием  опорных схем.

Иллюстрации зерновых, полей и жатвы,11,24

36

Хлебные злаковые культуры.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией образцов.

Иллюстрации зерновых и натуральные растения,5,16,11,24

37

Выращивание зерновых и использование злаков в сельском хозяйстве.

применения знаний

Деловая игра

Иллюстрации зерновых, хлебобулочных изделий

17,24

38

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

комбинированный

Заочная экскурсия

Иллюстрации лилия, тюльпан, хлорофитум

17,24

39

Овощные лилейные.

Строение луковицы.

закрепление изученного

Лабораторная работа

Муляжи, рисунки, плоды овощных лилейных.11,24

40

Дикорастущие лилейные.

Ландыш.

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Иллюстрации ландыша,

план-описание, опорные схемы.17,24

Двудольные покрытосеменные растения (25ч)

41

Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых.

Паслен.

сообщение новых знаний

Беседа с решением проблемных ситуаций.

Иллюстрации паслена,11,24

42

Строение клубня картофеля

комбинированный

Лабораторная работа

Клубни картофеля,24

43

 Технология выращивания картофеля

применения знаний

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Иллюстрация продуктов из картофеля,24

44

Овощные пасленовые.

Томат

комбинированный

Рассказ с демонстрацией образцов.

Иллюстрация продуктов из томатов,24

45

Овощные пасленовые.

Баклажаны и перцы

закрепление изученного

Рассказ с демонстрацией образцов.

Иллюстрация растений перца и томатов,24

46

Цветочно-декоративные пасленовые

комбинированный

Заочное путешествие

Иллюстрация, табак и белена,24

47

Общие признаки бобовых.

Пищевые бобовые

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

Табл. «Бобовые культуры»,

натуральные бобовые 11,17,24

48

Фасоль и соя -южные бобовые культуры

комбинированный

Рассказ с демонстрацией образцов.

Иллюстрацияфасоль и соя, натуральные образцы. 24

49

Кормовые бобовые

закрепление изученного

Работа в группах постоянного состава.

Иллюстрация, клевер,

люпин  17,24

50

Покрытосеменные растения

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

20

51

Общие признаки розоцветных. Шиповник -растение группы розоцветных.

комбинированный

Работа в группах    сменного состава.

Иллюстрация, розоцветных, гербарий, задания для групп  12,24

52

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией образцов.

Иллюстрация деревьев, плодов, цветков яблони и груши,14,17

53

«Эти удивительные растения»

Обобщения и систематизации

Викторина

Медиафайлы,17

54

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина.

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Иллюстрация деревьев, плодов, цветков

вишни и малины  11,13,24

55

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника

закрепление изученного

Беседа  с практическими заданиями.

Иллюстрации растений,

цветков и плодов земляники ,11,24

56

Персик и абрикос -южные плодовые  розоцветные культуры

комбинированный

Рассказ -описание с составлением характеристики объектов.

Иллюстрации растений,

цветков и плодов абрикоса и персика 17,24

57

Общие признаки сложноцветных.Пищевые сложноцветные.Подсолнечник.

комбинированный

Беседа с решением проблемных  вопросов и ситуаций.

Иллюстрации сложноцветных, подсолнечника, продуктов из

подсолнечника 16,24

58

Календула и бархатцы-однолетние цветочно-декоративные сложноцветные

комбинированный

Урок-презентация (ИКТ)

Презентация «Календула и бархатцы»

земля 11,24

59

Маргаритка и георгин -многолетние цветочно-декоративные сложноцветные

комбинированный

Самостоятельная работа

Иллюстрации Маргаритка и георгин, корнеклубни

георгина 11,24

60

Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка

применения знаний

Практическая работа

Комнатные растения, земля,

инвентарь

61

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке

применения знаний

Практическая работа.

Садовый инвентарь

62

Весенняя обработка почвы

применения знаний

Практическая работа

Садовый инвентарь

63

Растение- живой организм

Коррекции знаний

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Табл.Взаимосвязь частей растения, занимательные задания 4,17,24

64

Многообразие растительного мира

контроль и проверка знаний

Проверочная работа

Контрольные задания

Многообразие растений, бактерий и грибов(5)

65

Бактерии и особенности их жизнедеятельности

сообщение новых знаний

Рассказ -описание с составлением характеристики объектов.

Иллюстрацияразличных видов бактерий  13,24

66

Строение и особенности  жизнедеятельности грибов

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Иллюстрация папоротника

13,24

67

Съедобные и несъедобные грибы.

Ядовитые грибы

закрепление изученного

Деловая игра

Иллюстрация съедобных и несъедобных грибов, муляжи грибов

13,24

68

Мир растений

обобщение и систематизация

Практическая работа

Медиафайлы и иллюстрации различных растений.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации,  учебные документальные  фильмы.

Кроме этого при  проведении уроков используется  дидактический материал:

-таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;

-объемные плакаты;

-коллекции разнообразных семян

-гербарий (зерновые культуры, декоративные растения и т.д.)

-муляжи фруктов и овощей

 На уроках осуществляется мониторинг сформированности ЗУН обучающихся с использованием ИКТ (составлены интерактивные тесты)

Мониторинг образовательной области по предмету  биология 7 класс    

Состояние владения

навыками и

мотивация

к учению

Вид

деятельности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Степень владения

Мотивация

Степень владения

Мотивация

Степень владения

Мотивация

Степень владения

Мотивация

1

2

3

да

нет

1

2

3

да

нет

1

2

3

да

нет

1

2

3

да

нет

Знание названия некоторых бактерий, грибов, растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых

Знание некоторых биологических особенностей и  приемы возделывания с/х растений

Знание разницы ядовитых и съедобных грибов

Умение различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень)

Умение проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке

Умение различать однодольные и двудольные растения

Итого баллов:

Условные обозначения: 1 – не выполняет;  2 – выполняет с помощью учителя;  3 – выполняет хорошо и самостоятельно.

Уровни оценивания:  Высокий – 19-21 балл;  Средний – 14-18 баллов;  Низкий – 9-13 баллов;  Несформированный – 7-8 баллов.

Средства  обучения

1. Компьютер;

2. Телевизор

3. СД- проигрыватель;

4.  Ауди и видео записи;

5. Компактдиски;

6. Энциклопедии;

7. Интернетресурсы.

8. Интерактивная доска

Литература:

     а) Основная:

  1.  Багрова Л.А., Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. АСТ, 1995, 511стр.
  2.  Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Изд. Лайда, Москва, 1995, 95 стр.
  3.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Изд. Учитель, Воронеж, 2002, 157 стр.
  4.  Егорова Л.М., Коробкова Е.П., Кривошеев В.А., Соколов В.Н. Стпыжков А.В., Шабалова М.Н. Программа экологического обучения и воспитания для детских садов. Часть 1. Ульяновск. УлГУ, 1997, 196 стр.
  5.  Кондратьева Н.Н. (1955-1995г.), Шилёнок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. мы. Программа экологического образования детей.

2-е издание, испр. и доп. - СПБ: Детство – пресс, С-П, 2001,240 стр.

  1.  Костева И.А. Методические рекомендации по оформлению образовательных программ учебных групп и детских коллективов, ИПК ПРО, Ульяновск.
  2.  Сезонные экскурсии в природу. Методические рекомендации для учителей биологии средней школы. Ульяновск, Областной экологический  центр учащихся, 1991, 32 стр..

       б) Дополнительная:

  1.  Бианки В. Лесная газета клуб колумбов, С-П. Дрофа, 2004, 260 стр.
  2.  Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М. Внешсигма, АСТ

 2003, 295 стр.

  1.  Гуревич Л. - перевод. Большая энциклопедия природы для детей. М. Межкнига, 1994,254 стр.
  2.  Онегов А. Школа юннатов. М. АСТ, 1997, 501 стр.  
  3.  Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Автор составитель. Планета – наш дом. Мир вокруг нас, учебник – хрестоматия  по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Изд. Лайда, М, 1995, 287 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.

Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII  вида под редакцией Никишова...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...

Рабочая программа по математике для 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В программе представлено содержание изучаемого материала по математике в 5-9 классах специальной коррекционной школы 8 вида...

Программа "Математика" 5-9 класс для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Математика является одним из  ведущих  предметов в общеобразовательном специальном (коррекционном)  учреждении VIII вида. Математика вносит существенный вклад в развитие речи, мышления,...